СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ МАЧТЫ КАТАМАРАНА ПАРУСНОГО Российский патент 2024 года по МПК B63B1/14 B63B7/08 

Описание патента на изобретение RU2822205C1

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования разборных многокорпусных плавсредств, содержащих элементы из нежестких материалов, например, надувные корпуса, а именно к узлу крепления мачты к раме катамарана.

Из уровня техники известны следующие решения.

Известен узел крепления мачты катамарана, представляющий собой пирамиду, образованную разборным мостом, состоящим из продольных и поперечных балок, образующих основание пирамиды, а также ее боковых ребер, на вершине которых закреплена площадка для основания мачты (патент РФ №81470, опубл. 20.03.2009).

Наиболее близким аналогом к проверяемому решению является узел крепления мачты разборного катамарана, выполненный в виде металлической детали с шаровой опорой мачты, с глухим резьбовым соединением на продольной оси и двумя непересекающимися взаимно перпендикулярными отверстиями для продольной и поперечной балок рамы катамарана. Шпрюйт выполнен в виде опорной втулки, на которой закреплены концы тросов, и втулки со сквозным отверстием, верхняя часть которой снабжена резьбой, а нижняя предназначена для закрепления на опорной втулке с возможностью вращения вокруг оси, перпендикулярной горизонтальной плоскости опорной втулки, при этом соединение подмачтового узла со шпрюйтом конструктивно выполнено в виде шпильки с резьбой (патент РФ №2025390, опубл. 30.12.1994).

Технический результат изобретения состоит в повышении надежности корпуса судна управляемость судна, остойчивости катамарана и обеспечения жесткости конструкции на излом и кручение за счет того, что нижний узел крепления мачты дополнительно выполняет функцию нижней точки для связей жесткости (растяжек) каркаса.

Заявленный технический результат достигается за счет конструкции системы крепления мачты катамарана, включающей подвесной узел для крепления нижней части мачты, представляющий собой пластину с цилиндром, у которого, согласно изобретению, на боковых сторонах расположены ребра с отверстиями для растяжек на боковых сторонах, в который вставлена нижняя часть мачты, а средняя часть мачты проходит через отверстие в мачтовом узле, представляющем собой профиль, закрепленный на центральной балке рамы катамарана параллельно плоскости палубы, со сквозным отверстием на краю, противоположном месту крепления к раме.

Установка мачты на подвесном узле на расстоянии от основной рамы обеспечивает вынос мачты (центра парусности судна) вперед относительно линии швертов, за счет чего достигается баланс парусной нагрузки и улучшается управляемость судна, при этом нижняя точка мачты, являясь неподвижной относительно плоскости рамы, позволяет зафиксировать оттяжки углов рамы для существенного повышения жесткости конструкции на излом и кручение. Под действием веса мачты и ветровых нагрузок, натягиваются растяжки, закрепленные вторым концом в разные части сборного каркаса. Это обеспечивает дополнительную жесткость и перераспределяет поперечные нагрузки.

Далее решение поясняется ссылками на фигуры, на которых приведено следующее.

Фиг. 1 – вид надувного разборного парусного катамарана сбоку.

Фиг. 2 – вид надувного разборного парусного катамарана спереди.

Фиг. 3 – вид надувного разборного парусного катамарана снизу.

Фиг. 4 – общий вид подвесного узла мачты.

Фиг. 5 – вид рамы сверху.

Фиг. 6 – вид мачтового узла сверху.

Катамаран представляет собой двухкорпусное судно с парусным вооружением. В общем виде катамаран надувной парусный разборный включает раму 2 сборную алюминиевую, два штевневых надувных поплавка 1, мачту 3, руль 4, два шверта 5. Мачта установлена в подвесном узле 7 на расстоянии от основной рамы за счет мачтового узла 6. На раме закреплена основная палуба 8 и грузовая палуба 8.1, по бокам которых установлены комингсы. На центральной балке 2.1 в ее середине закреплен мачтовый блок 6.

Основная мачта 3 выполнена из мачтового профиля типа «Марлин» с каплевидной формой сечения и состоит из четырех колен. На мачте установлены рымы для крепления вант 12. Ванты 12 представляют собой растяжки, которые держат мачту в вертикальном положении сверху и обеспечивают ее устойчивость.

Нижней точкой опоры мачты является подвесной узел 7 (фиг. 4). Подвесной узел 7 крепится к элементам рамы с помощью растяжек 15. Подвесной узел представляет собой цилиндр 19, приваренный одним основанием к пластине 20, форма которого повторяет форму сечения мачтового профиля. На боковых сторонах цилиндра выполнены петли для растяжек (вант), представляющие собой ребра 21 с отверстиями, приваренные одной своей стороной к пластине 20, другой – к боковой поверхности цилиндра 19. На указанных ребрах 21 выполнены отверстия 22, также на пластине 20 между ребрами 21 выполнены отверстия 23. В указанные отверстия вставляются цепи растяжек 15, закрепленные с другой стороны на раме, образуя подвесной узел, на цилиндр 19 уставлено нижнее колено мачты, опираясь на пластину 20.

Мачтовый блок 6 (фиг.6) поддерживает мачту и является третьей точкой крепления. Мачтовый блок 6 представляет собой профиль, закрепленный на центральной балке рамы параллельно плоскости палубы через уголки 25 посредством сварки. Мачтовый блок 6 выполнен со сквозным отверстием 24 на краю, противоположном месту крепления к раме. Сквозь указанное сквозное отверстие 24 устанавливается мачта, для плотной посадки мачты форма и размер отверстия 24 соответствует форме поперечного сечения профиля мачты 3. Мачтовый блок обеспечивает вынос вперед центра парусности (мачты) относительно швертов 5. Это позволяет катамарану быть более сбалансированным и легким в управлении.

Установка мачты с помощью заявленного узла производится после предустановки бушприта (горизонтальная рангоутная балка для крепления переднего паруса) одной стороной в мачтовом блоке и защелкивания растяжек бушприта к подвесному узлу 7. Подвесной узел 7 удерживается растяжками 15, каждая из которых закреплена в углу рамы катамарана и в отверстии для растяжек в ребре подвесного узла, находящегося напротив соответствующего угла рамы.

Далее собирают мачту, проводят все проводки такелажа. После чего защелкивают ванты в точках крепления к раме и продевают мачту сквозь отверстие 24 мачтового блока 6. Устанавливают низ мачты в подвесной узел. Поднимают мачту, осуществляют натяжение с помощью штага Стакселя и закрепляют его на бушприте. Фиксируют мачтовый узел. Фиксируют через кницу бушприт к передней поперечной трубе с помощью рым-болта и рым-гайки.

Похожие патенты RU2822205C1

название год авторы номер документа
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Королев Игорь Васильевич
  • Пихтарев Владимир Николаевич
RU2092372C1
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Святенко Виталий Иванович
  • Лысенко Виктор Григорьевич
RU2025390C1
ЯХТА 2010
  • Ежков Александр Викторович
RU2426670C1
Разборное парусное вооружение 1989
  • Синьковский Юрий Леонидович
  • Иванов Валерий Анатольевич
  • Пизина Валентина Дмитриевна
SU1654129A1
МНОГОКОРПУСНОЕ РАЗБОРНОЕ СУДНО 2004
  • Елисеев Максим Юрьевич
  • Александров Игорь Борисович
  • Васильев Борис Николаевич
RU2296077C2
Парусный катамаран 1986
  • Куликов Анатолий Олегович
  • Куликов Олег Анатольевич
  • Горин Вадим Вениаминович
  • Румянцев Игорь Александрович
SU1418177A1
НАДУВНОЕ РАЗБОРНОЕ СУДНО 1992
  • Наумов Б.В.
  • Ерамов В.И.
  • Кравченко А.Ю.
  • Сухаренко Б.В.
  • Болтянский В.М.
RU2049697C1
РАЗБОРНОЕ СУДНО 1990
  • Хоров Валерий Павлович
RU2013283C1
ПОЛИМАРАН 1992
  • Ряйккенен Роберт Рикхартович
RU2051061C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Троицкий Г.Н.
RU2145291C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 822 205 C1

Реферат патента 2024 года СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ МАЧТЫ КАТАМАРАНА ПАРУСНОГО

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования разборных многокорпусных плавсредств. Система крепления мачты катамарана разборного парусного, включающая подвесной узел для крепления нижней части мачты, представляющий собой пластину с цилиндром, отличающаяся тем, что на боковых сторонах цилиндра подвесного узла расположены ребра с отверстиями для растяжек на боковых сторонах, в который вставлена нижняя часть мачты, при этом подвесной узел удерживается растяжками, каждая из которых закреплена в углу рамы катамарана и в отверстии для растяжек в ребре подвесного узла, находящегося напротив соответствующего угла рамы, а средняя часть мачты проходит через отверстие в мачтовом узле, представляющем собой профиль, закрепленный на центральной балке рамы катамарана параллельно плоскости палубы, со сквозным отверстием на краю, противоположном месту крепления к раме. Достигается повышение надежности корпуса катамарана, его управляемости и остойчивости в эксплуатации. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 822 205 C1

Система крепления мачты катамарана разборного парусного, включающая подвесной узел для крепления нижней части мачты, представляющий собой пластину с цилиндром, отличающаяся тем, что на боковых сторонах цилиндра подвесного узла расположены ребра с отверстиями для растяжек на боковых сторонах, в который вставлена нижняя часть мачты, при этом подвесной узел удерживается растяжками, каждая из которых закреплена в углу рамы катамарана и в отверстии для растяжек в ребре подвесного узла, находящегося напротив соответствующего угла рамы, а средняя часть мачты проходит через отверстие в мачтовом узле, представляющем собой профиль, закрепленный на центральной балке рамы катамарана параллельно плоскости палубы, со сквозным отверстием на краю, противоположном месту крепления к раме.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2822205C1

Способ выявления перекрытий в цветорасчленительной ретуши негативов 1945
  • Минаев С.Н.
SU67637A1
Парусный многомачтовый катамаран 1984
  • Панков Геннадий Ефимович
  • Вяткин Борис Данилович
  • Бегунков Александр Иванович
  • Шумилов Сергей Васильевич
SU1281472A1
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН 1992
  • Святенко Виталий Иванович
  • Лысенко Виктор Григорьевич
RU2025390C1
РАЗБОРНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО 1991
  • Казачков Евгений Михайлович
  • Казачков Михаил Васильевич
RU2029704C1
CN 106428495 A, 22.02.2017
CN 103523195 B, 20.01.2016.

RU 2 822 205 C1

Авторы

Сопроненков Матвей Александрович

Даты

2024-07-03Публикация

2024-01-24Подача