Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в системах питания топливом двигателей внутреннего сгорания транспортных средств.
Наиболее близким к заявляемому решению (прототипом) является устройство для переключения отбора и контроля расхода топлива из топливных баков транспортного средства, содержащее два датчика уровня топлива, установленных в топливных баках, электрический указатель уровня топлива и переключатель, расположенные на щитке приборов водителя, два топливных крана, один из которых предназначен для переключения системы питания двигателя на отбор топлива из левого или правого бака, а второй - для слива излишков топлива из системы питания в тот бак, из которого происходит его отбор, имеющих сблокированный привод переключения, содержащий две рукоятки, расположенные на перегородке отделения силовой установки, и позволяющий выполнять переключение кранов на любой из топливных баков одной рукояткой, при этом подключение указателя уровня топлива к датчикам осуществляется переключателем, который может занимать одно из двух положений: левое - при замере количества топлива в левом баке и правое - при замере количества топлива в правом баке [Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (ТО и ИЭ). 2-е издание. - М.: Воениздат, 2001. - 567 с].
Недостатками прототипа является рассогласованное управление отбором топлива из топливных баков и осуществлением контроля за расходом топлива в топливных баках, обусловленное раздельным включением отбора топлива из выбранного топливного бака и подключением датчика топлива, установленного в этом баке, к указателю уровня топлива. Раздельная установка органов управления отбором топлива и контролем за его уровнем вызывает снижение эргономических показателей и неудобство эксплуатации системы питания двигателя, а также отсутствие в этой связи достоверной информации об уровне топлива в подсоединенном к системе питания двигателя топливном баке в случае подключения к указателю уровня топлива датчика, установленного в другом баке.
Наличие указанных недостатков вызывает необходимость совершения водителем дополнительных манипуляций по обеспечению синхронности управления отбором топлива из выбранного топливного бака и контролем за уровнем топлива в соответствующем баке, а также затраты времени на установление соответствия включения отбора топлива и подключения соответствующего датчика к указателю уровня топлива для обеспечения объективности и достоверности информации.
Технический результат изобретения направлен на обеспечение: достоверности и объективности информации о расходе топлива в системе питания двигателя за счет осуществления автоматического контроля расхода топлива в подключенном к системе питания двигателя топливном баке; удобства и синхронности дистанционного управления отбором топлива из топливных баков и процессом идентификации расхода топлива в них.
Технический результат достигается тем, что устройство для переключения отбора и контроля расхода топлива из топливных баков транспортного средства, содержащее два датчика уровня топлива, установленных в топливных баках, электрический указатель уровня топлива и переключатель, расположенные на щитке приборов водителя, два топливных крана, один из которых предназначен для переключения системы питания двигателя на отбор топлива из левого или правого бака, а второй - для слива излишков топлива из системы питания в тот бак, из которого происходит его отбор, имеющих сблокированный привод переключения, содержащий две рукоятки, расположенные на перегородке отделения силовой установки, и позволяющий выполнять переключение кранов на любой из топливных баков одной рукояткой, дополнительно содержит электродвигатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов, два электромагнитных реле прерывания электрической цепи электродвигателя, две сигнальные лампы, конечный выключатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов и ротором электродвигателя, при этом подключение указателя уровня топлива к датчикам осуществляется конечным выключателем, а управление электродвигателем осуществляется переключателем.
Отличительными признаками от прототипа является то, что устройство дополнительно содержит электродвигатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов, два электромагнитных реле прерывания электрической цепи электродвигателя, две сигнальные лампы, конечный выключатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов и ротором электродвигателя, при этом подключение указателя уровня топлива к датчикам осуществляется конечным выключателем, а управление электродвигателем осуществляется переключателем.
Схема предлагаемого устройства представлена на чертеже. Устройство содержит два датчика 1 и 2 уровня топлива, которые установлены в топливных баках 3 и 4, электрический указатель 5 уровня топлива и переключатель 6, расположенные на щитке (не показан) приборов водителя, два топливных крана 7 и 8, один из которых (7) предназначен для переключения системы питания двигателя на отбор топлива из левого 3 или правого 4 бака, а второй (8) - для слива излишков топлива из системы питания в тот бак, из которого происходит его отбор. Топливные краны 7 и 8 имеют сблокированный через зубчатые колеса 9 и 10 привод переключения, содержащий две рукоятки 11 и 12, расположенные на перегородке (не показана) отделения силовой установки корпуса машины, и позволяющий выполнять переключение кранов 7 и 8 на любой из топливных баков одной рукояткой 11 или 12.
Для дистанционного управления топливными кранами 7 и 8 служит электродвигатель 13, имеющий механическую связь 14 с приводом переключения топливных кранов. Включение и выключение электродвигателя 13 осуществляется переключателем 6.
Два электромагнитных реле 15 и 16 прерывания электрической цепи электродвигателя 13 служат для отключения электродвигателя 13 от источника электрической энергии путем размыкания его электрической цепи выключением выключателей 17 или 18 при переключении топливных кранов 7 и 8 в одно из крайних положений.
На панели приборов водителя установлены две сигнальные лампы 19 и 20, которые сигнализируют водителю о том, какой топливный бак подключен к системе питания двигателя и в каком из топливных баков осуществляется контроль уровня топлива указателем 5.
Конечный выключатель 21, имеющий механическую связь с приводом 9 и 10 переключения топливных кранов 7 и 8 и ротором электродвигателя 13, служит для подключения указателя 5 уровня топлива к датчикам 1 или 2, а также для включения электромагнитных реле 15 или 16 и сигнальных ламп 19 или 20. При этом подключение электромагнитных реле 15 и 16 к источнику электрической энергии осуществляется соответственно через контакты КРЛ и КРП переключателя 6.
Заявляемое устройство работает следующим образом.
Для включения отбора топлива в систему питания двигателя из правого топливного бака 4, слива излишков топлива из системы питания в правый топливный бак 4 и осуществления контроля за уровнем топлива в этом баке водитель переводит переключатель 6 из нейтрального положения в положение «П» и удерживает его в этом положении до включения сигнальной лампы 20, расположенной на панели приборов.
При переключении переключателя 6 в положение «П» происходит включение контактов КРЛ и КРП, обеспечивающих подготовку к включению электромагнитных реле 15 и 16, включение контакта КДЛ, обеспечивающего соединение электрической цепи электродвигателя 13 с корпусом машины (массой), а через него - с отрицательным выводом источника электрической энергии и включение контакта КДП, обеспечивающего соединение электрической цепи электродвигателя 13 с положительным выводом источника электрической энергии.
В этом положении переключателя 6 при замыкании цепи электродвигателя 13 на него подается электрическое напряжение прямой полярности, вызывающее вращение ротора электродвигателя 13 и передачу от него через механический привод 14 вращения на привод 9 и 10 топливных кранов 7 и 8, что вызывает поворот пробок топливных кранов 7 и 8, обеспечивающий соединение правого топливного бака 4 с системой питания двигателя. Одновременно с этим, при вращении ротора электродвигателя 13, от него передается воздействие на конечный выключатель 21, который при определенном угле поворота ротора электродвигателя, соответствующем полному включению топливных кранов 7 и 8, замыкает электрическую цепь указателя 5 уровня топлива через датчик 2 правого бака 4 и электрические цепи электромагнитного реле 16 и сигнальной лампы 20.
При замыкании электрической цепи электромагнитного реле 16 на его обмотке создается электромагнитное поле, под действием которого якорь электромагнитного реле 16, преодолевая усилие возвратной пружины, втягивается и выключает выключатель 18, что приводит к размыканию электрической цепи электродвигателя 13 и остановке вращения его ротора. Одновременно с этим происходит включение сигнальной лампы 20, что свидетельствует о включении отбора топлива в систему питания двигателя из правого топливного бака 4 и слива излишков топлива из системы питания в этот же бак.
После подключения правого топливного бака 4 к системе питания двигателя и включения сигнальной лампы 20, водитель отпускает переключатель 6 в нейтральное положение. При этом происходит выключение контактов КДЛ, КДП, КРЛ и КРП, вследствие чего подача электрической энергии на электромагнитное реле 16 прекращается, а его якорь за счет возвратной пружины возвращается в исходное положение, что обеспечивает включение выключателя 18. Конечный выключатель 21 остается во включенном правом положении, обеспечивающем соединение датчика 2 правого бака 4 с указателем 5 уровня топлива и включение сигнальной лампы 20.
Для включения отбора топлива в систему питания двигателя из левого топливного бака 3, слива излишков топлива из системы питания в левый топливный бак 3 и осуществления контроля за уровнем топлива в этом баке водитель переводит переключатель 6 из нейтрального положения в положение «Л» и удерживает его в этом положении до включения сигнальной лампы 19, расположенной на панели приборов.
При переключении переключателя 6 в положение «Л» происходит включение контактов КРЛ и КРП, обеспечивающих подготовку к включению электромагнитных реле 15 и 16, включение контакта КДЛ, обеспечивающего соединение электрической цепи электродвигателя 13 с положительным выводом источника электрической энергии и включение контакта КДП, обеспечивающего соединение электрической цепи электродвигателя 13 с корпусом машины (массой), а через него - с отрицательным выводом источника электрической энергии.
В этом положении переключателя 6 при замыкании цепи электродвигателя 13 на него подается электрическое напряжение обратной полярности, вызывающее вращение ротора электродвигателя 13 в обратную сторону и передачу от него через механический привод 14 вращения на привод 9 и 10 топливных кранов 7 и 8, что вызывает поворот пробок топливных кранов 7 и 8, обеспечивающий соединение левого топливного бака 3 с системой питания двигателя. Одновременно с этим, при вращении ротора электродвигателя 13, от него передается воздействие на конечный выключатель 21, который при определенном угле поворота ротора электродвигателя, соответствующем полному включению топливных кранов 7 и 8, замыкает электрическую цепь указателя 5 уровня топлива через датчик 1 левого бака 4 и электрические цепи электромагнитного реле 15 и сигнальной лампы 19.
Замыкание электрической цепи электромагнитного реле 15 вызывает выключение выключателя 17, что приводит к размыканию электрической цепи электродвигателя 13 и остановке вращения его ротора. Одновременно с этим происходит включение сигнальной лампы 19, что свидетельствует о включении отбора топлива в систему питания двигателя из левого топливного бака 3 и слива излишков топлива из системы питания в этот же бак.
После подключения левого топливного бака 3 к системе питания двигателя и включения сигнальной лампы 19, водитель отпускает переключатель 6 в нейтральное положение. При этом происходит выключение контактов КДЛ, КДП, КРЛ и КРП, вследствие чего подача электрической энергии на электромагнитное реле 15 прекращается, что обеспечивает включение выключателя 17. Конечный выключатель 21 остается во включенном левом положении, обеспечивающем соединение датчика 1 левого бака 3 с указателем 5 уровня топлива и включение сигнальной лампы 19.
В случае невозможности осуществления дистанционного управления топливными кранами 7 и 8 электродвигателем 13 (из-за неисправности электродвигателя или отсутствия электрического напряжения в его электрической цепи) переключение топливных баков осуществляется вручную путем поворота пробок топливных кранов 7 и 8 за одну из рукояток 11 или 12 в направлении «П» или «Л», указанном стрелками. При этом от привода 9 и 10 топливных кранов 7 и 8 через механическую связь 14 передается воздействие на конечный выключатель 21, который при полном повороте рукояток 11 или 12, обеспечивающем подключение к системе питания двигателя левого 3 или правого 4 топливного бака, замыкает электрическую цепь соответствующего датчика (1 или 2) и электрическую цепь соответствующей сигнальной лампы (19 или 20).
В результате достигается обеспечение достоверной и объективной информативности о расходе топлива в системе питания двигателя, удобства и синхронности дистанционного управления отбором топлива из топливных баков и осуществлением контроля расхода топлива в подключенном к системе питания двигателя топливном баке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2790891C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА | 1991 |
|
RU2017989C1 |
СИГНАЛИЗАТОР АВАРИЙНОГО РЕЗЕРВА ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133202C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ВОСПЛАМЕНИВШЕГОСЯ ТОПЛИВНОГО БАКА АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2759166C1 |
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2699832C1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТОПЛИВОМ | 2001 |
|
RU2205349C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ШИН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2546467C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРА НА ГРУЗОВОМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2022 |
|
RU2787575C1 |
СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2295057C1 |
Устройство для измерения расхода топлива при стендовых испытаниях двигателей внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1777023A1 |
Изобретение может быть использовано в системах питания топливом двигателей внутреннего сгорания транспортных средств. Устройство для переключения отбора и контроля расхода топлива из топливных баков транспортного средства содержит два датчика (1), (2) уровня топлива, установленных в топливных баках (3), (4), электрический указатель (5) уровня топлива и переключатель (6), расположенные на щитке приборов водителя. Имеются два топливных крана (7), (8). Один кран (7) предназначен для переключения системы питания двигателя на отбор топлива из левого или правого бака (3), (4). Второй кран (8) предназначен для слива излишков топлива из системы питания в тот бак, из которого происходит его отбор. Два топливных крана (7), (8) имеют сблокированный привод (9), (10) переключения, содержащий две рукоятки (11), (12), расположенные на перегородке отделения силовой установки. Сблокированный привод (9), (10) переключения позволяет выполнять переключение кранов (7), (8) на любой из топливных баков (3), (4) одной рукояткой (11) или (12). Устройство дополнительно содержит электродвигатель (13), два электромагнитных реле (15), (16) прерывания электрической цепи электродвигателя, две сигнальные лампы (19), (20) и конечный выключатель (21). Конечный выключатель (21) имеет механическую связь с приводом (9), (10) переключения топливных кранов (7), (8) и ротором электродвигателя (13). Подключение указателя (5) уровня топлива к датчикам (1), (2) осуществляется конечным выключателем (21), а управление электродвигателем (13) осуществляется переключателем (6). Технический результат заключается в осуществлении автоматического контроля расхода топлива в подключенном к системе питания двигателя топливном баке. 1 ил.
Устройство для переключения отбора и контроля расхода топлива из топливных баков транспортного средства, содержащее два датчика уровня топлива, установленные в топливных баках, электрический указатель уровня топлива и переключатель, расположенные на щитке приборов водителя, два топливных крана, один из которых предназначен для переключения системы питания двигателя на отбор топлива из левого или правого бака, а второй - для слива излишков топлива из системы питания в тот бак, из которого происходит его отбор, имеющих сблокированный привод переключения, содержащий две рукоятки, расположенные на перегородке отделения силовой установки, и позволяющий выполнять переключение кранов на любой из топливных баков одной рукояткой, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит электродвигатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов, два электромагнитных реле прерывания электрической цепи электродвигателя, две сигнальные лампы, конечный выключатель, имеющий механическую связь с приводом переключения топливных кранов и ротором электродвигателя, при этом подключение указателя уровня топлива к датчикам осуществляется конечным выключателем, а управление электродвигателем осуществляется переключателем.
Стенд для обкатки и испытания червячных передач | 1961 |
|
SU150277A1 |
ПУСКОВАЯ ЖИДКОСТЬ | 0 |
|
SU169164A1 |
СПОСОБ ГЛУБИННОГО КУЛЬТИВИРОВАНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ | 0 |
|
SU207187A1 |
US 20130087124 A1, 11.04.2013 | |||
US 20160069309 A1, 10.03.2016. |
Даты
2024-07-04—Публикация
2023-02-21—Подача