ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ Российский патент 2024 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение RU2828735C1

Изобретение относится к области технических средств обучения и может быть использовано в составе учебно-тренировочных средств для подготовки механиков-водителей, преимущественно, подвижных наземных ракетных комплексов.

Известен динамический тренажер вождения танка (RU 174171 U1, 2017), который содержит имитатор кабины рабочего места механика-водителя с имитаторами пультовой аппаратуры и средств управления, включающими щиток приборов механика-водителя, датчики исполнительных механизмов управления с механизмами имитации нагрузок, имитаторы педали подачи топлива, педали сцепления и педали тормоза, избиратель передач с блоком управления им, устройство сопряжения, имитаторы оптических призменных перископических приборов наблюдения, установленные перед видеомонитором, размещенным в смотровом окне механика-водителя с внешней стороны имитатора кабины, имитатор дисплейного комплекса механика-водителя в составе блока управления, выносного табло и установленных в щитке приборов механика-водителя блока кнопок управления и видеосмотрового устройства, а также два вычислителя, объединенных в единую локальную сеть сетевым коммутатором, и рабочее место инструктора с двумя видеомониторами с клавиатурой и манипулятором «мышь».

Известен динамический тренажер для обучения и подготовки механика-водителя боевой машины пехоты (RU 156963 U1, 2015), который содержит установленный на динамической платформе имитатор кабины рабочего места механика-водителя с имитаторами пультовой аппаратуры и средств управления, включающими щиток приборов механика-водителя с элементами индикации и световой сигнализации, датчики исполнительных механизмов управления и механизмы имитации нагрузки, имитатор автоматического избирателя передач с элементами индикации номера передачи, блоком управления и приводом, включающим в себя датчики положения номера передачи и электродвигатель, устройство сопряжения, имитаторы оптических приборов наблюдения, установленные перед видеомонитором в смотровом окне механика-водителя, а также два вычислителя, объединенных в единую локальную сеть сетевым коммутатором, и рабочее место инструктора с двумя видеомониторами с клавиатурой и манипулятором «мышь».

Известен тренажер для подготовки механиков-водителей подвижных комплексов вооружения (RU 2711047 С1, 2020). Тренажер содержит имитатор кабины механика-водителя, установленный на динамической платформе и соединенный через цифровой интерфейс связи с аппаратно-программным комплексом в виде ЭВМ и с рабочим местом инструктора на основе персональной ЭВМ, соединенной через аппаратно-программный комплекс и цифровой интерфейс связи с динамической платформой. При этом имитатор кабины механика-водителя содержит дисплей для визуализации дорожной обстановки, имитатор средства наблюдения, имитаторы средств управления противопожарным оборудованием и противоатомной защитой, имитаторы средств управления системами шасси и его движением, имитаторы щитков приборов механика-водителя с элементами индикации и световой сигнализации, имитатор устройства ориентирования шасси на местности, имитатор воздушного пуска двигателя, измерительные устройства положения имитаторов органов управления с механизмами имитации нагрузок, а также устройства сопряжения указанных имитируемых органов управления и индикации с аппаратно-программным комплексом.

Упомянутые выше известные аналоги обеспечивают возможность обучения и приобретения механиками-водителями только навыков вождения транспортных средств.

Наиболее близким по технической сущности к настоящему изобретению является предназначенная для подготовки механика-водителя часть известного тренажера расчета подвижного наземного ракетного комплекса (RU 2730274 С1, 2020) с ракетами класса «поверхность-поверхность», в частности, подвижных наземных ракетных комплексов типа «Бастион».

Ближайший аналог настоящего изобретения содержит автоматизированное рабочее место инструктора на основе персонального компьютера с монитором, клавиатурой и шаровым манипулятором и автоматизированное рабочее место механика-водителя, которое установлено в имитаторе кабины подвижной наземной пусковой установки и снабжено имитаторами органов управления и индикации, подключенными через программируемый контроллер распределенной системы ввода-вывода и сервер к персональному компьютеру автоматизированного рабочего места инструктора. В качестве имитаторов органов управления и индикации автоматизированного рабочего места механика-водителя использованы имитатор рулевого колеса с замком включения зажигания, имитатор панели пуска двигателя, имитатор панели приборов индикации, содержащий имитаторы спидометра, тахометра, указателя давления масла в двигателе и указателя уровня топлива, имитатор панели переключателей, имитатор блока управления дизель-генератором и имитатор панели управления системой автоматического пожаротушения.

Однако, ближайший аналог позволяет механику-водителю приобретать знания и практические навыки выполнения весьма ограниченного перечня операций, который необходим только для его взаимодействия с другими номерами расчета в процессе подготовки вооружения транспортного средства к применению по назначению.

Задачей настоящего изобретения явилось создание тренажера механика-водителя, который обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в расширении перечня операций, отрабатываемых механиком-водителем при тренировке, а также в расширении арсенала используемых учебно-тренировочных средств для подготовки механиков-водителей, в частности механиков-водителей колесного тягача МЗКТ-7930, производство Минского автомобильного завода, Республика Беларусь, шасси которого используется в подвижном береговом ракетном комплексе «Бастион».

Поставленная задача решена и декларированный технический результат достигнут тем, что тренажер механика-водителя, содержащий, в соответствии с ближайшим аналогом, автоматизированное рабочее место инструктора на основе персонального компьютера с монитором, клавиатурой и шаровым манипулятором и установленное в имитаторе кабины автоматизированное рабочее место механика-водителя, снабженное имитаторами органов управления и индикации, подключенными через программируемый контроллер к персональному компьютеру автоматизированного рабочего места инструктора и включающими имитаторы рулевого колеса с замком включения зажигания, блока управления дизель-генератором, тахометра, указателя давления масла в двигателе и указателя уровня топлива, отличается от ближайшего аналога тем, что автоматизированное рабочее место механика-водителя в качестве имитаторов органов управления и индикации дополнительно содержит имитаторы указателя температуры охлаждающей жидкости, указателя давления воздуха в тормозной системе, педали сцепления, рычага стояночного тормоза, рукоятки экстренного останова двигателя, рукоятки ручного регулирования подачи топлива, рычага коробки переключения передач, кнопочного выключателя вентиляции аккумуляторного отсека, кнопочного выключателя подключения аккумулятора, кнопочных выключателей подачи топлива из баков, клавишного выключателя топливного насоса, клавишного выключателя отбора мощности, клавишного выключателя передачи раздаточной коробки, транспаранта включения стояночного тормоза, транспаранта неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления, транспаранта включения низшего диапазона коробки переключения передач, транспаранта включения передачи раздаточной коробки и транспаранта включения отбора мощности.

В заявляемом тренажере механика-водителя снабжение автоматизированного рабочего места механика-водителя в качестве имитаторов органов управления и индикации имитаторами указателя температуры охлаждающей жидкости, указателя давления воздуха в тормозной системе, педали сцепления, рычага стояночного тормоза, рукоятки экстренного останова двигателя, рукоятки ручного регулирования подачи топлива, рычага коробки переключения передач, кнопочного выключателя вентиляции аккумуляторного отсека, кнопочного выключателя подключения аккумулятора, кнопочных выключателей подачи топлива из баков, клавишного выключателя топливного насоса, клавишного выключателя отбора мощности, клавишного выключателя передачи раздаточной коробки, транспаранта включения стояночного тормоза, транспаранта неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления, транспаранта включения низшего диапазона коробки переключения передач, транспаранта включения передачи раздаточной коробки и транспаранта включения отбора мощности обеспечивает по сравнению с ближайшим аналогом, как будет показано ниже, существенное расширение перечня операций, которые механикам-водителям необходимо отрабатывать при их подготовке.

Кроме того, перечисленные выше отличительные признаки заявляемого тренажера механика-водителя обеспечивают достижение технического результата, заключающегося в расширении арсенала используемых учебно-тренировочных средств для подготовки механиков-водителей.

С целью сокращения объема описания изобретения в дальнейшем имитаторы, входящие в состав заявляемого тренажера механика-водителя, упоминаются без использования слова «имитатор».

На фиг. 1 показана структурная схема заявляемого тренажера механика-водителя, где 1 - указатель давления воздуха в тормозной системе, 2 - тахометр, 3 - указатель давления масла в двигателе, 4 - указатель температуры охлаждающей жидкости, 5 - указатель уровня топлива, 6 - кнопочный выключатель вентиляции аккумуляторного отсека, 7 - клавишный выключатель топливного насоса, 8 - транспарант включения стояночного тормоза, 9 - транспарант включения низшего диапазона коробки переключения передач, 10 - транспарант включения отбора мощности, 11 - транспарант включения передачи раздаточной коробки, 12 -транспарант неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления, 13 -клавишный выключатель отбора мощности, 14 - клавишный выключатель передачи раздаточной коробки, 15 - рукоятка экстренного останова двигателя, 16 - рукоятка ручного регулирования подачи топлива, 17 - замок включения зажигания, 18 - педаль сцепления, 19 - рычаг коробки переключения передач, 20 - рычаг стояночного тормоза, 21 - блок управления дизель-генератором, 22 - кнопочный выключатель подачи топлива из бака №1, 23 - кнопочный выключатель подачи топлива из бака №2, 24 - кнопочный выключатель подачи топлива из бака №3, 25 - кнопочный выключатель подключения аккумулятора, 26 - автоматизированное рабочее место механика-водителя, 27 - программируемый контроллер, 27.1-27.25 - модули ввода-вывода программируемого контроллера 27 и 28 - автоматизированное рабочее место инструктора.

Фиг. 2 иллюстрирует внешний вид и подключение к программируемому контроллеру 27 имитаторов органов управления и индикации автоматизированного рабочего места 26 механика-водителя колесного тягача МЗКТ-7930, производство Минского автомобильного завода, Республика Беларусь, шасси которого используется в подвижном береговом ракетном комплексе «Бастион».

Тренажер механика-водителя содержит автоматизированное рабочее место 28 инструктора на основе персонального компьютера, снабженного монитором, клавиатурой, шаровым манипулятором и установленным специальным программным обеспечением для задания программы тренировки и управления работой тренажера, и размещенное в штатной кабине шасси колесного тягача МЗКТ-7930 автоматизированное рабочее место 26 механика-водителя на основе штатных органов управления и индикации, которые соединены с модулями 27.1-27.25 ввода-вывода программируемого контроллера 27, соединенного по сети Ethernet с персональным компьютером автоматизированного рабочего места 28 инструктора.

В качестве программируемого контроллера 27 использована распределенная система ввода-вывода FASTWEL I/O на базе промышленного контроллера СРМ 723 с протоколом передачи данных MODBUS TCP.

В качестве имитаторов органов управления и индикации автоматизированное рабочее место 26 механика-водителя содержит штатные указатель 1 давления воздуха в тормозной системе, тахометр 2, указатель 3 давления масла в двигателе, указатель 4 температуры охлаждающей жидкости и указатель 5 уровня топлива, которые соединены с модулями 27.1-27.5 аналогового ввода-вывода программируемого контроллера 27, соответственно.

Кроме того, в качестве имитаторов органов управления и индикации автоматизированное рабочее место 26 механика-водителя содержит штатное рулевое колесо (на чертежах не показано), а также штатные кнопочный выключатель 6 вентиляции аккумуляторного отсека, клавишный выключатель 7 топливного насоса, транспарант 8 включения стояночного тормоза, транспарант 9 включения низшего диапазона коробки переключения передач, транспарант 10 включения отбора мощности, транспарант 11 включения передачи раздаточной коробки, транспарант 12 неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления, клавишный выключатель 13 отбора мощности, клавишный выключатель 14 передачи раздаточной коробки, рукоятку 15 экстренного останова двигателя, рукоятку 16 ручного регулирования подачи топлива, установленный на рулевом колесе (на чертежах не показано) замок 17 включения зажигания, педаль 18 сцепления, рычаг 19 коробки переключения передач, рычаг 20 стояночного тормоза, блок 21 управления дизель-генератором, кнопочный выключатель 22 подачи топлива из бака №1, кнопочный выключатель 23 подачи топлива из бака №2, кнопочный выключатель 24 подачи топлива из бака №3 и кнопочный выключатель 25 подключения аккумулятора, которые соединены с модулями 27.6-27.25 дискретного ввода-вывода программируемого контроллера 27, соответственно.

Кнопочный выключатель 6 вентиляции аккумуляторного отсека выполнен без самовозврата, а остальные кнопочные выключатели выполнены с самовозвратом.

Тренировка обучаемого на тренажере механика-водителя осуществляется под управлением фиксированной программы, которая записана в компьютере автоматизированного рабочего места 28 инструктора и в полной мере соответствует требуемой последовательности действий механика-водителя при работе в кабине реального колесного тягача. При этом инструктор с автоматизированного рабочего места 28 инструктора имеет возможность, не изменяя программы тренировки, контролировать действия обучаемого, а также через модули 27.1-27.5 аналогового ввода-вывода программируемого контроллера 27 вносить изменения в показания указателя 1 давления воздуха в тормозной системе, тахометра 2, указателя 3 давления масла в двигателе, указателя 4 температуры охлаждающей жидкости и указателя 5 уровня топлива для проверки внимательности и правильности реакции обучаемого на упомянутые изменения.

Действия обучаемого, связанные с включением вентиляции аккумуляторного отсека, с запуском и остановом двигателя, с запуском и остановом дизель-генераторов, а также с изменением частоты вращения двигателя, сопровождаются звуковыми эффектами, которые имитируют реальные звуки, записанные в цифровом формате в персональном компьютере автоматизированного рабочего места 28 инструктора.

При неправильных действиях обучаемого, например, в случае нарушения последовательности действий с органами управления, компьютер автоматизированного рабочего места 28 инструктора формирует в кабине тренажера повторяющийся звуковой сигнал, сигнализирующий обучаемому о его ошибочных действиях. По этому сигналу обучаемый должен вернуть соответствующий орган управления в предыдущее состояние, после чего звуковой сигнал прекращается.

Тренировка обучаемого на тренажере механика-водителя осуществляется следующим образом.

Перед началом тренировки для проверки знаний и внимательности обучаемого инструктор имеет возможность вручную установить органы управления автоматизированного рабочего места 26 механика-водителя в положения, отличные от исходных положений, упомянутых ниже.

Механик-водитель и инструктор занимают соответствующие автоматизированные рабочие места.

Механик-водитель проверяет исходные положения органов управления автоматизированного рабочего места 26 механика-водителя, которые должны быть следующими:

- клавишный выключатель 7 топливного насоса выключен;

- рычаг 19 коробки переключения передач находится в нейтральном положении;

- рукоятка 16 ручного регулирования подачи топлива утоплена;

- ключ в замке 17 включения зажигания находится в крайнем левом положении, обозначенном «0»;

- педаль 18 сцепления находится в отжатом состоянии;

- рычаг 20 стояночного тормоза находится в вертикальном положении;

- рукоятка 15 экстренного останова двигателя утоплена;

- клавишный выключатель 14 передачи раздаточной коробки выключен;

- кнопочный выключатель 6 вентиляции аккумуляторного отсека находится в отжатом состоянии;

- клавишный выключатель 13 отбора мощности выключен.

Инструктор включает питание тренажера, в том числе, включает компьютер автоматизированного рабочего места 28 инструктора, в результате чего происходит загрузка программного обеспечения, при которой через модули 27.1-27.25 ввода-вывода программируемого контроллера 27 осуществляется опрос текущего состояния всех органов управления автоматизированного рабочего места 26 механика-водителя. Если исходные положения органов управления автоматизированного рабочего места 26 механика-водителя не соответствуют требуемым, компьютер автоматизированного рабочего места 28 инструктора формирует в кабине тренажера повторяющийся звуковой сигнал, по которому обучаемый должен выявить несоответствия и привести органы управления в упомянутые исходные положения.

При всех дальнейших действиях обучаемого с использованием органов управления тренажера сигналы от них через соответствующие модули 27.1-27.25 ввода-вывода программируемого контроллера 27 поступают в компьютер автоматизированного рабочего места 28 инструктора, где осуществляется программная проверка соответствия последовательности действий обучаемого требуемой последовательности. В случае несоответствия компьютер автоматизированного рабочего места 28 инструктора формирует в кабине тренажера повторяющийся звуковой сигнал, по которому обучаемый должен выполнить требуемое действие с использованием органов управления.

При отсутствии повторяющегося звукового сигнала обучаемый выполняет следующие действия с использованием органов управления тренажера в соответствии с требуемой последовательностью их выполнения, а именно:

- нажатие кнопочного выключателя 25 подключения аккумулятора. По сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.8 ввода-вывода программируемого контроллера 27 включается подсветка транспаранта 8 включения стояночного тормоза;

- нажатие кнопочного выключателя 6 вентиляции аккумуляторного отсека. В кабине тренажера воспроизводится звуковое сопровождение, имитирующее работу вентилятора аккумуляторного отсека;

- нажатие клавишного выключателя 7 топливного насоса;

- нажатие кнопочного выключателя 22 подачи топлива из бака №1, или кнопочного выключателя 23 подачи топлива из бака №2, или кнопочного выключателя 24 подачи топлива из бака №3 (в зависимости от указаний инструктора);

- поворот ключа в замке 17 включения зажигания по часовой стрелке из крайнего левого положения, обозначенного символом «0», в положение, обозначенное символом «I». В результате этого по сигналам с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модули 27.1, 27.4 и 27.5 ввода-вывода программируемого контроллера 27, соответственно, изменяются показания указателя 1 давления воздуха в тормозной системе, указателя 4 температуры охлаждающей жидкости и указателя 5 уровня топлива. Кроме того, по сигналам с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модули 27.9, 27.12 и 27.3 ввода-вывода программируемого контроллера 27, соответственно, включаются подсветка транспаранта 9 включения низшего диапазона коробки переключения передач, транспаранта 12 неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления и индикатора аварийного давления (на чертежах не показан) указателя 3 давления масла в двигателе;

- поворот ключа в замке 17 включения зажигания по часовой стрелке из положения, обозначенного символом «I», в положение, обозначенное символом «II». В результате этого по сигналам с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модули 27.3, 27.2 и 27.12 ввода-вывода программируемого контроллера 27, соответственно, происходят выключение подсветки индикатора аварийного давления (на чертежах не показан) и изменение показаний указателя 3 давления масла в двигателе, изменение показаний тахометра 2 до значения около 700 оборотов в минуту, соответствующего холостому ходу двигателя, и через 3 секунды выключение подсветки транспаранта 12 неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления. Кроме того, в кабине тренажера воспроизводится звуковое сопровождение, имитирующее запуск и работу двигателя тягача на холостом ходу;

- нажатие до упора и удержание педали 18 сцепления;

- перевод переключателя диапазонов (на чертежах не показан) рычага 19 коробки переключения передач в верхнее положение и перевод рычага 19 коробки переключения передач в положение повышенной передачи. По сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.9 ввода-вывода программируемого контроллера 27 выключается подсветка транспаранта 9 включения низшего диапазона коробки переключения передач;

- перевод педали 18 сцепления в отжатое состояние;

- включение клавишного выключателя 14 передачи раздаточной коробки. В результате по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.11 ввода-вывода программируемого контроллера 27 включается подсветка транспаранта 11 включения передачи раздаточной коробки;

- включение клавишного выключателя 13 отбора мощности. В результате по сигналу с Компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.10 ввода-вывода программируемого контроллера 27 включается подсветка транспаранта 10 включения отбора мощности;

- вытягивание рукоятки 16 ручного регулирования подачи топлива, контролируя показания тахометра 2 до достижения ими значений 1050-1100 оборотов в минуту, которые изменяются по сигналам с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.2 ввода-вывода программируемого контроллера 27. При этом в кабине тренажера воспроизводится звуковое сопровождение, имитирующее изменение частоты вращения двигателя;

- нажатие кнопки «Start» (на чертежах не обозначена) блока 21 управления дизель-генератором. При этом по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора, поступающего через модуль 27.21 ввода-вывода программируемого контроллера 27, на табло индикации блока 21 управления дизель-генератором отображается слово «Ready», свидетельствующее о готовности его к работе;

- повторное нажатие кнопки «Start» (на чертежах не обозначена) блока 21 управления дизель-генератором. В результате по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора, поступающего через модуль 27.21 ввода-вывода программируемого контроллера 27, на табло индикации блока 21 управления дизель-генератором отображается слово «Run», свидетельствующее о запуске дизель-генератора. При этом в кабине тренажера воспроизводится звуковое сопровождение, имитирующее работу дизель-генератора;

- нажатие кнопки «Stop» (на чертежах не обозначена) блока 21 управления дизель-генератором. В результате по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора, поступающего через модуль 27.21 ввода-вывода программируемого контроллера 27, на табло индикации блока 21 управления дизель-генератором отображается слово «Ready», свидетельствующее об останове дизель-генератора. При этом воспроизведение в кабине тренажера звукового сопровождения, имитирующего работу дизель-генератора, прекращается;

- повторное нажатие кнопки «Stop» (на чертежах не обозначена) блока 21 управления дизель-генератором. При этом по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора, поступающего через модуль 27.21 ввода-вывода программируемого контроллера 27, на табло индикации блока 21 управления дизель-генератором прекращается отображение слова «Ready», что свидетельствует о выключении блока 21 управления дизель-генератором;

- плавное нажатие на рукоятку 16 ручного регулирования подачи топлива, контролируя показания тахометра 2 до достижения ими значения около 700 оборотов в минуту, которые изменяются по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора, поступающему через модуль 27.2 ввода-вывода программируемого контроллера 27. При этом в кабине тренажера воспроизводится звуковое сопровождение, имитирующее изменение частоты вращения двигателя;

- выключение клавишного выключателя 13 отбора мощности. В результате по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.10 ввода-вывода программируемого контроллера 27 прекращается подсветка транспаранта 10 включения отбора мощности;

- выключение клавишного выключателя 14 передачи раздаточной коробки. В результате по сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль ввода-вывода 27.11 программируемого контроллера 27 прекращается подсветка транспаранта 11 включения передачи раздаточной коробки;

- нажатие до упора и удержание педали 18 сцепления;

- перевод переключателя диапазонов (на чертежах не показан) рычага 19 коробки переключения передач в нижнее положение и перевод рычага 19 коробки переключения передач в нейтральное положение. По сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.9 ввода-вывода программируемого контроллера 27 включается подсветка транспаранта 9 включения низшего диапазона коробки переключения передач;

- перевод педали 18 сцепления в отжатое состояние;

- поворот ключа в замке 17 включения зажигания против часовой стрелки из положения, обозначенного символом «II», в положение, обозначенное символом «0». В результате этого по сигналам с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модули ввода-вывода 27.3 и 27.2 программируемого контроллера 27, соответственно, происходит включение подсветки индикатора аварийного давления (на чертежах не показан) и изменение до нуля показаний указателя 3 давления масла в двигателе и показаний тахометра 2, а через модуль 27.9 ввода-вывода программируемого контроллера 27 выключается подсветка транспаранта 9 включения низшего диапазона коробки переключения передач. Кроме того, в кабине тренажера прекращается воспроизведение звукового сопровождения, имитирующего работу двигателя тягача;

- нажатие кнопочного выключателя 6 вентиляции аккумуляторного отсека. В кабине тренажера прекращается воспроизведение звукового сопровождения, имитирующего работу вентилятора аккумуляторного отсека;

- нажатие кнопочного выключателя 25 подключения аккумулятора. По сигналу с компьютера автоматизированного рабочего места 28 инструктора через модуль 27.8 ввода-вывода программируемого контроллера 27 выключается подсветка транспаранта 8 включения стояночного тормоза.

После выполнения последней операции тренировка обучаемого закончена, и тренажер механика-водителя приведен в исходное состояние.

Таким образом, изобретение обеспечивает расширение перечня операций, отрабатываемых механиком-водителем при тренировке, а также расширение арсенала используемых учебно-тренировочных средств для подготовки механиков-водителей.

Похожие патенты RU2828735C1

название год авторы номер документа
ТРЕНАЖЕР РАСЧЕТА ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 2020
  • Гридин Андрей Николаевич
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Мурлыкина Ирина Валентиновна
  • Филиппов Алексей Иннокентьевич
RU2730274C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ 2024
  • Москаленко Виктор Александрович
  • Ивлиев Юрий Юрьевич
RU2826147C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2013
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2542694C1
Учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения 2022
  • Фомин Александр Юрьевич
  • Юматов Максим Сергеевич
  • Клюшин Андрей Александрович
  • Апатенко Алексей Сергеевич
  • Севрюгина Надежда Савельевна
  • Минаев Павел Андреевич
  • Бабакин Александр Николаевич
  • Эйсмунт Виталий Владимирович
  • Сергеев Артем Юрьевич
  • Усачёв Николай Викторович
  • Кулалаев Егор Александрович
  • Косенко Иван Николаевич
RU2805237C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКОВ-ВОДИТЕЛЕЙ ПОДВИЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВООРУЖЕНИЯ 2019
  • Антонов Юрий Викторович
  • Герега Олег Петрович
  • Зайнулин Виктор Калимуллович
  • Перевалов Владимир Николаевич
  • Поляков Андрей Владимирович
  • Якупов Харис Ахметович
RU2711047C1
Тренажер для обучения вождению гусеничной машины 2020
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Чупов Максим Анатольевич
  • Мазанов Денис Александрович
RU2750122C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВОЖДЕНИЯ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ АВТОДРОМЕ, УЧЕБНОЕ БЕЗРЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 2003
  • Николаев А.Н.
RU2240600C1
Тренажер профессиональной подготовки оператора гусеничной машины 2022
  • Алешечкин Николай Дмитриевич
  • Марченко Игорь Владимирович
  • Некоз Юрий Валерьевич
RU2798765C1
Устройство для обучения трактористов 1977
  • Бокарев Евгений Яковлевич
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Гарцман Аркадий Наумович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Москвитин Александр Иванович
  • Омельяненко Борис Лукич
SU678501A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 828 735 C1

Реферат патента 2024 года ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ

Изобретение относится к средствам обучения наземными ракетными комплексами. Тренажер механика-водителя содержит автоматизированное рабочее место инструктора и установленное в имитаторе кабины автоматизированное рабочее место механика-водителя с имитаторами органов управления и индикации, подключенными к автоматизированному рабочему месту инструктора. В качестве данных имитаторов использованы имитаторы рулевого колеса с замком включения зажигания, педали сцепления, рычага стояночного тормоза, рукоятки экстренного останова двигателя, рукоятки ручного регулирования подачи топлива, рычага коробки переключения передач, тахометра, указателей: давления масла в двигателе, уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления в тормозной системе, блока управления дизель-генератором, выключателей: вентиляции аккумуляторного отсека, аккумулятора, подачи топлива из баков, топливного насоса, отбора мощности, передачи раздаточной коробки, индикаторов: включения стояночного тормоза, неисправности насосов гидроусилителя руля, включения низшего диапазона коробки передач, включения передачи раздаточной коробки и включения отбора мощности. Расширяется перечень отрабатываемых операций. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 828 735 C1

Тренажер механика-водителя, содержащий автоматизированное рабочее место инструктора на основе персонального компьютера с монитором, клавиатурой и шаровым манипулятором и установленное в имитаторе кабины автоматизированное рабочее место механика-водителя, снабженное имитаторами органов управления и индикации, подключенными через программируемый контроллер к персональному компьютеру автоматизированного рабочего места инструктора и включающими имитаторы рулевого колеса с замком включения зажигания, блока управления дизель-генератором, тахометра, указателя давления масла в двигателе и указателя уровня топлива, отличающийся тем, что автоматизированное рабочее место механика-водителя в качестве имитаторов органов управления и индикации дополнительно снабжено имитаторами указателя температуры охлаждающей жидкости, указателя давления воздуха в тормозной системе, педали сцепления, рычага стояночного тормоза, рукоятки экстренного останова двигателя, рукоятки ручного регулирования подачи топлива, рычага коробки переключения передач, кнопочного выключателя вентиляции аккумуляторного отсека, кнопочного выключателя подключения аккумулятора, кнопочных выключателей подачи топлива из баков, клавишного выключателя топливного насоса, клавишного выключателя отбора мощности, клавишного выключателя передачи раздаточной коробки, транспаранта включения стояночного тормоза, транспаранта неисправности насосов гидроусилителя рулевого управления, транспаранта включения низшего диапазона коробки переключения передач, транспаранта включения передачи раздаточной коробки и транспаранта включения отбора мощности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2828735C1

ТРЕНАЖЕР РАСЧЕТА ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 2020
  • Гридин Андрей Николаевич
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Мурлыкина Ирина Валентиновна
  • Филиппов Алексей Иннокентьевич
RU2730274C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКОВ-ВОДИТЕЛЕЙ ПОДВИЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВООРУЖЕНИЯ 2019
  • Антонов Юрий Викторович
  • Герега Олег Петрович
  • Зайнулин Виктор Калимуллович
  • Перевалов Владимир Николаевич
  • Поляков Андрей Владимирович
  • Якупов Харис Ахметович
RU2711047C1
0
SU156963A1
0
SU174171A1

RU 2 828 735 C1

Авторы

Ведерников Константин Александрович

Кулиш Игорь Николаевич

Мурлыкина Ирина Валентиновна

Даты

2024-10-17Публикация

2023-12-25Подача