Предполагаемое изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано при комплексном лечении у детей прикуса, положения челюстей, коррекции анатомически правильного прорезывания и положения постоянных зубов, зубоальвеолярных дуг, мышц губ, щек и языка, функций дыхания, жевания, речи, глотания.
В публикациях широко обсуждают современные концепции и тактику ведения пациентов (детей) с незавершенным ростом лицевого скелета. Считают, что при рано начатом лечении есть возможность адаптировать челюстно-лицевую область под стандарты зубных рядов и окклюзии, а при позднем лечении приходится адаптировать зубные ряды и окклюзию под сформированный лицевой скелет.
Обращает внимание, что источники информации посвящены обсуждению результатов устранения отдельных нарушений зубочелюстной зоны путем применения съемных и несъемных ортодонтических аппаратов различного принципа (функционального, механического, комбинированного) действия.
В частности, подчеркивают высокую эффективность миотерапии у детей [Анохина А.В., Абзалова С.Л., Сайфуллина А.Р. Миофункциональная адаптация пациентов на ортодонтическом приеме // Стоматология. - 2020. - Т. 99, №5. - С. 62-68. - DOI 10.17116/stomat20209905162. - eLIBRARY ID: 44027960] с применением миофункциональных аппаратов [Pachori Y., Navlani М., Gaur Т., [et. al.]. Treatment of skeletal class II division 1 malocclusion with mandibular deficiency using miofunctional appliances in growing individuals // Journal of Indian Society of pedodontics and preventive dentistry. 2012; 1 (30): 56-65. - https://doi.org/10.4103/0970-4388.95584], трейнеров и LM-активаторов [Токаревич И.В., Корнеева А.С. Применение съемных стандартных функциональных аппаратов для лечения зубочелюстных аномалий // Современная стоматология. 2014; 1 (58): 84-88. - https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-semnyh-standartnyh-funktsionalnyh-apparatov-dlya-lecheniya-zubochelyustnyh-anomaliy], которые способствуют нормализации смыкания губ, мышц, окружающих зубные ряды, положения нижней челюсти, функций дыхания, глотания. К недостаткам этих способов относится отсутствие в аппаратах элементов механического действия. Это не позволяет эффективно нормализовать размеры зубных рядов, удлиняет сроки и снижает эффективность лечения.
Регуляторы функции Р. Френкеля [Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Фальк Ф., Малыгин Ю.М. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий. Книга. М., Медицина. 1987; 304: ил. - http://www.stomatkniga.ru/detskay/256-horoshilkina-det/] оказывают функциональное воздействие на мышцы губ и щек, перераспределяют их давление на зубоальвеолярную область, устраняют дисбаланс жевательных мышц, в результате чего предполагается получить компенсационный рост челюстей и их апикальных базисов. Однако, регуляторы функции Френкеля оказывают преимущественно функциональное воздействие, а элементы механического действия (небный бюгель, небная дуга, вестибулярная дуга) незначительно воздействуют на зубы, что недостаточно для эффективного перемещения зубов и нормализации продольных и поперечных размеров и формы зубных рядов.
Ряд ортодонтических устройств механического действия предназначен для перемещения отдельных зубов [Ковтонюк П.А., Саблина Г.И., Доноева А.М. Дистальное перемещение боковой группы зубов на съемной ортодонтической аппаратуре // Acta Biomedica Scientifica. 2017; 2 (2): 18-21. - https://doi.org/10.12737/article_59a614f74f1d67.13158860], однако применение таких устройств показано только после завершения формирования корней перемещаемых постоянных зубов. Устройства решают отдельные задачи плана ортодонтического лечения и это изначально предполагает их замену после устранения нарушения положения отдельных зубов на устройство для исправления прикуса. Как следствие, удлиняются сроки лечения.
Для устранения аномалий положения зубов применяют эластопозиционеры, элайнеры [Брылина К.А. Эффективность применения элайнеров Invisalign при дистальном движении моляров верхней челюсти: обзор современной иностранной научной литературы // Главврач Юга России. 2017; 5 (55): 10-11. - https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-elaynerov-invisalign-pri-distalnom-dvizhenii-molyarov-verhney-chelyusti-obzor-sovremennoy-inostrannoy], которые исправляют наклон и положение отдельных постоянных зубов со сформированными корнями, но в меньшей степени влияют на размеры зубных рядов и нормализацию прикуса, а также не имеют элементов для перестройки функционального состояния мышц, окружающих зубные ряды, что снижает эффективность лечения.
С помощью аппаратов О.М. Башаровой устраняют нарушения прикуса и положения зубов [Хабибуллина Л.Ф., Анохина А.В. Аппараты с пружинящими наклонными плоскостями для двухэтапного лечения дистальной окклюзии у подростков // Современная стоматология. 2012; 2 (55): 73-75. - https://cyberleninka.ru/article/n/apparaty-s-pruzhinyaschimi-naklonnymi-ploskostyami-dlya-dvuhetapnogo-lecheniya-distalnoy-okklyuzii-u-podrostkov], однако коррекция пружинящих стальных наклонных плоскостей аппаратов затруднительна для врача, устройства громоздкие, нарушают речь, причиняют неудобства и вызывают эстетический дискомфорт у пациента. Кроме того, эти устройства не имеют элементов для функционального воздействия на мышцы, окружающие зубные ряды.
Применением Твин Блока достигают коррекцию прикуса преимущественно в сагиттальном направлении [Isiekwe I., Dacosta О. Use of Twin Block of Clark in management of Angle's Class II Division I malocclusion. Case report // The new York State Dental Journal. 2013; 6 (79): 30-34.
https://www.researchgate.net/publication/260603363_Use_of_Twin_Block_of_Clark_in_management_of_Angle's_Class_II_Division_I_malocclusion_Case_report]. Устройство массивное, состоит из двух частей, нарушает речь и жевание, а накладки на жевательные поверхности боковых зубов создают дополнительную на них нагрузку при жевании, ограничивают прорезывание зубов и зубоальвеолярный рост в боковых отделах в вертикальном направлении.
Заявителями не выявлено ближайшего аналога, предусматривающего комплексное одновременное лечение отклонений от нормы прикуса, зубоальвеолярных дуг, зубных рядов, отдельных зубов, мышц губ, щек, языка, жевания, глотания у детей в периоде сменного прикуса и в периоде формирования постоянного прикуса.
Задачи:
Обеспечение комплексного подхода к коррекции сочетанных зубочелюстных аномалий у детей, одновременное устранение отклонений от нормы, сокращение сроков лечения, повышение эффективности лечения, получение более ранних и надежных положительных результатов в период сменного прикуса и формирования постоянного прикуса, устранение рецидивирования отклонений зубочелюстной зоны от нормы.
Сущностью изобретения является то, что на первом этапе изготавливают гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент устанавливает в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксирует ее с помощью прикусного валика, сопоставляют модели также с помощью прикусного валика, в течение 6-8 месяцев устраняют с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлиняют с помощью винтов до симметричности правой и левой сторон верхнего зубного ряда до создания места для прорезывания отдельных зубов в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролируют путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовят к миогимнастике: устраняют помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии определяют и, при нарушении резорбции корней временных зубов, их удаляют, затем с помощью ортопантомографии определяют положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролируют сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляют коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполняет статическую миогимнастику по 1 разу в день по 25-30 минут с интервалами по 2-3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 1,5-2 месяца осуществляют контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготавливают гипсовые модели челюстей, сопоставляют с моделями до лечения и при недостаточной недостаточной коррекции прикуса дополнительно устраняют соответствующие аномалии по той же схеме.
Технический результат: предлагаемый способ, благодаря комплексному подходу, позволяет своевременно, в периоде сменного прикуса и в периоде формирующегося постоянного прикуса - в периоде наиболее активного роста зубочелюстной зоны, одновременно устранять нарушения, способствующие возникновению и развитию аномалий прорезывания и положения зубов, аномалий зубных рядов и прикуса, исправлять положение нижней челюсти и по показаниям стимулировать/сдерживать активность и направление роста челюстей, комплексно уменьшать выраженность/тяжесть отклонений зубочелюстной зоны от анатомической и функциональной нормы, что обеспечивает условия для физиологического правильного прорезывания постоянных зубов, нормального формирования зубных рядов и прикуса в периоде активного роста зубочелюстной зоны и тем самым обеспечивает устойчивость результатов лечения без применения ретенционных аппаратов, полноценное выполнение функций дыхания, речи, глотания, жевания, предупреждает рецидивирование зубочелюстных аномалий в сравнении с известными стратегией, тактикой и способами лечения зубочелюстных аномалий у детей.
Способ осуществляют следующим образом. При поступлении у ребенка выявляют наличие нарушения прикуса, соответствующих формы и размеров зубоальвеолярных дуг, положения прорезывающихся зубов, состояния мышц губ, щек, языка, правильного дыхания, речи, глотания и жевания. В соответствии с выявленной патологией назначают поэтапное лечение: на первом этапе изготавливают гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент устанавливает в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксирует ее с помощью прикусного валика, сопоставляют модели также с помощью прикусного валика, в течение 6-8 месяцев устраняют с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлиняют с помощью винтов симметрично верхний зубной ряд до создания места для прорезывания отдельных зубов в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролируют путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовят к миогимнастике: устраняют помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии определяют и, в случае нарушения резорбции корней временных зубов, их удаляют, затем с помощью ортопантомографии определяют положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролируют сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляют коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполняет статическую миогимнастику по 1 разу в день в течение 25-30 минут с интервалами по 2-3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 1,5-2 месяца осуществляют контроль исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготавливают гипсовые модели челюстей, сопоставляют с моделями до лечения и при недостаточной коррекции прикуса дополнительно устраняют аномалии по той же схеме.
Технический результат: способ позволяет значительно повысить эффективность лечения путем одновременного последовательного курса устранения комплекса аномалий зубочелюстной зоны у детей, за счет одновременного воздействия на прикус, положение челюстей, зубные ряды, обеспечения анатомически правильного места прорезывания постоянных зубов, воздействия на мышцы губ, щек, языка в более ранние и своевременные сроки улучшается дыхание ребенка, речь, глотание и жевание пищи. Нормализация прикуса и положения челюстей, зубных рядов и положения зубов, укрепление мышц, устранение функциональных нарушений способствует исключению рецидивирования нарушений зубочелюстной зоны.
Именно такая последовательность комплексного лечебного воздействия на зубочелюстную зону у детей в период смены временных зубов на постоянные зубы позволяет создать условия для устранения зубочелюстных аномалий и функциональных нарушений, формирования устойчивого физиологического постоянного прикуса, нормальных функций дыхания, речи, глотания и жевания, достижения эстетической удовлетворенности пациента.
Способ апробирован на 32 детях в возрасте от 8 до 11 лет, в периоде смены временных зубов на постоянные (сменного прикуса) и формирования постоянного прикуса в течение более 5-и лет.
На I-ом этапе лечебно-профилактического воздействия одновременно осуществляют подготовку к переходу ко II-му этапу лечения, на II-ом этапе - соответственно, - к переходу к III-му этапу лечения, миогимнастике, до полного устранения выявленных в динамике наблюдения отклонений зубочелюстной зоны от анатомической и функциональной нормы.
Реализацию заявляемого способа отражает описание клинических примеров с комплексом зубочелюстных аномалий.
Для лучшего понимания способ дополнительно продемонстрирован на Фиг. 1 - Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения: а - вид справа, б - вид спереди, в - вид слева; Фиг. 2. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения: г - укорочение переднего отдела верхнего, д - удлинение переднего отдела нижнего зубных рядов; Фиг. 3. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения, асимметрия зубных рядов: е - асимметрия верхнего зубного ряда, ж - асимметрия нижнего зубного ряда; Фиг. 4. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения, аномальное положение отдельных зубов: з - аномальное положение отдельных зубов верхнего зубного ряда, и - аномальное положение отдельных зубов нижнего зубного ряда; Фиг. 5. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, на первом этапе лечения с прикусными валиками: к - вид справа, л - вид спереди, м - вид слева; Фиг. 6. Ортодонтический аппарат в полости рта: н - вид справа, о - вид спереди, п - вид слева; Фиг. 7. Диагностические модели челюстей пациента Д., 10 лет, на этапе лечения, прорезываются постоянные клыки и премоляры: р - вид справа, с - вид спереди, т - вид слева (см. приложение).
Клинический пример 1.
При обследовании пациента Д., 9 лет, выявлены отклонения от анатомической нормы в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях, в том числе: а) нарушения прикуса в сагиттальном направлении - мезиальный прикус, в вертикальном направлении - глубокий прикус, в трансверсальном направлении - двусторонний перекрестный прикус (Фиг. 1. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения: а - вид справа, б - вид спереди, в - вид слева); б) нарушения зубных рядов в сагиттальном направлении - укорочение верхнего зубного ряда, удлинение нижнего зубного ряда (Фиг. 2. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения: г - укорочение переднего отдела верхнего, д - удлинение переднего отдела нижнего зубных рядов); в) нарушения длины и ширины зубных рядов сопровождались нарушениями симметричности зубных рядов и положения зубов (Фиг. 3. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения, асимметрия зубных рядов: е - асимметрия верхнего зубного ряда, ж - асимметрия нижнего зубного ряда; Фиг. 4. Диагностические модели челюстей пациента Д., 9 лет, до лечения, аномальное положение отдельных зубов: з - аномальное положение отдельных зубов верхнего зубного ряда, и - аномальное положение отдельных зубов нижнего зубного ряда).
В соответствии с заявленным способом лечения, поэтапно и с определенной последовательностью были осуществлены лечебно-профилактические мероприятия: на первом этапе изготовили гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент установил в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксировал ее с помощью прикусного валика, сопоставили модели также с помощью прикусного валика, в течение 8 месяцев устраняли с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлиняли с помощью винтов симметрично верхний зубной ряд до создания места для прорезывания отдельных зубов в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролировали путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовили к миогимнастике: устранили помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии определили и выявили нарушения резорбции корней временных зубов, их удалили, затем с помощью ортопантомографии определили положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролировали сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляли коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполнял статическую миогимнастику по 1 разу в день по 25 минут с интервалами по 2 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 1,5 месяца осуществляли контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготовили гипсовые модели челюстей (Фиг. 7. Диагностические модели челюстей пациента Д., 10 лет, на этапе лечения, прорезываются постоянные клыки и премоляры: р - вид справа, с - вид спереди, т - вид слева),
Затем осуществили контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений.
Окончательные результаты: достигнуты свободное и правильное смыкание губ, функций дыхания, глотания и речи, нормализация положения нижней челюсти и прикуса, соответствие ширины и длины зубных рядов индивидуальной норме, устранены аномалии положения отдельных зубов.
Клинический пример 2.
При обследовании зубочелюстной зоны пациента К., 10 лет, были выявлены отклонения прикуса от анатомической нормы в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях, в том числе: нарушения прикуса в сагиттальном направлении - дистальный прикус, в вертикальном направлении - глубокий прикус; нарушения зубных рядов в сагиттальном направлении - укорочение боковых сегментов верхнего зубного ряда, укорочение переднего отдела нижнего зубного ряда.
Продолжительность I-го этапа лечения составила 6 месяцев. На первом этапе изготовили гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент установил в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксировал ее с помощью прикусного валика, сопоставили модели также с помощью прикусного валика. В течение 6 месяцев устранили с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлинили с помощью винтов симметрично зубные ряды до создания места для прорезывания отдельных зубов в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролировали путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовили к миогимнастике: устранили помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии выявили нарушения резорбции корней временных зубов, их удалили, затем с помощью ортопантомографии определили положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролировали сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляли коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполнял статическую миогимнастику по 1 разу в день по 30 минут с интервалами по 3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 2 месяца осуществляли контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготовили гипсовые модели челюстей, сопоставили с моделями до лечения и наблюдали до завершения прорезывания постоянных зубов.
Выполнение миогимнастики рекомендовали следующим образом: Формирование движений верхней и нижней губ, обеспечивающих анатомически правильное смыкание губ, осуществляли выполнением миогимнастики по 1 разу в день в течение 30 минут с интервалами по 3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть в мезиальном направлении до анатомически правильного положения. Одновременно назначили упражнение для тренировки правильного смыкания губ: пациент выполнял активное дотрагивание верхней губы до пластины, прижатой снизу к режущим краям верхних передних зубов, максимально расслабляя при этом нижнюю губу, постепенно увеличивая продолжительность времени смыкания губ до достижения свободного анатомически правильного смыкания губ. Укреплял мышцы, окружающие зубоальвеолярные дуги - мышцы щек и языка (круговая мышца рта, щечные мышцы). Одновременно осуществлял нормализацию положения языка выполнением упражнений для тренировки всех мышц языка. Тренировку носового дыхания осуществлял одновременно при выполнении миогимнастики для правильного смыкания губ. Для тренировки глотания пациент, смыкал зубы в анатомически правильном положении челюстей, сжимал губами трубочку, через трубочку набирал воду и проглатывал ее, не разжимая зубы. При этом происходила тренировка мышц губ, щек, языка, мышц, перемещающих нижнюю челюсть в анатомически правильное положение. Для улучшения функции жевания пациенту рекомендовали откусывать пишу передними зубами и пережевывать ее боковыми зубами попеременно справа и слева. Затем осуществили контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений.
Окончательные результаты: достигнуты свободное и правильное смыкание губ, функций дыхания, глотания и речи, нормализация положения нижней челюсти и прикуса, соответствие ширины и длины зубных рядов индивидуальной норме, устранены аномалии положения
Именно такая последовательность комплексного лечебного воздействия на зубочелюстную зону у детей в период сменного прикуса и формирующегося постоянного прикуса позволила устранить зубочелюстные аномалии и функциональные нарушения, создать условия для формирования устойчивого физиологического постоянного прикуса, нормальных функций дыхания, речи, глотания и жевания, достижения эстетической удовлетворенности пациента.
Продолжительность лечения пациентов зависит от выраженности отклонений зубочелюстной зоны от анатомической и функциональной нормы, а также от активности сотрудничества пациента с врачом. В 4-х случаях недостаточная коррекция прикуса, зубных рядов, положения зубов, выявленная путем повторного изготовления гипсовых моделей челюстей и сопоставления их с гипсовыми моделями челюстей до лечения, требовала устранения отклонения от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов по той же схеме в дополнительные сроки лечения до нормализации прикуса и положения челюстей, зубных рядов и положения зубов, устранения функциональных нарушений, достижения устойчивого результата лечения и исключения рецидивирования аномалий зубочелюстной зоны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ ЗУБОАЛЬВЕОЛЯРНЫХ ДУГ ПРИ РАННЕМ УДАЛЕНИИ ВРЕМЕННЫХ РЕЗЦОВ | 2003 |
|
RU2254095C2 |
Способ контроля результатов лечения аномального прикуса | 2023 |
|
RU2811894C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ МИКРОРЕТРОГНАТИИ У ДЕТЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2332955C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ БОКОВЫХ ЗУБОВ | 2014 |
|
RU2546098C1 |
СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСЛЕДНЕГО В ЗУБНОЙ ДУГЕ ЗУБА | 2008 |
|
RU2360639C1 |
Способ комплексной диагностики окклюзии | 2018 |
|
RU2694175C1 |
Способ прогнозирования развития нарушения прикуса у детей в периоды временного и смешанного прикуса | 2019 |
|
RU2729745C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ | 2016 |
|
RU2644687C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ | 2017 |
|
RU2657195C1 |
Способ профилактики зубочелюстно-лицевых аномалий у детей до 6 лет с полным отсутствием зубов | 2017 |
|
RU2663631C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и предназначено для использования в ортодонтии при коррекции сочетанных зубочелюстных аномалий у детей. При поступлении у ребенка выявляют наличие нарушения прикуса, соответствующих формы и размеров зубоальвеолярных дуг, положения прорезывающихся зубов, состояния мышц губ, щек, языка, правильного дыхания, речи, глотания и жевания. В соответствии с выявленной патологией назначают поэтапное лечение: на первом этапе изготавливают гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент устанавливает в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксирует ее с помощью прикусного валика, сопоставляют модели также с помощью прикусного валика, в течение 6-8 месяцев устраняют с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлиняют с помощью винтов симметрично верхний зубной ряд до создания места для прорезывания отдельных зубов в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролируют путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовят к миогимнастике: устраняют помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии определяют и, в случае нарушения резорбции корней временных зубов, их удаляют, затем с помощью ортопантомографии определяют положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролируют сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляют коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполняет статическую миогимнастику по 1 разу в день в течение 25-30 минут с интервалами по 2-3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 1,5-2 месяца осуществляют контроль исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготавливают гипсовые модели челюстей, сопоставляют с моделями до лечения и при недостаточной коррекции прикуса дополнительно устраняют аномалии по той же схеме. Способ, за счет строго последовательных этапов воздействия в комплексе, включающих в том числе миогимнастику, обоснованных режимов, кратности, продолжительности упражнений, контроля лечения с помощью выявленных дефектов на ортопантомограмме и по моделям в динамике сопоставления изменений 1 раз в месяц, позволяет повысить терапевтический эффект коррекции сочетанных зубочелюстных аномалий, сократить срок коррекции, обеспечить надежность хорошего качества достижения нормальных анатомических соотношений. 7 ил., 1 табл., 2 пр.
Способ коррекции сочетанных зубочелюстных аномалий у детей в периодах сменного и формирующегося постоянного прикусов, заключающийся в том, что поэтапно выполняют: на первом этапе изготавливают гипсовые модели верхней и нижней челюстей и прикусный валик на модели верхней челюсти, под контролем врача пациент устанавливает в нормальное анатомическое положение нижнюю челюсть и фиксирует ее с помощью прикусного валика, сопоставляют модели также с помощью прикусного валика, в течение 6-8 месяцев устраняют с помощью винта отклонения верхнего зубного ряда путем расширения до создания индивидуальной нормальной ширины, затем удлиняют с помощью винтов до симметричности левой и правой сторон верхнего зубного ряда до создания места для прорезывания отдельных зубов, в течение указанного времени ежедневно круглосуточно, одновременно с помощью функциональных проб контролируют путем соответствия свободного смыкания губ по линии Клейна и движений языка при дыхании, речи и глотании норме; после чего на втором этапе в течение 2-х месяцев пациента готовят к миогимнастике: устраняют помеху от уздечек губ и языка, с помощью ортопантомографии определяют и, при нарушении резорбции корней временных зубов, их удаляют, затем с помощью ортопантомографии определяют положение и направление прорезывания постоянных зубов, с помощью диагностической модели контролируют сохранность условий в зубном ряду для полного прорезывания постоянных зубов, осуществляют коррекцию их положения в зубном ряду при помощи ортодонтических устройств; на третьем этапе в течение 2-х месяцев пациент под контролем результатов лечения выполняет статическую миогимнастику по 1 разу в день по 25-30 минут с интервалами по 2-3 минуты, укрепляя мышцы, перемещающие нижнюю челюсть до анатомически правильного положения, окружающие зубоальвеолярные дуги, мышцы губ, щек и языка до правильного смыкания губ, нормализации положения языка, носового типа дыхания, четкости речи, эффективности жевания, соматического глотания; причем 1 раз в 1,5-2 месяца осуществляют контроль результатов исправления отклонений от анатомической нормы прикуса, зубных рядов, положения зубов, функциональных нарушений, затем вновь изготавливают гипсовые модели челюстей, сопоставляют с моделями до лечения и при недостаточной коррекции прикуса дополнительно устраняют соответствующие аномалии по той же схеме.
Способ лечения перекрестной окклюзии с сужением верхней челюсти и смещением нижней челюсти в сторону у детей дошкольного возраста | 2022 |
|
RU2798059C1 |
СПОСОБ ОРТОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ПРИКУСА У ДЕТЕЙ | 2018 |
|
RU2741250C2 |
Способ лечения дистального прикуса у детей, обусловленного ретрогнатией нижней челюсти, и устройство для его осуществления | 2018 |
|
RU2692447C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ БОКОВЫХ ЗУБОВ | 2014 |
|
RU2546098C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ l-ТРИЙОДТИРОНИНА, МЕЧЕННОГО РАДИОИЗОТОПАМИ ЙОДА | 1966 |
|
SU219105A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ | 1999 |
|
RU2171654C1 |
US 2014186788 A1, 03.07.2014 | |||
CN 108742895 A, 06.11.2018 | |||
US 2016270883 A1, 22.09.2016 | |||
WO 2009045933 A1, 09.04.2009 | |||
ГИЗЗАТУЛЛИНА Ф.В | |||
и др | |||
Раннее лечение перекрестной окклюзии, |
Авторы
Даты
2024-08-15—Публикация
2023-09-14—Подача