Изобретение относится к способам увеличения проходимости гусеничных машин и колесных машин с плоским днищем.
Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения, совпадающим по назначению, является "Гусеничный движитель" (RU 2761992, B62D 55/26; B62D 55/27 опубликовано 19 февраля 2021).
Конструкция известного устройства обеспечивает движение транспортного средства при преобладании силы трения днища о грунт над силой трения движущихся гусениц. Но характеристики данного устройства не обеспечивают увеличение скорости перемещения на воде, плавучим транспортным средствам. Также конструкция известного устройства не позволяют инородным элементам, таким как куски грязи, веток травы и других органических элементов беспрепятственно проходит между лентой гусеничного движителя и днищем, что может приводить к замедлению работы движителя и даже к его полной остановке. Также куски почвы плохо удаляются из рабочего пространства между роликами по причине отсутствия отверстий в ленте для их удаления, что тоже влияет на беспрепятственную работу гусеничного движителя.
Задачей изобретения является создание подключаемого устройства, позволяющего плавучему транспортному средству повышенной проходимости более уверенно преодолевать водные преграды, а также преодолевать сложные участки дороги, не испытывая трудности в работе ленты гусеничного движителя при застревании инородных элементов в пространстве между верхней частью ленты и днищем транспортного средства и в пространстве между роликов.
Данная задача достигается тем, что под днищем транспортного средства устанавливается лента размещающаяся поверх цилиндрических роликов, которые расположены так, чтобы между лентой и днищем оставалось небольшое расстояние. Крайний ролик имеет на конце зубчатую шестерню, которая посредством ременной, цепной или карданной передачи соединена с шестерней, находящейся на оси, передающей крутящий момент. Также на крайнем ролике имеются зубчатые шестерни, попадающие в отверстия находящиеся в ленте. При вращении оси, передающей крутящий момент, все соединенные механизмы обеспечивают вращение ленты, в которой при этом имеются отверстия для удаления инородных элементов в пространстве между роликов.
Для увеличения скорости перемещения на воде на ленте имеются лопасти, которые могут располагаться перпендикулярно ленте и складываться при заходе под днище за счет гибкости материала, толщена у основания лопасти которого подобрана таким образом, чтобы не оказывать большого сопротивления при движении под днищем, но обеспечивать приемлемые гребные свойства в воде.
Также лопасти могут быть образованы прорезями в ленте вездеходного движителя и распрямляться при прохождении лентой вездеходного движителя крайнего ролика за счет жесткости материала лопастей, имеющий продольный, относительно цилиндрических роликов, участок крепления, который удерживает основание лопасти на пути следования ленты по округлой поверхности цилиндрического ролика, остальная же часть лопасти остается прямой, обеспечивая раскрытие и создавая гребной эффект. При этом участок крепления основания лопасти имеет продольное углубление которое позволяет прогибаться на угол, обеспечивающий максимальные гребные свойства и упираться оному краю углубления в другой край углубления, не позволяя создавать излишний прогиб всей лопасти. Для возвращение под днище лопасти складываются при помощи вращающегося цилиндра, имеющего по краям выступающие штыри, прижимающие лопасти к поверхности ленты вездеходного движителя в процессе вращения цилиндра, который вращается за счет вращения ленты, упираясь в ленту выпирающими зубцами, расположенными по окружности цилиндра. Также задача по возвращению лопастей под днище путем их складывания может достигаться за счет того, что в лопастях имеются поперечные прорези на одном из концов которых имеются уширения чуть большей ширины чем сами прорези, а на крайнем ролике расположены штыри с небольшим уширением на конце, совпадающим по размеру с уширением поперечных прорезей лопастей, но немного превышающим ширину самих прорезей, при этом шаг штырей совпадает с шагом отверстий при встрече штыря и лопасти в нижней части ленты, но накрывает лопасть в области прорези не имеющей уширения, в тот момент, когда лопасть попадает в верхнее положение ленты после прохождения крайнего ролика. Лопасти прорезаны в ленте гусеничного движителя под углом для предотвращения проваливания лопасти в отверстие, образованное прорезью ленты гусеничного движителя, либо могут иметь по краям ограничители, предотвращающие проваливание. При этом на подходе в пространство под днище транспортного средства расположена стоящая под углом направляющая, позволяющая лопастям ленты гусеничного движителя более плавно заходить под днище транспортного средства и минимизировать вероятность их загиба.
Задача по предотвращению затормаживания или остановке вращения лента по причине попадания инородных элементов между лентой и днищем достигается за счет того, что ролики вставлены в отверстиях держателей, лежащих на пружинящих элементах, расположенных внутри других держателей, при этом сами держатели и пружинящие элементы вставлены в пространство других держателей, жестко закрепленных к днищу транспортного средства, при этом к держателям роликов прикреплено устройство, уменьшающее провисание ленты гусеничного движителя, представляющее собой пластину, способную амортизировать при перемещении роликов в вертикальном направлении. Также для натяжения ленты крайний ролик способен перемещаться по направляющим в горизонтальном направлении, а перед крайним роликом есть натяжное устройство, толкающее ролик в горизонтальном направлении для натяжения ленты гусеничного движителя.
В передней части днища транспортного средства, установлена защита, представляющая собой жестко прикрепленный к днищу транспортного средства металлический барьер, отстоящий от днища на незначительно большее расстояние, нежели нижняя часть ленты гусеничного движителя.
Также лента гусеничного движителя для плавучих машин может располагаться вокруг нижних труб рамы транспортного средства и цилиндрическими роликами, находящимися труб. На трубах могут располагаться вытянутые кольца для улучшения скольжения ленты по трубам рамы. При этом цилиндрические ролики не имеют вертикального хода поскольку вся конструкция может располагаться на достаточном расстоянии от днища транспортного средства, которое может быт поднято на дополнительное расстояние на нижними трубами рамы транспортного средства.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
На фиг. 1 - общий вид 3/4 снизу;
На фиг. 2 - общий вид сбоку;
На фиг. 3 - вид 3/4 снизу (фрагмент);
На фиг. 4 - вид 3/4 снизу ролика, вставленного в держатель (фрагмент);
На фиг. 5 - вид 3/4 снизу ролика, вставленного в держатель (фрагмент);
На фиг. 6 - общий вид сбоку;
На фиг. 7 - общий вид 3/4 сверху (фрагмент);
На фиг. 8 -общий вид 3/4 сверху (фрагмент);
На фиг. 9 - вид сбоку (фрагмент);
На фиг. 10 - вид 3/4 (фрагмент);
На фиг. 11 - вид 3/4 снизу (шестерня дополнительного устройства, фрагмент);
На фиг. 12 - вид сбоку (фрагмент);
На фиг. 13 - общий вид 3/4 снизу;
На фиг. 14 - вид 3/4 снизу (фрагмент);
Гусеничный движитель для плавучих машин состоит из ленты - 1, которая огибает цилиндрические ролики - 13, либо цилиндрические ролики - 13 и вытянутые округлые детали - 37, которые являются частью рамы - 40. Цилиндрические ролики - 13 могут быть вставлены либо в отверстия - 45 внутренних держателей - 16, вставленных во внешние держатели - 2, либо в отверстия - 21 внутренних держателей - 19, вставленных во внешние держатели - 22, либо в держатели - 41 (фиг. 13), прикрепленные к раме - 40. Лента - 1 может огибать ролики - 13, либо и ролики - 13 и вытянутыми округлыми деталями - 37, являющиеся частью рамы - 40. Также на вытянутых округлых деталях - 37 могут располагаться вытянутые кольца - 39. В случае применения внешних держателей - 2 крайний внешний держатель - 14 имеет подвижное крепление - 42. Крайний внешний держатель - 14 может смещаться горизонтально с помощью натяжителя - 8. В случае применения внешних держателей - 22 (фиг. 7), крайний ролик - 43 прикреплен к подвижной части - 44 натяжителя - 25. На крайнем ролике - 43 (фиг. 7) имеется зубчатая шестерня - 7 и зубцы - 3, либо разведенные зубцы - 17 (фиг. 10). Под лентой - 1 находится держатель - 10, удерживающий ленту - 1 от провисания. Внутренние держатели - 16 (фиг. 4) опираются на пружинящий элемент - 15, либо внутренние держатели - 19 (фиг. 5) опираются на пружинящий элемент - 20. В передней части днища - 9 расположена защита - 12. На оси - 43 могут располагаться проникающие штыри - 11, попадающие при вращении с отверстиями - 5 и - 46 ленты - 1. Лопасти ленты - 30 имеют ограничители хода - 33 лопастей - 29. В задней части днища - 9 (фиг. 7) могут располагаться направляющие - 34 и барабаны - 35 со штырями - 47 и зубцами - 36 (либо короткими зубцами - 23 (фиг. 8)). На одном из крайних роликов может находится шестерня для подключения дополнительных устройств - 18. Лента - 48 (фиг. 9) имеет лопасти - 38. Ленты - 1 может иметь усилители отверстий - 6.
Для того чтобы запустить в движение ленту - 9 необходимо запустить механизм, вращающий шестерню - 7. Зубцы - 3 шестерни - 7 начнут давить на усилители отверстий - 6 чем приведут ленту - 9 в движение.
Лопасти - 4 ленты - 1 (фиг. 1, 13, 14) складываются с помощью проникающих штырей - 11, которые попадают в большие отверстия - 50, проходят примерно 90 градусов, после чего начинают нажимать на вытянутого отверстия - 46. Ширина проникающих штырей - 11 немного больше ширины вытянутого отверстия - 46, что позволяет вернуть лопасть в прижатое к ленте - 1 состояние. Но ограничители - 51 не позволяют продавить насквозь лопасть - 4, а гибкость материала лопасти - 4 позволяет проникающему штырю - 11 пройти насквозь. При этом отверстия - 5 нужны для удаления инородных элементов и больше по ширине чем проникающие штыри - 11, поэтому их проникающие штыри - 11 проходят вхолостую.
Лопасти - 38 ленты - 48 (фиг. 9) складываются, попадая под днище - 9, за счет гибкости материала, либо, более плавно, попадая под направляющую - 34. Расправляются лопасти - 38 просто выходя из под пространства днища - 9 за счет гибкости материала.
Лопасти - 20 ленты - 30 (фиг. 7) складываются при помощи штырей - 47, расположенных на вращающемся барабане - 35, который вращается за счет попадания зубцов - 3б в движущиеся вместе с лентой - 30 отверстия - 32. Также вместо зубцов на барабане могут быть распложены короткие зубцы - 23 которые вращают барабан - 49, упираясь в ленту - 24.
Пружинящие элементы - 15, либо - 20, прогибаются при попадании инородных элементов между днищем - 9 и лентой - 1, - 30, - 24 или - 48. Ролик - 13 давит на внутренний держатель - 16, который нажимает на пружинящий элемент - 15, тем самым высвобождая пространство для прохождения инородных элементов между днищем - 9 и лентой - 1, - 30, - 24 или - 48. Во втором случае ролик - 13 давит на внутренний держатель - 19, который нажимает на пружинящий элемент - 20, тем самым высвобождая пространство для прохождения инородных элементов между днищем - 9 и лентой - 1, - 30, - 24 или - 48.
Поскольку цилиндрические ролики по возможности должны иметь наименьший диаметр, чтобы значительно не уменьшать дорожный просвет транспортного средства, то большое количество крупных зубцов расположенных в один ряд сильно уменьшает промежутки между отверстиями в ленте, тем самым ослабляя их. Разведенные зубцы - 17 (фиг. 10) нужны для того чтобы снизить частоту отверстий в ленте, увеличив тем самым прочность участков ленты на которые давят зубцы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2021 |
|
RU2761992C1 |
СКРЕБОК-ТОЛКАТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2824221C1 |
ЗАЩИТНЫЙ КОЗЫРЕК СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ | 2020 |
|
RU2752583C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОЖУХ ОБОДА РУЛЕВОГО КОЛЕСА | 2021 |
|
RU2772825C1 |
АМФИБИЙНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2577626C1 |
ЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ОБОДА РУЛЕВОГО КОЛЕСА | 2020 |
|
RU2749144C1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ БОЛОТОХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2511195C1 |
Колесно-лопастной движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1813660A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1990 |
|
RU2040426C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТОКА ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ | 1995 |
|
RU2109171C1 |
Изобретение относится к установке на транспортное средство гусеничных лент с лопастями. Под днищем транспортного средства устанавливается лента, размещающаяся поверх цилиндрических роликов. Крайний ролик имеет на конце зубчатую шестерню, которая соединена с шестерней, находящейся на оси, передающей крутящий момент. Также на крайнем ролике имеются зубчатые шестерни, попадающие в отверстия, находящиеся в ленте. При вращении оси, передающей крутящий момент, все соединенные механизмы обеспечивают вращение ленты, в которой при этом имеются отверстия для удаления инородных элементов в пространстве между роликами. На лентах имеются лопасти, способные складываться при попадании под днище транспортного средства и раскрываться при выходе из-под него. Достигается повышение проходимости, преодоление водных преград. 8 з.п. ф-лы, 14 ил.
1. Плавучая машина с гребным гусеничным движителем, содержащая одну или две широкие ленты, выполненные с возможностью расположения под плоским днищем транспортного средства, отличающаяся тем, что ленты огибают цилиндрические ролики, либо цилиндрические ролики, чередующиеся с вытянутыми округлыми деталями, имеющими вытянутые кольца, являющимися частью несущей рамы транспортного средства, при этом крайний цилиндрический ролик имеет на конце зубчатую шестерню, которая посредством ременной, цепной или карданной передачи соединена с шестерней, находящейся на оси, передающей крутящий момент, а также зубчатые шестерни, передающие вращение на ленты, имеющие отверстия с усилениями по всей длине для проникновения зубцов зубчатых шестерней, при этом на лентах имеются лопасти, способные складываться при попадании под днище транспортного средства и раскрываться при выходе из-под него, а также отверстия для удаления инородных элементов, при этом в передней части днища транспортного средства установлена защита, представляющая собой металлическую балку, отстоящую от днища на большее расстояние нежели нижняя часть ленты гусеничного движителя, а по обоим краям расположены держатели, предотвращающие провисание ленты гусеничного движителя, при этом возле крайнего ролика, способного перемещаться в горизонтальном направлении, расположен натяжитель ленты гусеничного движителя.
2. Плавучая машина по п. 1, отличающаяся тем, что лопасти образованы прорезями в ленте гусеничного движителя и распрямляются при прохождении лентой гусеничного движителя крайнего ролика за счет жесткости материала лопастей, имеющего продольный, относительно цилиндрических роликов, участок крепления, который удерживает основание лопасти на пути следования ленты по округлой поверхности цилиндрического ролика, остальная же часть лопасти остается прямой, обеспечивая раскрытие и создавая гребной эффект.
3. Плавучая машина по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что лопасти складываются при помощи вращающегося цилиндра, имеющего по краям выступающие штыри, прижимающие лопасти к поверхности ленты гусеничного движителя в процессе вращения цилиндра, который вращается за счет вращения ленты, упираясь в ленту выпирающими короткими зубцами, расположенными по окружности цилиндра, либо за счет зубцов, попадающих в отверстия в ленте гусеничного движителя.
4. Плавучая машина по п. 1, отличающаяся тем, что лопасти складываются и распрямляются благодаря гибкости материала ленты и лопастей, толщина основания которых подобрана таким образом, чтобы создавать гребной эффект при движении в воде, но не создавать большого сопротивления при заходе под днище транспортного средства.
5. Плавучая машина по любому из пп. 1-4, отличающаяся тем, что ролики вставлены в отверстия внутренних держателей, лежащих на пружинящих элементах, расположенных внутри внешних держателей, при этом сами внутренние держатели и пружинящие элементы вставлены в пространство внешних держателей, жестко закрепленных к днищу транспортного средства.
6. Плавучая машина по п. 1, или 2, или 5, отличающаяся тем, что на крайнем ролике расположены проникающие штыри, по ширине совпадающие по размеру с большими отверстиями лопастей, но превышающие ширину вытянутых отверстий, при этом шаг проникающих штырей совпадает при встрече с шагом больших отверстий в нижней части ленты, но накрывает лопасть в области вытянутых отверстий, в тот момент, когда лопасть попадает в верхнее положение ленты после прохождения крайнего ролика.
7. Плавучая машина по любому из пп. 1-6, отличающаяся тем, что на крайнем ролике есть зубчатая шестерня для подключения дополнительных устройств.
8. Плавучая машина по любому из пп. 1-7, отличающаяся тем, что на подходе в пространство под днище транспортного средства расположена стоящая под углом направляющая, позволяющая лопастям ленты гусеничного движителя более плавно заходить под днище транспортного средства и минимизировать вероятность их загиба.
9. Плавучая машина по любому из пп. 1-3, 5-8, отличающаяся тем, что лопасти прорезаны в ленте гусеничного движителя под углом и имеют ограничители для предотвращения проваливания лопасти в отверстие, образованное прорезью ленты гусеничного движителя.
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2021 |
|
RU2761992C1 |
ГРЕБНОЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2054360C1 |
US 7980907 B1, 19.07.2011 | |||
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1336082A1 |
Авторы
Даты
2024-09-04—Публикация
2023-06-27—Подача