Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для расширения возможностей преподавателя в процессе организации обучения и контроля знаний учащихся с использованием технических средств обучения.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства для контроля знаний обучаемых.
Устройство содержит элемент ИЛИ 1, первый регистр 2, элемент 3 ИЛИ, дешифраторы 4 и 5, элемент 6 задержки, элемент И 7, генератор 8, триггер 9, элемент ИЛИ 10, блок 11 ввода ответов, третий регистр 12, элемент ИЛИ 13, счетчик 14, блок 15 сравнения, второй регистр 16, блок 17 памяти, элемент 18 задержки, триггер 19, дешифраторы 20-22, элементы И 23 и 24, четвертый регистр 25, элемент И 26, инвертор 27, элементы И 28 и 29, триггер 30, блок 31 предъявления оценки, регистратор 32 оценки, узел 33 дифференцированной оценки, элемент ИЛИ 34.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии триггеры 9, 19 и 30 находятся в нулевом состоянии, счетчик 14 обнулен. С пульта преподавателя (не указан) в блок 17 занесена учебная информация, причем последний разбит по зонам, каждая из которых соответствует одному контрольному вопросу. Схематично показано содержание j-й зоны, представляющей собой массив слов, размер которого равен числу слов, подлежащих контролю в ответе обучаемого. Следует отметить, что последний разряд каждого слова предназначен для занесения знаков Л - соединение обязательных групп, или / - соединение дополнительных групп.
Предъявление контролирующих вопросов обучаемому может производиться либо автоматически на экране контролирующей машины, либо с помощью контрольных карточек. Ознакомившись с содержанием контрольных вопросов, обучаемый на блоке 11 набирает номер вопроса, на который он подготовил ответ. Переписанный в регистр 12, он является старшим разрядом адреса блока 17, который задает номер зоны, содержащей ответ на выбранный вопрос.
Далее с этого же блока 11 он вводит ответ, используя его символьную клавиатуру. Вводимый ответ в символьной форме записывается в регистр 2, причем начало и конец его ограничивается символами «Начало текста (НТ) и «Конец текста (КТ). Слова в тексте разделены символами «Пробел. Запись информационных разрядов, поступающих с блока 11 через элемент 1 на информационный вход регистра 2, осуществляется
тактирующей последовательностью импульсов с блока 11 через элемент 3. По окончании ввода ответа с блока 11 поступает сигнал «Готовность, по которому устройство
переходит в режим автоматического контроля правильности введенного ответа.
Сигнал «Готовность, пройдя через элемент 13, поступает на вход «Чтение блока 17 памяти и одновременно на вход «Запись
Q регистра 16. В соответствии с подготовленным адресом младшие разряды формируются счетчиком 14, а старшие - регистром 12, в регистр 16 записывается первое слово из выбранной зоны блока 17. В этот же момент времени сигнал «Готовность, пройдя через
5 элемент 10, переводит триггер 9 в единичное состояние, тем самым разрешая прохождение импульсов с генератора 8 через элементы 7 и 3 на тактирующий вход регистра 2. Поступающие на тактирующий вход им0 пульсы продвигают информацию, записанную в регистре 2. Подключение выхода регистра 2 через элемент 1 к его входу обеспечивает циркуляцию записанной в нем информации.
5 При появлении на выходе первого регистра 2 кодов символов НТ и «Пробел на выходе дешифратора 4 появляется сигнал, а при появлении кода символа КТ сигнал появляется на выходе дешифратора 5. Появившийся сигнал на выходе дешифратора 4
0 переводит триггер 9 в нулевое состояние, тем самым препятствуя прохождению импульсов с генератора 8 на тактовый вход регистра 2. Таким образом, в блоке 15 происходит поразрядное сравнение текущего слова входного текста, записанного в регистре 2, с оче5 редным словом, считанным с блока 17. Для предотвращения ложных сигналов с блока
15он стробируется сигналом с выхода де- щифратора 4. По окончании сравнения задержанный элементом 6 сигнал с выхода
0 дещифратора 4 через элемент 10 переводит триггер 9 в единичное состояние и описанный процесс продолжается до тех пор, пока на выходе регистра 2 не появляется код символа КТ. Код символа КТ ведет к появлению сигнала на выходе дешифратора 5, который
5 наращивает содержимое счетчика 14 и, проходя через элемент 13, считывает в регистр
16с блока 17 очередное слово.
В случае совпадения слов в очередном цикле срабатывает триггер 19, переводимый J, в нулевое состояние через элемент 18 в конце каждого цикла сигналом с дешифратора 5. Упомянутая задержка введена для надежного срабатывания логики в узле 33.
Если поиск в ответе обучаемого альтернативных слов, заданных в блоке 17 и заклю- 5 ченных соответствующими символами, оказывается безуспешным, триггер 19 находится в нулевом состоянии. На выходе дешифратора 22, анализирующего дополнительные
разряды элементов блока 17, появляется сигнал, поступающий на элемент 24. По приходу сигнала с дешифратора 5 открывается элемент 24, сигнал с которого, пройдя через элемент 34, является стробом записи неудовлетворительного ответа в регистраторе 32 и высвечивании транспаранта «Неуд в блоке 31. В случае же, если между группами встретился символ /, то сигнал появляется на выходе дешифратора 21, открывается элемент 26 и триггер 30 переводится в единичное состояние. Перевод триггера 30 в единичное состояние исключает высвечивание блоком 31 транспаранта «Отл и запись кода «Отл в регистратор 32 оценки.
10
роля в традиционно принятой форме. Все это расширяет дидактические возможности устройства.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответов, блок памяти, блок сравнения, информационные входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам группы первого регистра, первый, второй и третий элементы ИЛИ, элемент И и триггер, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него
Вместе с тем, данный переход подготавлива- 15 введены второй и третий регистры, блок
предъявления оценки, регистратор оценки, счетчик, четвертый и пятый элементы ИЛИ, генератор, второй триггер, первый и второй элементы задержки, первый и второй дешифраторы и узел дифференцированной оценки, состоящий из третьего, четвертого, пятого дешифраторов, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого элементов И, четвертого регистра, третьего триггера и инвертора, причем первый, второй, третий, четверет элементы 28 и 29 для выдачи сигнала об оценке «Удовл или «Хор. Выставление упомянутых оценок осуществляется с использованием регистра 25. Если число сигналов с дешифратора 21, соответствующее числу дополнительных групп в эталонном ответе, и число срабатываний триггера 19, соответствующее числу найденных дополнительных ключевых слов в ответе обучаемого, достаточно для сдвига первоначально записан20
ной в регистре 25 «единицы на его выход, 25 тый и пятый входы блока предъявления оценто выставляется оценка «Хор, в противном случае - «Удовл. Указанные оценки регистрируются регистратором 32 и высвечиваются блоком 31 в виде транспарантов
ки и регистратора оценки соединены соответственно с выходами пятого элемента ИЛИ, третьего элемента И, пятого и шестого элементов И и с прямым выходом третьего
«Удовл, «Хор, «Отл. Управляющим стро- 30 триггера, инверсный выход которого под
/г ly-n ь n ir4Di i п cinr-/ г f it tji
бом для указанных операций является сигнал с дешифратора 20, выделяющий символ /;/ - конец зоны, и объединенный элементом 34 с сигналом о неудовлетворительной оценке с выхода элемента 24.
ключей к первым входам пятого и шестого элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами инвертора и четвертого регистра, выход которого подключен к входу инвертора, а вход - к вы, ,,-зс ходу второго элемента И, выход третьего В качестве блока 11 может быть исполь-35 соединен с первым входом пято- зована алфавитно-цифровая клавиатура. элемента ИЛИ, второй вход которого под- Блок предъявления оценки представляет третьего дешифратора, собой набор транспарантов с надписями третьего триггера соединен с выходом «Неуд, «Удовл, «Хор, «Отл, высвечивае-четвертого элемента И, первый, второй и
,л L..™. третий входы которого подключены к выходам соответственно второго дешифратора и четвертого дешифратора и прямому выходу второго триггера, соединенному с первым
ет элемент памяти и элемент И, на входы последнего подается сигнал оценки и управляющий строб, выход его подключен к входу «Запись элемента памяти.
входом третьего элемента И, второй и тревходом третьего элемента И, второй и треРегистратор 32 может быть выполнен в тий входы которого подключены к выходам
виде регистра. Записанная в нем информация может быть в дальнейшем использована для статистической обработки результатов обучения.
Таким образом, предлагаемое устройство
соответственно пятого и второго дешифраторов, первый, второй и третий входы второго элемента И соединены с выходами соответственно второго и четвертого дешифраторов и инверсным выходом второго триггера.
для контроля знаний обучаемых позволяет о R- и S-входы которого подключены к выходам соответственно блока сравнения и второго элемента задержки, вход которого соединен с выходом второго дешифратора, подключенным к входу счетчика и первому входу четвертого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ и первым выходом блока ввода ответов, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно
за счет анализа входного текста на содержательном уровне контролировать ответы обучаемых, составленные на естественном языке. Причем ввод ответов не нуждается в предварительной его кодировке, которая зачастую создает психологический барьер между обучаемым и устройством. Кроме того, оно, анализируя ответ, оценивает и предъявляет обучаемому результат конт55
роля в традиционно принятой форме. Все это расширяет дидактические возможности устройства.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответов, блок памяти, блок сравнения, информационные входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам группы первого регистра, первый, второй и третий элементы ИЛИ, элемент И и триггер, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него
ки и регистратора оценки соединены соответственно с выходами пятого элемента ИЛИ, третьего элемента И, пятого и шестого элементов И и с прямым выходом третьего
триггера, инверсный выход которого под
ly-n ь n ir4Di i п cinr-/ г f it tji
ключей к первым входам пятого и шестого элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами инвертора и четвертого регистра, выход которого подключен к входу инвертора, а вход - к вывходом третьего элемента И, второй и тре тий входы которого подключены к выходам
соответственно пятого и второго дешифраторов, первый, второй и третий входы второго элемента И соединены с выходами соответственно второго и четвертого дешифраторов и инверсным выходом второго триггера.
R- и S-входы которого подключены к выходам соответственно блока сравнения и второго элемента задержки, вход которого соединен с выходом второго дешифратора, подключенным к входу счетчика и первому входу четвертого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ и первым выходом блока ввода ответов, второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно
к первым входам первого и второго элементов ИЛИ и входу третьего регистра, выход которого соединен с информационным входом блока памяти, адресный вход которого подключен к выходу счетчика, а управляющий вход - к выходу четвертого элемента ИЛИ, соединенному с синхронизирующим входом второго регистра информационный вход которого подключен к выходу блока памяти выход - к входам третьего, четвертого и пятого дешифраторов, а выходы группы - к соответствующим информационным входам второй группы блока сравнения, управляющий вход которого соединен с выходом первого дешифратора, подключенным к вхо
ду первого элемента задержки и входу первого триггера, S-вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, а выход - с первым входом первого элемента И, второй вход которого подключен к выходу генератора, а выход - к второму входу второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с одним управляющим входом первого регистра, другой управляющий вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, а выход - второму входу первого элемента ИЛИ и входам первого и второго дешифраторов, выход первого элемента задержки соединен с вторым входом третьего элемента ИЛИ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735885A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1987 |
|
SU1524082A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1980 |
|
SU896659A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1721620A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1983 |
|
SU1140146A1 |
Обучающее устройство | 1982 |
|
SU1024963A2 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1981 |
|
SU1012316A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1983 |
|
SU1116451A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1989 |
|
SU1714646A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для расширения возможностей преподавателя в процессе организации обучения и контроля знаний учащихся с использованием технических средств обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. В предлагаемом устройстве блок 17 памяти разбит на зоны по числу вопросов. Каждая зона представляет собой набор обязательных и дополнительных групп символов. Обязательные группы разделены символом л , а дополнительные - соответственно символом /. Группа представляет собой лексему и ее синонимы в ответе обучаемого. Введенный с блока 11 ввода ответов в регистр 2 в символьной форме ответ обучаемого циркулирует в нем за счет импульсов, поступающих с генератора 8. Дешифратор 4 по символам разделения слов в ответе обучаемого вырабатывает строб для блока 15 сравнения. Таким образом, каждое слово соответствующей зоны блока 17, считанное в регистр 16, проверяется на наличие его в ответе обучаемого. Узел 33 дифференцированной оценки по результатам сравнения и признаку обязательной или дополнительной группы вырабатывает оценку в интервале от «Уд до «Отл и результат выдает на блок 31 предъявления оценки. 1 ил. « (Л со со О5 О оо ю &ыход
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1980 |
|
SU896659A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1001152A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU896660A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1986-04-08—Подача