Изобретение относится к области промышленности дорожно-строительных материалов и может быть использовано при строительстве, и ремонте автомобильных дорог и аэродромов в качестве конструктивного слоя основания и покрытия в конструкции дорожной одежды.
Известна композиция [1] для получения серного бетона, которая содержит кварцевый песок, 70% которого размолото, и предварительно приготовленную при 140°С композицию элементной серы и модификатора серы - полиорганополисульфида с ненасыщенными углерод-углеродными связями в органическом радикале, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
кварцевый песок - 71,2,
элементная сера - 26,21-28,66,
модификатор серы - 0,14-2,59.
Технический результат - повышение прочности бетона на сжатие при сохранении водопоглощения и времени отверждения. Недостатком данной композиции является наличие в составе модификаторов серы, что усложняет дозировку при приготовлении серобетона, а так же предусматривается уплотнение под давлением.
Известна сырьевая смесь для серного бетона и способ ее приготовления [2]. Сырьевая смесь включает щебень и песок. Для приготовления указанной смеси используют щебень карьерный, с крупностью зерен от 5 до 40 мм, песок карьерный с крупностью зерен до 5 мм, серу модифицированную при следующем соотношении, вес.ч.: песок карьерный 2,3-4,2, щебень карьерный 2,5-4,5, сера модифицированная. Технический результат – повышение прочности, коррозионной стойкости к агрессивным средам и к динамическим нагрузкам. Недостатком данной смеси является трудоемкость и сложность процесса получения серобетонной смеси и необходимоть ее уплотнения.
Известен состав для серных бетонов [3] который содержит серное вяжущее и заполнитель в массовом соотношении 20:80. Серное вяжущее получают путем смешения при температуре 140°С в аппарате вихревого слоя в течение 15-30 с газовой серы и мазута до получения однородной эмульсии в массовом соотношении 5:1. Заполнитель содержит
щебень и остатки дробления щебня следующего фракционного состава: фракция 20- 10 мм - 17%, фракция 10-5 мм - 15%, фракция 5- 2,5 мм - 14%, фракция 2,5-1,25 мм - 12%, фракция 1,25-0,63 мм - 12%, фракция 0,63-0,315 мм - 10%, фракция 0,315-0,071 мм - 10%, фракция 0,071 и менее - 10%. Технический результат - повышение прочности бетона, стойкости к воздействию знакопеременных температур. Недостатком данного состава является наличие в технологической схеме смешение компонентов в аппарате вихревого слоя, что усложняет производственный процесс, а также необходимость уплотнения серобетонной смеси.
Наиболее близким решением к предлагаемому изобретению является СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ [4], содержащий серное вяжущее и инертный заполнитель, отличающийся тем, что серное вяжущее получают путем смешения при температуре 135°C в аппарате вихревого смешения в течение 45-60 сек серы с добавлением мазута в массовом соотношении 6:1 и распылением аммиака и фумаровой кислоты из расчета 200 мг и 1000 мг на 1 м3 серы. соответственно, до получения однородной смеси, а инертный заполнитель содержит следующий фракционный состава в мас.%: отсев дробления щебня - фракция 20-10 мм - 10, фракция 10-5 мм - 10, фракция 5-2,5 мм - 10; речной промытый песок - фракция 2,5-1,25 мм - 10, фракция 1,25-0,63 мм - 15, фракция 0,63-0,315 мм - 15, фракция 0,315- 0,071 мм - 15; помол речного промытого песка - фракция 0,071 мм и менее - 15. Для получения состава можно использовать серное вяжущее и инертный заполнитель в массовом соотношении 23:77. Технический результат – повышение прочности и огнестойкости бетона. Недостатками данного изобретения является сложный многокомпонентный состав, необходимость применения аппарата вихревого слоя в процессе смешения компонентов, что усложняет технологический процесс, а также необходимость уплотнения серобетонной смеси.
Задачей изобретения является создание литой самоуплотняющейся серобетонной смеси, не требующей механизированных средств уплотнения и инструментов при ее укладке в конструктивный слой покрытия или основания автомобильной дороги или аэродрома, с последующим ее твердением и получением готового конструктивного слоя дорожной одежды из серного бетона.
Известно, что в технологии серосодержащих вяжущих материалов строительного назначения, в качестве пластификаторов серы могут применяться осерненные многокомпонентные (сложные по составу) системы: нефть, нефтяные фракции (Ткип = 250÷400°С), нефтяной кек, газойль, битум, мазут, деготь, в количестве от 0.5 до 150% мас. к сере [5]. В этой связи, требуемый технический результат изобретения достигается тем, что состав литой серобетонной смеси включает серу, тонкодисперсный наполнитель из молотых минеральных пород известняка или талька и асфальтогранулят фракции 0,071- 20 мм, играющий роль мелкого и крупного заполнителей, с частицами, покрытыми асфальтовым вяжущим. При этом битум, входящий в состав асфальтогранулята способствует пластификации серобетонной смеси и повышению ее удобоукладываемости, что определяет область ее применения в качестве материала для устройства монолитных слоев покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов.
Компонентный состав литой серобетонной смеси включает серу, тонкодисперсный наполнитель и асфальтогранулят, в соотношениях, масс. %:
- сера – 32-37%
- наполнитель – 15,7-22,4%
- асфальтогранулят – 45,6-49,6%.
Соотношение исходных компонентов обеспечивает требуемые технологические свойства литой серобетонной смеси: диаметр расплыва и предельное напряжение сдвига, определяющие ее самоуплотнение и физико-механические показатели свойств серного бетона – предел прочности прочность при сжатии и на растяжение при изгибе, в интервале значений показателей, достаточных для устройства конструктивных слоев дорожных одежд. В таблице представлены составы литых серобетонных смесей, значения технологических и физико-механических показателей свойств литой серобетонной смеси и серного бетона.
Таблица
Источники информации:
1. Патент, RU 2 374 204, C04B 28/36 (2006.01); C04B 111/20 (2006.01); КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРНОГО БЕТОНА, Лакеев С.Н., Сангалов Ю.А., Карчевский С.Г., Яковлев В.В., Яковлева Л.А., Ларионов С.Л., патентообладатель ООО «Инновационный центр «Химические технологии и оборудование», заяв. 14.04.2008, опубл. 27.11.2009, бюл. №33.
2. Патент, RU 2 626 083, C04B 28/36 (2006.01), C04B 12/00 (2006.01), C04B 40/00 (2006.01) Сырьевая смесь для серного бетона и способ ее приготовления, Мотин Н.В., Алехина М.Н., Ткачев В.П., Васильев Ю.Э., патентообладатель ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ», заяв. 05.04.2016, опубл. 21.07.2017, бюл. №21.
3. Патент, RU 2 356 867, C04B 28/36 (2006.01), СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ, Пичугин Д.А., патентообладатель Пичугин Д.А., заяв. 05.09.2007, опубл. 27.05.2009, бюл. № 15.
4. Патент, RU 2 567 925, C04B 28/36 (2006.01), СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ, Пичугин Д.А., патентообладатель ООО «Газпром добыча Астрахань», заяв. 10.12.2013, опубл. 20.06.2015, бюл. №17.
5. Ю. А. Сангалов, С. Г. Карчевский, В. И. Ионов Пластификация серы. Физико-химические аспекты. Башкирский химический журнал. 2012. Том 19. № 1, С. 11-20.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ | 2013 |
|
RU2567925C2 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ОСНОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2412300C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ | 2007 |
|
RU2356867C1 |
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ | 2000 |
|
RU2177923C2 |
СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ | 2012 |
|
RU2521986C1 |
Сырьевая смесь для серного бетона и способ ее приготовления | 2016 |
|
RU2626083C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2023 |
|
RU2820194C1 |
Способ возведения дорожного и аэродромного основания | 2017 |
|
RU2657576C1 |
Способ получения серобетона | 2024 |
|
RU2824100C1 |
Холодная дегтеминеральная смесь | 1977 |
|
SU618391A1 |
Изобретение относится к области промышленности дорожно-строительных материалов и может быть использовано при строительстве, и ремонте автомобильных дорог и аэродромов в качестве конструктивного слоя основания и покрытия в конструкции дорожной одежды. Задачей изобретения является создание литой самоуплотняющейся серобетоной смеси, не требующей механизированных средств уплотнения и инструментов при ее укладке в конструктивный слой покрытия или основания автомобильной дороги или аэродрома, с последующим ее твердением и получением готового конструктивного слоя дорожной одежды из серного бетона. Литая серобетонная смесь для устройства конструктивных слоев покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, характеризуется тем, что она содержит серу, тонкодисперсный наполнитель из молотых минеральных пород известняка или талька и асфальтогранулят фракции 0,071-20 мм, при следующем соотношении компонентов, мас.%: указанный асфальтогранулят – 45,6-49,6, сера – 32-37, указанный наполнитель – 15,7-22,4. 1 табл.
Литая серобетонная смесь для устройства конструктивных слоев покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, характеризующаяся тем, что она содержит серу, тонкодисперсный наполнитель из молотых минеральных пород известняка или талька и асфальтогранулят фракции 0,071-20 мм, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
указанный асфальтогранулят – 45,6-49,6
сера – 32-37
указанный наполнитель – 15,7-22,4.
СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ | 2013 |
|
RU2567925C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРНОГО БЕТОНА | 2008 |
|
RU2374204C1 |
Сырьевая смесь для серного бетона и способ ее приготовления | 2016 |
|
RU2626083C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СЕРНЫХ БЕТОНОВ | 2007 |
|
RU2356867C1 |
ЖИДКОСТНОЕ ФИЛЬТРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2597925C1 |
US 4376830 A, 15.03.1983. |
Авторы
Даты
2024-09-09—Публикация
2023-12-27—Подача