Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к ремонту местных локальных разрушений асфальтобетонного дорожного покрытия и восстановлению ровности проезжей части, автомобильных дорог.
В процессе длительной эксплуатации дорожного покрытия с каждым годом на его поверхности появляются дефекты макроуровня, в виде трещин, впадин и выбоин на проезжей части происходит в осенне-зимнее и зимне-весеннее время года, в периоды ежедневно повторяющихся циклов замораживания-оттаивания асфальтобетонного покрытия, и являющихся у автомобилистов постоянным источником неудобств и опасности на дорогах.
При восстановлении ровности проезжей части от выбоин, чаще всего используют горячие асфальтобетонные смеси типа А или Б, со значительным содержанием щебня в своем составе.
Существует множество способов устранения локальных разрушений поверхности асфальтобетонного покрытия, с целью восстановления целостности дорожного покрытия и тем самым продления срока службы в агрессивных условиях эксплуатации.
Известен (патент RU №2592296, МПК E01C 23/00, E01C 7/18, опубл. 20.07.2016) способ устранения местных углублений на асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог, включающий фрезерование с формированием карты, зачистку углубления, укладку слоя гранулированной асфальтобетонной смеси, обеспечение пластифицирования битума в ней, с последующим уплотнением слоя из асфальтобетонной смеси. Слой дорожного покрытия может формироваться однослойным или же послойно, путем укладки на дно карты слоя или очередного подслоя над ним из гранулированной асфальтобетонной смеси с добавлением к ней частиц из сгораемого вещества-торфа, в количестве необходимом для пластифицирования битума в нем с последующим его или их уплотнением в целом.
Недостатками данного способа является неоднородность уплотнения асфальтобетонной смеси как внутри карты, так и по ее краям. Большинство современных уплотняющих машин или механизмов имеют габариты превышающие размеры ремонтируемого участка. В процессе уплотнения происходит наезд уплотняющей виброплиты или вальца катка на старое прочное покрытие, которое препятствует качественному уплотнению по краям карты. Сопряжение новой смеси со старым покрытием получается недоуплотненным и негерметичным, вследствие этого, проникновение воды в открытые поры и трещины приведет к выкрашиванию и дальнейшему разрушению покрытия.
Известен (патент FR №2898613, МПК D06N 5/00, опубл. 21.09.07) готовый к использованию без предварительной подготовки и без специального оборудования ленточный гибкий материал на основе битума и полимера типа СБС, применяемый в качестве герметизирующего и изоляционного материала. Указанный материал представляет собой слой толщиной 2,5-4,0 мм, шириной 1000 мм, выполненный из смеси битума, эластомера СБС (стирол-бутадиен-стирол) и минерального наполнителя, в составе которого находится армирующий элемент-тонкое полотно. Данный материал, называемый мембраной, благодаря устойчивости его рабочего слоя к влаге, и к различным воздействиям окружающей среды, применяется в строительстве для герметизации и изоляции.
Недостатками выше упомянутого материала является то, что представленный материал очень тонок и из-за столь малой толщины рабочего слоя он не пригоден для использования при строительстве и ремонте дорожных покрытий.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ ремонта отверстий в дорожном покрытии, включающий очистку площади, подлежащей ремонту и прилегающего к ней дорожного покрытия посредством шабрения/царапания/сгребания дорожного покрытия по периметру отверстия при одновременном его нагреве, заполнение отверстия наполнителем из твердого материала с относительно высокой плотностью, уплотнение наполнителя, укладку поверх него двухслойного покрытия с захватом прилежащей к отверстию области дорожного покрытия, их нагрев до жидкого состояния, обеспечивающего слипание/сцепление/сплавление с наполнителем и дорожным покрытием вокруг отверстия и последующее охлаждение. Первый слой покрытия выполнен из низкотермостойкого материала, а второй слой выполнен из водонепроницаемого материала (патент US №20060204330, МПК E01C 7/32, опубл. 14.09.2006).
Недостатком известного способа является неравномерное заполнение объема отверстия, с пустотами по краям старого и нового материала. Другим важным недостатком является, отсутствие подгрунтовки, необходимой для надежного и прочного сцепления старого покрытия с новым заполняемым материалом. Кроме того, недостатком способа является, то, что по всей площади сопряжения между приклеенным гидроизоляционным покрывным листом и наполнителем выбоины, отсутствует геосинтетическая прослойка, создающая армирующий эффект по распределению вертикальной нагрузки.
В процессе эксплуатации отремонтированные участки подвергаются физическому воздействию от колес проезжающего транспорта и агрессивной среды. Отремонтированные, таким способом участки быстро начнут разрушаться как изнутри, так и по ее краям, вследствие низкой плотности и негерметичных сопряжений, что приведет к сокращению сроков эксплуатации проезжей части.
Задачей изобретения является разработка эффективного способа ремонта асфальтобетонного покрытия.
Технический результат заключается в повышении качества ремонта разрушенных участков асфальтобетонного покрытия и увеличении срока эксплуатации отремонтированного участка.
Технический результат достигается при реализации способа ремонта дорожного покрытия, включающего очистку площади, подлежащего ремонту дефектного участка и прилегающего к нему дорожного покрытия, заполнение дефектного участка наполнителем, уплотнение наполнителя, укладку гидроизоляционного листа с захватом прилежащей к дефектному участку области дорожного покрытия, нагрев покрытия с обеспечением сцепления с наполнителем и дорожным покрытием вокруг дефектного участка, при этом перед очисткой обозначают размеры дефектного участка и контуры окружающей области с захватом прилежащей к дефектному участку области дорожного покрытия и производят холодное фрезерование дефектного участка с приданием ему прямоугольного очертания, после очистки по всей площади очищенного участка производят подгрунтовку предварительно изготовленной серобитумной композицией нагретой до температуры 100-120°С, состоящей из 7,36-25,96 масс.% битума, 12,91-23,50 масс.% серосодержащего отхода нефтегазоочистки, 50,55-79,73 масс.% порошкообразного шламового отхода производства цеха №15 ОАО «Химпром» фракций 0,071-0,315 мм с химическим составом Fe2SO4, FeO, Al2O3, P2O5, CaO, TiO2, SiO2, MnO, MgO и плотностью 3,90 г/см3, разбрызгиванием с расходом 0,3-0,5 л/м2, заполнение дефектного участка наполнителем осуществляют нагретым до 120-140°С ремонтным материалом, включающем сфрезерованный асфальтогранулят, слабопрочный щебень карбонатных пород и серосодержащий отход нефтегазоочистки, гидроизоляционный лист наплавляют при 50-85°С, при этом его изготавливают толщиной 2-4 мм, и выполняют из геосинтетической прослойки и атактического полипропилена, пластифицированного серобитумного композита, пластификатора и отхода медеплавильного производства - абразивного отсева - купершлака, фракций 0,315-2,5 мм, взятых в массовых соотношениях равных 0,1-0,2 : 1 : 0,03-0,1 : 0,05-0,07, соответственно.
Для реализации способа предварительно готовят серобитумную композицию для подгрунтовки. Приготовленную композицию периодически перемешивают, поддерживая температуру в пределах 100-120°С. На проезжей части обозначают, размеры местных локальных разрушений и контуры окружающей области захватывая неповреждённую поверхность прилежащей к отверстию области дорожного покрытия на ширину 3-5 см, производят холодное фрезерование дефектного участка с приданием ему прямоугольного очертания. Полученное углубление и прилежащую к нему область дорожного покрытия очищают от асфальтобетонного лома и грязи, затем по всей площади дна, боковым кромкам и прилегающей области углубления, производят подгрунтовку, предварительно изготовленной серобитумной композицией, нагретой до температуры 100-120°С. Подгрунтовку осуществляют разбрызгиванием через распылительные сопла с расходом 0,3-0,5л/м2. После подгрунтовки, углубление заполняют нагретым до температуры 120-140°С ремонтным материалом с учётом запаса на уплотнение. Ремонтный материал включает сфрезерованный асфальтогранулят, слабопрочный щебень карбонатных пород, битум и серосодержащий отход нефтегазоочистки. Далее ремонтный материал уплотняют, распределяемой нагрузкой 30-40 кН/м, при 3-5 проходах по одному следу.
После уплотнения ремонтного материала, поверх отремонтированного участка захватывая неповреждённую поверхность покрытия на ширину 3-5 см, наплавляют пропановой горелкой до температуры 50-85°С и одновременно раскатывают гидроизоляционный лист толщиной 2-4 мм, выполненный из геосинтетической прослойки - создающей армирующий эффект по распределению вертикальной нагрузки, атактического полипропилена, пластифицированного серобитумного композита, пластификатора и отхода медеплавильного производства - абразивного отсева - купершлака, фракций 0,315-2,5 мм, создающих эластичный, плотный, шероховатый, водонепроницаемый слой, устойчивый к механическим деформациям и сезонным перепадам температур в условиях агрессивной среды (показал свою длительную устойчивость к постоянным механическим воздействиям транспорта, истиранию, и различным воздействиям агрессивной среды (соль, масла, бензин) и климатических условий.
Волнистая геосинтетическая прослойка характеризуется размером ячеек 20*6 мм, с разрывной нагрузкой в продольном и поперечном направлении 10-100 кН/м и устойчивостью к агрессивной среде от 1 до 13 рН.
Массовое соотношение атактического полипропилена : пластифицированного серобитумного композита : пластификатора : отхода медеплавильного производства - абразивного отсева - купершлака равно 0,1-0,2 : 1 : 0,03-0,1 : 0,05-0,07, соответственно.
Для лучшего сцепления гидроизоляционного листа с проезжей частью производят легкое уплотнение виброплитой с распределяемой нагрузкой 10-20 кН/м, при 2-3 проходах по одному следу.
Серобитумная композиция для подгрунтовки включает 7,36-25,96 масс.% битума, 12,91-23,50 масс.% серосодержащего отхода нефтегазоочистки и 50,55-79,73 масс.% порошкообразного шламового отхода производства цеха №15 ОАО «Химпром» фракций 0,071-0,315 мм.
Используется серосодержащий отход нефтегазоочистки со средним составом - сера (60-70 масс.%), нефтяной шлам (2-9 масс.%), оксид железа (10-16 масс.%), механические примеси (9-15 масс.%). Плотность используемого серосодержащего отхода нефтегазоочистки 2,03 г/см3 (тв.), твердый или жидкий (при t=119,5°C).
Характеристика шламового отхода промышленного производства цеха №15 ОАО «Химпром» приведена в таблице.
Порошкообразный шламовый отход тонкого помола 0,071-0,315 мм в составе серобитумной композиции для подгрунтовки, в процессе разбрызгивания, образуют тонкий и прочный слой, который заполняет и цементирует открытые микро- и макропоры, капилляры и трещины, возникшие в процессе фрезерования. Серосодержащий отход нефтегазоочистки в составе сформированного тонкого слоя подгрунтовки за счет своей более высокой температуры плавления (119,5°С) в 2,4 раза увеличивает температуру размягчения серобитумной композиции. Она становится более устойчивая к сезонным перепадам температур, особенно в теплое время года, кроме этого, сера в содержащемся за счет своей кристаллической структуры повышает адгезионные свойства ремонтного материала, - склеивание двух слоев становится более плотным и прочным, при его минимальном уплотнении. А это ведет, к сокращению времени ремонта дорожного покрытия, не теряя в его качестве.
Таблица
отхода
г/см3
состояние
FeO
Al2O3
P2O5
CaO
TiO2
SiO2
MnO
MgO
В процессе изготовления ремонтного материала в смеситель поступает сфрезерованный асфальтогранулят и малопрочный щебень, подверженный частичному дроблению, с образованием на теле щебенок мелких трещин, сколов, микро и макропор, которые серобитумное вяжущее во время перемешивания заполняет и плотно закупоривает. Образуется глубокий и прочный каркас, как внутри тела каждого зерна щебня, так и на его поверхности. Он и обеспечивает повышение марки щебня на дробимость в 2-2,5 раза, это позволяет дорожному покрытию выдерживать в процессе эксплуатации более высокие нагрузки от проезжающего транспорта. Кроме того, обработанная во время перемешивания поверхность зерен щебня, образует хорошую адгезию с битумным вяжущим. В дальнейшем, это создает крепкое сцепление с нижним слоем щебеночного основания и верхним слоем асфальтобетонного покрытия.
Способ иллюстрируется фигурами 1-7, на которых представлена технологическая последовательность заявляемого способа ремонта дорожного покрытия: фиг. 1 - местное локальное разрушение до ремонта; фиг. 2 - фрезерование разрушенного участка, очистка и подгрунтовка; фиг. 3 - заполнение ремонтным материалом, h - досыпка ремонтного материала с учетом на уплотнение; фиг. 4 - уплотнение; фиг. 5 - наплавление и одновременное раскатывание гидроизоляционного листа; фиг. 6 - уплотнение гидроизоляционного листа; фиг. 7 - перекрытие гидроизоляционным листом отремонтированного участка.
Заявляемый способ позволяет оперативно устранить местные локальные дефекты на проезжей части без применения энергоемких и тяжелых дорожных машин и механизмов, сократить сроки формирования дорожного покрытия с сохранением его транспортно-эксплуатационных и прочностных характеристик, увеличить межремонтные сроки ремонта проезжей части, значительно сократить дополнительный расход битумных материалов, повторно использовать дорожно-строительные материалы (сфрезерованный асфальтогранулят), утилизировать при ремонте дорожного покрытия отходы промышлености (серосодержащие отходы, купершлак), использовать местные некондиционные каменные материалы (слабопрочный щебень карбонатных пород), сгладить неровности на поверхности проезжей части.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2020 |
|
RU2744243C1 |
Способ укладки пористо-мастичного асфальтобетона | 2018 |
|
RU2694323C1 |
ГЕОПРОСЛОЙКА АРМИРУЮЩАЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2186906C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2140479C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2014 |
|
RU2554954C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2014 |
|
RU2586644C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ И КОМПОЗИЦИОННАЯ СМЕСЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2364675C2 |
Радиопоглощающая асфальтобетонная смесь и дорожное покрытие, выполненное из этой смеси | 2017 |
|
RU2637701C1 |
СПОСОБ ЯМОЧНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2013 |
|
RU2536517C1 |
СПОСОБ ГРАНУЛИРОВАНИЯ ГОРЯЧЕЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ И СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТОЙ СМЕСИ ДЛЯ РЕМОНТА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ | 2008 |
|
RU2367630C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к ремонту местных локальных разрушений асфальтобетонного дорожного покрытия и восстановлению ровности проезжей части автомобильных дорог. Технический результат - повышение качества ремонта разрушенных участков асфальтобетонного покрытия. Технический результат достигается при холодном фрезеровании дефектного участка с приданием ему прямоугольного очертания, очистке, подгрунтовке серобитумной композицией, нагретой до температуры 100-120°С, состоящей из битума, серосодержащего отхода нефтегазоочистки, порошкообразного шламового отхода, заполнении наполнителем, нагретым до 120-140°С ремонтным материалом, включающим сфрезерованный асфальтогранулят, слабопрочный щебень карбонатных пород и серосодержащий отход нефтегазоочистки, уплотнении наполнителя, укладке при 50-85°С гидроизоляционного листа толщиной 2-4 мм, выполненного из геосинтетической прослойки и атактического полипропилена, пластифицированного серобитумного композита, пластификатора и отхода медеплавильного производства, взятых в массовых соотношениях 0,1-0,2:1:0,03-0,1:0,05-0,07. 7 ил., 1 табл.
Способ ремонта дорожного покрытия, включающий очистку площади подлежащего ремонту дефектного участка и прилегающего к нему дорожного покрытия, заполнение дефектного участка наполнителем, уплотнение наполнителя, укладку гидроизоляционного листа с захватом прилежащей к дефектному участку области дорожного покрытия, нагрев покрытия с обеспечением сцепления с наполнителем и дорожным покрытием вокруг дефектного участка, отличающийся тем, что перед очисткой обозначают размеры дефектного участка и контуры окружающей области с захватом прилежащей к дефектному участку области дорожного покрытия и производят холодное фрезерование дефектного участка с приданием ему прямоугольного очертания, после очистки по всей площади очищенного участка производят подгрунтовку предварительно изготовленной серобитумной композицией, нагретой до температуры 100-120°С, состоящей из 7,36-25,96 масс.% битума, 12,91-23,50 масс.% серосодержащего отхода нефтегазоочистки, 50,55-79,73 масс.% порошкообразного шламового отхода производства цеха №15 ОАО «Химпром» фракций 0,071-0,315 мм с химическим составом Fe2SO4, FeO, Al2O3, P2O5, CaO, TiO2, SiO2, MnO, MgO и плотностью 3,90 г/см3, разбрызгиванием с расходом 0,3-0,5 л/м2, заполнение дефектного участка наполнителем осуществляют нагретым до 120-140°С ремонтным материалом, включающим сфрезерованный асфальтогранулят, слабопрочный щебень карбонатных пород и серосодержащий отход нефтегазоочистки, гидроизоляционный лист наплавляют при 50-85°С, при этом его изготавливают толщиной 2-4 мм и выполняют из геосинтетической прослойки и атактического полипропилена, пластифицированного серобитумного композита, пластификатора и отхода медеплавильного производства - абразивного отсева - купершлака фракций 0,315-2,5 мм, взятых в массовых соотношениях, равных 0,1-0,2:1:0,03-0,1:0,05-0,07 соответственно.
US 20060204330 A1, 14.09.2006 | |||
МИНЕРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИЙ КОМПОЗИТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2018 |
|
RU2732751C2 |
Приспособление для автоматического регулирования подачи воды в цилиндр двигателей внутреннего горения | 1929 |
|
SU20402A1 |
US 6074128 A, 13.06.2000 | |||
CN 101260638 A, 10.09.2008. |
Авторы
Даты
2024-05-30—Публикация
2023-06-28—Подача