Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к входным устройствам авиационных газотурбинных двигателей.
Прототипом предложенного изобретения является авторское свидетельство SU 372366, 01.03.1973, из которого известно устройство для крепления обтекателя (входного кока) к рабочему колесу вентилятора (направляющего аппарата) газотурбинного двигателя. Устройство содержит фланцы на обтекателе и рабочем колесе и соединяющие их болты с самоконтрящимися гайками, при этом фланец обтекателя выполнен с закрепленными в нем гайками и размещен внутри обтекателя, а фланец колеса выполнен съемным и имеет радиальные выступы с отверстиями для установки болтов.
К недостаткам прототипа можно отнести наличие осевого зазора между обтекателем и рабочим колесом, который ухудшает аэродинамические характеристики. Кроме того, применение самоконтрящихся гаек требует периодической проверки их контровочных свойств и их замены.
Технический результат - реализация окружной и осевой фиксации кока на входном направляющем аппарате с обеспечением гладкого входа в двигатель, сокращение трудоемкости сборки, упрощение обслуживания в процессе эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для крепления входного кока к входному направляющему аппарату газотурбинного двигателя, согласно предложению на торцевой части входного направляющего аппарата выполнен выступ, в коке выполнен паз, в котором размещен подпружиненный фиксатор, при этом пружина фиксатора размещена в пазу, совмещенном с указанным пазом в коке, а фиксатор упирается в боковую часть выступа на входном направляющем аппарате; также в коке выполнено не менее трех отверстий, в каждом из которых размещена подпружиненная заглушка, при этом пружина заглушки размещена в отверстии, совмещенном с указанным отверстием в коке; кроме того на коке выполнен выступ, направленный радиально к оси двигателя, а на входном направляющем аппарате зафиксирована пластина с выступом, размещенная таким образом, чтобы контактировать с выступом на коке и имеющая утолщение в области их контакта.
Для осевой фиксации кока на торцевой части входного направляющего аппарата выполнен выступ. Для окружной фиксации кока в нем выполнен паз, в котором размещен подпружиненный фиксатор, при этом пружина фиксатора размещена в пазу, совмещенном с указанным пазом в коке, а фиксатор упирается в боковую часть выступа на входном направляющем аппарате.
Для обеспечения возможности установки технологической оснастки для установки и снятия кока, в последнем выполнено не менее трех отверстий, в каждом из которых размещена подпружиненная заглушка, при этом пружина заглушки размещена в отверстии, совмещенном с указанным отверстием в коке.
На коке выполнен выступ, направленный радиально к оси двигателя, для возможности зацепления за выступ и осевой его фиксации.
Для обеспечения возможности подгонки при сборке, а также для обеспечения плотного контакта кока и входного направляющего аппарата, на последнем зафиксирована пластина с выступом, размещенная таким образом, чтобы контактировать с выступом на коке и имеющая утолщение в области их контакта.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен кок и входной направляющий аппарат в области подпружиненного фиксатора, продольный разрез;
на фиг. 2 - кок и входной направляющий аппарат в области подпружиненного фиксатора, вид сверху;
на фиг. 3 - кок и входной направляющий аппарат в области подпружиненной заглушки, продольный разрез;
на фиг. 4 - кок и входной направляющий аппарат в области контакта выступа на коке и пластины с выступом, продольный разрез.
Для крепления входного кока 1 к входному направляющему аппарату 2 газотурбинного двигателя в коке 1 выполнен паз 3, в котором размещен подпружиненный фиксатор 4 (фиг. 1). На торцевой части входного направляющего аппарата 2 выполнен выступ 5 (фиг. 2). Пружина 6 фиксатора 4 размещена в пазу, совмещенном с указанным пазом 3 в коке 1. Фиксатор 4 упирается в боковую часть выступа 5 на входном направляющем аппарате 2.
Также в коке 1 выполнено не менее трех отверстий 7, в каждом из которых размещена подпружиненная заглушка 8 (фиг. 3). Пружина 9 заглушки 8 размещена в отверстии, совмещенном с указанным отверстием 7 в коке 1.
Кроме того на коке 1 выполнен выступ 10, направленный радиально к оси двигателя, а на входном направляющем аппарате 2 зафиксирована пластина 11 с выступом, размещенная таким образом, чтобы контактировать с выступом 10 на коке 1 и имеющая утолщение в области их контакта (фиг. 4).
Пример реализации настоящего изобретения.
Для крепления входного кока 1 к входному направляющему аппарату 2 газотурбинного двигателя в отверстия 7 в коке устанавливают технологическую оснастку, радиально прижимающую подпружиненные заглушки 8 ко дну отверстия, в которых они установлены. Этой же технологической оснасткой радиально прижимается подпружиненный фиксатор 4 ко дну паза, в котором он установлен. Далее кок 1 вместе с технологической оснасткой устанавливают во входной направляющий аппарат 2 до упора, таким образом, чтобы боковой торец выступа 10 на коке 1 был сдвинут с образованием гарантированного зазора до бокового торца пластины 11 на входном направляющем аппарате 2. После, частьустановленной технологической оснастки, радиально прижимающей подпружиненный фиксатор 4 ко дну паза, демонтируют с кока 1, освобождая подпружиненный фиксатор 4 в радиальном направлении. Далее кок 1 при помощи технологической оснастки в отверстиях подпружиненных заглушек 8 проворачивают в сторону, необходимую для взаимного совмещения передней поверхности выступа 10 и тыльной поверхности пластины 11 с выступом до момента полного отжатая в радиальном направлении подпружиненного фиксатора 4 пружиной 6, при этом боковая поверхность подпружиненного фиксатора 4 входит в контакт с боковой поверхностью выступа 5 входного направляющего аппарата 2. Вариантно, наружную поверхность подпружиненного фиксатора 4 могут устанавливать заподлицо с наружными поверхностями кока 1 и входного направляющего аппарата 2. Снимают технологическую оснастку, установленную в отверстия 7 в коке 1, подпружиненные заглушки 8 перемещаются радиально и закрывают собой отверстия, в которых они установлены.
Таким образом, предложенное изобретение позволяет зафиксировать кок в окружном и осевом направлениях с обеспечением гладкого входа в двигатель, а также сократить трудоемкость сборки и упростить обслуживание газотурбинного двигателя в процессе эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для заглушения окна осмотра рабочих лопаток компрессора газотурбинного двигателя | 2023 |
|
RU2816348C1 |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РЕАКТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ | 1988 |
|
RU2005659C1 |
Входное устройство кольцевой камеры сгорания | 2024 |
|
RU2823833C1 |
Входное устройство кольцевой камеры сгорания | 2023 |
|
RU2802905C1 |
РАЗДВИЖНОЕ СОПЛО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2276280C1 |
РОЛИКОВАЯ ЛИНЕЙКА | 2011 |
|
RU2479436C1 |
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), газотурбинная установка (ГТУ), входное устройство ГТУ ГПА (варианты), опорный комплекс входного устройства ГТУ ГПА | 2018 |
|
RU2678793C1 |
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2015 |
|
RU2597333C1 |
КОМПРЕССОР | 2001 |
|
RU2206793C1 |
Подствольный гранатомёт | 2015 |
|
RU2612315C1 |
Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к входным устройствам авиационных газотурбинных двигателей. Устройство для крепления входного кока к входному направляющему аппарату газотурбинного двигателя на торцевой части входного направляющего аппарата имеет выступ. В коке выполнен паз, в котором размещен подпружиненный фиксатор, при этом пружина фиксатора размещена в пазу, совмещенном с указанным пазом в коке, а фиксатор упирается в боковую часть выступа на входном направляющем аппарате. В коке выполнено не менее трех отверстий, в каждом из которых размещена подпружиненная заглушка, при этом пружина заглушки размещена в отверстии, совмещенном с указанным отверстием в коке. На коке выполнен выступ, направленный радиально к оси двигателя, а на входном направляющем аппарате зафиксирована пластина с выступом, размещенная таким образом, чтобы контактировать с выступом на коке и имеющая утолщение в области их контакта. Технический результат - обеспечение гладкого входа в двигатель за счет отсутствия осевого зазора, сокращение трудоемкости сборки. 4 ил.
Устройство для крепления входного кока к входному направляющему аппарату газотурбинного двигателя, отличающееся тем, что на торцевой части входного направляющего аппарата выполнен выступ, в коке выполнен паз, в котором размещен подпружиненный фиксатор, при этом пружина фиксатора размещена в пазу, совмещенном с указанным пазом в коке, а фиксатор упирается в боковую часть выступа на входном направляющем аппарате; также в коке выполнено не менее трех отверстий, в каждом из которых размещена подпружиненная заглушка, при этом пружина заглушки размещена в отверстии, совмещенном с указанным отверстием в коке; кроме того на коке выполнен выступ, направленный радиально к оси двигателя, а на входном направляющем аппарате зафиксирована пластина с выступом, размещенная таким образом, чтобы контактировать с выступом на коке и имеющая утолщение в области их контакта.
US 4405285 A, 20.09.1983 | |||
US 3799693 A, 26.03.1974 | |||
US 2018119614 A1, 03.05.2018 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБТЕКАТЕЛЯ | 0 |
|
SU372366A1 |
SU 1272804 A1, 20.07.2004 | |||
ОБТЕКАТЕЛЬ ВТУЛКИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА | 1989 |
|
SU1633705A1 |
Электрохимический способ определения поглощенной дозы и мощности дозы ионизирующего излучения и устройство для его осуществления | 1974 |
|
SU533271A1 |
Предохранительный клапан | 1974 |
|
SU570278A1 |
Авторы
Даты
2024-10-03—Публикация
2023-12-21—Подача