Изобретение относится к области учебно-тренировочных средств начального этапа обучения практической подготовки водителей' автотранспортных средств с механической коробкой передач, может быть использована для обучения вождения автомобиля.
Известным аналогом предлагаемой полезной модели является тренажер для обучения водителя транспортного средства (Заявка №2002102320/28 от 31.01.2002 г., кл. G09B 9/02 (2000.01)). Конструкция включает в себя имитатор рабочего места водителя с органами управления, датчиками органов управления и имитатор приборной доски, блок моделирования, связанный с датчиками органов управления на входе и с имитатором приборной доски на выходе, блок звуковой информации, устройство согласования с органами управления, систему визуализации и пульт инструктора, имеющий обратную связь с блоком моделирования, а также компьютер, который содержит блок управления с монитором, дополнительно подключенный к блоку моделирования, связанный с пультом управления инструктора, блок связи с системой визуализации и блок согласования, связанный с блоком звуковой информации, телевизор и проекционный экран, содержащиеся в системе визуализации.
Недостатком аналога является процесс подготовки обучающегося на подобного рода симуляторах, так как невозможность воссоздания реальной дорожной обстановки, которая приводит к чрезмерной нереалистичности дорожной ситуации, в которую погружается обучающийся, а также кратно упрощенная механическая часть сильно снижают эффективность обучения.
Известным аналогом предлагаемой полезной модели также является тренажер для обучения водителя автомобиля (Патент RU №69293, заявл. 05.09.2007, опубл. 10.12.2007 г. Бюл. №34. кл. G09B 9/04 (2006.01)). Конструкция состоит из рабочего места водителя с акустической системой и аналоговыми и дискретными органами управления механически связанными соответственно с аналоговыми и дискретными датчиками их положения, модуль имитации шумов, группа выходов которого соединена с первой группой выходов модуля моделирования движения машины, вторая группа выходов которого соединена с группой входов имитаторов шумов, а также содержит монитор инструктора, 3D очки, механически связанные с датчиками положения линии визирования, группа выходов которого соединена с первой группой входов блока управления 3D очками, устройство согласования, модуль калибровки и модуль управления программой, первая и вторая группы выходов которого соответственно соединены с первой группой входов модуля калибровки и со второй группой блока имитации визуальной обстановки, третья группа входов которого соединена с первой группой выходов модуля калибровки, вторая группа выходов которого соединена с первой группой входов модуля моделирования движения машины, вторая группа входов которого соединена с первой группой выходов устройства согласования, выходы аналоговых датчиков соединены с группой аналоговых входов устройства согласования, цифровая группа входов последнего соединена с выходами дискретных датчиков, а вторая группа выходов устройства согласования соединена со второй группой входов модуля калибровки, третья группа входов модуля моделирования машины соединена со второй группой выходов блока имитации визуальной обстановки, третья группа выходов которого соединена со второй группой входов блока управления 3D очками, первая, вторая и третья группа выходов которого соответственно соединена с группой входов 3D очков, монитора инструктора и четвертым входом блока имитации визуальной обстановки.
Недостатком аналога является сложная в реализации и дорогостоящая конструкция. Кроме того, за счет внедрения технологий виртуальной реальности, происходит чрезмерное погружение обучающегося в нереальную среду с отличающимися от жизни механикой управления, а также сильно разнящимися физическими свойствами как автомобиля, включая все его органы управления, так и окружающей среды, то есть физические свойства дороги и погодных условий, что не только снижает эффективность обучения на такого рода тренажерах, но и осложняет процесс дальнейшей адаптации к реальным дорожным условиям.
Наиболее близким к полезной модели по совокупности существующих признаков относится учебная установка коробки переключения передач (Патент RU №94743, заявл. 25.12.2009, опубл. 27.05.2010 г. Бюл. №15. кл. G09B 9/02 (2006.01)). Устройство состоит из коробки переключения передач, смотрового окна в ее корпусе, аккумулятора и набора электрических ламп для визуального контроля переключения передач с введенной электрической цепью, включающей блок контактов, установленный в смотровом окне корпуса коробки, сферические контакты, установленные изолированно от рычага и на корпусе коробки, панель световой сигнализации для визуального контроля фиксации положения рычага при переключении передач, посредством которых выводится информация о фиксации положения коробки передач. Недостатками вышеупомянутой полезной модели, устраняемыми заявляемой полезной моделью, являются конструкция устройства, не обеспечивающая подробную наглядность при включении сцепления на автомобиле с механической коробкой передач, а также изолированность от реального транспортного средства, что негативно влияет на формирование соответствующего навыка у обучающегося, снижая эффективность самого процесса обучения и повышая адаптационный период к реальному автомобилю.
Анализ известных решений показал, что технической проблемой в данной области является необходимость расширения функциональных возможностей систем, предназначенных для обучения началу движения с места на автомобиле с механической коробкой передач для облегчения подготовки обучающихся первичным навыкам правильного движения с места на автомобиле с МКПП.
Технический результат, предлагаемой полезной модели - облегчение подготовки обучающихся первичным навыкам правильного начала движения с места на автомобиле с механической коробкой передач, за счет зрительного восприятия информации о начале движения с места.
Для решения указанной проблемы и получения заявленного технического результата учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления при начале движения транспортного средства с механической коробкой передач, включающее смонтированный под педалью сцепления кнопочный фиксатор, соединенный со световым идентификатором на приборной панели транспортного средства, при этом над педалью сцепления, в левой арке транспортного средства зафиксирована алюминиевая пластина, выполненная в виде двух частей, подвижно соединенных посредством разъемного шарнира, на отвороте которых, на равноудаленном расстоянии, смонтированы магниты.
На чертеже представлен общий вид предлагаемого устройства.
Учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения состоит из педали сцепления 1, педали тормоза 2, педали акселератора 3, магнитов 4, 5, смонтированных на подвижных частях алюминиевой пластины 6, кнопочного фиксатора 7, электрического провода 8, светового идентификатора 9, разъемного шарнира 10, соединяющего подвижные части алюминиевой пластины 6.
Работает заявленное устройство обучения началу движения с места на автомобиле с механической коробкой передач следующим образом.
В исходном положении автомобиль находится на площадке, предназначенной для обучения первоначальным навыкам вождения с включенным зажиганием, поставлен на стояночный тормоз, рычага переключения коробки передач в нейтральном положении. Инструктор регулирует правильное положение пластины 6. В свою очередь обучающийся выжимает педаль сцепления 1 до упора и касается ей кнопочного фиксатора 7, в результате происходит замыкание и загорается световой идентификатор 9. Далее обучающийся плавно отпускает педаль сцепления 1, понимая степень ее свободного хода до момента соприкосновения с алюминиевой пластиной 6. В моменте соприкосновения педали сцепления 1 с алюминиевой пластиной 6 диск сцепления соприкасается с диском на «корзине», которую толкает первичный вал. Появляется тяга и автомобиль начинает движение. Обучающийся плавно повышает обороты коленчатого вала двигателя, нажимая педаль акселератора 3, продолжает плавно отпускать педаль сцепления 1, разъемный шарнир 10 со штыревым соединением отгибается и защелкивается на магнитах 4 и 5. Для достижения положительного результата данную последовательность действий необходимо повторить несколько раз до момента, когда инструктор будет уверен в освоении обучающимся правильного начала движения с места на автомобиле с механической коробкой передач.
Таким образом, за счет установки алюминиевой пластины с магнитами и световой индикации, работа педалью сцепления происходит более информативно, обеспечивая для обучающегося возможность правильного начала движение с места на автомобиле с механической коробкой передач с помощью зрительного восприятия информации о начале движения с места.
По сравнению с прототипом, предложенное изобретение имеет ряд существенных преимуществ, к которым можно отнести:
- конструкцию модели, которая позволяет обучить правильному движению с различными видами сцепления, устанавливая его на любые автотранспортные средства, а также позволяет проводить обучение началу движению с места на автомобиле с механической коробкой передач на различных дорожных покрытиях и при любых погодных условиях;
- облегчение подготовки обучающихся первичным навыкам обучения правильному движению с места на автомобиле с механической коробкой передач, так как устройство может устанавливаться непосредственно на реальном транспортном средстве, что в свою очередь повышает реалистичность при практической отработке учебных вопросов;
- учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения является простым в конструкции и может устанавливаться на любое автотранспортное средство, что существенно уменьшает время подготовки данного устройства, а также затрату материальных средств для реализации его работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542694C1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1980 |
|
SU909674A2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2131146C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВОЖДЕНИЯ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ АВТОДРОМЕ, УЧЕБНОЕ БЕЗРЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА | 2003 |
|
RU2240600C1 |
ТРЕНАЖЁР ДЛЯ ИМИТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2018 |
|
RU2715325C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ БОЕВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2019 |
|
RU2709344C1 |
Устройство для обучения водителей транспортных средств | 1985 |
|
SU1427409A1 |
Устройство для обучения водителей транспортных средств | 1987 |
|
SU1531126A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУЛЕНИЮ НА МЕСТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2709339C1 |
Способ определения теплодинамических показателей блочно-модульной системы охлаждения двигателя тягово-транспортного средства | 2021 |
|
RU2780381C1 |
Изобретение относится к области учебно-тренировочных средств начального этапа обучения практической подготовки водителей автотранспортных средств с механической коробкой передач, может быть использовано для обучения вождения автомобиля. Учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения включает световой идентификатор, выполненный с возможностью установки на приборную панель транспортного средства, кнопочный фиксатор, выполненный с возможностью соединения со световым идентификатором по электрическому проводу и установки под педалью сцепления, алюминиевую пластину, выполненную в виде двух частей, подвижно соединенных посредством разъемного шарнира, на отвороте которых, на равноудаленном расстоянии, смонтированы магниты. При этом алюминиевая пластина выполнена с возможностью установки в левой арке транспортного средства. Повышается уровень подготовки обучающихся первичным навыкам движению с места на автомобиле с механической коробкой передач. 1 ил.
Учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения, включающее световой идентификатор, выполненный с возможностью установки на приборную панель транспортного средства, кнопочный фиксатор, выполненный с возможностью соединения со световым идентификатором по электрическому проводу и установки под педалью сцепления, алюминиевую пластину, выполненную в виде двух частей, подвижно соединенных посредством разъемного шарнира, на отвороте которых, на равноудаленном расстоянии, смонтированы магниты, при этом алюминиевая пластина выполнена с возможностью установки в левой арке транспортного средства.
УСТРОЙСТВО СТАШЕВСКОГО И.И. ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2171501C2 |
US 11037461 B2, 15.06.2021 | |||
US 20220080942 A1, 17.03.2022. |
Авторы
Даты
2023-10-12—Публикация
2022-11-24—Подача