Изобретение относится к области авиакосмического приборостроения, а именно к комплексам управления и индикации состояния летательного аппарата (ЛА) и способам их реализации.
Многофункциональность современных боевых летательных аппаратов (ЛА) вместе с широкой номенклатурой авиационных средств поражения влечет за собой необходимость наличия сложных комплексов информационно-управляющих систем (например, патент RU №2395286, опубл. 20.06.2010 г.) для решения многообразия разноплановых задач по пилотированию и управлению комплексом бортового оборудования, требующих вмешательства человека в ходе выполнения полетного задания. В условиях одноместного ЛА указанное многообразие задач накладывает жесткие требования к способу управления бортовым оборудованием одноместного боевого летательного аппарата, реализация которого призвана:
- предоставить летчику полную информацию имеющуюся на борту ЛА о параметрах полета, навигационно-тактической обстановке и работе комплекса бортового оборудования и общесамолетного оборудования в удобном для интуитивного восприятия виде;
- максимально освободить летчика от решения рутинных задач управления режимами полета и управления оборудованием, необходимости вмешиваться в работу комплекса бортового оборудования в штатных, заранее формализуемых ситуациях (перевод в горизонтальный полет, автоматические включения режимов и др.) с сохранением его информационной осведомленности (транспаранты по режимам комплекса бортового оборудования и авиационных средств поражения и текстовые сообщения) о режимах работы;
- обеспечить реализацию рациональных, осмысленных решений при ведении боевых действий в ситуации динамично меняющейся тактической обстановки при решении всех боевых задач, возлагаемых на самолет;
- обеспечивать летчику возможность оперативного вмешательства в работу комплекса бортового оборудования (приоритет ручного управления) на фоне сложного пилотирования самолетом в ситуациях, требующих для своего решения неоднозначного выбора.
Техническим результатом, на достижение которого направлено заявленное изобретение, является повышение отказобезопасности одноместного боевого самолета и расширение функциональных возможностей летчика.
Для достижения указанного технического результата используется способ управления бортовым оборудованием многофункционального одноместного боевого летательного аппарата, включающий:
- выполнение полетного задания с использованием двух многофункциональных индикаторов (МФИ) со встроенной вычислительной частью с помощью органов управления на обрамлении МФИ в виде мультифункциональных клавиш (МФК) и поворотных регуляторов (ПвР) и информирования летчика данными о параметрах полета, навигационно-тактической обстановке, включая обнаруженные воздушные, наземные цели и внешние угрозы, состояние систем комплекса бортового оборудования (КБО), общесамолетного оборудования (ОСО) и авиационных средств поражения (АСП), которые автоматически выводятся в виде индикационных кадров (ИК) или их комбинаций, определенных заранее в зависимости от окружающей обстановки или состояния ЛА, а также обеспечение возможности ручного изменения летчиком отображаемых в данный момент ИК и управления системами самолета через кнопочное обрамление, обеспечение возможности резервного отображения индикации коллиматорного авиационного индикатора (КАИ), пульта управления и индикации (ПУИ), многофункционального пульта индикации (МФПИ) и работы с ними в условиях отказа указанных индикаторов;
- применение многослойной структуры вывода изображения со слоями навигационной информации (НАВ), информации о воздушной (ВЦ) и наземной (НЦ) целевой обстановке, а также внешних угрозах для ЛА (радиоизлучающая цель - РИЦ), обеспечивающее оптимизацию состава выводимой информации для задачи на текущем этапе выполнения полетного задания (ПЗ) посредством снятия или комбинации слоев;
- настройку летчиком систем КБО при предполетной подготовке и неоперативных изменениях в полете путем ввода информации с помощью органов управления на обрамлении МФИ и отображения результатов в информационных кадрах, построенных по книжному принципу: раздел - подраздел - страницы подраздела при помощи многофункционального пульта - индикатора;
- отображение на фоне закабинного пространства основных пилотажных параметров, в том числе для выполнения посадки, информации о целевой обстановке в виде меток целей, а также графическими символами, необходимыми для прицеливания и применения АСП, с помощью КАИ;
- совмещение функции основного пульта управления летчиком системой связи и переключением режимов индикации на КАИ и резервного пульта управления навигационными и боевыми режимами работы КБО с помощью пульта управления и индикации, установленного непосредственно на КАИ;
- использование блока преобразования телевизионных сигналов как единого источника видеоизображения для обоих МФИ от систем КБО и АСП с телевизионной головкой самонаведения (ТвГСН), с возможностью вывода видеоизображения в различных форматах, составе индикационных кадров и в различной комбинации;
- оснащение резервной индикацией пилотажно-навигационных параметров в случае отказа двух бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) или двух МФИ с помощью интегрированной системы резервных приборов (ИСРП), заменяющей используемые для этого электромеханические приборы;
- внедрение органов оперативного управления (ООУ) на ручке управления самолетом (РУС) и ручке управления двигателем (РУД), с возможностью, не снимая рук с РУС и РУД, оперативного управления режимами работы систем КБО, центром зоны обзора обзорно-прицельной системы (ОПС), взаимодействия с информационными кадрами информационно-управляющего поля (ИУП) в части выбора масштаба изображения, назначения активного индикаторного кадра (ИК), фиксации выполнения операции, выдачи команд на применение АСП, автоматического перевода полета в горизонтальный;
- применение отдельных органов управления и индикаторов на лампах, расположенных на приборной доске, на боковых панелях и бортах, предназначенных для разовых команд в процессе подготовки, взлета и посадки, а также аварийной сигнализации и включения аварийных режимов;
- внедрение концепции родительских и дочерних окон и понятия активного окна, как окна, к которому прикреплены органы.
- обеспечение возможности использования ИУП в качестве резервного контура управления системами, отвечающими за безопасное завершение полета, при отказе центрального вычислителя через органы управления МФИ и отдельные органы управления на приборной доске.
При использовании заявленного способа также обеспечивается:
- полная взаимозаменяемость МФИ 1 и 2 в части отображения информации и возможность взаимной перестановки полукадров, что позволяет изменять место вывода информации в зависимости от навыков и привычек конкретного летчика и условий освещения;
- возможность использования ИУП в качестве резервного контура управления воздушным судном (ВС) при отказе центральных бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) КБО;
- автоматическая блокировка МФК или некоторых состояний в ее всплывающем меню при назначении несовместимых и более приоритетных режимов;
- внедрение концепции родительских и дочерних окон и понятия активного окна, как окна, к которому прикреплены органы.
Изобретение иллюстрируется изображениями фиг.1-4:
на фиг.1 представлен эскиз лицевой панели МФИ;
на фиг.2 показана специальная информационная область (СИО) информационного кадра (ИК) «ПИЛ»;
на фиг.3 показана главная страница «Настройка» на МФПИ в полете;
на фиг.4 представлен эскиз пульта управления и индикации (ПУИ).
В рамках данного изобретения под информационно-управляющим полем (ИУП) понимается совокупность устройств в кабине пилота, обеспечивающих информирование и оповещение летчика и восприятие от него управляющих воздействий.
МФИ (фиг.1) представляют собой индикаторы с органами управления на обрамлении в виде мультифункциональных клавиш (МФК) и поворотных регуляторов (ПвР), оснащенные вычислительной частью, предназначенной для решения алгоритмических задач.
КАИ представляет собой индикатор для стробирования визуально обнаруживаемых воздушных и наземных целей в пределах своего телесного угла, а также как дополнительный индикатор для решения пилотажных задач.
МФПИ представляет собой многофункциональный пульт-индикатор, оснащенный многофункциональными кнопками и вычислительной частью, предназначенной для решения алгоритмических задач, и используется для ввода и отображения информации при предполетной подготовке и неоперативных изменений в полете.
Пульт управления и индикации (ПУИ) используется для неоперативных, редких настроек работы систем КБО и резервирования ООУ в части назначения базовых режимов.
ИСРП представляет собой индикатор системы резервных приборов, оснащенный системой автономного определения местоположения (например, курсовертикаль) и экраном, на случаи отказов (БЦВМУБИНС) при полном отказе от электромеханических основных и резервных приборов.
ООУ на РУС и РУД предназначены для оперативного управления работой систем КБО и ИУП не снимая рук с РУС и РУД.
Блок преобразования телевизионных сигналов (БПТС) представляет собой блок преобразования ТВ-сигналов из различных источников ТВ/ТП кадров, позволяющего выводить на МФИ кадры ТВ/ТП с различным форматом, составом ИК и в различных комбинациях.
Пульты систем и отдельные ОУ на приборных панелях кабины предназначены для выдачи разовых команд требующих повышенной надежности их выполнения (включение питания систем, защита персонала от излучения и случайных срабатываний устройств способных причинить травму, а также систему аварийной сигнализации (САС)).
Речевой информатор предназначен для выдачи речевых сообщений о критических ситуациях (критические режимы пилотирования, внешние угрозы, отказы оборудования).
БКС представляет собой устройство, предназначенное для:
- преобразования аналоговых сигналов и разовых команд в цифровой вид;
- преобразования цифровых команд в аналоговый вид;
- перекоммутирования информации, поступающей по одной цифровой линии в другую.
Под пилотажно-навигационным оборудованием (ПНО) понимается совокупность систем, определяющих пространственное положение и местоположение ЛА, а также обеспечивающих посадку ЛА, и состоящее как минимум из двух приборов автономного определения местоположения и пространственных параметров (например, БИНС и/или спутниковой навигационной системы (СНС)), навигационно-посадочного радиотехнического оборудования (КАТЕТ-СП, ILS, MLS и др.), радиовысотомера, автоматического радиокомпаса (АРК).
Под комплексной системой управления (КСУ) понимается система, выполняющая функции системы управления самолетом, системы дистанционного управления и системы воздушных сигналов, и предназначенная для управления рулевыми поверхностями ЛА, вычисления воздушно-скоростных параметров
Способ управления бортовым оборудованием строится на основании следующих принципов:
- распределение информации и управляющих органов по МФИ и пультам управления исходя из оперативности их использования и функционального назначения;
- полный отказ от электромеханических основных и резервных приборов с переносом их информации на ЖК индикатор;
- рациональная автоматизация процессов управления и индикации при выполнении безальтернативных действий с сохранением возможности и приоритета ручного управления летчиком;
- широкое использование ООУ на РУС и РУД для оперативного управления работой систем КБО и ИУП не снимая рук с РУС и РУД;
- резервирование ИК МФПИ, КАИ, ПУИ и БЦВМ при их отказе.
Повышение отказобезопасности и расширение функциональных возможностей достигается за счет:
- полного отказа от электромеханических основных и резервных приборов с заменой на цифровые ЖК индикаторы;
- введения прямых связей между ЖК индикаторами и основным оборудованием самолета для резервирования особо важных функций;
- функционального распределения информации и органов управления по индикаторам:
• МФПИ - индикационный кадр (ИК) для ввода и отображения информации при предполетной подготовке и неоперативных изменений в полете;
• МФИ - ИК отображения тактической обстановки и МФК для оперативной работы с воздушной целевой обстановкой (ВЦ) и наземной целевой обстановкой (НЦ);
• пульта управления и индикации (ПУИ) для неоперативных или редких настроек работы систем КБО;
• ИСРП на случаи отказов (БЦВМ\БИНС);
- широкого использования ООУ на РУС и РУД для оперативного управления работой систем КБО и ИУП не снимая рук с РУС и РУД;
- вывода на ИК тактической обстановки (ТО) МФИ информации о воздушной обстановке, интегрированной от всех работающих на борту обзорно-прицельных и информационных систем (бортовой радиолокационной системы (БРЛС), оптико-электронной системы (ОЭС), системы радиотехнической разведки (СРТР), комплекса средств связи (КСС), бортовой аппаратуры наведения (БАН), системы оптико-электронной разведки (СОЭР));
- использования единого блока преобразования телевизионных сигналов (БПТС), позволяющего выводить на МФИ одновременно несколько кадров обзорной информации в телевизионном формате от систем КБО и АСП с ТвГСН, с различным форматом, составом ИК и в различной комбинации;
- использования многослойной структуры вывода изображения со слоями: навигационной информации (НАВ), информации о воздушной (ВЦ) и наземной (НЦ) целевой обстановке, а также внешних угрозах для ЛА (РИЦ), позволяющая оптимизировать состав выводимой информации для задачи на текущем этапе выполнения ПЗ, снимая или комбинируя слои;
- реализации возможности вывода на кадр ТО слоя с цифровой картой местности (ЦКМ) в различных вариантах и сочетаниях с другими слоями;
- максимальной автоматизации управления слоями ИК МФИ при смене основных режимов КБО;
- полной взаимозаменяемости обоих МФИ в части отображения информации и возможность взаимной перестановки полукадров, что позволяет изменять место вывода информации в зависимости от навыков и привычек конкретного летчика и условий освещения;
- возможности (при необходимости) дублирования на МФИ кадров МФПИ, КАИ и ПУИ и работы с ними;
- возможности использования ИУП в качестве резервного контура управления ВС при отказе центральных БЦВМ КБО;
- всплывающее меню на МФК МФИ, включающее различные состояния одного функционального назначения, например, выбор режима работы КБО по ВЦ или НЦ, что позволяет реализовать требуемое количество управляющих команд без увеличения количества МФК на МФИ и обеспечить их функциональное группирование;
- автоматической блокировки МФК или некоторых состояний в ее всплывающем меню при назначении несовместимых и более приоритетных режимов;
- родительских и дочерних окон и понятия активного окна, как окна, к которому прикреплены органы.
Заявленный способ работает следующим образом.
В состав информационно-управляющего поля кабины вводят:
- сигнальные табло,
- два широкоформатных МФИ,
- дисплеи ПУИ, МФПИ,
- индикатор на полупрозрачном лобовом стекле - КАИ.
- органы оперативного управления на РУС и РУД.
- индикатор системы резервных приборов.
Для обеспечения возврата самолета на аэродром при любых отказах КБО и центрального вычислителя в поле обзора кабины установлен индикатор системы ИСРП, который непосредственно связан с ПНО и комплексной системой управления (КСУ).
МФИ соединены по бортовым интерфейсам с центральным вычислителем, пилотажно-навигационным оборудованием, КСУ, САС, ООУ на РУС и РУД, топливной системой, системой управления двигателем, блоком-концентратором сигналов, системой связи с речевым информатором.
По обрамлению МФИ расположены МФК. Состояние каждой МФК индицируется на дисплее МФИ в аббревиатуре, которая располагается около каждой МФК. При описании правил привязки описаний МФК к кнопочному обрамлению на правом и левом МФИ реализуется принцип, что кнопки обрамления на обоих МФИ номеруются по одному правилу:
- крайняя левая кнопка в верхнем ряду имеет номер 1,
- остальные кнопки получают свои номера начиная с 2 по правилу обхода обрамления МФИ по часовой стрелке.
Функциональное назначение кнопочного обрамления дисплея МФИ зависит от типа страницы верхнего уровня:
- страница «исполнительная» (страница «И»),
- страница «форматирования» (страница «Ф»).
Штатно установлена страница «И», состав МФК на которой меняется в зависимости от набора ИК, которые вызваны на индикацию МФИ. Страница «Ф» является вспомогательной и может быть вызвана летчиком вместо страницы «И» временно, в любой момент времени для выполнения вручную задаваемых операций настройки изображения МФИ (форматирования дисплея МФИ на окна, настройка яркости и контрастности ТВ-кадров).
Для настройки параметров индикации информационного поля МФИ под каждым вертикальным рядом кнопочного обрамления установлен поворотный регулятор с нажимной клавишей.
Левый поворотный регулятор предназначен для настройки яркости графических объектов на всем дисплее. В аббревиатуре левого поворотного регулятора всегда индицируется идентификатор «ЯРК».
Правый поворотный регулятор предназначен для настройки параметров индикации ТВ-сигнала на подложке выделенного родительского окна (РО) на МФИ.
Полный список РО, которые индицируются на МФИ, задается следующим перечнем:
- РО «ПИЛ» - РО «Пилотаж» (фиг.2), в верхней части которого находится специальная информационная область, в которую выводится сообщения от канала информационной сигнализации (КИС) и четыре красных табло с аварийными сообщениями. В РО «ПИЛ» обеспечивается отображение всей информации, необходимой для пилотирования самолета на всех этапах выполнения генеральной задачи вылета.
- ДРО «КИС» - дополнительное РО. КИС обеспечивает сбор информации от систем самолета и бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) по каналам мультиплексного канала информационного обмена (МКИО), линиям двоично-последовательного кода (ДПК), разовым и аналоговым сигналам через блоки-концентраторы сигналов (БКС). В РО КИС обеспечивается последовательная индикации следующих ИК:
• КИС - ИК канала информационной сигнализации, в верхней части которого выводится специальная информационная область, обеспечивающее возможность последовательного просмотра текстовых сообщений с использованием МФК «ОЧР» (очередь),
• МФПИ - ИК для дублирования на МФИ индикации с панели МФПИ после установки на МФПИ состояния алгоритмического либо ручного отказа,
• КАИ+ПУИ - ИК для дублирования на МФИ индикация с панели ПУИ и информацию с КАИ после формирования в БЦВМ информационно-управляющей системы (ИУС) признака отказа КАИ или ПУИ,
• ПРО - ИК «противоракетная оборона»,
- ОРО «ОЗП» - основное РО «Обзор земной поверхности», в котором отображается информация непосредственно от бортовых систем обзора земной поверхности.
- ОРО «ОБР» - основное РО обзора от СРТР, СОЭР и применения подвесок по их информации кнопочного обрамления (КО).
- ОРО «ТО» - основное РО для навигации, отображения тактической обстановки с использованием информации от всех бортовых систем и каналов обмена комплекса средств связи. ОРО «ТО» содержит 5 слоев, которые могут быть вызваны как отдельно, так и в комбинации позволяющей оптимизировать состав выводимой информации для задачи на текущем этапе выполнения ПЗ:
- при выключении (снятии обрамления) всех МФК верхнего ряда автоматически вызывается ИК «ТО» с «нулевым» оригинальным (активным) слоем ((т.е. нет ни одной залитой МФК «слоев» нижнего ряда кадра ТО),
- включение в верхнем ряду МФК «НАВ» для решения задач навигации при выполнении полета автоматически вызывает ИК с оригинальным слоем навигационной тактической информации (НТО) и кнопочным обрамлением МФИ позволяющим летчику управлять навигационными функциями. Одновременно летчик может вызвать как отображаемые слои с информацией обзорно-прицельных систем (ОПС) о воздушной целевой и наземной обстановке, в том числе о наземных радиоэлектронных средствах и угрозах.
- включение в верхнем ряду МФК «В-В» автоматически вызывает ИК с оригинальным слоем «ВЦ» для отображения тактической обстановки в воздухе с обнаруженными ВЦ и самолетами группы зонами работы ОПС, справочной информации о сопровождаемых объектах, а также кнопочным обрамлением МФИ позволяющим летчику управлять ОПС для обнаружения и сопровождения ВЦ
- включение в верхнем ряду МФК «В-П» автоматически вызывает ИК с оригинальным слоем «НЦ» для отображения тактической обстановки на поверхности с программными и оперативно обнаруженными НЦ, а также кнопочным обрамлением МФИ позволяющим летчику решать задачи обнаружения и атаки НЦ.
- включение в верхнем ряду МФК «РЭП» автоматически вызывает ИК с оригинальным слоем «РИЦ» для отображения тактической обстановки на поверхности в части обнаруженных наземных и воздушных РИЦ, с градацией их по типу и степени опасности, границ опасных зон ПВО, а также кнопочным обрамлением МФИ позволяющим летчику ориентироваться в обнаруженных угрозах и организовать радиоэлектронное противодействие им.
- включение в верхнем ряду МФК «ЦКИ» автоматически вызывает ИК с оригинальным слоем картографической информации «КРТ» на цифровой карте местности (ЦКМ) в различных вариантах и сочетаниях с другими слоями, а также кнопочным обрамлением МФИ позволяющим летчику выводить эту информацию в различном объеме и масштабе.
При смене основных режимов КБО вводится автоматизированное назначение слоев ИК МФИ:
• режим полет по маршруту - слой «НТО»,
• режим ДБВ AT или «НАВВЦ»- слой «ВЦ».
• режим ДБП AT - слой «НЦ»,
• выход из ДБВ АТ/ББВ или ДБП АТ/ББП коротким центральным нажатием ЧПП на РУС - сохранение оригинального слоя «ВЦ» или «НЦ» и отображением слоя «НТО»;
• выход из ДБВ АТ/ББВ или ДБП АТ/ББП длительным центральным нажатием ЧПП на РУС - назначение оригинального слоя «НТО» и отображением слоя «ВЦ» или «НЦ»;
• автоматический выбор ОПС и вывод соответствующих ИК при назначении наземных ПЦ в работу.
Три основных РО (ОРО): ОЗП, ОБР, ТО содержат всю информацию, необходимую для выполнения навигации и боевого применения и могут выводиться на дисплей в окне размером ТО - 1, 1/2, ОЗП и ОБР - 1, 1/2, 1/4 от размера дисплея.
РО «ПИЛ» является особым, так как в отличии от других ОРО имеет фиксированный размер - 1/2 и при отсутствии отказа одного МФИ всегда выводится на индикацию. Поэтому все описанные ниже форматы индикации на МФИ разбиты на две группы:
- Группа форматов «С_ПИЛ»,
- Группа форматов «Б_ПИЛ».
Штатно на левом МФИ индицируется группа форматов «Б_ПИЛ», а на правом - группа форматов «С_ПИЛ». Группа форматов на МФИ может меняться, но если на одном при штатной работе ИУС вызвана группа форматов «С_ПИЛ», то на другом алгоритмически устанавливается группа форматов «Б_ПИЛ» и наоборот. При смене привязки групп форматов к МФИ индикация переносится без изменений с одного МФИ на другой.
Дополнительное РО (ДРО) «КИС» может выводиться только в формате 1/2 от размера дисплея на правую сторону МФИ, как в группе форматов «Б_ПИЛ», так и в группе форматов «С_ПИЛ». На место кадра "КИС" могут быть выведены другие мнемокадры: «КАИ+ПУИ», «МФПИ», «ПРО». Для вызова этих кадров используется МФК (№9) работающая в режиме галетника, по умолчанию находящаяся в положении "КИС". Последующие нажатия этой кнопки переводят кадр "КИС" в режимы «КАИ+ПУИ», «МФПИ», «ПРО» (моя редакция). Для переключения в ДРО ИК «КИС», «КАИ+ПУИ», «МФПИ», «ПРО» к кнопкам верхнего горизонтального ряда обрамления ИК «КИС» привязывается фрагмент кнопочного обрамления (ФОК) ФКО_ДРО типа «Гт-галетник тумблеров» с МФК «КИС», «КАИП», «МФПИ», «ПРО». МФК «КИС» привязывается к кнопочному обрамлению всех ИК в ДРО «КИС». ФКО_ДРО дублируется на странице обрамления «Ф» в каждой группе форматов.
Группа форматов «Б_ ПИЛ»:
- «ФИ1» (формат индикации 1), когда на дисплей вызван только один ОРО. Для вызова формата необходимо и достаточно установить требование индикации одного из ОРО в верхней левой четверти,
- «ФИ2», когда на дисплей вызвано два ОРО (на правую и левую его половины). Для вызова формата необходимо и достаточно установить требование индикации любого ОРО в левой и правой верхних четвертях,
- «ФИ3п», когда на дисплей вызваны три ОРО, два из которых занимают по одной четверти на правой половине дисплея, а третий - занимает другую половину дисплея. Для вызова формата необходимо и достаточно установить непротиворечивые требования индикации ОРО в верхних четвертях дисплея и в правой нижней четверти.
- «ФИ3л», когда на дисплей вызваны три ОРО, два из которых занимают по одной четверти на левой половине дисплея, а третий - занимает другую половину дисплея. Для вызова формата необходимо и достаточно установить непротиворечивые требование индикации ОРО в верхних четвертях дисплея и в левой нижней четверти.
- «ФИ4», когда на дисплей вызваны четыре ОРО, каждый из которых занимает одну четверть дисплея. Для вызова формата необходимо и достаточно установить требование индикации ОРО «ОЗП» или «ОБР» во всех четырех четвертях дисплея.
Группа форматов «С_ПИЛ»:
каждый формат этой группы составляется всегда из РО «ПИЛ», который всегда индицируется на левой стороне дисплея, и ОРО, которые индицируются на правой половине и могут образовывать следующие форматы:
- ФИ2пил, когда на правой половине дисплея индицируется один из ОРО, вызванный из правой верхней четверти.
- ФИ3пил, когда на правой половине индицируется два ОРО типа «ОЗП» или «ОБР», каждый из которых занимает одну четверть и вызван из этой четверти.
МФИ по входам от БПТС получает видеоизображение от обзорно-прицельных систем (ОПС), цифровую карту местности в формате 2D или 3D, от системы видеорегистрации (при наземном техобслуживании) и от АСП с ТВ ГСН, которую может выводить в различных комбинациях и форматах от целого изображения.
В формате 1/4 МФИ могут быть вызваны только кадры обзорно-прицельных систем. Наземный кадр СВР вызывается всегда в полноэкранном формате. Кадр ОВП (обзор воздушного пространства) вызывается всегда в формате 1/2 МФИ. Остальные кадры могут вызываться в формате 1/2 МФИ или в полноэкранном.
Кадр ОПС на МФИ Б_ПИЛ вызывается нажатием соответствующей МФК в верхнем ряду. При этом выполняются следующие правила форматирования кадров.
Если до нажатия был вызван полноэкранный кадр, то он предъявляется в формате 1/2 МФИ, вызываемый кадр ОПС также вызывается формате 1/2 МФИ.
Если до нажатия были вызваны кадры ТО и ОПС, кроме ОВП, в формате 1/2 МФИ каждый, то бывший на индикации кадр ОПС предъявляется в формате 1/4 МФИ, вызываемый кадр ОПС, кроме ОВП, также вызывается формате 1/4 МФИ, формат кадра ТО не изменяется. Если далее снять с индикации кадр ТО нажатием МФК «ТО», то кадры ОПС преобразуются в форматы 1/2 МФИ.
Если до нажатия были вызваны кадры ТО и ОВП, то вызываемый кадр ОПС назначается вместо кадра ТО. Если до нажатия были вызваны кадры ТО и ОПС, кроме ОВП, а вызываемый кадр - ОВП, то он назначается вместо кадра ТО.
Кадр ОПС на МФИ С_ПИЛ вызывается с помощью нажатия МФК ОПС и последующего нажатия соответствующей МФК. При этом выполняются следующие правила форматирования кадров:
Если до нажатия МФК ОПС, на МФИ не был вызван кадр ОПС, то он вызывается в формате 1/2 МФИ, в противном случае бывший на индикации кадр ОПС, кроме ОВП, предъявляется в формате 1/4 МФИ, назначаемый кадр также предъявляется в формате 1/4 МФИ.
Если до нажатия МФК ОПС был вызван кадр ОВП, то новый кадр назначается вместо него.
Если вызываемый кадр ОВП, то он вызывается в формате 1/2 МФИ рядом с кадром ПИЛ.
Вызванный кадр ОПС снимается с индикации нажатием МФК его вызова. При этом соседние кадры переформатируются так, чтобы заполнить все поле МФИ. В случае, если это невозможно, то вызывается кадр «по умолчанию» - ТО или КИС.
Кадр «Воспроизведение СВР» вызывается и снимается с МФПИ со страницы «СВР Воспроизведение». Кадр предъявляется в полноэкранном формате на МФИ Б ПИЛ.
Цифровая карта местности 2D вызывается/снимается нажатием МФК «ЦКИ» на кадре ТО МФИ. Цифровая карта местности 3D вызывается/снимается нажатием МФК «3D» после нажатия МФК «ЦКИ».
Кадр АСП с ТВ ГСН вызывается на МФИ Б_ПИЛ при выборе к применению АСП с ТВ ГСН по умолчанию в формате 1/2 МФИ. Для вызова в полноэкранном формате необходимо снять с индикации кадр ТО. Совместно с кадром АСП с ТВ ГСН могут быть вызваны кадры ОПС. При этом вызов кадров ОПС аналогичен вызову в случае наличия на индикации кадра ТО вместо кадра АСП с ТВ ГСН.
На МФИ С_ПИЛ кадр вызывается/снимается с помощью нажатия МФК ОПС и последующего нажатия МФК «ГСН».
После выполнения режима «Подготовка» формат индикации на МФИ определяется следующим распределением:
- на этапе взлета, посадки, дозаправки индикация на всех информационно-управляющих устройствах (ИУУ) определяется следующим образом:
• Правый МФИ - правая половина - ОРО «ОБР», левая половина - РО «ПИЛ»
• Левый МФИ - левая половина - ОРО «ТО», правая половина - ДРО «КИС»
• АИК (активный индикационный кадр)=ОРО ТО.
Индикации РО КИС на левом МФИ на перечисленных выше этапах выполнения генеральной задачи вылета включается и отключается алгоритмически. После отключения РО КИС на левом МФИ индицируется ОРО, вызванные вручную до начала индикации ДРО либо вызванные алгоритмически (номинально на левом МФИ индицируется ОРО «ТО» в формате «ФИ1»).
Алгоритмический вызов ОРО «ОЗП» на МФИ и переключение ИК в этом ОРО может выполняться, как по условиям перехода с одного этапа выполнения генеральной задачи вылета на другой, так и по нажатию МФК, которые будут предусмотрены в кнопочном обрамлении ОРО «ТО»:
- при переходе на этапе выполнении ситуационных задачи ДБВ (дальний бой по воздуху) и ДБП (дальний бой по поверхности) штатно формат индикации на МФИ, состав вызванных РО и назначение АИК не меняется.
- при переходе на выполнение ситуационных задач ББП (ближний бой по поверхности) либо ББВ (ближний бой по воздуху) алгоритмически назначается АИК=КАИ. Штатно формат индикации на МФИ состав вызванных РО не меняется.
Индикация на КАИ и МФПИ меняется алгоритмически в соответствии с требованиями, которые могут быть заданы в программу выполнения генеральной задачи вылета.
На обрамлении дисплея МФПИ расположены МФК, описание состояния которых отображается в аббревиатурах на дисплее. Слева в нижнем ряду кнопочного обрамления установлен поворотный регулятор для настройки яркости дисплея.
МФПИ соединен по бортовым линям связи с центральным вычислителем, БКС, КСУ, ТС.
Информационная структура МФПИ определяется следующим образом:
- после окончания подготовки к полету на МФПИ индицируется главная страница «Настройка». Пример оформления ИК «Настройка» приведен на фиг.3,
- все ИК, описанные для МФПИ, разбиваются на группы. В каждой группе выделяются головной ИК, который выбирается по условию инициализации группы,
- с любого ИК группы обеспечивается переход на любой другой ИК той же группы,
- между ИК разных групп переходы возможны только через ИК «Настройка». На любом ИК предусматривается системная МФК для возврата на ИК «Настройка»,
- ИК, требующие оперативного вызова, объединяются в группу с головным ИК «Настройка».
На всех ИК одной группы к верхнему ряду кнопочного обрамления привязываются описания МФК, через которые обеспечивается переход на любую другую страницу группы ИК (далее ФКО ИК группы). При этом МФК с идентификатором индицируемого ИК в галетнике ФКО ИК отсутствует, что исключает возможность отключения индицируемого ИК. Для любого ИК, кроме ИК «Настройка», вертикальные ряды кнопочного обрамления дисплея используются для обслуживания вызванного ИК.
На ИК «Главная страница» и на ИК, где кнопки нижнего горизонтального ряда не используются для обслуживания индицируемого ИК, к ним привязываются МФК с следующим назначением:
- МФК «РЗРВ» служит для формирования признака отказа двух МФИ. Группа ИК «Резерв» обеспечивает возможность вывода следующей информации:
• специальная информационная область с аварийными и текстовыми сообщениями от КИС ИУС в верхней части ИК,
• графической информации о состоянии основных систем ОСО в обзорное поле ИК под специальной информационной областью.
- МФК «ПДГ», которая получает функциональное назначение только на этапе «Взлет» для обеспечения обратного перехода с этапа «Взлет» на этап «Подготовка». На этапе «Подготовка» и после окончания этапа «Взлет» аббревиатура «ПДГ» не индицируется.
На ИК «Главная страница» и на ИК, где кнопки нижнего горизонтального ряда не используются для обслуживания индицируемого ИК, к ним привязываются МФК с следующим назначением:
- МФК «РЗРВ» служит для формирования признака отказа двух МФИ. Группа ИК «Резерв» обеспечивает возможность вывода следующей информации:
• специальная информационная область с аварийными и текстовыми сообщениями от КИС ИУС в верхней части ИК,
• графической информации о состоянии основных систем ОСО в обзорное поле ИК под специальной информационной областью.
- МФК «ПДГ», которая получает функциональное назначение только на этапе «Взлет» для обеспечения обратного перехода с этапа «Взлет» на этап «Подготовка». На этапе «Подготовка» и после окончания этапа «Взлет» аббревиатура «ПДГ» не индицируется.
На ИК «Главная страница» кнопки обрамления в вертикальных рядах предназначаются для вызова групп ИК. Дисплейное поле МФПИ используется для индикации полных названий групп ИК, вызываемых от МФК в вертикальных рядах обрамления.
Переключение групп ИК организуется через «Главную страницу» МФПИ. Переход с любого ИК на «Главную страницу» обеспечивается наличием на всех ИК в верхнем ряду кнопочного обрамления МФК «ВЫХ». С другой стороны, с «Главной страницы» обеспечивает возможность вызова любого из перечисленных выше оперативных ИК из группы «Настройка» и любой другой группы ИК.
Коллиматорный авиационный индикатор (КАИ) должен обеспечивать:
- отображение цифро-буквенной и графической информации в пределах полного углового поля зрения индикатора;
- отображение неподвижной визирной сетки с угловыми размерами 200 мрад вниз от строительной горизонтали фюзеляжа (СГФ) и 40 мрад вверх от СГФ;
- совмещение графической информации с изображением визирной сетки;
- вывод ТВ изображения с числом градаций яркости не менее 8…10 и разрешающей способностью не менее 500 телевизионных линий.
КАИ соединен входами/выходами по бортовым линиям связи с центральным вычислителем, КСУ, ПНО
Перемещение символов, индицирующихся в режимах Навигация (НВГ), ДБП, ББП и ДБВ ограничено пересечением двух окружностей (рабочая зона КАИ): радиусом, проведенным из оптического центра КАИ и радиусом, проведенной из оси СГФ. При выходе символов на край указанных областей они продолжают индицироваться в точке пересечения направления на их центр с краем областей.
Каждый мнемокадр КАИ состоит из символов, которые при описании могут объединяться во фрагменты мнемокадра.
Фрагмент мнемокадра (далее - фрагмент) - это совокупность символов мнемокадра, связанных между собой взаиморасположением и функционально.
Все подвижные символы индицируются без обреза элементов изображения, при постановке их на упор на краю рабочей зоны КАИ.
ПУИ (фиг.4) соединен входами/выходами по бортовым линиям связи с центральным вычислителем.
Дисплей ПУИ состоит из шести горизонтальных информационных полей. Каждое такое информационное поле обеспечивает индикацию состояния МФК, которое привязано к ближайшей кнопке, установленных вдоль вертикальных сторон дисплея. В части информационного поля каждой МФК обеспечивается возможность вывода аббревиатуры, состоящей из двух строк стандартных символов по 12 символов в каждой. Свободная часть любого информационного поля может использоваться для индикации информации, которая может быть полезна летчику при работе с ПУИ. В отличии от аббревиатур МФК, которые индицируются на МФИ, на ПУИ обеспечивается возможность более полного отражения идентификаторов МФК, списка возможных значений в состоянии МФК и функционального назначения МФК.
Органы управления ПУИ можно разделить на четыре группы. К первой можно отнести органы управления, предназначенные для настройки характеристик индикации на КАИ. Во вторую группу входят шесть МФК обрамления дисплея по три с правой и левой его стороны. В третью группу входят десять гравированных кнопок (ГК) наборного поля, а также ГК «ВВД» и «СБР». В четвертую группу входит ряд из пяти ГК верхнего ряда, которые определяют лист описания МФК одного раздела ПУИ по обслуживанию КБО.
Описания МФК кнопочного обрамления дисплея ПУИ разнесены по 6-ти разделам: пять штатных для обслуживания КБО, которые вызываются от ГК верхнего ряда: НВГ, Р/С, ГО, В-В, В-П, и одного дополнительного раздела, лист которого вызывается на дисплей ПУИ при повторном нажатии уже включенной ГК верхнего ряда.
Под левым рядом кнопочного обрамления расположена ГК «СБР», под правым - ГК «ВВД». Между этими кнопками под дисплеем расположены два ряда по пять кнопок в каждом с двойной гравировкой - верхней и нижней. Верхняя гравировка каждой кнопки идентификаторы команд, которые выдаются с ПУИ на систему навигации: ПЗК, ОПЦ, БРЖ, ВСТ, РМ, ППМ, АЭР, ПОС, ПЗ, КОР
В нижней гравировке идентификаторы десятичных цифр от 0 до 9. Таким образом, кнопки этого ряда имеют двойное назначение и алгоритмически переназначаются от кнопочного обрамления дисплея. Они либо выполняют роль наборного поля для задания числа на дисплее, либо используются для переключения ИК на дисплее ПУИ. В информационном разделе «НАВ» ИК переключаются от ГК наборного поля в соответствии с их верхней гравировкой. Дополнительно, в нижней гравировке кроме цифры «0» наносится второе ее назначение для задания знака форматного числа «-», а в нижней гравировке кроме цифры «1» наносится «+».
Включение пяти основных разделов задается следующими ГК:
- ГК «НАВ» вызывает раздел, обслуживающий навигационную бортовую систему,
- ГК «Р/С» вызывает раздел, обслуживающий систему радиосвязи,
- ГК «ГО» вызывает раздел, обслуживающий систему гос. опознавания,
- ГК «В-В» вызывает раздел, обслуживающий все режимы работы по воздушным целям,
- ГК «В-П» вызывает раздел, обслуживающий все режимы работы по наземных целей.
ГК верхнего ряда составляют галетник типа «Гт». При отключении этого галетника на дисплей вызывается дополнительный раздел ПУИ, который называется «АИК».
Раздел «АИК» на ПУИ может быть вызван повторным нажатием включенной режимной ГК либо алгоритмически, в частности от специальной функции, которая может быть привязана к любой МФК, обслуживающей ИК на МФИ либо на МФПИ. В этом случае инициализируется тот ИК раздела «АИК» ПУИ, который был описан дополнительно для вызвавшего ИК на МФИ либо на МФПИ. При вызове раздела «АИК» от ГК на ПУИ инициализируется тот ИК раздела «АИК» ПУИ, который описан для ИК, имеющего в момент вызова статус «АИК» на МФИ либо на КАИ.
Все ИК одного раздела распределяются по двум уровням:
- ИК верхнего уровня,
- ИК нижнего уровня.
На верхнем уровне может быть размещено до 10-ти ИК, а на нижнем - произвольное количество ИК. ИК верхнего уровня могут последовательно вызываться на дисплей от 10-ти ГК наборного поля (либо от ГК «ВВД» и «СБР»). Переход с ИК верхнего уровня на заданный ИК нижнего (а также переходы между абзацами нижнего уровня) выполняется с использованием служебной МФК, значение параметра которой задает идентификатор вызываемого на дисплей ИК нижнего уровня. Такая служебная МФК предусмотрена в обрамлении любого исходного ИК, который имеет продолжение на нижнем уровне.
Раздел «Р/С» содержит системный РЖ «Оглавление», который вызывается на дисплей всегда по нажатию ГК «Р/С» либо при отключении любого индицируемого ИК этого раздела. ИК «Оглавление» содержит два оперативных МФК для управления радио связью и нумерованный перечень названий ИК верхней страницы. «Оглавления» раздела «Р/С» является особым ИК, т.к. штатно индицируется на ПУИ. Это обеспечивается тем, что при отсутствии использования ПУИ летчиком либо алгоритмически в служебном поле дисплея ПУИ появляется мигающий идентификатор «Р/С» призывающий летчика нажать ГК «Р/С», а через несколько секунд мигания задается алгоритмическое нажатие ГК «Р/С». Нажатием ГК «СБР» мигание идентификатора «Р/С» отключается, и задается новый отсчет времени. При описании некоторых ИК в разделе «В-В» или «В-П» алгоритмический переход в раздел «Р/С» может быть заблокирован. Во всех остальных разделах ПУИ при включении раздела от ГК верхнего ряда вызывается тот ИК верхнего уровня, который был вызван последним в этом информационном разделе в полете либо на этапе «Подготовка». Если состав ИК в разделе изменился после последнего вызова раздела, то вызывается головной ИК нового состава.
В разделе «НАВ», для которого оглавление задается гравировкой ГК наборного поля, вызов ИК «Оглавление» не предусмотрен.
Все МФК на любом ИК предназначены для ввода значений какого-либо параметра.
При этом изменяемое значение параметра МФК отражается в аббревиатуре, активизированной МФК нештатным цветом, изменения, цвет изменяемых значений в аббревиатуре МФК меняется на штатный. После этого ГК «ВВД», «СБР» и ГК наборного поля переназначаются для управления вызовом ИК верхнего уровня на дисплей ПУИ.
Если после окончания набора параметра не последовало команда «Ввод в ИУС», то по нажатию любой ГК верхнего ряда либо любой МФК на этом ИК формируется команда «Отказ от изменения» параметра. Единственным исключением являются МФК одного ИК, связанные между собой условием одновременного ввода в центральный вычислитель.
Для раздела «НАВ» в информационном поле ПУИ индицируется верхняя гравировка включенной ГК наборного поля. Для остальных разделов - два первых символа из гравировки ГК раздела и номер включенной ГК в наборном поле.
- ГО1, ГО2, … - для раздела «ГО»
- PC 1, РС2, … - для раздела «Р/С»
- ВВ1, ВВ2, … - для раздела «В-В»
- ВЗ1, ВЗ2, … - для раздела «В-3»
С любого ИК нижнего уровня по команде «Переход на верхний уровень» можно перейти на тот ИК верхнего уровня, с которого был выполнен переход на нижний уровень. С любого ИК по команде «Возврат» можно вернуться к тому ИК, который индицировался перед текущим. Системные команды «Переход на верхний уровень» формируются для любом ИК нижнего уровня от ГК «ВВД». Системная команда «Возврат» формируется от ГК «СБР».
Любой ИК верхнего уровня, может быть вызван на дисплей нажатием соответствующей его номеру ГК наборного поля. При этом наборное поле используется как галетник переключения до 10-ти ИК верхнего уровня. (В разделе «НАВ» названия абзацев верхней страницы соответствуют верхней гравировке МФК наборного поля). Если нажать на ГК наборного поля, которая соответствует включенному ИК (т.е. отключить галетник ИК наборного поля) или нажать на ГК, которому не поставлено в соответствие никакого ИК, то на дисплее ПУИ появляется ИК «Оглавление» соответствующего информационного раздела.
От ГК наборного поля обеспечивается произвольный порядок перевыбора ИК верхней страницы в любом разделе.
ИСРП соединен по бортовым каналам информационного взаимодействия с центральным вычислителем, КСУ, ПНО.
По информации от этих систем ИСРП постоянно индицирует параметры необходимые для безопасного пилотирования и посадки в случае отказа центрального вычислителя и/или обоих МФИ, такие как курс, крен, тангаж, приборную скорость, угол атаки, заданный курс, вертикальную скорость, барометрическую высоту, курсовую и глиссадную планки (только при посадке), курс от АРК и другие.
Для работы с отказными и аварийными сообщениями устанавливается САС с использованием работающей в проблесковом режиме кнопки лампы «Смотри отказ» желтого цвета.
САС соединена входами с БКС и системами ОСО и СУ.
Параллельно на экране МФИ в верхней части кадра «ПИЛ» отводится окно (12% от высоты экрана) для вызова текстовых сообщений об отказах (3 строки по 24 знакомест в каждой строке) и транспарантов аварийных сообщений красного цвета постоянного горения.
Предупреждающая информация выдается летчику в виде текстовых сообщений, а аварийная информация - в виде транспарантов красного цвета постоянного горения на экране МФИ. Летчику предъявляется 4 аварийных транспаранта: «ПОЖАР», «СДУ», «ГИДРО», «УПРАВЛЯЙ ВРУЧНУЮ».
Привлечение внимания летчика к появлению информации об отказах или аварийной ситуации осуществляется загоранием двупольной (красное и желтое поле) кнопки-лампы «АВАР-ОТКАЗ» в проблесковом режиме (центральный сигнальный огонь - ЦСО). Текстовое сообщение об отказах сопровождается загоранием желтого поля, а аварийная информация на МФИ (МФПИ) сопровождается загоранием красного поля ЦСО.
При загорании желтого поля ЦСО летчик после ознакомления с текстовым сообщением об отказе, может нажатием на ЦСО, погасить желтое поле и снять текстовое сообщение с экрана, переведя его в «память».
При загорании красного поля ЦСО, летчик нажатием на ЦСО может его погасить, но аварийная информация с экрана МФИ (МФПИ) при этом не снимается. Снятие аварийной сигнализации возможно только после снятия причины ее появления. При одновременном загорании двух полей ЦСО, летчик первым нажатием гасит красное поле, а повторным - желтое поле.
Для обеспечения надежной информации летчику об аварийной ситуации используется три носителя информации - МФИ1, МФИ2 (причем МФИ с РО «ПИЛ» всегда подключен к аварийной шине) и МФПИ (вся информация из специальной информационной область КИС МФИ выводится на ИК «Резерв»), который обеспечивается питанием от генератора ВСУ. Помимо этого, для наиболее важных сообщений и аварийных ситуаций обеспечивается дублирование текстовых сообщений в специальной информационной области через речевой информатор.
Для оперативного управления работой систем КБО и ИУП не снимая рук с РУС и РУД применяются ООУ, которые располагаются на РУД и РУС и используются при выполнении задач стробирования графических объектов в обзорном поле ИК и аббревиатур МФК или ВМФК в обрамлении ИК.
ООУ РУС и РУД соединены по бортовым каналам информационного взаимодействия с центральным вычислителем, КСУ, СУО, системой связи.
При проектировании ИУП кабины самолета используется принцип построения интерфейса, который наряду с апробированными на аналогичных объектах принципами управления комплексом (в частности, при управлении процессами прицеливания и целеуказания по наземным целям) реализует и вариант интерфейса в рамках концепции HOTAS на основе использования принципа "Свободного маркера".
ИК, на котором индицируется графический объект, управляемый от специального ООУ на РУС - «кнюппеля», называется «активным» (АИК). К АИК адресуются все действия ООУ на РУД и РУС.
ООУ на РУС и РУД позволяют: выбрать объект на экране, быструю смену АИК, быстрое изменение состояния МФК на МФИ, КАИ, ПУИ, изменение масштаба изображения (режим «Лупа»), фиксацию выполнения операции, выдачу команд на применение АСП, автоматического перевода полета в горизонтальный.
С целью обеспечения пилотирования и безопасного завершения полета при отказе центрального вычислителя в ИУП введен так называемый "Резервный контур". Соединение МФИ 1, МФИ 2, МФПИ и ИСРП через бортовые радиальные линии связи с ПНО, БКС (ретрансляция информации от ОСО и СУ), КСУ, системой связи, позволяет при отсутствии обмена по линиям МКИО провести реконфигурацию логики взаимодействия КБО, ОСО и СУ и обеспечить экипаж:
- пилотажной информацией о пространственном положении, параметрах движения самолета;
- информацией необходимой для окончания полета и посадки на аэродром в ручном режиме управления - задача отображения тактической навигационной обстановки;
- текстовой, графической и речевой информацией канала информационной сигнализации (КИС) о состоянии и работоспособности СУ, ОСО и используемых систем КБО;
- световой сигнализацией;
- управлением режимами КСС с ИК "ПУИ" на МФИ1,2;
- управлением режимами РСБН с ИК "ТО" на МФИ1.
Информация из ПНО, системы связи и БКС в МФИ, а из МФИ в КСС по радиальным линиям связи передается всегда. Однако, обработка получаемой информации в МФИ1,2 и КСС производится по индивидуальной для каждой из этих систем логике перехода на резервный контур индикации и управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ВОЗВРАТА ОДНОМЕСТНОГО БОЕВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОТКАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2807539C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА | 2011 |
|
RU2488775C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2476920C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2008 |
|
RU2392586C1 |
СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА | 2021 |
|
RU2773989C1 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ | 2004 |
|
RU2250511C1 |
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОННОЙ ИНДИКАЦИИ | 2004 |
|
RU2264953C1 |
СПОСОБ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО КОНТРОЛЯ И ИНДИКАЦИИ СОСТОЯНИЯ ОДНОМЕСТНОГО САМОЛЕТА | 2023 |
|
RU2808869C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМ КОМПЛЕКСОМ И СИСТЕМАМИ ЛА | 1998 |
|
RU2137678C1 |
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ | 2004 |
|
RU2271305C1 |
Изобретение относится к способам управления летательным аппаратом (ЛА). Способ управления бортовым оборудованием ЛА включает: выполнение полетного задания с использованием двух многофункциональных индикаторов (МФИ); применение многослойной структуры вывода изображения; настройку систем комплекса бортового оборудования (КБО); отображение пилотажных параметров, информации о целевой обстановке, графических символов для применения автоматизированных средств поражения (АСП); использование блока преобразования телесигналов для обоих МФИ; совмещение функции основного и резервного пультов управления; оснащение резервной индикацией пилотажно-навигационных параметров с помощью интегрированной системы резервных приборов (ИСРП); внедрение органов оперативного управления на ручке управления самолётом (РУС) и ручке управления двигателем (РУД); внедрение концепции родительских и дочерних окон; обеспечение использования информационного-управляющего поля (ИУП) как резервного контура управления системами. Технический результат - повышение надёжности ЛА и расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Способ управления бортовым оборудованием многофункционального одноместного боевого летательного аппарата, включающий:
- выполнение полетного задания с использованием двух многофункциональных индикаторов (МФИ) со встроенной вычислительной частью с помощью органов управления на обрамлении МФИ в виде мультифункциональных клавиш (МФК) и поворотных регуляторов (ПвР) и информирования летчика данными о параметрах полета, навигационно-тактической обстановке, включая обнаруженные воздушные, наземные цели и внешние угрозы, состояние систем КБО, ОСО и АСП, которая автоматически выводится в виде индикационных кадров (ИК) или их комбинаций, определенных заранее в зависимости от окружающей обстановки или состояния ЛА, а также обеспечение возможности ручного изменения летчиком отображаемых в данный момент индикационных кадров и управления системами самолета через кнопочное обрамление, обеспечение возможности резервного отображения коллиматорного авиационного индикатора (КАИ), пульта управления и индикации (ПУИ), многофункционального пульта индикации (МФПИ) и работы с ними в условиях отказа указанных индикаторов;
- применение многослойной структуры вывода изображения со слоями навигационной информации (НАВ), информации о воздушной (ВЦ) и наземной (НЦ) целевой обстановке, а также радиоизлучающих целях (РИЦ) для ЛА, обеспечивающее оптимизацию состава выводимой информации для задачи на текущем этапе выполнения ПЗ посредством снятия или комбинации слоев;
- настройку летчиком систем КБО при предполетной подготовке и неоперативных изменениях в полете путем ввода информации с помощью органов управления на обрамлении и отображения результатов в информационных кадрах, построенных по книжному принципу: раздел - подраздел - страницы подраздела при помощи многофункционального пульта - индикатора;
- отображение на фоне закабинного пространства основных пилотажных параметров, в том числе для выполнения посадки, информации о целевой обстановке в виде меток целей, а также графическими символами, необходимыми для прицеливания и применения АСП, с помощью КАИ;
- использование блока преобразования телевизионных сигналов как единого источника видеоизображения для обоих МФИ от систем КБО и АСП с ТвГСН, с возможностью вывода видеоизображения в различных форматах, составе индикационных кадров и в различной комбинации;
- совмещение функции основного пульта управления летчиком системой связи и переключением режимов индикации на КАИ и резервного пульта управления навигационными и боевыми режимами работы КБО с помощью пульта управления и индикации, установленного непосредственно на КАИ;
- оснащение резервной индикацией пилотажно-навигационных параметров в случае отказа двух БИНС или двух МФИ с помощью интегрированной системы резервных приборов (ИСРП), заменяющей используемые для этого электромеханические приборы;
- внедрение органов оперативного управления на ручке управления самолетом (РУС) и ручке управления двигателем (РУД), с возможностью, не снимая рук с РУС и РУД, оперативного управления режимами работы систем КБО, центром зоны обзора ОПС, взаимодействия с информационными кадрами информационно-управляющего поля (ИУП) в части выбора масштаба изображения, назначения активного ИК, фиксации выполнения операции, выдачи команд на применение АСП, автоматического перевода полета в горизонтальный;
- применение отдельных органов управления и индикаторов на лампах, расположенных на приборной доске, на боковых панелях и бортах, предназначенных для разовых команд в процессе подготовки, взлета и посадки, а также аварийной сигнализации и включения аварийных режимов;
- внедрение концепции родительских и дочерних окон и понятия активного окна, как окна, к которому прикреплены органы управления;
- обеспечение возможности использования ИУП в качестве резервного контура управления системами, отвечающими за безопасное завершение полета, при отказе центрального вычислителя через органы управления МФИ и отдельные органы управления на приборной доске.
2. Способ управления бортовым оборудованием многофункционального одноместного боевого летательного аппарата по п. 1, отличающийся тем, что включает в себя:
- реализацию полной взаимозаменяемости МФИ 1 и 2 в части отображения информации и возможность взаимной перестановки полукадров, что позволяет изменять место вывода информации в зависимости от навыков и привычек летчика и условий освещения;
- использование автоматической блокировки МФК в ее всплывающем меню при назначении несовместимых и приоритетных режимов.
Система интеллектуальной поддержки командира группы истребителей сопровождения для этапа полета "Маршрут-1" | 2019 |
|
RU2724573C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ С МУЛЬТИПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА | 2001 |
|
RU2174485C1 |
МНОГОПОЗИЦИОННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА С ПОВЫШЕННЫМИ МАНЕВРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ | 2004 |
|
RU2252900C1 |
ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2476920C1 |
US 20080077284 A1, 27.03.2008 | |||
US 7852236 B2, 14.12.2010. |
Авторы
Даты
2024-10-17—Публикация
2023-10-24—Подача