Изобретение относится к машинам для уборки уплотненного снега, снежно-ледяных образований и гололеда с поверхности взлетно-посадочных полос аэродромов и автомобильных дорог, и может быть использовано для уборки снежно-ледяных масс с улиц, тротуаров и придомовых территорий.
Известен рабочий орган для удаления снежно-ледяного наката с поверхности дорог и аэродромов [патент №2396389, Е01Н 5/12, опубл. 10.08.2010 Бюл. №22], включающий в себя раму и режущие диски, при этом рама выполнена в виде отвала, снабженного двумя вертикальными передними кронштейнами с закрепленной на них пластиной и двумя вертикальными задними кронштейнами для крепления отвала к опорной плите, в нижней части пластины размещены режущие диски, каждый из которых установлен на оси с возможностью свободного вращения вокруг нее, с углом наклона нижнего основания диска к поверхности снежно-ледяного наката не более 10°, а продольная ось рабочего органа расположена в горизонтальной плоскости с возможностью поворота на угол не более 43° к направлению его движения, по краям отвала с его тыльной стороны установлены два рояльных колеса, каждое из которых прикреплено к отвалу посредством горизонтального кронштейна и вилки с осью, между опорными поверхностями которых установлены пакеты регулировочных прокладок, а вдоль нижней кромки отвала закреплен эластичный нож.
Основными недостатками существующего рабочего органа являются сложность конструкции и необходимость установки оборудования на строго определенный угол, что может оказаться затруднительным в условиях морозов и метели, а также требует измерительного инструмента:
Известен рабочий орган для удаления снежно-ледяного: наката с поверхности дорог и аэродромов [патент №2487970, Е01Н 5/12, опубл. 20.07.2013 Бюл. №20], содержащий раму, на которой шарнирно закреплены с возможностью поворота в вертикальной плоскости рычаги, несущие на свободных концах оси с режущими дисками, и гидросистему, при этом рама, оснащенная двумя рояльными колесами, размещенными в ее задней части, установлена с возможностью поворота только в вертикальной плоскости, на свободных концах рычагов размещены режущие диски с непрерывным односторонним клиновым ободом, каждый из которых установлен на оси с возможностью свободного вращения вокруг нее и под углом, а к продольной оси рабочего органа, большим основанием наружу, два передних режущих диска размещены на общем рычаге и обращены друг к другу большими своими основаниями с углом β между ними и расстоянием, h между режущими кромками в месте их схождения, а гидросистема включает гидроцилиндры одностороннего действия.
Основными недостатками существующего рабочего органа являются его излишняя сложность с большим количеством элементов гидросистемы, снижающие общую надежность конструкции и требующие «запитывания» ее от базовой машины. Кроме того, большие габариты и малая маневренность не позволяет осуществлять очистку в узко ограниченных местах.
Известен очиститель гололеда [патент №2446247, Е01Н 5/12, опубл. 27.03.2012 Бюл. №9], включающий в себя корпус, на котором размещен приводной механизм-двигатель, оснащенный рамой для изменения направления его движения и подъемно-опускным устройством, при этом очиститель содержит рабочие инструменты-долота, закрепленные: подвижно в шахматном порядке и воспринимающие ударный импульс с возможностью возврата в исходное положение при помощи пружин, отличающийся тем, что рабочие инструменты расположены на закрепленном на корпусе роторе, вращение которого обеспечивается через передачу от ведущего вала двигателя, и воспринимают ударный импульс от размещенных на корпусе коромысел, при этом очиститель содержит колеса, относительно которых корпус имеет возможность перемещения.
Основными недостатками существующего очистителя гололеда являются необходимость приведения в действие ротора двигателем внутреннего сгорания, что увеличивает массу конструкции, и отсутствие возможности регулирования силы удара долот о поверхность льда, что может привести к повреждению очищаемой поверхности.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для очистки рельсовых путей [патент №2556898, Е01Н 8/12, опубл. 20.07.2015 Бюл. №20, принят за прототип], содержащий короб прямоугольной формы, снабженный элементами для очистки рельсов ото льда, при этом оно снабжено плугом с отвалом, прикрепленным к коробу, а элементы для очистки рельсов ото льда выполнены в виде звездочек, разделенных антифрикционными шайбами, постоянно прижимаемых к рельсам пружиной с возможностью изменения усилия прижатия в зависимости от наличия на поверхности рельсовых путей льда, при этом звездочки установлены внутри короба на пластине при помощи кронштейнов на оси.
Недостатками прототипа являются сложность конструкции, выражающаяся в необходимости снятия и постановки на место крышки короба (в условиях воздействия на оператора отрицательных температур и снегопада) для каждого осуществления регулирования гайкой усилия прижатия звездочек к очищаемой поверхности с потерей рабочего времени на указанное снятие / постановку, затрудненность выполнения точной настройки требуемого усилия в зависимости от прочностных характеристик счищаемых снежно-ледовых масс.
Техническим результатом данного изобретения является повышение надежности конструкции устройства и сокращение трудоемкости его регулировки при одновременном увеличении производительности снегоуборочной машины с установленным на ней устройством.
Это достигается тем, что в устройстве для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда, включающем в себя плуг с отвалом и элементы для очистки ото льда, выполненные в виде звездочек, разделенных антифрикционными шайбами, постоянно прижимаемых пружиной с возможностью изменения усилия прижатия в зависимости от наличия на поверхности льда, согласно изобретению, устройство содержит в себе корпус, внутри которого размещена червячная передача с червячным колесом, установленным в корпусе на подшипниках, причем червячное колесо сопряжено шлицевым соединением со штоком, на котором зафиксирована опорная пластина с закрепленными в ней направляющими штоками, сопряженными с корпусом, к опорной пластине присоединен кронштейн с закрепленными на его оси свободно вращающимися звездочками, при этом выходной конец червячного вала выведен наружу из корпуса и снабжен конструктивным элементом, позволяющим сообщать данному валу вращающий момент.
На фиг. 1 изображено устройство для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда.
Устройство для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда состоит из корпуса 1 (фиг. 1), внутри которого размещена червячная передача, состоящая из червячного вала 2 и червячного колеса 3, установленного в корпусе на подшипниках 4, фиксируемых от смещения крышкой 5, а также манжета 6, предотвращающая вытекание смазки. Выходной конец червячного вала выведен наружу из корпуса 1 и снабжен конструктивным элементом (например, шлицами), позволяющим передавать к данному валу вращающий момент. Червячное колесо 3 сопрягается шлицевым соединением со штоком 7, который удерживается от осевого смещения относительно червячного колеса 3 гайкой 8 и шайбой 9. На штоке 7 посредством стопорного разрезного кольца 10 зафиксирована опорная пластина 11 с закрепленными в ней (посредством резьбовых соединений) направляющими штоками 12, сопрягаемыми с корпусом 1 по гарантированной посадке с зазором, и кронштейн 13, присоединенный к пластине 11 при помощи электрической или газовой сварки, на оси 14 которого закреплены свободно вращающиеся элементы для очистки ото льда в виде звездочек 15, разделенных антифрикционными шайбами 16 и постоянно прижатыми к очищаемой поверхности пружиной 17. Зубья звездочек, выполненные из высоколегированной стали с поверхностной твердостью HRC>55 и подвергнуты термической обработке. К корпусу 1 посредством штанг 18 (фиг. 2) присоединен плуг с отвалом 19.
Устройство для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда работает следующим образом.
При работе снегоуборочной машины, которая предварительно освободит от снега плугом с отвалом 19 участок поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП), звездочки 15, поджимаемые пружиной 17 к поверхности полосы аэродрома, взаимодействуют с ледяной коркой и крошат ее. Удаление разрушенной ледяной корки происходит с помощью; щеток той же машины. При необходимости изменения усилия прижатия звездочек к поверхности аэродрома, определяемое недостаточным качеством очистки ВПП от снега и льда, водитель снегоуборочной машины, выполнив ее остановку, осуществляет вращение червячного вала 2, передавая вращающий момент червячному колесу 3 и штоку 7, в результате чего выполнится перемещение пластины 11 с закрепленными на ней кронштейном 13 и звездочками 15, осуществив, таким образом, более сильное прижатие последних к поверхности взлетно-посадочной полосы. В силу кинематических особенностей червячной передачи требуемое усилие прижатия будет настраиваться более точно. В случае: контакта непреодолимого препятствия (например, камни) со звездочками 15, последние повернутся вокруг оси 14, при этом пластина 11, преодолевая сопротивление пружины 17, сместится со штоком 7 по шлицевому соединению внутри червячного колеса 3. После преодоления препятствия пластина 11 со звездочками 15 под действием пружины 17 вернется в исходное положение.
Повышение надежности конструкции устройства и сокращение трудоемкости его регулировки происходит вследствие отсутствия необходимости неоднократной частичной разборки и последующей сборки данного устройства в силу выведенного наружу из корпуса регулировочного выходного конца червячного вала. Увеличение производительности снегоуборочной машины с установленным на ней устройством происходит вследствие сокращения времени простоя, затрачиваемого на регулирование усилия прижатия звездочек к очищаемой поверхности, и более точной настройки требуемого усилия воздействия на снежно-ледовые массы, что обеспечивает уменьшение (вплоть до полного исключения) необходимости повторного прохода машины по ранее очищенным территориям взлетно-посадочных полос аэродрома.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ | 2014 |
|
RU2556898C1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА С ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ | 2009 |
|
RU2396389C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТ СНЕГА ИСКУССТВЕННОЙ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ | 2021 |
|
RU2774198C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ОТО ЛЬДА И УПЛОТНЕННОГО СНЕГА | 2014 |
|
RU2556141C1 |
Снегоуборочная машина | 1987 |
|
SU1553604A1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И НАЛЕДИ С РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2408760C2 |
ОТВАЛ ДЛЯ УБОРКИ СНЕГА | 2011 |
|
RU2465393C1 |
СПОСОБ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДОМ НА АВТОДОРОГАХ | 2016 |
|
RU2626729C1 |
АГРЕГАТ ОЧИСТКИ ОТ НАЛЕДИ И СПРЕССОВАННОГО СНЕГА | 2006 |
|
RU2320806C2 |
МАШИНА ДЛЯ ОЧИСТКИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ОТ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ | 2001 |
|
RU2190721C1 |
Изобретение относится к машинам для уборки уплотненного снега, снежно-ледяных образований и гололеда с поверхности взлетно-посадочных полос аэродромов и автомобильных дорог, и может быть использовано для уборки снежно-ледяных масс с улиц, тротуаров и придомовых территорий. Устройство для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда включает в себя плуг с отвалом и элементы для очистки ото льда. Элементы выполнены в виде звездочек, разделенных антифрикционными шайбами, постоянно прижимаемых пружиной с возможностью изменения усилия прижатия в зависимости от наличия на поверхности льда. Устройство содержит в себе корпус, внутри которого размещена червячная передача с червячным колесом, установленным в корпусе на подшипниках. Червячное колесо сопряжено шлицевым соединением со штоком, на котором зафиксирована опорная пластина с закрепленными в ней направляющими штоками, сопряженными с корпусом. К опорной пластине присоединен кронштейн с закрепленными на его оси свободно вращающимися звездочками. Выходной конец червячного вала выведен наружу из корпуса и снабжен конструктивным элементом, позволяющим сообщать данному валу вращающий момент. Повышение надежности конструкции устройства и сокращение трудоемкости его регулировки происходит вследствие отсутствия необходимости неоднократной частичной разборки и последующей сборки данного устройства в силу выведенного наружу из корпуса регулировочного выходного конца червячного вала. Увеличение производительности снегоуборочной машины с установленным на ней устройством происходит вследствие сокращения времени простоя, затрачиваемого на регулирование усилия прижатия звездочек к очищаемой поверхности, и более точной настройки требуемого усилия воздействия на снежно-ледовые массы, что обеспечивает уменьшение (вплоть до полного исключения) необходимости повторного прохода машины по ранее очищенным территориям взлетно-посадочных полос аэродрома. 2 ил.
Устройство для очистки поверхности взлетно-посадочных полос аэродрома от снега и льда, включающее в себя плуг с отвалом и элементы для очистки ото льда, выполненные в виде звездочек, разделенных антифрикционными шайбами, постоянно прижимаемых пружиной с возможностью изменения усилия прижатия в зависимости от наличия на поверхности льда, отличающееся тем, что устройство содержит в себе корпус, внутри которого размещена червячная передача с червячным колесом, установленным в корпусе на подшипниках, причем червячное колесо сопряжено шлицевым соединением со штоком, на котором зафиксирована опорная пластина с закрепленными в ней направляющими штоками, сопряженными с корпусом, к опорной пластине присоединен кронштейн с закрепленными на его оси свободно вращающимися звездочками, при этом выходной конец червячного вала выведен наружу из корпуса и снабжен конструктивным элементом, позволяющим сообщать данному валу вращающий момент.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СЦЕПНЫХ КАЧЕСТВ ДОРОГИ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2001 |
|
RU2211277C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ | 2014 |
|
RU2556898C1 |
Способ выплавки чугуна в доменной печи | 1955 |
|
SU106261A1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ДЛЯ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНОГО НАКАТА С ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ | 2009 |
|
RU2396389C1 |
СОСКАБЛИВАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2176699C2 |
Авторы
Даты
2024-12-27—Публикация
2024-03-05—Подача