УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЗРЫВО-ПОЖАРООПАСНОСТЬЮ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2025 года по МПК B64D37/32 

Описание патента на изобретение RU2833030C1

Техническое решение относится к авиационной и ракетно-космической технике и может быть применено для изменения взрыво-пожароопасности углеводородного топлива и его паров, находящихся в топливном баке летательного аппарата (ЛА).

Существуют ситуации, когда характеристиками способности топлива к взрыву и возгоранию необходимо дополнительно управлять. Например, при использовании летательного аппарата гражданского назначения, в случае аварийной ситуации, они должны быть максимально уменьшены. Наоборот, при применении боевого беспилотного летательного аппарата на углеводородном топливе целесообразно добиться увеличения данных характеристик для повышения боевого могущества за счет подрыва топливовоздушной смеси.

Известно, что процесс воспламенения и взрыва топлива при разрушении или пробитии топливного бака вероятностный, зависит от ряда факторов: свойства и состояния горючего в баках, конструктивных особенностей баков, скорости, массы, температуры поражающего и разрушающего бак элемента. При пробитии бака выше уровня топлива вероятен взрыв паров топливовоздушной смеси (углеводородного топлива и кислорода). При поражении бака ниже уровня топлива возгорания, как правило, не получается, топливо вытекает наружу.

Из уровня техники известны различные способы и конструкции управления пожаро-взрывоопасностью топлива. Ближайшим аналогом является конструкция системы уменьшения пожаро-взрывоопасности ЛА, описанная в патенте «Система обеспечения безопасности при хранении опасных веществ, например топлива, в баках», см. патент RU 2394640 от 2004.05.10, и в статье «Системы защиты ЛА от взрыва» (https://poznayka.org/s78804t1.html, доступно на 21.09.2023). Представлена соединенная с топливным баком трубопроводом внешняя система с баллоном, содержащим вещество, например, инертный газ - азот, связывающее опасное вещество (топливо и его пары). Давление азота в баллоне превышает давление топливовоздушной смеси в баке (15…20 МПа). Азот через сопла поступает в надтопливное пространство бака для создания в нем инертной атмосферы, излишки азота сбрасываются в атмосферу через предохранительный клапан. Недостатками системы являются сложность конструкции, требующей дополнительного места размещения под фюзеляжем (что критично для беспилотных летательных аппаратов малой размерности, особенно ранее разработанных), необходимость модернизации управляющих систем таких летательных аппаратов.

Техническим результатом изобретения является разработка устройства управления взрыво-пожароопасностью углеводородного топлива летательного аппарата, не требующего доработки системы управления летательным аппаратом, с минимальной доработкой конструкции топливной системы.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве управления взрыво-пожароопасностью углеводородного топлива летательного аппарата, включающем топливный бак, емкость с веществом для связывания топлива и топливовоздушной смеси, систему подачи вещества, емкость выполнена герметичной, из химически стойкого к воздействию топлива и топливовоздушной смеси материала, помещена внутрь топливного бака, заполнена селитрой в веществе основного углеводородного топлива или огнетушащим порошком, инертным газом под давлением, превышающим давление топлива и паров топливовоздушной смеси в топливном баке, оснащена кронштейнами крепления к ребрам жесткости внутренней стенки топливного бака и мембраной или предохранительным клапаном разгерметизации от заданной перегрузки.

Схема устройства приведена на фиг. 1.

Приняты обозначения: 1 - топливный бак; 2 - емкость; 3 - система подачи топлива; 4 - лонжероны (ребра жесткости топливного бака); 5 - мембрана емкости; 6 - предохранительный клапан емкости; 7 - кронштейн крепления емкости к топливному баку.

Рассмотрим использование технического решения на примере процесса уменьшения взрыво-пожароопасности топливовоздушной смеси углеводородного топлива, что важно для летательного аппарата гражданского применения.

Согласно практике, процесс уменьшения способности окисления топлива (горения или взрыва) достигается введением в его состав гомогенных (парообразных) или гетерогенных ингибиторов, таких как хладоны, огнетушащие порошки, или инертного газа (азот, углекислый газ). Необходимо, чтобы в случае аварии и разрушения бака они очень быстро распределялись в топливе. Это достигается введением в топливный бак, фиг. 1, поз. 1, герметичной емкости, поз. 2, содержащей инертный газ под избыточным давлением, а также соответствующие ингибиторы. При аварии вместе с баком разрушается емкость, ингибиторы попадают в топливовоздушную смесь. Емкость снабжена кронштейнами крепления, поз.7, к внутренним стенкам бака, например, к ребрам жесткости, поз. 4. Также на корпусе емкости установлено устройство программируемой под заданное давление или перегрузку разгерметизации. Например, мембрана, поз. 5, или предохранительный клапан, поз. 6. В случае падения летательного аппарата и его торможения (разрушения) при взаимодействии с Землей без разрушения емкости возникающая перегрузка обеспечивает избыточное внешнее или внутреннее давление на корпус емкости, разгерметизацию, сначала, в месте расположения мембраны/предохранительного клапана, поступление содержимого емкости в топливный бак.

В боевой технике (бомбах, ракетах, беспилотных летательных аппаратах-камикадзе) в герметичную емкость с инертным газом под давлением целесообразно поместить взрывоопасную смесь, например, взвесь мелкодисперсной селитры в веществе основного углеводородного топлива. В этом случае при механическом разрушении топливного бака и разгерметизации емкости происходит смешивание ее содержимого с остатками топлива. При этом избыточное давление в емкости обеспечивает распространение селитры в топливе и перемешивание, распространение топлива в области падения летательного аппарата, предупреждение «комкования» селитры при хранении в емкости. Последующий (с задержкой) подрыв боевой части летательного аппарата обеспечивает подрыв образовавшейся газовоздушной смеси и тем самым дополнительный эффект боевого применения ЛА.

В обоих примерах использования технического решения основу устройства составляет герметичная емкость, наполненная инертным газом под давлением, превышающим давление основного топлива. Емкость оснащена кронштейнами крепления к внутренней стенке бака и мембраной или предохранительным клапаном разгерметизации от заданной перегрузки. Корпус емкости выполнен из химически стойкого к воздействию топлива и топливовоздушной смеси материала (например, углеродистой стали, пластмассы и др.) - что позволяет увеличить срок службы емкости без ее извлечения из топливной системы. Заполнение емкости газом и взаимодействующей с топливом смесью может проводиться до установки емкости в бак или после, через герметизируемый трубопровод, соединяющий емкость с корпусом бака (на рисунке не показан).

Использование изобретения позволяет повысить эффективность применения летательных аппаратов гражданского и двойного назначения.

Похожие патенты RU2833030C1

название год авторы номер документа
Устройство для предотвращения или ограничения разлива жидкости из повреждённой ёмкости (варианты) 2016
  • Бармин Константин Евгеньевич
  • Деребенко Егор Васильевич
  • Зудов Сергей Павлович
  • Копытов Алексей Борисович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2632244C1
Способ пожаротушения (в том числе превентивного) и защиты от поражающих факторов обычных боеприпасов подвижных и неподвижных объектов посредством подавления условий для распространения и воспламенения с последующим взрывом топливно-воздушной смеси с помощью применения наполняемых огнетушащим агентом противопожарно-противоосколочных подушек, изготовленных с применением стойких к баллистическим воздействиям огнестойких материалов 2021
  • Булатов Вячеслав Олегович
  • Глоба-Булатова Виолетта Вячеславовна
RU2783896C2
Способ превентивного пожаротушения с последующим подавлением условий для воспламенения топливно-воздушной смеси и имеющейся пожарной нагрузки от вторичных источников зажигания 2021
  • Булатов Вячеслав Олегович
  • Захматов Владимир Дмитриевич
  • Чернышов Михаил Викторович
  • Глоба-Булатова Виолетта Вячеславовна
RU2783960C2
ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1998
  • Блюмкин Л.Б.
RU2133696C1
Способ дистанционного автоматизированного тушения пожаров и огнетушащий элемент для его осуществления 2020
  • Гайворонский Борис Юрьевич
RU2749587C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1999
  • Блюмкин Л.Б.
RU2160213C2
СИСТЕМА УПРЕЖДАЮЩЕГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТАНКОВ, БОЕВЫХ МАШИН ПЕХОТЫ 1997
  • Бурдаков Юрий Семенович
  • Морозов Виктор Григорьевич
RU2119807C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
RU2741666C1
СИСТЕМА И СПОСОБ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Хофьянн Клаус
  • Шульдциг Хансгеорг
  • Пфафферот Торге
  • Фрам Ларс
  • Никель Ларс
RU2405720C2
СОСУД ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ И ГАЗООБРАЗНЫХ ГОРЮЧИХ ВЕЩЕСТВ 2013
  • Рылов Валентин Павлович
RU2526110C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 833 030 C1

Реферат патента 2025 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЗРЫВО-ПОЖАРООПАСНОСТЬЮ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к авиационной и ракетно-космической технике и может быть применено для изменения взрыво-пожароопасности углеводородного топлива и его паров, находящихся в топливном баке летательного аппарата (ЛА). Устройство включает топливный бак, емкость с веществом для связывания топлива и топливовоздушной смеси, систему подачи вещества. Емкость выполнена герметичной, из химически стойкого к воздействию топлива и топливовоздушной смеси материала, помещена внутрь топливного бака, заполнена селитрой или огнетушащим порошком, инертным газом под давлением, превышающим давление топлива и паров топливовоздушной смеси в топливном баке, оснащена кронштейнами крепления к внутренней стенке топливного бака и мембраной или предохранительным клапаном разгерметизации от заданной перегрузки. Достигается повышение эффективности применения летательных аппаратов гражданского и двойного назначения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 833 030 C1

Устройство управления взрыво-пожароопасностью углеводородного топлива летательного аппарата, включающее топливный бак, емкость с веществом для связывания топлива и топливовоздушной смеси, систему подачи вещества, отличающееся тем, что емкость выполнена герметичной, из химически стойкого к воздействию топлива и топливовоздушной смеси материала, помещена внутрь топливного бака, заполнена селитрой в веществе основного углеводородного топлива или огнетушащим порошком, инертным газом под давлением, превышающим давление топлива и паров топливовоздушной смеси в топливном баке, оснащена кронштейнами крепления к ребрам жесткости внутренней стенки топливного бака и мембраной или предохранительным клапаном разгерметизации от заданной перегрузки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2833030C1

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1997
  • Кириллов Л.И.
RU2135805C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНОГО БАКА 2004
  • Ефремов Анатолий Михайлович
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Мальков Анатолий Федорович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Обрезчиков Владимир Васильевич
  • Полонский Зиновий Александрович
RU2311318C2
СБОРНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ МОСТОВОЙ УСТОЙ 1946
  • Померанцев А.М.
SU69490A1
СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ИНЕРТНОГО ГАЗА И СИСТЕМА ИНЕРТИРОВАНИЯ ДЛЯ ТОПЛИВНОГО БАКА ВОЗДУШНОГО СУДНА, В КОТОРОЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ УКАЗАННАЯ СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ИНЕРТНОГО ГАЗА 2017
  • Клари Кристоф
RU2733075C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНАБЖЕНИЯ ИНЕРТНЫМ ГАЗОМ ТОПЛИВНОГО БАКА 2014
  • Арто, Бенуа
  • Клари, Кристоф
  • Вандру, Оливье
  • Вози, Тибо
RU2673123C2

RU 2 833 030 C1

Авторы

Жуков Александр Олегович

Палкин Максим Вячеславович

Ярмола Антон Петрович

Матвеев Станислав Алексеевич

Кобозев Дмитрий Сергеевич

Даты

2025-01-14Публикация

2024-03-25Подача