Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований для различных плоскостных и линейных объектов: верхние и нижние слои оснований дорожных одежд (ДО) капитального типа, покрытия и основания облегченного и переходного типа, морозозащитные слои дорожных одежд, верхние части рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог, железные и грунтовые дороги, в т.ч. дороги переходного типа, в которых заявленное основание выполняет функцию дорожного покрытия, а также используется при строительстве парковок, зон отдыха, промышленных полов и в других объектах строительства.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Известно КМВ, раскрытое в RU 2647010 С1, опубл. 13.03.2018 (прототип для КМВ). Быстротвердеющая строительная смесь (КМВ) содержит следующие компоненты, мас. %: портландцемент - 55-65; сталеплавильный шлак - 25-30; гипс - 10-15.
Недостатком раскрытого выше технического решения является применение в составе КМВ дополнительного связующего компонента «гипс», что приводит к удорожанию конечного продукта и увеличению трудоемкости процесса подготовки. Физико-механические свойства не позволяют применять шлаковый вторичный продукт в составе КМВ до 50%. Марочная прочность конечного продукта - укрепленного слоя ДО - ниже при одинаковом количестве ввода.
Из уровня техники известно стабилизированное дорожное основание и способ получения стабилизированного дорожного основания, которые известны из RU 2703034 С1, опубл. 24.03.2020 (прототип для способа и дорожного основания). Способ включает следующие этапы: снятие растительного грунта; нанесение слоя отсева щебня фракции 0-5 мм сталеплавильного шлака конвертерного производства на уплотненное грунтовое основание толщиной 40-60% от толщины стабилизируемого дорожного основания, с последующим профилированием и уплотнением нанесенного слоя указанного отсева щебня; получение слоя шлакогрунта путем перемешивания отсева щебня фракции 0-5 мм сталеплавильного шлака конвертерного производства и грунта на глубину 20-50 см при одновременном или последующем увлажнении слоя шлакогрунта до влажности 15-30%; последовательное распределение модификатора АКРОПОЛ ГСМ и портландцемента на слое шлакогрунта, при расходах модификатора 1,5-2,5 кг/м3, портландцемента 40-120 кг/м3; получение слоя стабилизированного дорожного основания путем перемешивания распределенных компонентов со шлакогрунтом с последующим получением уплотненного дорожного основания путем уплотнения указанного перемешанного слоя и последующим проливом уплотненного дорожного основания в течение 3 суток. Стабилизированное дорожное основание включает следующие компоненты: грунт - 40-60; отсев щебня фракции 0-5 мм сталеплавильного шлака конвертерного производства - 40-60; портландцемент, сверх 100% - 2-7; указанный модификатор, сверх 100% - 0,1-0,3.
Недостатком известного технического решения является невысокие физико-механические показатели, а также невозможность получения дорожного основания без смешивания шлака с грунтом.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Задачей заявленного изобретения является разработка стабилизированного дорожного основания, обладающего высокими физико-механическим свойствами.
Техническим результатом изобретения является повышение предела прочности на сжатие и предела прочности на изгиб.
Указанный технический результат достигается за счет того, что комплексное минеральное вяжущее (КМВ) содержит портландцемент и полиминеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %:
портландцемент - 50-70;
полиминеральный порошок - 30-50;
при этом полиминеральный порошок представляет собой молотый щебень деметаллизированного сталеплавильного шлака конвертерного производства, причем указанный молотый щебень содержит смесь минеральных соединений: портландит СаО⋅Н2О, магнетит Fe3O4, брусит Mg(ОН)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅СаСО3, алюминат кальция 5СаО3⋅Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4. В качестве шлака используют сталеплавильный шлак конвертерного производства Новолипецкого металлургического комбината.
Способ получения стабилизированного и укрепленного дорожного основания, включающий следующие этапы:
- подготовка в проектных отметках конструктивных слоев ДО, выбранных из группы: грунт земляного полотна, основание, включая распределение вышеуказанного КМВ на по крайней мере одном из указанных конструктивных слоев;
- перемешивание указанных слоев дорожной одежды с распределенным КМВ при добавлении воды до оптимальной влажности 3-25% с последующим профилированием и уплотнением до проектных отметок.
После профилирования и уплотнения осуществляют поливку битумной эмульсией или битумом.
Стабилизированное и укрепленное дорожное основание, полученное выше раскрытым способом, и содержащее смесь компонентов, содержащих вышеуказанный КМВ и вышеуказанный конструктивный слой, содержащий по крайней мере один компонент, выбранный из группы: песок, супесь, суглинок, щебень, песчано-гравийная смесь, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
комплексное минеральное вяжущее - 3-10;
указанный конструктивный слой - 90-97.
Указанный конструктивный слой дополнительно содержит отходы промышленного производства.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Для получения заявленного КМВ осуществляют загрузку портландцемента и молотого щебня сталеплавильного шлака конвертерного производства в необходимом количестве в смеситель, в котором осуществляется сухое смешивание и гомогенизация введенных компонентов в течение 3-3,5 мин. В результате сухого смешивания получают заявленный модификатор, содержащий следующие компоненты, мас. %: портландцемент - 50-70; полиминеральный порошок - 30-50. Загрузку исходных компонентов осуществляют при помощи весового тензометрического дозатора ДГВТ или при помощи любого аналогичного дозатора. Смешивание и гомогенизацию компонентов осуществляют в смесителе СБ-97МК или в или любом аналогичном смесителе.
Сортированный деметаллизированный сталеплавильный шлак конвертерного производства фракционного состава до 120 мм, который содержит смесь минеральных соединений: портландит - СаО⋅Н2О, магнетит Fe3O4, брусит Mg(OH)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅CaCO3, алюминат кальция 5СаО⋅3Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4. Перед добавлением молотого щебня сталеплавильного шлака конвертерного производства осуществляют извлечение железа шлака с помощью подвесных магнитов до содержания свободного железа менее 5%. Далее шлак попадает в сушильный барабан, где доля влаги на выходе менее 0,5%. Из смесителя шлак имеет следующие критерии крупности - проход через сито 0,125-100%, проход через сито 0,063-80%.
Способ получения стабилизированного и укрепленного ДО осуществляют следующим образом.
На первом этапе осуществляют снятие растительного грунта в месте расположения будущего стабилизированного дорожного основания, при необходимости уплотняют катками.
Далее осуществляют подготовку в проектных отметках конструктивных слоев дорожной одежды, для этого последовательно наносят слои необходимой толщины: грунта земляного полотна и основания. При этом осуществляют распределение вышеуказанного КМВ по крайней мере на одном из указанных конструктивных слоев.
Затем осуществляют перемешивание при помощи машин холодного ресайклинга (грунтосмесители-ресайклеры) указанных слоев дорожной одежды с распределенным КМВ при добавлении воды до оптимальной влажности 3-25% с последующим профилированием при помощи грейдера, уплотнением до проектных отметок при помощи катка.
В результате вышеописанных операций образуется слой стабилизированного и укрепленного спрофилированного дорожного основания.
Конструктивный слой содержит по крайней мере один компонент, выбранный из группы: песок, супесь, суглинок, щебень, песчано-гравийная смесь, дополнительно содержит отходы промышленного производства в виде щебня крупностью не более 120 мм.
Стабилизированное или укрепленное ДО можно получать с применением грунтосмесительных установок стационарных и мобильных, в которых получают необходимый готовый конструктивный слой с внесенным КМВ и оптимальной влажностью, который после его приготовления наносят на снятый грунт или конструктивный слой без КМВ.
При необходимости после профилирования и уплотнения осуществляют поливку битумной эмульсией или битумом.
В таблицах 2 и 3 представлены состав исходных компонентов для получения заявленного стабилизированного основания и результаты экспериментов по физико-механическим характеристикам полученного стабилизированного дорожного основания. В таблице 2 состав 1 относится к заявленному стабилизированному основанию, полученному из конструктивного слоя, содержащего грунт земляного полотна в виде суглинка и основание, состоящее из песка и щебня при добавлении КМВ 2 в песок и влажности слоев ДО 25%; состав 2 относится к заявленному стабилизированному основанию, полученному из конструктивного слоя, содержащего грунт земляного полотна в виде суглинка и основания, состоящего из песка и щебня при добавлении КМВ 3 в песок и влажности слоев ДО 10%; состав 3 относится к заявленному стабилизированному основанию, полученному из конструктивного слоя, содержащего грунт земляного полотна в виде суглинка и основание, состоящее из песка и щебня при добавлении КМВ 1 в песок и влажности слоев ДО 3%; состав 4 отличается от состава 2 тем, что КМВ 2 добавляют в грунт земляного полотна в виде суглинка; состав 5 отличается от состава 2 тем, что КМВ 2 добавляют в щебень. Аналогичные физико-механические показатели, раскрытые в таблице 3, были достигнуты при применении других материалов в качестве конструктивного слоя, раскрытых в формуле.
Изобретение было раскрыто выше со ссылкой на конкретный вариант его осуществления. Для специалистов могут быть очевидны и иные варианты осуществления изобретения, не меняющие его сущности, как оно раскрыто в настоящем описании. Соответственно, изобретение следует считать ограниченным по объему только нижеследующей формулой изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реагент для очистки сточных вод промышленных предприятий | 2021 |
|
RU2770362C1 |
АБРАЗИВНЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ | 2016 |
|
RU2627413C1 |
МОДИФИКАТОР "ГРАУНДСЛАГ" ДЛЯ ШЛАКО-ГРУНТОВЫХ СМЕСЕЙ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЕ И УКРЕПЛЕННОЕ ДОРОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756751C1 |
Стабилизированное дорожное основание и способ получения стабилизированного дорожного основания | 2018 |
|
RU2703034C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ | 2022 |
|
RU2800500C1 |
МНОГОСЛОЙНОЕ КОМБИНИРОВАННОЕ ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО КОМБИНИРОВАННОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2016 |
|
RU2627412C1 |
МНОГОСЛОЙНОЕ КОМБИНИРОВАННОЕ ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МНОГОСЛОЙНОГО КОМБИНИРОВАННОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2016 |
|
RU2627417C1 |
ЭКРАН ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ХРАНИЛИЩА НЕРАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ | 2017 |
|
RU2654866C1 |
СРЕДСТВО МОМЕНТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ ГОЛОЛЕДА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ | 2017 |
|
RU2663428C1 |
Укрепленный глинистый грунт | 2017 |
|
RU2645316C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов при создании оснований для различных плоскостных и линейных объектов. Изобретение включает комплексное минеральное вяжущее, содержащее портландцемент и полиминеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %: портландцемент 50-70, полиминеральный порошок 30-50, при этом полиминеральный порошок представляет собой молотый щебень деметаллизированного сталеплавильного шлака конвертерного производства, причем указанный молотый щебень содержит смесь минеральных соединений: портландит CaO⋅H2O, магнетит Fe3O4, брусит Mg(ОН)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅CaCO3, алюминат кальция 5CaO⋅3Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4; стабилизированное и укрепленное дорожное основание и способ его получения. Технический результат – повышение предела прочности на сжатие и предела прочности на изгиб. 3 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 табл., 5 пр.
1. Комплексное минеральное вяжущее, содержащее портландцемент и полиминеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %:
портландцемент - 50-70,
полиминеральный порошок - 30-50,
при этом полиминеральный порошок представляет собой молотый щебень деметаллизированного сталеплавильного шлака конвертерного производства, причем указанный молотый щебень содержит смесь минеральных соединений: портландит СаО⋅H2O, магнетит Fe3O4, брусит Mg(ОН)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅CaCO3, алюминат кальция 5СаО⋅3Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4.
2. Способ получения стабилизированного и укрепленного дорожного основания, включающий следующие этапы: подготовка в проектных отметках конструктивных слоев дорожной одежды, выбранных из группы: грунт земляного полотна, основание, включая распределение комплексного минерального вяжущего по крайней мере на одном из указанных конструктивных слоев; при этом комплексное минеральное вяжущее содержит портландцемент и полиминеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %: портландцемент 50-70, полиминеральный порошок 30-50, при этом полиминеральный порошок представляет собой молотый щебень деметаллизированного сталеплавильного шлака конвертерного производства, причем указанный молотый щебень содержит смесь минеральных соединений: портландит СаО H2O, магнетит Fe3O4, брусит Mg(ОН)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅CaCO3, алюминат кальция 5CaO⋅3Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4, перемешивание указанных слоев дорожной одежды с распределенным комплексным минеральным вяжущим при добавлении воды до оптимальной влажности 3-25% с последующим профилированием и уплотнением до проектных отметок.
3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что после профилирования и уплотнения осуществляют поливку битумной эмульсией или битумом.
4. Стабилизированное и укрепленное дорожное основание, полученное способом по п. 2 и содержащее смесь компонентов, содержащих комплексное минеральное вяжущее и конструктивный слой по п. 2, содержащий компонент, выбранный из группы: песок, супесь, суглинок, щебень, песчано-гравийная смесь, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
комплексное минеральное вяжущее - 3-10,
указанный конструктивный слой - 90-97,
при этом комплексное минеральное вяжущее содержит портландцемент и полиминеральный порошок при следующем соотношении компонентов, мас. %:
портландцемент - 50-70,
полиминеральный порошок - 30-50,
при этом полиминеральный порошок представляет собой молотый щебень деметаллизированного сталеплавильного шлака конвертерного производства, причем указанный молотый щебень содержит смесь минеральных соединений: портландит СаО⋅H2O, магнетит Fe3O4, брусит Mg(ОН)2, кальцит СаСО3, сперрит 2Ca2SiO4⋅CaCO3, алюминат кальция 5СаО⋅3Al2O3, шпинель MgAl2O4, периклаз MgO, силикат кальция Ca2SiO4.
5. Дорожное основание по п. 4, отличающееся тем, что указанный конструктивный слой дополнительно содержит отходы промышленного производства.
Быстротвердеющая строительная смесь на основе сталеплавильного шлака | 2017 |
|
RU2647010C1 |
Стабилизированное дорожное основание и способ получения стабилизированного дорожного основания | 2018 |
|
RU2703034C1 |
Укрепленный глинистый грунт | 2017 |
|
RU2645316C1 |
ВСГСОЮЗНАЯ I|-;АТ&Я;,л'-ТЦ;;^г^:г?:д?| | 0 |
|
SU342995A1 |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ, СВЯЗАННОГО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КАРБОНАТОМ, ПУТЕМ КАРБОНИЗАЦИИ ЩЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2009 |
|
RU2495004C2 |
JP 2000044320 A, 15.02.2000. |
Авторы
Даты
2025-01-30—Публикация
2024-06-19—Подача