СПОСОБ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПАЦИЕНТОВ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Российский патент 2025 года по МПК A61B5/16 A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2836780C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, нейрохирургии, интенсивной терапии и реанимации, медицинской реабилитации, может быть использовано для оценки когнитивных функций при реабилитации пациентов с тяжелым повреждением головного мозга и, как следствие, наличием афазии и/или механических препятствий для вербального контакта.

Сведения о предшествующем уровне техники

Когнитивные функции самый мощный эволюционно приобретенный инструмент выживания как популяции, так и индивидуума в агрессивной среде. Нарушение когнитивных функций может привести к жизнеугрожающим последствиям для человека и к трудностям социальной адаптации.

Существуют различные классификации нарушений когнитивных функций, например, классификация, включающая выделение трех степеней нарушений (легкой, умеренной и тяжелой – Захаров В.В., Вознесенская Т.Г. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты. М.: МЕДпресс-информ, 2013. С. 23-29). В большей степени отражает реальное положение вещей классификация, включая следующие степени снижения когнитивных функций, следующих последовательно друг за другом: легкое снижение когнитивных способностей, умеренное снижение когнитивных способностей, умеренно выраженное снижение когнитивных способностей, тяжелое снижение когнитивных способностей, очень сильное снижение когнитивных способностей, по существу характеризующееся их отсутствием (https://www.aplaceformom.com/caregiver-resources/articles/dementia-stages). Выявление степени когнитивной дисфункции имеет важное значение как при назначении терапии, так и для оценки ее эффективности, а также для оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий и прогнозирования возможности восстановления.

Некоторые аспекты когнитивной дисфункции невозможно выявить без применения соответствующих тестов. Врачи-специалисты недооценивают важность когнитивной дисфункции (КД) у пациентов, поскольку нет инструментов для ее количественной надежной и быстрой оценки. Даже в тех случаях, когда может быть доказано наличие КД, ее клиническая значимость часто ставится под сомнение. Объективная оценка когнитивных способностей человека, перенесших повреждение головного мозга и находящихся в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), становится задачей труднореализуемой, поскольку большинство клинических рекомендаций основываются на шкалах оценки данных способностей у пациентов, с сохраненным вербальным контактом, а также требует специальной подготовки.

В случаях, когда возможен когнитивный скрининг, краткая шкала оценки психического статуса (Mini-mental State Examination – MMSE) считается “золотым стандартом” среди инструментов скрининга и состоит из 17 пунктов (30 возможных баллов), которые оценивают целый ряд глобальных способностей, включая ориентацию, память и внимание. Оценка в 23 балла или ниже по MMSE указывает на наличие когнитивных нарушений средней или тяжелой степени, но данный тест чувствителен к возрасту пациента и уровню его образования. К недостаткам MMSE относят: отсутствие оценки исполнительных функций, время проведения теста составляет в среднем 8 минут, некоторые задания требуют навыки рисования, что зачастую неприменимо к пациентам, перенесшим какую-либо мозговую катастрофу (нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговую травму, аноксическое поражение головного мозга). Низкая оценка по MMSE, деменция до госпитализации, указывает на развитие острых КД в рамках делирия.

Более чувствительной (87%) шкалой для диагностики КД является Монреальская шкала когнитивной оценки (MoCA) (специфичность – 90%). Несмотря на довольно сложную структуру оценки по отдельным категориям, данная шкала не всегда отражает состояние конкретных когнитивных доменов, поэтому во внимание принимается только общая оценка. Время проведения тестирования по шкале MoCA составляет в среднем 10 минут.

Стоить отметить, что большинство шкал, используемых в отделениях реанимации, реабилитации и неврологии основываются в той или иной мере на оценке сознания, и оценивают, в глобальном смысле, нарушения определенных доменов когнитивных функций. К примеру, при первичном осмотре пациента врач использует либо шкалу ком Глазго (coma Glasgow scale-CGS), которая оценивает 4 из пяти доменов когнитивных функций, при условии, что пациент может говорить, при невозможности наладить вербальный контакт с пациентом, при помощи CGS мы можем оценить всего лишь 2 домена. При использовании шкалы Full Outline of UnResponsiveness (FOUR), мы оцениваем три домена: внимание, двигательные навыки, исполнительные функции. Данные скрининговые шкалы не были созданы для оценки когнитивных функций у пациентов, но поскольку данные шкалы рутинно применяются в практике и осмотр пациентов происходит каждый день, мы можем их также использовать для оценки домена «памяти».

Доступны и другие инструменты скрининга, которые в некоторых случаях требуют еще меньше времени для проведения обследования и не требуют специальной подготовки для применения и оценки (табл. 1). Однако, нижеперечисленные тесты требуют вербального контакта с пациентом и трудно воспроизводимы в условиях ОРИТ или реабилитационных отделений, когда пациент не может адекватно контактировать с врачом как по механическим причинам (наличие эндотрахеальной/трахеотомической трубки), так и из-за поражения головного мозга (афазии, дисфонии, пареза голосовых связок, низкой остроты зрения/амавроза, парезов и параличей центрального генеза).

Таблица 1. Инструменты когнитивного скрининга (<10 мин) на предмет когнитивных нарушений

Тест Время исследования
(минуты)
Описание Интерпретация результата Комментарий к итоговой оценке (за/против)
Тест по рисованию часов 1 Тест, требующий от испытуемых нарисовать циферблат часов, показывающий определенное время, предложенное экзаменатором Варьируется в широких пределах в зависимости от системы подсчета очков За: оценивает широкий спектр когнитивных способностей и может использоваться лицами с небольшим опытом в оценке
Против: трудно подсчитать, а также отрицательное влияние пожилого возраста и низкий уровень образования
Mini-Cog 3 Тест на запоминание трех несвязанных слов и включает в себя тест на рисование часов Нарушение определяется, как неспособность вспомнить 3/3 слов или аномальные часы За: не зависит от знания языка или образования и может выявить умеренные когнитивные нарушения
Против: измеряет только две когнитивные области
Тест на время и сдачу 3 Временной тест, требующий от испытуемых определить время по часам и собрать доллар мелочью (из группы монет, разложенных перед ними) Неправильный ответ на одно/или оба задания указывает на вероятную деменцию За: очень краткий и простой в применении
Против: низкая чувствительность и специфичность
Скрининг нарушений памяти 4 Тест на память, состоящий из четырех пунктов, включая отложенное, свободное и вызванное воспоминание Оценка <5 указывает на вероятные когнитивные нарушения За: различает сосудистую деменцию и деменцию Альцгеймера
Против: тестируется только одна когнитивная область (память)
Оценка когнитивных способностей врачом общей практики 5 Тест с когнитивными вопросами (девять пунктов) и данными информатора (шесть пунктов) для повышения прогностической способности Пациент должен набрать от 5 до 8 баллов по части 1 и менее 3 баллов по части 2, чтобы ему был поставлен диагноз вероятной деменции За: высокая чувствительность в выявлении умеренных когнитивных нарушений
Против: использует сложную систему подсчета очков
Мини-тест на психическое состояние 7-10 Инструмент из 17 пунктов, который оценивает ориентацию, регистрацию, кратковременную память, внимание, вычисление, визуальное конструирование и практику Оценка <24 указывает на вероятную деменцию За: легко оценивается и считается наиболее знакомым инструментом скрининга
Против: баллы зависят от возраста, образования и уровня грамотности (требуются нормы, скорректированные с учетом возраста/образования)
Телефонное интервью для определения когнитивного статуса 7-10 Инструмент телефонного скрининга, который оценивает общую когнитивную функцию 33-41 без нарушений; 26-32 неоднозначно; 21-25 умеренные нарушения; <20 нарушения от умеренной до тяжелой степени За: клиническая полезность (позволяет проводить оценку пациентов удаленно)
Против: непосредственное наблюдение не проводилось, оценивался ограниченный диапазон областей

Анализ уровня техники не позволил установить известность способа оценки когнитивных способностей пациентов в отделение реанимации и интенсивной терапии при невозможности вербальной коммуникации, который можно было бы использовать в качестве ближайшего аналога (прототипа) изобретения.

Сущность изобретения

Предложенное изобретение решает задачу разработки способа оценки когнитивных функций пациентов при невозможности установления с ними вербального контакта в связи с механическими (наличие эндотрахеальной/трахеотомической трубки) или патофизиологическими причинами (поражение головного мозга, афазия, дисфония, парез голосовых связок, низкая острота зрения/амавроза, парез и паралич центрального генеза), лишенного недостатков перечисленных выше аналогов.

Разработанный способ позволяет оценить следующие домены когнитивных функций: внимание, двигательные навыки, память, ориентированность, исполнительные функции вне зависимости от состояния вербальных функций пациента.

Соотношение императивных команд к доменам когнитивных функций приведено в табл. 2.

Примечание: знаком «+» отмечены домены когнитивных функций, оцениваемые при использовании шкалы оценки когнитивных функций у пациентов, находящихся в ОРИТ, при невозможности вербального контакта.

Технический результат предложенного способа заключается в повышении полноты и точности оценки когнитивных функций у пациентов в ОРИТ при невозможности вербальной коммуникации, за счет точной оценки пяти доменов когнитивных функций: исполнительной функции, внимания, двигательных навыков, ориентированности и памяти.

Преимущества предложенного способа заключаются в возможности использования у пациентов:

- с низким уровнем реабилитационного потенциала на самом раннем этапе госпитализации в отделении реанимации и интенсивной терапии;

- с минимальным сознанием;

- в горизонтальном положении, с постельной иммобилизацией;

- у пациентов с афазией и/или механическим препятствием.

Способ не требует дополнительного инструментария, а также умения писать и рисовать.

Указанный технический результат обеспечивает способ оценки когнитивных функций пациентов при невозможности вербальной коммуникации, включающий выдачу пациенту императивных заданий с последующей оценкой качества их выполнения в баллах, суммирование баллов и оценку когнитивных функций пациента в соответствии с полученным значением, в котором задания включают вербальные – отклик на обращение по имени, вербальные команды «открыть и закрыть глаза», «показать или высунуть язык», «улыбнуться», и вербально-невербальные – «сжать руку в кулак», «показать большой палец вверх», «показать знак виктория», «пошевелить пальцами ноги», «потянуть стопу на себя и от себя»; выполнение задания «отклик на обращение по имени» оценивают с двух сторон от пациента, оценке 2 балла соответствует поворот головы или слежение глазами в обе стороны, оценке 1 балл поворот головы или слежение глазами в одну сторону, оценке 0 баллов – отсутствие поворота головы или слежения глазами в ответ на отклик с одной и с другой стороны; задание «открыть и закрыть глаза» выдают трижды и оценивают 3 баллами в случае трехкратного выполнения, в случае выполнения задания менее трех раз – оценивают в 0 баллов; выполнение задания «показать или высунуть язык» оценивают 3 баллами, если пациент выполнил задание с 1-го раза, 2 баллами – выполнил со 2-го раза, 1 баллом – с 3-го раза, 0 баллов – не выполнил; оценку выполнения задания «улыбнуться» 3 баллами осуществляют в том случае, если пациент улыбнулся с 1-го раза , 2 баллами при выполнении императивного задания со второй попытки, 1 баллом – при выполнении задания с третьей попытки, в 0 баллов – при невыполнении; выполнение каждого императивного вербального задания из «сжать руку в кулак», «показать большой палец вверх», «показать знак виктория» оценивают в 3 балла, выполнение каждого из этих заданий при использовании невербальной подсказки – в 2 балла, выполнение со второй попытки – в 1 балл, при невыполнении ставят оценку 0 баллов; выполнение каждого императивного вербального задания из «пошевелить пальцами ноги», «потянуть стопу на себя и от себя» оценивают в 3 балла, выполнение каждого из этих заданий при использовании невербальной подсказки – в 2 балла, выполнение со второй попытки – в 1 балл, при невыполнении ставят оценку 0 баллов; суммируют полученные баллы и оценивают когнитивные функции пациентов, при этом в том случае если сумма набранных баллов составляет 0 баллов – когнитивные функции оценивают как отсутствующие; при сумме набранных баллов от 1 до 7 – когнитивные функции оценивают как крайне низкие, при сумме набранных баллов от 8 до 10 – оценивают когнитивные функции как выраженно сниженные; при сумме набранных баллов от 11 до 18 – оценивают когнитивные функции как умеренно сниженные, при сумме набранных баллов от 19 до 24 – оценивают когнитивные функции как незначительно сниженные, при сумме набранных баллов 25-26 оценивают когнитивные функции как нормальные.

Осуществление изобретения

Способ включает выполнение пациентом императивных команд (или заданий) с наблюдением и оценкой их выполнения, присвоением баллов по результатам выполнения и формированием вывода о когнитивных функциях пациента в зависимости от совокупности набранных баллов, то есть, по существу, в зависимости от качества выполнения заданий.

Императивные команды распределены по трем зонам оценки: лицо, верхняя конечность, нижняя конечность.

Зона I – лицо; включает в себя 4 раздела.

1.1 Отклик на обращение по имени. При оценке отклика пациента на обращение по имени, с целью исключения субъективной оценки, данная процедура проводится с двух сторон. Оценка в 2 балла выставляется, если пациент повернул голову или отмечается слежение глазами, в сторону исследуемого при обращении с обеих сторон. Отклик на обращение по имени оценивается в 1 балл при условии, что пациент повернул голову/следит глазами только в одну сторону. Отклик на обращение по имени оценивается в 0 баллов, если пациент не поворачивается голову или не следит глазами в сторону исследуемого при обращении по имени.

1.2. Выполнение вербальной команды «открытие и закрытие глаз». Засчитывается как 3 балла только после трехкратного повторения, при выполнении инструкции только 1 или 2 раза засчитывается как 0 баллов. Данные ограничения введены, поскольку некоторые пациенты могут непроизвольно моргать, попадая во временной промежуток вербальной инструкции, что некоторыми врачами субъективно воспринимается как выполнение команды.

1.3. Выполнение команды показать/высунуть язык. Позволяет оценить двигательные и исполнительные функции. Оценка в 3 балла ставится, если пациент выполнил команду с 1-го раза, 2 балла – выполнил со 2-го раза, 1 балл – с 3-го раза, 0 – не выполнил.

1.4. Выполнение команды улыбнуться. При выполнении такого движения мимических мышц как улыбка по вербальной инструкции (как и при выполнении инструкции показать/высунуть язык) позволяет оценить синергичность участков немоторной, премоторной и моторной коры головного мозга. При нормальном функционировании 3-х доменов (двигательные навыки, исполнительные функции, память), когда пациент улыбнулся с 1-го раза выставляется 3 балла; при выполнении данной с инструкции со второй попытки – 2 балла. В 1 балл оценивается выполнение инструкции с 3-го императива.

Все инструкции зоны «лица» (NETS) должны быть вербальными, поскольку, при попытке исследователя продемонстрировать команду, будут активированы «зеркальные» нейроны или может быть неправильная трактовка эмоции, к примеру, улыбка может быть распознана как угроза.

Зона II – рука, включает в себя оценку выполнения инструкций либо полностью по императивной команде, либо по подражанию. В данной зоне, допускается выполнение инструкций по подражанию, поскольку в данном случае возможность включения «зеркальных» нейронов мала, и происходит обучение пациента через активацию нейронов отвечающих за несколько доменов.

2.1. Выполнение сжатия руки в кулак. При выполнении данной команды императивно или по подражанию происходит имитация захвата кистью объекта с включением нейронов неокортекса и передачей сигнала к мышцам через спинной мозг. При выполнении данной инструкции по подражанию, кроме того, происходит образование новых нейрональных связей. Таким образом, при выполнении императивной вербальной команды данный сегмент будет оценен в 3 балла; при выполнении по подражанию – в 2 балла, при выполнении со второй попытки – в 1 балл, при невыполнении в 0 баллов.

2.2. Выполнение команды «показать большой палец вверх»

2.3. Выполнение команды «показать знак виктория» (или «показать 2 пальца»).

Пп. 2.2 и 2.3 оценивают более сложные, точные манипуляционные навыки, с включением префронтальной и латеральной коры для обеспечения анализа положения руки и выполнения команды.

Оценка выполнения пп. 2.2 и 2.3 происходит аналогично п. 2.1.

При оценке зоны III, оценивается выполнение команд стопой.

3.1 Выполнение команды пошевелить пальцами ноги. Оценка в 3 балла ставится, если пациент выполнил команду по вербальной инструкции, 2 балла – выполнил по подражанию (в данном случае подражание с указанием тактильно на ногу пациента и перевод внимания на кисть специалиста, который своей рукой демонстрирует требуемое от пациента движение стопой), 1 балл – после двукратного повторения (вербально/по подражанию – с указанием тактильно на ногу пациента и перевод внимания на кисть специалиста), 0 – не выполнил.

3.2. Выполнение команды «потянуть стопу на себя и от себя» (вербально/по подражанию с указанием тактильно на ногу пациента и перевод внимания на кисть исследуемого) оценка в 3 балла – выставляется, если пациент выполнил по вербальной инструкции, 2 балла – выполнил по подражанию, 1 балл – после двукратного повторения (вербально/по подражанию с указанием тактильно на ногу пациента и перевод внимания на кисть специалиста, который своей рукой демонстрирует требуемое от пациента движение стопой), 0 – не выполнил.

Среднее время оценки по данному способу составляет 4 минуты. Рекомендуемая частота оценки 1-е, 5-е, 10-е, 15-е, 20-е сутки, с последующей оценкой каждые 10 дней или по достижению максимального количества баллов и регресса речевых нарушений с дальнейшим использованием шкалы MMSE и далее МоСа.

Суть предложенного способа также приведена в табл. 3

Таблица 3. Шкала оценки когнитивных функций у пациентов при невозможности вербальной коммуникации

Зона Сегмент Оценка Балл Лицо Обращение по имени (проводится с обеих сторон) Пациент повернул голову/слежение глазами на исследуемого при обращении с обеих сторон 2 Пациент повернул голову/слежение глазами в сторону исследуемого при обращении с одной стороны 1 НЕ выполнил 0 Открыть и закрыть глаза по вербальной инструкции Пациент выполнил три раза 3 НЕ выполнил или выполнил 1 или 2 раза 0 Показать или высунуть язык по вербальной инструкции Пациент выполнил с 1-го раза 3 Пациент выполнил со 2-го раза 2 Пациент выполнил с 3-го раза 1 Пациент НЕ выполнил 0 Улыбнуться по вербальной инструкции Пациент выполнил с 1-го раза 3 Пациент выполнил со 2-го раза 2 Пациент выполнил с 3-го раза 1 Пациент НЕ выполнил 0 Рука Сжать руку в кулак Пациент выполнил по вербальной инструкции 3 Пациент выполнил по подражанию 2 Пациент выполнил после двукратного повторения 1 Пациент НЕ выполнил 0 Показать большой палец вверх Пациент выполнил по вербальной инструкции 3 Пациент выполнил по подражанию 2 Пациент выполнил после двукратного повторения 1 Пациент НЕ выполнил 0 Показать пальцами знак виктория («V»)/показать два пальца Пациент выполнил по вербальной инструкции 3 Пациент выполнил по подражанию 2 Пациент выполнил после двукратного повторения 1 Пациент НЕ выполнил 0 Нога Пошевелить пальцами ноги Пациент выполнил по вербальной инструкции 3 Пациент выполнил по подражанию 2 Пациент выполнил после двукратного повторения 1 Пациент НЕ выполнил 0 Потянуть стопу на себя/от себя Пациент выполнил по вербальной инструкции 3 Пациент выполнил по подражанию 2 Пациент выполнил после двукратного повторения 1 Пациент НЕ выполнил 0

Учитывая, что данный способ максимально прост, допустимо его использование медицинскими специалистами разных профилей и разного уровня подготовки.

Интерпретация полученных результатов осуществляется по принципу присвоения группе баллов определенного словесного описания (табл. 4).

Таблица 4. Интерпретация баллов

25-26 Норма 19-24 легкое снижение когнитивных функций (незначительно сниженные когнитивные функции) 11-18 умеренное снижение когнитивных функций (умеренно сниженные когнитивные функции) 8-10 выраженное снижение когнитивных функций (выраженно сниженные когнитивные функции) 1-7 тяжелое снижение когнитивных функций (крайне низкие когнитивные функции) 0 отсутствие когнитивных функций (отсутствующие когнитивные функции)

Минимальное количество баллов – 0, максимально – 26

На клинической базе Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии» (ФНКЦ РР) 05.2023-07.2023 г. было проведено пилотное исследование с применением заявленной технологии.

В исследуемую группу были отобраны пациенты с ишемическим и геморрагическим инсультом, черепно-мозговой травмой, аноксическим повреждением головного мозга, здоровые добровольцы (n=141), которые были оценены по трем шкалам (предложенной, которую мы назвали шкала «ШОК-ОРИТ», а также шкалам MoCa и MMSE) двумя независимыми исследователями в разные дни. Оценка по трем шкалам проводилась исследователем 1 в день Х1 с записью в сводную таблицу полученных данных. Повторная оценка проводилась на следующий день (Х2) исследователем 2, также по всем трем шкалам с последующей фиксацией в сводную таблицу. Сводные таблицы от исследователей передавались руководителю исследования, с последующим составлением общей сводной таблицы.

Чувствительность и специфичность оценки по шкалам оценивалась при помощи логистической регрессии (табл. 5).

Таблица 5. Оценка чувствительности и специфичности шкал оценки когнитивных функций

Шкала Чувствительность Специфичность Достоверность ШОК-ОРИТ 96,1% 95,3% p <0,001 MMSE 100% 37% p <0,001 MoCa 100% 31,4% p <0,001

Клинический случай: Пациент В., 59 лет, поступил через 14 дней после остановки сердечной деятельности и проведения реабилитационных мероприятий для прохождения реабилитации. Диагноз при поступлении: Аноксическое повреждение головного мозга от 18.05.2023. Постреанимационная болезнь. Фибрилляция желудочков от 18.05.23. Реанимационные мероприятия от 18.05.2023. (G93.1).

Кинезологический статус при поступлении: на момент осмотра лежит с закрытыми глазами, на обращение по имени открывает глаза, поворачивает голову в сторону специалиста, вербальные инструкции и по подражанию не выполняет. Тетраплегия с низким мышечным тонусом. Объем пассивных движений в суставах конечностей не ограничен.

Оценка по реабилитационным шкалам:

Индекс мобильности Ривермид – 0 баллов

Шкала Рэнкина – 5 баллов

Шкала функциональной независимости – 18 баллов

Шкала реабилитационной маршрутизации – 6 баллов

Монреальская шкала когнитивной оценки – 0 баллов

Оценка по предложенному способу с использование шкалы оценки когнитивных функций в ОРИТ (ШОК-ОРИТ) – 2 балла

Учитывая оценку по шкале ШОК-ОРИТ в 2 балла, было принято решение о начале проведения реабилитационных мероприятий совместно с технологией виртуальной реальности с новым контентом "Две дорожки" (14 сеансов).

На 4-й сеанс виртуальной реальности пациент оценивался по шкале ШОК-ОРИТ в 11 баллов: выполнял вербальные инструкции зоны лица (отклик на имя с двух сторон – 2 балла, открыть/закрыть глаза определенное количество раз – 3 балла, показать язык – 3 балла, улыбнуться – 3 балла). Однако при оценке когнитивных функций по шкале MoCa пациент оценивался в 0 баллов, ввиду отсутствия вербального контакта со специалистом.

На 10-й сеанс виртуальной реальности по шкале ШОК-ОРИТ – 18 баллов: пациент выполнял вербальные инструкции зоны лица и зоны руки по подражанию (отклик на имя с двух сторон – 2 балла, открыть/закрыть глаза определенное количество раз – 3 балла, показать язык – 3 балла, улыбнуться – 3 балла, по подражанию мог сжать руку в кулак – 2 балла, показать большой палец вверх – 2 балла, показать два пальца – 1 балл, пошевелить пальцами стопы – 2 балла). Однако при повторной оценке когнитивных функций по шкале MoCa пациент также оценивался в 0 баллов, ввиду отсутствия вербального контакта со специалистом и не способностью говорить.

Кинезологический статус после проведения 10 сеансов виртуальной реальности: на момент осмотра – в сознании. На обращение по имени поворачивает голову в сторону специалиста, вербальные инструкции зоны лица выполняет, зоны руки и стопы выполняет по подражанию. Тетрапарез со снижением мышечной силы до 3-х баллов в руках и до 2-х баллов ногах. Мышечный тонус не изменен. Объем пассивных движений в суставах конечностей не ограничен.

Оценка по реабилитационным шкалам:

Индекс мобильности Ривермид – 3 балла

Шкала Рэнкина – 4 балла

Шкала функциональной независимости – 26 баллов

Шкала реабилитационной маршрутизации – 5 баллов

Монреальская шкала когнитивной оценки – 0 баллов

Шкала оценки когнитивных функций в ОРИТ – 18 баллов

Выводы: таким образом, не смотря на положительную динамику в восстановлении когнитивных функций, при тестировании пациента по шкале MoCa данный пациент оценивался как при поступлении, так и далее в динамике в 0 баллов, тогда как при тестировании в соответствии с предложенным способом отчетливо видна динамика восстановления когнитивных функций, составившая от 2-х баллов при поступлении – до 18 баллов по окончанию сеансов виртуальной реальности.

Следовательно, использование предложенного способа оценки является более точным и полным, и может быть использован при планировании, выборе методик и оценке эффективности реабилитационных методик у данной группы пациентов.

Похожие патенты RU2836780C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики когнитивного статуса пациентов с афазией 2024
  • Котельникова Анастасия Владимировна
  • Кукшина Анастасия Алексеевна
  • Титова Анна Владимировна
  • Погонченкова Ирэна Владимировна
  • Костенко Елена Владимировна
RU2838950C1
Способ исследования когнитивных функций человека 2023
  • Сутункова Марина Петровна
  • Бутакова Инна Владимировна
  • Кескевич Александр Алексеевич
RU2830644C1
Способ социально-бытовой адаптации пациентов с когнитивными и речевыми нарушениями 2021
  • Колсанов Александр Владимирович
  • Чаплыгин Сергей Сергеевич
  • Ровнов Сергей Викторович
  • Захаров Александр Владимирович
  • Хивинцева Елена Викторовна
RU2798703C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ У БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОЧАГОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2015
  • Шкловский Виктор Маркович
  • Репин Владимир Яковлевич
RU2581707C1
Способ реабилитации детей с расстройством аутистического спектра с применением виртуальной реальности и биологической обратной связи 2023
  • Яшков Александр Владимирович
  • Захаров Александр Владимирович
  • Багрова Жанна Витальевна
  • Мартынова Анастасия Викторовна
RU2838523C1
Способ диагностики степени выраженности сосудистых когнитивных нарушений 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Романова Мария Викторовна
  • Котов Алексей Сергеевич
RU2745282C1
Способ реабилитации пациентов с цереброваскулярной патологией 2022
  • Котов Сергей Викторович
  • Зенина Валентина Александровна
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Котов Алексей Сергеевич
  • Борисова Виктория Анатольевна
  • Слюнькова Елена Викторовна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2796361C1
Способ реабилитации больных, перенесших инсульт 2020
  • Котов Сергей Викторович
  • Галкина Наталия Валентиновна
  • Борисова Виктория Анатольевна
  • Ильинцев Илья Васильевич
  • Щербакова Мария Михайловна
  • Котов Алексей Сергеевич
  • Белова Юлиана Алексеевна
  • Лиждвой Виктория Юрьевна
RU2742071C1
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями 2018
  • Котов Сергей Викторович
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Зайцева Елена Викторовна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2688723C1
Способ комплексной реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта 2023
  • Котов Сергей Викторович
  • Гуц Евгения Сергеевна
  • Исакова Елена Валентиновна
  • Червинская Алла Давидовна
RU2816999C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПАЦИЕНТОВ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, нейрохирургии, интенсивной терапии и реанимации, медицинской реабилитации, может быть использовано для оценки когнитивных функций. Выдают пациенту императивные задания с последующей оценкой качества их выполнения в баллах. Задания включают вербальные – отклик на обращение по имени, вербальные команды «открыть и закрыть глаза», «показать или высунуть язык», «улыбнуться», и вербально-невербальные – «сжать руку в кулак», «показать большой палец вверх», «показать знак виктория», «пошевелить пальцами ноги», «потянуть стопу на себя и от себя». Суммируют баллы. Поводят оценку когнитивных функций пациента в соответствии с полученным значением. Способ обеспечивает повышение полноты и точности оценки когнитивных функций у пациентов в ОРИТ при невозможности вербальной коммуникации за счет оценки пяти доменов когнитивных функций: исполнительной функции, внимания, двигательных навыков, ориентированности и памяти. 5 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 836 780 C1

Способ оценки когнитивных функций пациентов при невозможности вербальной коммуникации, включающий выдачу пациенту императивных заданий с последующей оценкой качества их выполнения в баллах, суммирование баллов и оценку когнитивных функций пациента в соответствии с полученным значением суммы, в котором задания включают вербальные – отклик на обращение по имени, вербальные команды «открыть и закрыть глаза», «показать или высунуть язык», «улыбнуться», и вербально-невербальные – «сжать руку в кулак», «показать большой палец вверх», «показать знак виктория», «пошевелить пальцами ноги», «потянуть стопу на себя и от себя»; выполнение задания «отклик на обращение по имени» оценивают с двух сторон от пациента, оценку 2 балла выставляют, если пациент осуществляет поворот головы или слежение глазами в обе стороны, оценку 1 балл – если пациент осуществляет поворот головы или слежение глазами в одну сторону, оценку 0 баллов – если пациент не поворачивает голову или не следит глазами в ответ на отклик с одной и с другой стороны; задание «открыть и закрыть глаза» выдают трижды и оценивают 3 баллами в случае трехкратного выполнения, в случае выполнения задания менее трех раз – оценивают в 0 баллов; выполнение задания «показать или высунуть язык» оценивают 3 баллами, если пациент выполнил задание с 1-го раза, 2 баллами – выполнил со 2-го раза, 1 баллом – с 3-го раза, 0 баллов – не выполнил; оценку выполнения задания «улыбнуться» 3 баллами осуществляют в том случае, если пациент улыбнулся с 1-го раза, 2 баллами при выполнении императивного задания со второй попытки, 1 баллом – при выполнении задания с третьей попытки, в 0 баллов – при невыполнении; выполнение каждого императивного вербального задания из «сжать руку в кулак», «показать большой палец вверх», «показать знак виктория» оценивают в 3 балла, выполнение каждого из этих заданий при использовании невербальной подсказки – в 2 балла, выполнение со второй попытки – в 1 балл, при невыполнении ставят оценку 0 баллов; выполнение каждого императивного вербального задания из «пошевелить пальцами ноги», «потянуть стопу на себя и от себя» оценивают в 3 балла, выполнение каждого из этих заданий при использовании невербальной подсказки – в 2 балла, выполнение со второй попытки – в 1 балл, при невыполнении ставят оценку 0 баллов; суммируют полученные баллы и оценивают когнитивные функции пациентов, при этом в том случае, если сумма набранных баллов составляет 0 баллов – когнитивные функции оценивают как отсутствующие; при сумме набранных баллов от 1 до 7 – когнитивные функции оценивают как крайне низкие, при сумме набранных баллов от 8 до 10 – оценивают когнитивные функции как выраженно сниженные; при сумме набранных баллов от 11 до 18 – оценивают когнитивные функции как умеренно сниженные, при сумме набранных баллов от 19 до 24 – оценивают когнитивные функции как незначительно сниженные, при сумме набранных баллов 25-26 оценивают когнитивные функции как нормальные.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2836780C1

Способ диагностики когнитивных нарушений при нейросенсорной тугоухости, связанной с профессиональным воздействием авиационного шума 2019
  • Шевченко Оксана Ивановна
  • Лахман Олег Леонидович
RU2712070C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МАШИНОЧИТАЕМЫЙ НОСИТЕЛЬ 2019
  • Кузнецов Пётр Павлович
RU2712704C1
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ 2012
  • Зуева Ирина Борисовна
  • Шляхто Евгений Владимирович
  • Морошкина Надежда Викторовна
RU2504325C1
СКЛАДНЫЕ КОЗЛЫ ДЛЯ МОНТАЖНЫХ И Т. П. РАБОТ 1929
  • Забавин В.П.
SU21396A1
US 20140163426 A1, 12.06.2014
СОЛОВЬЕВА А.П
Критерии оценки когнитивных нарушений в клинических исследованиях
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Прибор для измерения силы звука 1920
  • Лысиков Я.Г.
SU218A1
BENAIMC
Cognitive assessment scale for stroke

RU 2 836 780 C1

Авторы

Рыжова Ольга Валерьевна

Чебоксаров Дмитрий Васильевич

Сирин Игорь Викторович

Даты

2025-03-21Публикация

2024-08-09Подача