Способ восстановления изношенных внутренних рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер Российский патент 2025 года по МПК B23P6/02 F02F1/16 C23C24/04 C25D11/06 

Описание патента на изобретение RU2837057C1

Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано для восстановления изношенной рабочей поверхности и гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер.

Известен способ восстановления гильз цилиндров тракторных двигателей (пат. RU 2215630, МПК B23P 6/02, 2003). Для ремонта гильз цилиндров в номинальный размер предлагается использование ремонтной втулки. Основным недостатком известного способа является возможность реализации процесса только при серийном и массовом ремонтном производстве - изготовление литых ремонтных деталей из чугуна в единичном количестве нецелесообразно.

Известен способ восстановления внутренней поверхности гильз цилиндров центробежной наплавкой (пат. RU 2203788, МПК B23P 6/00, B22D 19/10 2003). Для ремонта гильзы цилиндров предполагается механически нарезать на внутренней поверхности рваную резьбу и затем при вращении вокруг горизонтальной оси наплавлять изношенную поверхность в номинальный размер. Недостатками известного способа можно назвать необходимость применения сложного литейного оборудования и привлечения квалифицированного персонала для его осуществления. Это потребует значительных вложений от ремонтных предприятий.

Способ восстановления внутреннего диаметра гильз гильзы электрогидравлическим ударом (пат. RU 2544223, МПК B23P 6/02, 2015) подразумевает обжатие гильзы по введенной внутрь нее оправке радиальными по отношению к цилиндрической поверхности гильзы усилиями. Используют разрядную камеру, внутренняя полость которой образована двумя соосно расположенными коническими поверхностями, оси которых совпадают с геометрической осью канала электрического разряда, при этом обжатие гильзы по введенной внутрь нее оправке осуществляют энергией электрогидравлического удара с фокусированной направленностью воздействия взрывной волны. Недостатком известной технологии является пониженная износостойкость внутренней рабочей поверхности гильзы цилиндров в связи с удалением слоя наиболее упрочненного при закалке материала в процессе изнашивания и механической обработки.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является выбранный в качестве прототипа способ, осуществляемый устройством для газодинамического нанесения покрытий на внутренние поверхности цилиндрических деталей (патент РФ Патент 2714002, МПК C23C 24/04, C23C 4/12, B05B 7/14, 2020), заключающийся в том, что сжатый газ нагревают, подают в латунную трубку и в угловую насадку, в которой газовый поток поворачивают на 90°, в поток газа из питателя-дозатора добавляют порошки напыляемого материала, частицы которых ускоряются в потоке газа и по дополнительному соплу Лаваля, компенсируя потерю в скорости, направляют на поверхность обрабатываемого изделия.

Недостатком известного способа является то, что он подходит только для нанесения мягких материалов. Подобные материалы неприменимы при восстановлении изношенных гильз цилиндров из-за низкой износостойкости и ресурсом в условиях работы цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания.

Техническая задача заключается в увеличении послеремонтного ресурса внутренней рабочей поверхности гильзы цилиндров нанесением покрытия с использованием технологий холодного газодинамического напыления и микродугового оксидирования в условиях мелкосерийного и единичного производства в мастерских по ремонту автотранспорта.

Техническим результатом, достигаемым изобретением, является высокая износостойкость рабочей поверхности гильзы цилиндров после восстановления и ресурс, эквивалентный или превышающий ресурс новой детали.

Технический результат достигается с помощью в способе восстановления изношенных внутренних рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер, заключающемся в том, что осуществляют холодное газодинамическое напыление (ХГДН) посредством нагрева сжатого газа и подачи его в латунную трубку и в угловую насадку, в которой газовый поток поворачивают на 90°, при этом в поток газа из питателя-дозатора добавляют порошок напыляемого материала, частицы которого ускоряют в потоке газа и по дополнительному соплу Лаваля, компенсируя потерю в скорости, и направляют на поверхность обрабатываемого изделия, согласно изобретению, в качестве напыляемого материала используют порошок алюминия, подачу которого осуществляют с расходом 0,3-0,4 г/с при нагреве воздуха до температуры 300°C с получением напыленного слоя толщиной, компенсирующей износ с припуском 50 мкм на механическую обработку, затем проводят вневанное микродуговое оксидирование (МДО) до получения упрочненного слоя глубиной 80-100 мкм и финишное хонингование до шероховатости не более Ra 0,63 мкм и толщине упрочненного слоя 30-50 мкм.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен эскиз процесса автоматизированного напыления на внутреннюю поверхность гильзы цилиндра; на фиг. 2 представлен эскиз оснастки для вневанного микродугового оксидирования гильзы цилиндра.

Способ заключается в том, что сжатый газ нагревают, подают в латунную трубку и в угловую насадку, в которой газовый поток поворачивают на 90°. В поток газа из питателя-дозатора добавляют порошки напыляемого материала. В качестве напыляемого материала используют порошок алюминия марки А-10-01. Этот порошок поддается микродуговому оксидированию из-за отсутствия в составе примесей не вентильных металлов. В качестве альтернативы возможно применение порошков марок А-10-20 и А-10-30, отличающихся процентным содержанием частиц корунда. Наносят слой толщиной, компенсирующей износ, с припуском на обработку на механическую обработку. Частицы порошка ускоряются в потоке газа и по дополнительному соплу Лаваля, компенсируя потерю в скорости, и их направляют на поверхность обрабатываемого изделия.

Проводят вневанное микродуговое оксидирование внутренней поверхности гильзы цилиндра, напыленного ранее алюмниия, до получения упрочненного слоя глубиной 80-100 мкм и финишное хонингование до шероховатости не более Ra 0,63 мкм в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53809-2010 «Двигатели автомобильные. Гильзы цилиндров. Технические требования и методы испытаний». Микродуговое оксидирование позволяет получить наибольшую микротвердость поверхности по сравнению с другими способами физико-химической обработки алюминиевых сплавов. Применение вневанного микродугового оксидирования обосновано удобством изоляции не покрытых алюминием поверхностей во время проведения процесса. Припуск на хонингование составляет 50 мкм, толщина упрочненного слоя после финишной обработки составляет 30-50 мкм. Большая толщина упрочнённого слоя не рекомендуется из-за ухудшения свойств теплоотвода, поскольку упрочненный слой, состоящий преимущественно из α-Al2O3, имеет низкую теплопроводность по сравнению с металлами, используемыми для изготовления гильз цилиндров.

Способ осуществляется следующим образом.

В патроне автоматизированной установки 1 зажимают ремонтируемою гильзу цилиндров 2. Гильза цилиндров 2 равномерно вращается вокруг своей оси, а изогнутое сопло 3, установленное в стандартный сопловой блок 4 устройства для холодного газодинамического напыления, перемещается возвратно поступательно вдоль оси гильзы 2 с помощью приводного модуля 5. Подача порошка составляет 0,3-0,4 г/с, нагрев воздуха производится до 300°С. Режим подобран из условия обеспечения максимальной адгезионной прочности сцепления покрытия с основой.

После холодного газодинамического напыления производят высокоточную механическую обработку с учетом припуска на хонингование рабочей внутренней поверхности цилиндра после микродугового оксидирования.

После механической обработки гильзу 2 с нанесенным на рабочую поверхность слоем алюминия помещают в оснастку для вневанного микродугового оксидирования. В гильзу 2 устанавливают с натягом втулки 6 и 7, изготовленные из фторопласта. Между втулкой 6 и прижимом 8, изготовленным из фторопласта, установлена резьбовая вставка 9 из нержавеющей стали для фиксации и регулировки полого электрода 10 из нержавеющей стали. К полому электроду 10 приварена шпилька 11 для подключения к источнику тока. Пространство между внешней стенкой полого электрода 10 и внутренней стенкой гильзы цилиндров 2 образует полость, заполненную электролитом в процессе нанесения покрытия. Расстояние от внешней стенки электрода 10 до внутренней стенки гильзы цилиндров 2 должно составлять 15-20 мм. Электролит подается насосом из внешнего резервуара через отверстие в электроде 10 во внутреннюю полость оснастки и вытекает через штуцер 12, закрепленный в гайке 13 во внешний резервуар. Для сборки оснастки используются резьбовые элементы 14. Мощность насоса и диаметра входных и выходных отверстий для электролита выбирают из соображений о полном заполнении внутренней полости оснастки электролитов во время нанесения покрытия.

Процесс МДО производится в щелочном электролите при плотности тока 15-20 А/дм2. В состав электролита входят 7-8 г/л жидкого стекла и 1 г/л гидроксида калия, основа раствора - дистиллированная вода.

В результате микродугового оксидирования необходимо получить слой оксида алюминия толщиной 80-100 мкм, приблизительное время обработки 1 час.

После микродугового оксидирования гильзу цилиндров 2 хонингуют в номинальный размер и придают шероховатость не более Ra 0,63 мкм.

Предложенный способ позволяет получать покрытия с износостойкостью, равной или превышающей износостойкость рабочей поверхности новой гильзы цилиндров, и трибологическими свойствами, схожими с эталонной парой трения «гильза - поршневое кольцо».

Похожие патенты RU2837057C1

название год авторы номер документа
Способ получения функционально-градиентных покрытий на металлических изделиях 2021
  • Хорев Александр Васильевич
  • Фот Максим Геннадьевич
  • Геращенков Дмитрий Анатольевич
  • Марков Михаил Александрович
  • Пантелеев Игорь Борисович
  • Олонцев Егор Олегович
RU2763698C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ 2012
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
  • Порздняков Дмитрий Леонидович
RU2486044C1
Способ нанесения износостойкого покрытия на сталь 2017
  • Васильев Алексей Филиппович
  • Красиков Алексей Владимирович
  • Ешмеметьева Екатерина Николаевна
  • Марков Михаил Александрович
  • Бобкова Татьяна Игоревна
  • Орданьян Сукяс Семенович
RU2695718C1
Способ получения керамоматричного покрытия на стали, работающего в высокотемпературных агрессивных средах 2018
  • Орыщенко Алексей Сергеевич
  • Марков Михаил Александрович
  • Красиков Алексей Владимирович
  • Улин Игорь Всеволодович
  • Геращенков Дмитрий Анатольевич
  • Кузнецов Павел Алексеевич
  • Васильев Алексей Филиппович
  • Быкова Алина Дмитриевна
RU2678045C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЮБОК ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Титов Н.В.
  • Коломейченко А.В.
RU2227088C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ 2009
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Захарин Антон Викторович
  • Павлюк Роман Владимирович
  • Лебедев Константин Анатольевич
RU2427457C1
Способ восстановления нижней головки шатуна 2023
  • Раков Николай Викторович
  • Сенин Петр Васильевич
  • Величко Сергей Анатольевич
  • Ионов Павел Александрович
  • Пьянзов Сергей Владимирович
RU2821250C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИВАЛОЧНЫХ ПЛОСКОСТЕЙ ГОЛОВОК ЦИЛИНДРОВ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2002
  • Коломейченко А.В.
RU2228246C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛОДЦЕВ КОРПУСОВ ШЕСТЕРЕННЫХ НАСОСОВ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Титов Николай Владимирович
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Логачев Владимир Николаевич
  • Чернышов Николай Сергеевич
RU2416489C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Коломейченко Александр Викторович
  • Титов Николай Владимирович
  • Логачев Владимир Николаевич
RU2271910C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 057 C1

Реферат патента 2025 года Способ восстановления изношенных внутренних рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер

Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано для восстановления изношенной рабочей поверхности и гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер. В способе осуществляют холодное газодинамическое напыление (ХГДН) посредством нагрева сжатого газа и подачи его в латунную трубку и в угловую насадку, в которой газовый поток поворачивают на 90°, при этом в поток газа из питателя-дозатора добавляют порошок напыляемого материала, частицы которого ускоряют в потоке газа и по дополнительному соплу Лаваля, компенсируя потерю в скорости, и направляют на поверхность обрабатываемого изделия. В качестве напыляемого материала используют порошок алюминия, подачу которого осуществляют 0,3-0,4 г/с при нагреве воздуха до 300°С с получением напыленного слоя толщиной, компенсирующей износ с припуском 50 мкм на механическую обработку, затем проводят вневанное микродуговое оксидирование (МДО) до получения упрочненного слоя глубиной 80-100 мкм и финишное хонингование до шероховатости не более Ra 0,63 мкм и толщине упрочненного слоя 30-50 мкм. Технический результат заключается в получении покрытия с износостойкостью, равной или превышающей износостойкость рабочей поверхности новой гильзы цилиндров, и трибологическими свойствами, схожими с эталонной парой трения гильза - поршневое кольцо. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 837 057 C1

Способ восстановления изношенных внутренних рабочих поверхностей гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания в номинальный размер, заключающийся в том, что осуществляют холодное газодинамическое напыление (ХГДН) посредством нагрева сжатого газа и подачи его в латунную трубку и в угловую насадку, в которой газовый поток поворачивают на 90°, при этом в поток газа из питателя-дозатора добавляют порошок напыляемого материала, частицы которого ускоряют в потоке газа и по дополнительному соплу Лаваля, компенсируя потерю в скорости, и направляют на поверхность обрабатываемого изделия, отличающийся тем, что в качестве напыляемого материала используют порошок алюминия, подачу которого осуществляют с расходом 0,3-0,4 г/с при нагреве воздуха до температуры 300°C с получением напыленного слоя толщиной, компенсирующей износ с припуском 50 мкм на механическую обработку, затем проводят вневанное микродуговое оксидирование (МДО) до получения упрочненного слоя глубиной 80-100 мкм и финишное хонингование до шероховатости не более Ra 0,63 мкм и толщине упрочненного слоя 30-50 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837057C1

RU 2714002 С1, 11.02.2020
КРАВЧЕНКО И.Н
и др
Технологические процессы в техническом сервисе машин и оборудования
Учебное пособие, Москва, ИНФРА-М, 2017, с.65-68, с.138, с.231-232, 236-237
СПОСОБ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ ПОРОШКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Косарев Владимир Федорович
  • Клинков Сергей Владимирович
  • Зайковский Виктор Нестерович
  • Меламед Борис Михайлович
  • Трубачеев Георгий Викторович
RU2468123C2
Способ нанесения износостойкого покрытия на сталь 2017
  • Васильев Алексей Филиппович
  • Красиков Алексей Владимирович
  • Ешмеметьева Екатерина Николаевна
  • Марков Михаил Александрович
  • Бобкова Татьяна Игоревна
  • Орданьян Сукяс Семенович
RU2695718C1
US 20130101745 A, 25.04.2013
DE 10119288 B4, 19.01.2006.

RU 2 837 057 C1

Авторы

Попов Никита Александрович

Чавдаров Анатолий Валентинович

Денисов Вячеслав Александрович

Даты

2025-03-25Публикация

2023-11-29Подача