Токоприемник электроподвижного состава Российский патент 2025 года по МПК B60L5/26 B60L5/32 

Описание патента на изобретение RU2837288C1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава.

Известен токоприемник электроподвижного состава, содержащий установленную на основании и оснащенную механизмом подъема и опускания нижнюю подвижную раму, на которой установлена верхняя подвижная рама, оснащенная механизмом нажатия на контактный провод полоза, закрепленного на ней посредством кареток, при этом механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы и механизм нажатия верхней подвижной рамы соединены с источником сжатого воздуха и пневматически связаны между собой (А.с. №262932 (СССР), МПК B60L 5/24. Пантограф электроподвижного состава / Беляев И.А. (СССР). // 09.03.1970. Бюл. №10).

К недостаткам известного токоприемника можно отнести то, что имеет место постоянная связь между нижней и верхней подвижными рамами, выполненная таким образом, что высота подъема нижней рамы всегда зависит от высоты верхней рамы. Эта связь реализована в виде пневматической золотниковой системы, которая имеют высокую инертность (запоздалое регулирование на одиночные и случайные динамические воздействия на верхнюю раму), зависимость точности настроек от температуры окружающей среды, высокую вероятность замерзания конденсата в прецизионных золотниковых элементах, реагирование на дополнительное кратковременное аэродинамическое воздействие при сильных порывах ветра, или изменение его направления при высоких скоростях движения. Это приводит к ситуациям, когда нижняя рама не успевает отрабатывать изменения высотного положения верхней рамы и ведет к потере стабильности нажатия в контакте, снижению качества токосъема: отрывам полоза от контактной подвески; повышенному износу как контактного провода, так и контактных вставок, искрению, дугообразованию, что может привести к пережогам и отжигам контактного провода и другим повреждениям.

Кроме того, токоприемник имеет значительное аэродинамическое сопротивление, которое вызывает появление дополнительных вертикальных и горизонтальных составляющих, негативно влияющих на стабильность нажатия, и генерирующих высокий уровень акустического шума.

Целью изобретения является повышение качества токосъема токоприемника электроподвижного состава.

Указанная цель достигается тем, что механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы и механизм нажатия верхней рамы выполнены в виде, соответственно, нижнего и верхнего упругих пневмоэлементов, полости которых соединены с источником сжатого воздуха через регуляторы давления, соответственно, нижнего и верхнего упругих пневмоэлементов, при этом оба регулятора связаны с блоком управления, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения электроподвижного состава, пультом машиниста и выходом датчика контактного нажатия, размещенного на полозе, а на основании установлен оснащенный пневматическим приводом упор-ограничитель высоты подъема нижней подвижной рамы, при этом полость пневматического привода соединена с источником сжатого воздуха, через управляемый клапан, вход которого соединен с блоком управления, а упругий пневмоэлемент верхней подвижной рамы установлен в аэродинамически обтекаемом корпусе, закрепленном на нижней подвижной раме.

На чертеже представлена схема предлагаемого токоприемника электроподвижного состава.

Токоприемник электроподвижного состава, содержащий установленную на основании 1 и оснащенную механизмом подъема и опускания 2 нижнюю подвижную раму 3, на которой установлена верхняя подвижная рама 4, оснащенная механизмом нажатия 5 на контактный провод 6 полоза 7, закрепленного на ней посредством кареток 8, при этом механизм подъема и опускания 2 нижней подвижной рамы 3 и механизм нажатия 5 верхней подвижной рамы 4 соединены с источником сжатого воздуха 9 и пневматически связаны между собой. Механизм подъема и опускания 2 нижней подвижной рамы 3 и механизм нажатия 5 верхней рамы 4 выполнены в виде, соответственно, нижнего 2 и верхнего 5 упругих пневмоэлементов, полости которых соединены с источником сжатого воздуха 9 через регуляторы давления 10, 11, соответственно, нижнего 2 и верхнего 5 упругих пневмоэлементов, при этом оба регулятора 10, 11 связаны с блоком управления 12, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения 13 электроподвижного состава, пультом машиниста 14 и выходом датчика контактного нажатия 15, размещенного на полозе 7, а на основании 1 установлен оснащенный пневматическим приводом 16 упор-ограничитель 17 высоты подъема нижней подвижной рамы 3, при этом полость пневматического привода 16 соединена с источником сжатого воздуха 9, через управляемый клапан 18, вход которого соединен с блоком управления 12, а упругий пневмоэлемент 5 верхней подвижной рамы 4 установлен в аэродинамически обтекаемом корпусе 19, закрепленном на нижней подвижной раме 3.

Для повышения функциональности и экономичности электроподвижного состава, способного работать на высокоскоростных магистралях, целесообразно применять токоприемники, способные работать как на высокоскоростных магистралях, так и на обычных электрифицированных железных дорогах.

На электрифицированных железных дорогах, в соответствии с ГОСТ 33944-2016 «Подвеска железной дороги контактная», высота подвеса контактного провода от уровня головки рельса находится в диапазоне от 5500 мм до 6800 мм. Токоприемник электроподвижного состава при обычных скоростях движения имеет рабочий диапазон 1300 мм. На высокоскоростных железных дорогах, в соответствии с ГОСТ Р 58322-2018 «Контактная сеть для высокоскоростных железнодорожных линий» высота подвеса контактного провода от уровня головки рельса находится в диапазоне от 5550 мм до 5900 мм. Токоприемник электроподвижного состава при высоких скоростях движения имеет рабочий диапазон 350 мм. Это говорит о том, что на высоких скоростях движения токоприемник имеет гораздо меньший рабочий диапазон, поэтому на высоких скоростях можно зафиксировать нижнюю подвижную раму 3, чтобы верхняя подвижная рама 4 работала в заданных диапазонах. При этом она может быть выполнена в виде конструкции, обладающей приведенной массой, которая может быть значительно ниже приведенной массы известного токоприемника. Токоприемник работает следующим образом.

При эксплуатации токоприемника на обычных электрифицированных железных дорогах одновременно работают нижняя 3 и верхняя 4 подвижные рамы, обеспечивая рабочий диапазон 1300 мм.

Связь между работой нижней 3 и верхней 4 рамы в этом режиме выполнена посредством контроля давления воздуха в нижнем 2 и верхнем 5 пневмоэлементах. На верхних шарнирах нижней подвижной рамы 3 крепится верхняя подвижная рама 4, оснащенная механизмом нажатия верхней подвижной рамы 5, выполненном в виде пневматического элемента. Полоз 7 закреплен на верхней подвижной раме 4 посредством кареток 8. Механизм нажатия верхней подвижной рамы 5 установлен в аэродинамически обтекаемом корпусе 19, закрепленном на нижней подвижной раме 3.

При поднятии токоприемника сжатый воздух из источника сжатого воздуха 9 подается в механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы 2 через регулятор давления 10 и в механизм нажатия верхней подвижной рамы 5 через регулятор давления 11 так, чтобы сохранить синхронную работу нижней 3 и верхней 4 рамы. Входы регуляторов давления 10 и 11 соединены с блоком управления 12.

При переходе на высокоскоростную магистраль через пульт машиниста 14 или превышении определенной скорости движения электроподвижного состава, которая регистрируется датчиком скорости 13, блоком управления 12 включается пневматический привод 16 через управляемый клапан 18. Пневматический привод 16 выдвигает упор-ограничитель 17 высоты подъема нижней подвижной рамы 3. Также блок управления 12 увеличивает давление в пневматическом элементе 2 нижней рамы 3, нижняя подвижная рама 3 упирается в упор-ограничитель 17 и фиксируется в таком положении так, чтобы в среднем положении рабочего диапазона высокоскоростного движения верхняя рама 4 находилась под углом около 45 градусов. Это обеспечивает работу верхней подвижной рамы 4 в пределах заранее заданного диапазона и заблокировать перемещения нижней подвижной рамы 3, что позволяет снизить приведенную массу токоприемника. Установленный на полозе 7 токоприемника датчик нажатия 15 связан с регулятором давления 11 и необходим для поддержания установленного нажатия на контактный провод 6, за счет изменения давления в полости механизма нажатия 5 верхней подвижной рамы 5 с помощью регулятора давления 11, управляемым блоком управления 12.

Разработанный токоприемник электроподвижного состава позволяет повысить качество токосъема токоприемника за счет обеспечения независимой работы верхней подвижной рамы путем фиксации нижней подвижной рамы на определенной высоте, что также позволит снизить приведенную массу токоприемника.

Таким образом, с помощью предлагаемого токоприемника электроподвижной состав сможет эффективно работать как на высокоскоростных магистралях, так и на обычных электрифицированных железных дорогах.

Похожие патенты RU2837288C1

название год авторы номер документа
Каретка токоприемника электроподвижного состава 2024
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михайлов Михаил Сергеевич
RU2832094C1
Измерительный токоприемник электроподвижного состава 2018
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Смердин Александр Николаевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Рыжков Александр Викторович
RU2681477C1
Измерительный токоприемник электроподвижного состава 2022
  • Сидоров Олег Алексеевич
  • Михайлов Михаил Сергеевич
  • Чертков Иван Евгеньевич
RU2780681C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ГОЛОЛЕДА С ТОКОПРИЕМНИКА 2023
  • Смердин Александр Николаевич
  • Павлов Вячеслав Михайлович
  • Чертков Иван Евгеньевич
  • Тарасов Александр Николаевич
RU2823003C1
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ 2004
  • Авотин Евгений Викторович
  • Астафуров Петр Михайлович
  • Мазаев Юрий Гельевич
  • Миронос Николай Васильевич
  • Плохута Иван Николаевич
  • Тюрнин Павел Георгиевич
RU2272720C1
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО СКЛАДЫВАНИЯ ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ АВАРИЙНОМ РЕЖИМЕ ТОКОСЪЕМА И ТОКОПРИЕМНИК 2021
  • Миронос Николай Васильевич
  • Миронос Леонид Николаевич
  • Тибилов Александр Таймуразович
  • Зуев Сергей Геннадьевич
  • Станецкий Михаил Хананович
  • Мазенков Игорь Иванович
RU2753770C1
УСТРОЙСТВО ТОКОСЪЕМА ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Сидоров О.А.
  • Михеев В.П.
  • Маслов Г.П.
  • Емельянов А.Г.
RU2025313C1
ТОКОПРИЁМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Маслов Алексей Викторович
  • Авербух Максим Евгеньевич
  • Клименко Оксана Валерьевна
  • Куликова Юлия Вадимовна
RU2800163C1
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2009
  • Горобцов Вячеслав Валентинович
  • Попов Павел Владимирович
  • Бадикова Людмила Викторовна
RU2428327C1
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2008
  • Миронос Николай Васильевич
  • Тюрнин Павел Георгиевич
  • Тибилов Александр Таймуразович
RU2368513C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 837 288 C1

Реферат патента 2025 года Токоприемник электроподвижного состава

Изобретение относится к токоприемникам электроподвижного состава. Токоприемник электроподвижного состава содержит нижнюю подвижную раму, на которой установлена верхняя подвижная рама и полоз, закрепленный на верхней подвижной раме посредством кареток. При этом механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы и механизм нажатия верхней подвижной рамы, выполненные в виде упругих пневмоэлементов, соединены с источником сжатого воздуха через регуляторы давления и пневматически связаны между собой. При этом оба регулятора связаны с блоком управления, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения электроподвижного состава, пультом машиниста и выходом датчика контактного нажатия, размещенного на полозе. На основании установлен оснащенный пневматическим приводом упор-ограничитель высоты подъема нижней подвижной рамы, при этом полость пневматического привода соединена с источником сжатого воздуха через управляемый клапан, вход которого соединен с блоком управления. Упругий пневмоэлемент верхней подвижной рамы установлен в аэродинамически обтекаемом корпусе. Технический результат заключается в повышении качества токосъема токоприемника электроподвижного состава. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 837 288 C1

Токоприемник электроподвижного состава, содержащий установленную на основании и оснащенную механизмом подъема и опускания нижнюю подвижную раму, на которой установлена верхняя подвижная рама, оснащенная механизмом нажатия на контактный провод полоза, закрепленного на ней посредством кареток, при этом механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы и механизм нажатия верхней подвижной рамы соединены с источником сжатого воздуха и пневматически связаны между собой, отличающийся тем, что механизм подъема и опускания нижней подвижной рамы и механизм нажатия верхней рамы выполнены в виде соответственно нижнего и верхнего упругих пневмоэлементов, полости которых соединены с источником сжатого воздуха через регуляторы давления соответственно нижнего и верхнего упругих пневмоэлементов, при этом оба регулятора связаны с блоком управления, вход которого соединен с выходом датчика скорости движения электроподвижного состава, пультом машиниста и выходом датчика контактного нажатия, размещенного на полозе, а на основании установлен оснащенный пневматическим приводом упор-ограничитель высоты подъема нижней подвижной рамы, при этом полость пневматического привода соединена с источником сжатого воздуха через управляемый клапан, вход которого соединен с блоком управления, а упругий пневмоэлемент верхней подвижной рамы установлен в аэродинамически обтекаемом корпусе, закрепленном на нижней подвижной раме.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2837288C1

ПАНТОГРАФ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 0
  • И. А. Бел
SU262932A1
Штативная головка для фото- и легких кинокамер с фиксированием горизонтальной и вертикальной панорам 1956
  • Царевский Е.М.
SU112107A1
ПАНТОГРАФНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАНТОГРАФНОЙ СИСТЕМЫ 2021
  • Койо, Маркку
RU2784390C1
US 5709292 A, 20.01.1998.

RU 2 837 288 C1

Авторы

Сидоров Олег Алексеевич

Смердин Александр Николаевич

Чертков Иван Евгеньевич

Тарасов Андрей Николаевич

Даты

2025-03-28Публикация

2024-04-04Подача