СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ Российский патент 2025 года по МПК G01M17/13 G01M13/45 

Описание патента на изобретение RU2838109C1

Изобретение относится к способам контроля параметров технических устройств и предназначено для контроля состояния ступичных подшипников транспортных средств.

Известно много примеров контроля состояния ступичных подшипников, например автомобилей, сводящихся к одной последовательности: проверяемое колесо поднимается домкратом или подъемником до свободного вращения и вращается вручную или двигателем. При этом механик слушает шумы, возникающие при вращении. Если уровень шумов низкий или отсутствует, считается, что ступичный подшипник в нормальном состоянии. Если шум прослушивается, подшипник этого колеса неисправный и подлежит замене. Таким образом проверяются все колеса/подшипники транспортного средства [1-3] и многие другие.

Близкий по смыслу способ заключается в прослушивании шумов при движении транспортного средства на прямолинейном ровном участке дороги при изменении направления движения рулем влево-вправо. При этом, если шум усиливается при повороте в сторону, противоположную дефектному (шумящему) колесу/подшипнику, считается, что ступичный подшипник этого колеса подлежит замене [4].

Оба способа основываются исключительно на субъективных ощущениях проверяющего: с хорошим слухом и опытом он услышит дефект в самом начале, с плохим или не имеющий достаточного опыта - непосредственно перед аварией. Или вообще не услышит/не поймет и отправится на тот свет в неведении.

Так как последствия разрушения ступичного подшипника, как правило, самые плачевные, рекомендуют проверять состояние ступичных подшипников регулярно, раз в год или при прохождении техобслуживания или при любом подъеме колеса (замена колодок, ремонт прокола, проверка подвески и т.д.). Но при этом субъективность проверки сохраняется. Эту субъективность нужно исключить. Для этого предлагается способ с постоянным хорошим «слухом».

Наиболее близким аналогом по технической сущности к предлагаемому, прототипом, является способ проверки подшипника ступицы, описанный в [5] «Как проверить износ подшипника ступицы колеса».

На фиг. 1 представлена схема способа-прототипа, где обозначено:

1 - колесо, на котором проверяется подшипник.

5 - домкрат.

Проверяемое колесо 1 вывешивается домкратом (или подъемником) 5 так, что может свободно вращаться.

Функционирование устройства происходит следующим образом. В помещении, где происходит проверка ступичных подшипников, должно быть достаточно тихо, чтобы можно было услышать и идентифицировать шум от подшипника. Механик вращает вывешенное колесо и прислушивается к возникающему при этом шуму. Если уровень шумов низкий или отсутствует, считается, что ступичный подшипник в нормальном состоянии. Если шум прослушивается, подшипник этого колеса неисправный и подлежит замене.

Затем проверяемое колесо 1 опускается домкратом 5, поднимается/вывешивается следующее колесо и процесс прослушивания шумов продолжается. Таким образом проверяются все колеса/подшипники. Если автомобиль находится на подъемнике, домкрат не используется, просто последовательно прослушиваются все колеса.

Недостатком прототипа, как и других аналогов, является уже упоминавшийся субъективный фактор.

Задачей предлагаемого способа является исключение субъективности проверки, определяемой разным уровнем слуха и опыта проверяющих, а, в конечном счете, в повышении надежности анализа состояния ступичных подшипников и, соответственно, в повышении безопасности эксплуатации транспортного средства.

Для решения поставленной задачи в устройстве, реализующем данный способ, содержатся, как и в прототипе, домкрат 5 и испытуемое колесо 1, которое при проверке поднимается домкратом 5 до подвешенного состояния и свободного вращения.

В отличие от известно способа, в состав реализующего способ устройства включен смартфон с имеющимися в нем микрофоном и программой шумомера. Как и в известном способе, при испытаниях колесо 1 поднимается до свободного вращения.

На фиг. 2 представлен общий вид реализующего предлагаемый способ устройства.

1 - Подвешенное домкратом или подъемником колесо.

2 - Смартфон с программой шумомера.

3 - Держатель смартфона магнитный.

4 - Крыло автомобиля.

Реализующее предлагаемый способ устройство содержит колесо 1 со ступичным подшипником, смартфон 2 с магнитным держателем смартфона 3, крыло автомобиля 4, на котором крепится магнитами держателя 3 смартфон 2.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом: как и в известном, проверяемое колесо/подшипник 1 вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения. В отличие от известного, к крылу автомобиля 4 над проверяемым колесом 1 прикрепляется на имеющихся в держателе 3 магнитах смартфон 2, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера. Запускается программа, механик вращает колесо и наблюдает показания уровня шума на экране смартфона 3, который регистрируется (электретным) микрофоном. Для нормального подшипника уровень регистрируемого шума составляет 20-30 дБ, для ненормального больше или много больше. На основании этих результатов принимается решение, заменять подшипник или нет.

Похожие патенты RU2838109C1

название год авторы номер документа
Способ инструментального акустического контроля 2019
  • Дерябин Игорь Викторович
RU2716889C1
Сканер активных датчиков антиблокировочной системы автомобиля 2023
  • Цыбаков Андрей Викторович
RU2799955C1
СПОСОБ ДОВРАЧЕБНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ, СКРИНИНГОВОЙ АУДИОМЕТРИИ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РЕАЛИЗУЮЩИЙ 2020
  • Сироткин Валерий Степанович
  • Ханыков Владимир Владимирович
RU2743049C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ПРОИЗВОДИМОГО ШИНАМИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НАХОДЯЩЕГОСЯ В ДВИЖЕНИИ 2012
  • Филин Евгений Владимирович
  • Онищенко Светлана Павловна
RU2520701C2
МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ БОГДАНОВА УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ДРУГОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Богданов Игорь Глебович
  • Богданов Василий Игоревич
  • Муравьёв Александр Сергеевич
RU2562474C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОМЕНТА ОТРЫВА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ ОТ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОГИ 2009
  • Мазур Владимир Викторович
RU2398204C1
БОГДАНОВА УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ДРУГОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Богданов Игорь Глебович
  • Богданов Василий Игоревич
  • Муравьёв Александр Сергеевич
RU2485016C1
СИСТЕМА ДЛЯ СНЯТИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
RU2816379C1
СПОСОБ И ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ КЛАССИФИЦИРУЮЩЕЙ МНОГОФАКТОРНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТИ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ НАСЕЛЕНИЯ 2021
  • Сироткин Валерий Степанович
  • Ханыков Владимир Владимирович
RU2765108C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 838 109 C1

Реферат патента 2025 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СТУПИЧНЫХ ПОДШИПНИКОВ

Изобретение относится к измерительной технике. Способ проверки ступичного подшипника транспортного средства, заключающийся в том, что проверяемое колесо/подшипник вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения, отличающийся тем, что к крылу автомобиля над проверяемым колесом прикрепляется имеющимися в держателе смартфона магнитами смартфон, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера, затем запускается программа шумомера, механик вращает колесо и визуально наблюдает показания уровня шума на экране смартфона, который регистрируется (электретным) микрофоном. Технический результат – повышение точности. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 838 109 C1

Способ проверки ступичного подшипника транспортного средства, заключающийся в том, что проверяемое колесо/подшипник вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения, отличающийся тем, что к крылу автомобиля над проверяемым колесом прикрепляется имеющимися в держателе смартфона магнитами смартфон, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера, затем запускается программа шумомера, механик вращает колесо и визуально наблюдает показания уровня шума на экране смартфона, который регистрируется (электретным) микрофоном.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838109C1

Hovig Manouchekian "How to Know if Your Wheel Bearings Are Going Bad" // URL: https://web.archive.org/web/20200807014458/https://www.wikihow.com/Know-if-Your-Wheel-Bearings-Are-Going-Bad
Способ восстановления спиралей из вольфрамовой проволоки для электрических ламп накаливания, наполненных газом 1924
  • Вейнрейх А.С.
  • Гладков К.К.
SU2020A1
Raviola, E., & Fiori, F
Способ получения цианистых соединений 1924
  • Климов Б.К.
SU2018A1
Real Time Defect Detection of Wheel Bearing by Means of a Wirelessly Connected Microphone
Способ получения цианистых соединений 1924
  • Климов Б.К.
SU2018A1

RU 2 838 109 C1

Авторы

Шелевой Михаил Егорович

Даты

2025-04-11Публикация

2024-04-21Подача