Изобретение относится к способам контроля параметров технических устройств и предназначено для контроля состояния ступичных подшипников транспортных средств.
Известно много примеров контроля состояния ступичных подшипников, например автомобилей, сводящихся к одной последовательности: проверяемое колесо поднимается домкратом или подъемником до свободного вращения и вращается вручную или двигателем. При этом механик слушает шумы, возникающие при вращении. Если уровень шумов низкий или отсутствует, считается, что ступичный подшипник в нормальном состоянии. Если шум прослушивается, подшипник этого колеса неисправный и подлежит замене. Таким образом проверяются все колеса/подшипники транспортного средства [1-3] и многие другие.
Близкий по смыслу способ заключается в прослушивании шумов при движении транспортного средства на прямолинейном ровном участке дороги при изменении направления движения рулем влево-вправо. При этом, если шум усиливается при повороте в сторону, противоположную дефектному (шумящему) колесу/подшипнику, считается, что ступичный подшипник этого колеса подлежит замене [4].
Оба способа основываются исключительно на субъективных ощущениях проверяющего: с хорошим слухом и опытом он услышит дефект в самом начале, с плохим или не имеющий достаточного опыта - непосредственно перед аварией. Или вообще не услышит/не поймет и отправится на тот свет в неведении.
Так как последствия разрушения ступичного подшипника, как правило, самые плачевные, рекомендуют проверять состояние ступичных подшипников регулярно, раз в год или при прохождении техобслуживания или при любом подъеме колеса (замена колодок, ремонт прокола, проверка подвески и т.д.). Но при этом субъективность проверки сохраняется. Эту субъективность нужно исключить. Для этого предлагается способ с постоянным хорошим «слухом».
Наиболее близким аналогом по технической сущности к предлагаемому, прототипом, является способ проверки подшипника ступицы, описанный в [5] «Как проверить износ подшипника ступицы колеса».
На фиг. 1 представлена схема способа-прототипа, где обозначено:
1 - колесо, на котором проверяется подшипник.
5 - домкрат.
Проверяемое колесо 1 вывешивается домкратом (или подъемником) 5 так, что может свободно вращаться.
Функционирование устройства происходит следующим образом. В помещении, где происходит проверка ступичных подшипников, должно быть достаточно тихо, чтобы можно было услышать и идентифицировать шум от подшипника. Механик вращает вывешенное колесо и прислушивается к возникающему при этом шуму. Если уровень шумов низкий или отсутствует, считается, что ступичный подшипник в нормальном состоянии. Если шум прослушивается, подшипник этого колеса неисправный и подлежит замене.
Затем проверяемое колесо 1 опускается домкратом 5, поднимается/вывешивается следующее колесо и процесс прослушивания шумов продолжается. Таким образом проверяются все колеса/подшипники. Если автомобиль находится на подъемнике, домкрат не используется, просто последовательно прослушиваются все колеса.
Недостатком прототипа, как и других аналогов, является уже упоминавшийся субъективный фактор.
Задачей предлагаемого способа является исключение субъективности проверки, определяемой разным уровнем слуха и опыта проверяющих, а, в конечном счете, в повышении надежности анализа состояния ступичных подшипников и, соответственно, в повышении безопасности эксплуатации транспортного средства.
Для решения поставленной задачи в устройстве, реализующем данный способ, содержатся, как и в прототипе, домкрат 5 и испытуемое колесо 1, которое при проверке поднимается домкратом 5 до подвешенного состояния и свободного вращения.
В отличие от известно способа, в состав реализующего способ устройства включен смартфон с имеющимися в нем микрофоном и программой шумомера. Как и в известном способе, при испытаниях колесо 1 поднимается до свободного вращения.
На фиг. 2 представлен общий вид реализующего предлагаемый способ устройства.
1 - Подвешенное домкратом или подъемником колесо.
2 - Смартфон с программой шумомера.
3 - Держатель смартфона магнитный.
4 - Крыло автомобиля.
Реализующее предлагаемый способ устройство содержит колесо 1 со ступичным подшипником, смартфон 2 с магнитным держателем смартфона 3, крыло автомобиля 4, на котором крепится магнитами держателя 3 смартфон 2.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом: как и в известном, проверяемое колесо/подшипник 1 вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения. В отличие от известного, к крылу автомобиля 4 над проверяемым колесом 1 прикрепляется на имеющихся в держателе 3 магнитах смартфон 2, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера. Запускается программа, механик вращает колесо и наблюдает показания уровня шума на экране смартфона 3, который регистрируется (электретным) микрофоном. Для нормального подшипника уровень регистрируемого шума составляет 20-30 дБ, для ненормального больше или много больше. На основании этих результатов принимается решение, заменять подшипник или нет.
Изобретение относится к измерительной технике. Способ проверки ступичного подшипника транспортного средства, заключающийся в том, что проверяемое колесо/подшипник вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения, отличающийся тем, что к крылу автомобиля над проверяемым колесом прикрепляется имеющимися в держателе смартфона магнитами смартфон, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера, затем запускается программа шумомера, механик вращает колесо и визуально наблюдает показания уровня шума на экране смартфона, который регистрируется (электретным) микрофоном. Технический результат – повышение точности. 2 ил.
Способ проверки ступичного подшипника транспортного средства, заключающийся в том, что проверяемое колесо/подшипник вывешивается домкратом или подъемником до свободного вращения, отличающийся тем, что к крылу автомобиля над проверяемым колесом прикрепляется имеющимися в держателе смартфона магнитами смартфон, имеющий в своем составе микрофон и программу шумомера, затем запускается программа шумомера, механик вращает колесо и визуально наблюдает показания уровня шума на экране смартфона, который регистрируется (электретным) микрофоном.
Hovig Manouchekian "How to Know if Your Wheel Bearings Are Going Bad" // URL: https://web.archive.org/web/20200807014458/https://www.wikihow.com/Know-if-Your-Wheel-Bearings-Are-Going-Bad | |||
Способ восстановления спиралей из вольфрамовой проволоки для электрических ламп накаливания, наполненных газом | 1924 |
|
SU2020A1 |
Raviola, E., & Fiori, F | |||
Способ получения цианистых соединений | 1924 |
|
SU2018A1 |
Real Time Defect Detection of Wheel Bearing by Means of a Wirelessly Connected Microphone | |||
Способ получения цианистых соединений | 1924 |
|
SU2018A1 |
Авторы
Даты
2025-04-11—Публикация
2024-04-21—Подача