Пояс торцевой стены Российский патент 2025 года по МПК B61D17/06 

Описание патента на изобретение RU2838948C2

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции кузовов полувагонов, в частности, конструкции силовых стержней, используемых в торцевых стенах.

Известна конструкция кузова полувагона модели 12-196-01, в торцевой стене которого используется силовой пояс, выполненный из пластины толщиной 6 мм и двух швеллеров 14У или 14П, указанных в ГОСТ 8240-97 («Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент».), ширина каждого швеллера 140 мм, при этом высота профиля 58 мм, толщина стенки швеллера 4,9 мм, толщина полок швеллера 8,1 мм. Вид силового пояса торцевой стены кузова полувагона модели 12-196-01 поясняется на фигуре 3.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

Недостатком вышеописанного пояса из швеллеров в торцевой стене полувагона, является необходимость стыковки двух швеллеров через накладку. Полученный сварной профиль выполняет функцию горизонтального пояса торцевой стены полувагона для придания прочности и жесткости конструкции. Необходимость выполнять сборку-сварку двух швеллеров, соединяющихся через лист, ведет к увеличению трудозатрат на изготовление пояса торцевой стены полувагона, при этом горячекатаный швеллер является дорогостоящим прокатом, который в процессе сварки может деформироваться от сварных напряжений, что затрудняет его установку в каркас торцевой стены.

Кроме того, данная конструкция пояса имеет большую металлоемкость что необоснованно увеличивает массу тары полувагона.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании конструкции силового стержня, который позволяет получить в комплексе с другими конструктивными элементамиравнопрочную конструкцию пояса торцевой стены полувагона, в сочетании с уменьшением металлоемкости.

Поставленная задача решается за счет того, что ширина профиля выполнена в диапазоне от 307 до 311 мм, высота профиля выполнена в диапазоне от 143 до 147 мм, стенка профиля выполнена в диапазоне от 187 до 200 мм, отгибка выполнена в диапазоне от 38 до 42 мм, при этом отгибка расположена к полке профиля под углом в диапазоне от 96 до 102°, также к стенке гнутого профиля жестко закреплена пластина толщиной от 5,5 до 8,5 мм и шириной от 78 до 122 мм.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что пояс торцевой стены содержит гнутый профиль, образованный стенкой, двумя полками и расположенными под углом к полкам отгибками, выполненный из стального листа толщиной от 4,5 до 5,5 мм, при этом, ширина профиля выполнена в диапазоне от 307 до 311 мм, высота профиля выполнена в диапазоне от 143 до 147 мм, стенка профиля выполнена в диапазоне от 187 мм до 200 мм, отгибка выполнена в диапазоне от 38 до 42 мм, при этом отгибка расположена к полке профиля под углом в диапазоне от 96 до 102°, также к стенке гнутого профиля жестко закреплена пластина толщиной от 5,5 до 8,5 мм и шириной от 78 до 122 мм.

Внутренние радиусы гиба гнутого профиля составляют диапазон от 13 до 17 мм.

Гнутый профиль и пластина обладают классом прочности не ниже 345, с гарантией свариваемости.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Пояс торцевой стены;

Фиг. 2 - Эквивалентные напряжения по Мизесу, МПа;

Фиг. 3 - Пояс торцевой стены прототипа из швеллеров с усилением из листа.

Пояс торцевой стены содержит гнутый профиль (1), образованный стенкой, двумя полками и расположенными под углом к полкам отгибками, выполненный из стального листа толщиной (S) от 4,5 до 5,5 мм. Ширина профиля (В) выполнена в диапазоне от 307 до 311 мм. Высота профиля (Н) выполнена в диапазоне от 143 до 147 мм. Стенка профиля (А) выполнена в диапазоне от 187 до 200 мм. Отгибка (L) выполнена в диапазоне от 38 до 42 мм. Отгибка расположена к полке профиля под углом (а) в диапазоне от 96 до 102°. К стенке гнутого профиля (1) жестко закреплена пластина (2) толщиной (а) от 5,5 до 8,5 мм и шириной (b) от 78 до 122 мм.

Внутренние радиусы (R) гиба гнутого профиля (1) составляют диапазон от 13 до 17 мм.

Гнутый профиль (1) и пластина (2) обладают классом прочности не ниже 345, с гарантией свариваемости.

Технический результат от заявляемого изобретения заключается в том, что выполнение ширины профиля в диапазоне от 307 до 311 мм, высоты профиля в диапазоне от 143 до 147 мм, стенки профиля в диапазоне от 187 до 200 мм, а также выполнение отгибки в диапазоне от 38 до 42 мм и расположение отгибки к полке профиля под углом в диапазоне от 96 до 102°, при этом жесткое закрепление к стенке гнутого профиля пластины толщиной от 5,5 до 8,5 мм и шириной от 78 до 122 мм позволяет создать пояс торцевой стены с уменьшенными показателями металлоемкости конструкции, что в свою очередь увеличивает полезную грузоподъемность полувагона. При этом прочностные характеристики предложенного гнутого профиля позволяют выдерживать нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации. Также выполнение отгибки под углом от 96 до 102° от полки обеспечивает установку гнутого профиля на плоском участке наружной поверхности торцевой стены.

Данные показатели были получены расчетным методом.

Параметры предлагаемой конструкции гнутого профиля:

- ширина (В) от 307 до 311 мм, высота (Н) от 143 до 147 мм, толщина (S) от 4,5 до 5,5 мм. Угол (α) уклона каждой отгибки от полки профиля от 96 до 102°.

Проведем расчет на определение момента сопротивления профиля с отгибкой при номинальных параметрах в виде коробчатого сечения с листом обшивы торцевой стены толщиной 4,5 мм на всю ширину профиля и усилением накладкой из листа шириной 80 мм, толщиной 7 мм.

Для расчета принимаем номинальные значения гнутого профиля (309×145×5 мм, размер стены - 193,5 мм, размер отгибки - 40 мм, угол отгибки - 99°, при радиусе гиба 15 мм):

Площадь коробчатого сечения составляет 4605,8 мм2;

Момент инерции Ix по оси X составляет 36406301,4 мм4;

Момент инерции Iy по оси Y составляет 19265866,9 мм4.

Находим момент сопротивления по оси X:

Wx=Ix / у0=36406301,4 / 154,66=235395,7 мм3=235,4 см3.

Находим момент сопротивления по оси Y:

Wy=Iy / х0=19265866,9 / 83,88=229683,7 мм3=229,7 см3.

Далее проведем расчет на определение момента сопротивления прототипа - пояса торцевой стены из швеллеров, при номинальных параметрах, в виде коробчатого сечения с листом обшивы толщиной 4,5 мм на всю ширину пояса и усилением планкой шириной 120 мм, толщиной 6 мм.

Ширина швеллера 140 мм, высота 58 мм, толщина стенки швеллера 4,9 мм, толщина полок швеллера 8,1 мм.

Площадь коробчатого сечения составляет 4505,5 мм2;

Момент инерции Ix по оси X составляет 13565902,5 мм4;

Момент инерции Iy по оси Y составляет 17117128,6 мм4.

Находим момент сопротивления по оси X:

Wx=Ix / у0=13565902,5 / 75=180878,7 мм3=180,9 см3.

Находим момент сопротивления по оси Y:

Wy=Iy / х0=17117128,6 / 75,34=227198,4 мм3=227,2 см3.

Таким образом, учитывая прочностные характеристики прототипа, получаем увеличение осевого момента сопротивления сечения предлагаемого гнутого профиля.

При номинальных значениях предлагаемого технического решения, увеличение момента сопротивления составляет:

- по оси X - 23,1%;

- по оси Y-1,1%.

В свою очередь, увеличение момента сопротивления приводит к увеличению запаса прочности конструкции гнутого профиля, что обеспечивает прочную сварную конструкцию торцевой стены полувагона.

Учитывая, что обшива торцевой стены одинаковая при разных поясах определим снижение массы пояса из гнутого профиля, в отличии от прототипа.

Площадь сечения пояса прототипа составляет - 38,3 см2.

Находим вес одного погонного метра (1 п. м.) пояса прототипа

1 п. м.=38,3 (см2) × 100 (см) × 0,00785 (кг/см3)=30,1 кг.

Площадь сечения пояса из гнутого профиля составляет - 32,14 см2.

Находим вес одного погонного метра (1 п. м.) пояса из гнутого профиля

1 п. м.=32,14 (см2) × 100 (см) × 0,00785 (кг/см3)=25,2 кг.

Вес 1 п. м. пояса из гнутого профиля меньше на 16%, при сравнении с поясом прототипа из швеллеров.

Выполнение внутренних радиусов гиба гнутого профиля в диапазоне от 13 до 17 мм позволяет снизить напряжения в местах гиба и тем самым избежать усталостных трещин в наружных слоях металла, что обеспечивает прочность конструкции пояса торцевой стены.

Выполнение гнутого профиля классом прочности не ниже 345, с гарантией свариваемости, обеспечивает прочность и хорошую свариваемость, а также устойчивость к образованию усталостных трещин.

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация и проведены испытания опытных образцов.

Похожие патенты RU2838948C2

название год авторы номер документа
Гнутый профиль 2023
  • Соснина Анна Владимировна
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Харитнова Светлана Валерьевна
RU2828823C1
Гнутый профиль 2023
  • Подьянова Мария Анатольевна
  • Филиппов Сергей Федорович
  • Тиссен Александр Иванович
RU2828822C1
ГНУТЫЙ ШВЕЛЛЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ 2023
  • Чумаков Константин Анатольевич
  • Харитонова Светлана Валерьевна
  • Тиссен Александр Иванович
  • Смирнов Михаил Евгеньевич
  • Семёнов Иван Валентинович
RU2824790C1
Крышка люка железнодорожного полувагона (варианты) 2023
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Филиппов Сергей Федорович
  • Чумаков Константин Анатольевич
  • Подьянова Мария Анатольевна
  • Баранов Александр Иванович
  • Тиссен Александр Иванович
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Абакумов Андрей Алексеевич
RU2819951C1
ПОЛУВАГОН ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2007
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Журавлева Лариса Владимировна
  • Краснобаев Александр Михайлович
  • Шаринов Илья Львович
  • Саликов Вячеслав Алексеевич
  • Рощупкин Александр Николаевич
  • Корольков Владимир Иванович
  • Чернов Владислав Михайлович
RU2345918C1
КУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛУВАГОНА 2006
  • Тиссен Александр Иванович
  • Демин Константин Павлович
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Агинских Максим Васильевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Левин Александр Борисович
  • Даниленко Денис Викторович
  • Михина Ирина Николаевна
  • Григурко Владимир Васильевич
  • Поликарпов Алексей Александрович
  • Старостин Георгий Александрович
  • Чернова Татьяна Михайловна
  • Маргасов Вячеслав Валентинович
RU2325294C1
Кузов железнодорожного вагона-хоппера 2018
  • Баранов Александр Николаевич
  • Филиппов Сергей Федорович
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Антонов Андрей Алексеевич
  • Дорожкин Александр Викторович
  • Курочкин Александр Сергеевич
  • Стрельченко Татьяна Александровна
  • Сенилова Татьяна Александровна
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Мысливец Сергей Владимирович
RU2709520C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЛУВАГОН 1998
  • Малых Н.А.
  • Андронов В.А.
  • Шилов А.П.
  • Полявин В.И.
  • Потапов П.Ф.
  • Зоценко А.Г.
  • Крючков А.В.
  • Герман В.П.
  • Баженевских Ю.М.
  • Цымбал В.Д.
  • Верник В.С.
RU2137638C1
Кузов крытого железнодорожного вагона 2022
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Чумаков Константин Анатольевич
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Шихалева Елена Владимировна
  • Гейлер Евгений Моисеевич
RU2810885C1
Металлическая рама каркаса здания или сооружения 2022
  • Ракшин Эдуард Джоржевич
RU2796706C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 838 948 C2

Реферат патента 2025 года Пояс торцевой стены

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции кузовов полувагонов, в частности конструкции силовых стержней, используемых в торцевых стенах. Пояс торцевой стены содержит гнутый профиль (1), образованный стенкой, двумя полками и расположенными под углом к полкам отгибками, выполненный из стального листа толщиной (S) от 4,5 до 5,5 мм. Ширина профиля (В) выполнена в диапазоне от 307 до 311 мм. Высота профиля (Н) выполнена в диапазоне от 143 до 147 мм. Стенка профиля (А) выполнена в диапазоне от 187 до 200 мм. Отгибка (L) выполнена в диапазоне от 38 до 42 мм. Отгибка расположена к полке профиля под углом (а) в диапазоне от 96 до 102°. К стенке гнутого профиля (1) жестко закреплена пластина (2) толщиной (а) от 5,5 до 8,5 мм и шириной (b) от 78 до 122 мм. Изобретение обеспечивает равнопрочную конструкцию пояса торцевой стены полувагона в сочетании с уменьшением металлоемкости. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 838 948 C2

1. Пояс торцевой стены, содержащий гнутый профиль, образованный стенкой, двумя полками и расположенными под углом к полкам отгибками, выполненный из стального листа толщиной от 4,5 до 5,5 мм, отличающийся тем, что ширина профиля выполнена в диапазоне от 307 до 311 мм, высота профиля выполнена в диапазоне от 143 до 147 мм, стенка профиля выполнена в диапазоне от 187 до 200 мм, отгибка выполнена в диапазоне от 38 до 42 мм, при этом отгибка расположена к полке профиля под углом в диапазоне от 96 до 102°, также к стенке гнутого профиля жестко закреплена пластина толщиной от 5,5 до 8,5 мм и шириной от 78 до 122 мм.

2. Пояс торцевой стены по п. 1, отличающийся тем, что внутренние радиусы гиба гнутого профиля составляют диапазон от 13 до 17 мм.

3. Пояс торцевой стены по п. 1, отличающийся тем, что гнутый профиль и пластина обладают классом прочности не ниже 345 с гарантией свариваемости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2838948C2

ОСЕВОЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР 1967
  • Брусиловский И.В.
  • Бондаренко А.Д.
  • Пастернак К.Ф.
  • Раскин И.А.
SU216898A1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ, ПРИ ПРОКАТКЕ ПЕТЛЯМИ, ПЕРЕДАЧИ МЕТАЛЛА ИЗ КЛЕТИ В КЛЕТЬ ИЛИ ИЗ РУЧЬЯ В РУЧЕЙ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ КЛЕТИ СТАНА 1926
  • Ломакин Н.Д.
SU20060A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ МОСТОВЫХ ДАТЧИКОВ 0
  • В. Б. Вершевский, А. А. Гольдин, В. А. Павленко О. Н. Яковлев
SU180693A1
CN 107672612 A, 09.02.2018.

RU 2 838 948 C2

Авторы

Галиева Ирина Витальевна

Соснина Анна Владимировна

Чумаков Константин Анатольевич

Шихалева Елена Владимировна

Баранов Александр Николаевич

Даты

2025-04-24Публикация

2023-06-30Подача