КОРПУС БУКСЫ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2025 года по МПК B61F15/20 B61F5/26 

Описание патента на изобретение RU2839191C1

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции буксового узла тележки грузового вагона, в частности корпуса буксы.

Из уровня техники известна конструкция буксы для колесных пар тележек грузовых вагонов [ГОСТ 34385-2018 Буксы и адаптеры для колесных пар тележек грузовых вагонов. Общие технические условия, Москва, ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», рисунок 3, 4 стр. 9-10], представляющая собой опорный переходник замкнутой формы, устанавливаемый на наружное кольцо роликовых подшипников колесной пары, и предназначенный для передачи на подшипник нагрузок от боковой рамы, имеет опорную поверхность под подшипник, опорную поверхность под боковую раму, упорные ограничители продольных и поперечных перемещений.

Известна конструкция корпуса буксы для колесных пар грузового вагона [Патент Украины № 109714, опубликован в бюл. №16 от 25.08.2016], выполненного в виде стальной отливки цилиндрической формы с центральным отверстием для установки подшипников и лабиринтного кольца, горизонтальной опорной площадкой, расположенной в верхней части корпуса, и вертикальными ограничителями перемещения с контактными площадками в виде двух параллельных выступов, размещенных на противоположных боковых частях корпуса, при этом высота упомянутых выступов меньше высоты вертикальных ограничителей перемещения, а контактные площадки образованы горизонтально ориентированными выступами с контактными поверхностями радиусной формы.

Также известна конструкция корпуса буксы [Патент Казахстана 26373, опубликован в бюл. №11 от 15.11.2012], имеющего ступенчатое цилиндрическое отверстие в центре, опорные выступы на периферии верхней наружной поверхности, бандажи на нижней наружной поверхности, направляющие челюсти и наклонные ребра с боковыми выступами, резьбовые отверстия в проушинах передней торцевой поверхности, при этом боковые выступы соединены между собой ребрами, а в поперечном сечении снабжены сопряжениями на периферии с опорными выступами и бандажами.

Известна конструкция корпуса для колесных пар грузовой тележки модели 18-100, выполненная в виде стальной отливки, со ступенчатым цилиндрическим отверстием в центре для размещения подшипникового узла колесной пары, приливами с опорными поверхностями под установку боковой рамы, объединенными между собой продольными ребрами жесткости, проушинами с резьбовыми отверстиями, расположенными на передней торцевой поверхности, предназначенные для крепления крепительной и смотровой крышек, а также упорными ограничители продольных и поперечных перемещений буксового проема боковой рамы, в виде вертикальных параллельных выступов, размещенных на противоположных боковых частях корпуса симметрично относительно центрального отверстия.

Данная конструкция выбрана в качестве прототипа для заявляемого изобретения.

Недостатком указанных конструкций корпусов букс грузовых вагонов является повышенная металлоемкость, влияющая на образование тепловых узлов в отливке за счет скопления металла, что может способствовать появлению литейных усадочных раковин, рыхлоты, пористости, что, в свою очередь, приводит к образованию трещин и излому детали в эксплуатации.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании корпуса буксы грузовой тележки, конструкция которой позволит снизить вероятность появления литейных дефектов в зонах упорных ограничителей продольных и поперечных перемещений челюстей буксового проема боковой рамы, расположенных на боковых частях корпуса буксы.

Поставленная задача решается за счет того, что в конструкции корпуса буксы каждая пара продольного и поперечного ограничителя имеет общее основание в виде площадки отлитой на наружной поверхности цилиндрической стенки корпуса буксы, при этом нижняя плоскость ограничителей расположена не ниже центра посадочного диаметра под установку подшипникового узла колесной пары, ограничители выполнены высотой от 60 мм до 80 мм, а радиус сопряжения внутренней поверхности стенки поперечного ограничителя с основанием выполнен в диапазоне от 11 мм до 13 мм.

Предлагаемая конструкция в значительной степени позволяет уменьшить металлоемкость конструкции корпуса буксы, что способствует снижению образования тепловых узлов в отливке, тем самым уменьшается вероятность формирования литейных дефектов усадочного характера, уменьшается процент брака при изготовлении детали, повышается ее усталостная прочность и снижается вероятность образования трещин и изломов в корпусе буксы в процессе его эксплуатации в составе тележки грузового вагона.

Выполнение продольных и поперечных ограничителей высотой
от 60 мм до 80 мм на одном общем основании позволяет обеспечить требуемую прочность конструкции корпуса буксы, а также перераспределить в тело основания ограничителей часть нагрузок, возникавших в зонах перехода ограничителей в цилиндрическую стенку корпуса буксы, что позволяет на 19%, в сравнении с прототипом, уменьшить величину пиковых напряжений от действия эксплуатационных нагрузок, снизить вероятность образования трещин и изломов и, как следствие, повысить эксплуатационную надежность корпуса буксы.

Выполнение радиуса сопряжения внутренней поверхности стенки поперечного ограничителя с основанием в диапазоне от 11 мм до 13 мм позволяет более равномерно распределить нагрузки в данной зоне за счет получения большей площади узла сопряжения, что в конечном итоге также снижает пиковые напряжения в данной зоне и способствует повышению эксплуатационной надежности конструкции корпуса буксы.

Выполнение основания под ограничители таким образом, что его вертикальная поверхность на которой расположены продольный и поперечный ограничители, расположена на расстоянии от 8 мм до 12 мм до наружной поверхности нижней части цилиндрической стенки корпуса буксы, позволяет получить наилучшее сочетание величин напряжений распределяемых в теле основания с его металлоемкостью. Так, расстояние свыше 12 мм приводит к излишней металлоемкости конструкции и увеличению вероятности образования литейных дефектов, а расстояние менее 8 мм приводит к превышению допустимого уровня нагрузок в зоне сопряжения поперечного ограничителя с основанием ввиду увеличения плеча действия нагрузки на поперечный ограничитель и уменьшения толщины основания воспринимающего часть возникающих нагрузок в эксплуатации.

Выполнение пары продольных и поперечных ограничителей расположенных на общем основании так, что расстояние между ними составляет от 20 мм до 25 мм, позволяет выполнять сопряжение внутренних поверхностей стенок ограничителей с основанием по радиусам достаточным для равномерного распределения нагрузок без образования точечных концентраторов напряжений. Данные размеры обусловлены тем, что при расстоянии между ограничителями менее 20 мм ограничители могут сопрягаться не с основанием, а между собой, что приведет к образованию теплового узла в отливке и появлению литейных дефектов в виде усадочных раковин, рыхлоты, пористости, в свою очередь выполнение расстояния более 25 мм приводит к чрезмерному расходу материала и увеличению массы детали без существенного снижения вероятности образования литейных дефектов.

Выполнение сопряжений основания с наружной поверхностью корпуса буксы по радиусу в диапазоне значений от 8 мм до 20 мм также позволяет исключить возникновение концентраторов напряжений по всему контуру перехода основания в тело корпуса буксы, снижая вероятность образования трещит и повышая эксплуатационную надежность конструкции корпуса буксы.

Выполнение на цилиндрической стенке корпуса буксы горизонтального ребра, соединяющего между собой основания, расположенные по одну сторону относительно вертикальной оси корпуса буксы, позволяет снять часть напряжений возникающих в основаниях и продольных ограничителях, расположенных на них, и перераспределить эти напряжения в тело ребра, кроме того, выполнение ребер снижает вероятность формирования литейных дефектов усадочного характера в основаниях, тем самым повышая прочность и эксплуатационную надежность конструкции корпуса буксы.

Исходя из вышеизложенного техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности конструкции корпуса буксы тележки грузового вагона.

Дополнительный технический результат заявляемого изобретения заключается в снижении материалоемкости конструкции корпуса буксы, что позволяет уменьшить массу корпуса буксы в сравнении с прототипом на 13% увеличивая тем самым количество перевозимого груза в грузовом вагоне, снизить затраты на изготовление и ремонт корпуса при восстановлении упорных ограничителей продольных и поперечных перемещений челюстей буксового проема боковой рамы.

Сущность заявляемого изобретения заключается в следующем:

Корпус буксы тележки грузового вагона, представляет собой стальную отливку, имеет ступенчатое цилиндрическое отверстие в центре для размещения подшипникового узла колесной пары, приливы с опорными поверхностями под установку боковой рамы, объединенные между собой продольными ребрами жесткости, упорные ограничители продольных и поперечных перемещений буксового проема боковой рамы, проушины с резьбовыми отверстиями, расположенные на передней торцевой поверхности и предназначенные для фиксации крепительной и смотровой крышек, каждая пара продольного и поперечного ограничителя имеет общее основание в виде площадки отлитой на наружной поверхности цилиндрической стенки корпуса буксы, при этом ограничители расположены выше центра посадочного диаметра под установку подшипникового узла колесной пары и выполнены высотой
от 60 мм до 80 мм, а радиус сопряжения внутренней поверхности стенки поперечного ограничителя с основанием выполнен в диапазоне от 11 мм
до 13 мм.

Кроме того, расстояние от вертикальной поверхности основания на которой расположены ограничители до наружной поверхности нижней части цилиндрической стенки корпуса буксы составляет от 8 мм до 12 мм, сопряжения основания с наружной поверхностью корпуса буксы выполнены по радиусу и составляют от 8 мм до 20 мм, расстояние между продольным и поперечным ограничителями расположенными на общем основании составляет от 21 мм до 25 мм, а основания, расположенные по одну сторону корпуса буксы относительно вертикальной оси, соединены между собой горизонтальным ребром выполненным на цилиндрической стенке корпуса буксы.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами:

Фиг. 1 - общий вид корпуса буксы (изометрия);

Фиг. 2 - общий вид корпуса буксы (вид спереди);

Фиг. 3 - общий вид корпуса буксы (вид сверху);

Фиг. 4 - корпус буксы (сечение А-А);

Фиг. 5 - корпус буксы (вид В);

Фиг. 6 - распределение уровня напряжений в корпусе буксы прототипа;

Фиг. 7 - распределение уровня напряжений в корпусе буксы по заявляемому изобретению.

Примером реализации предлагаемой конструкции может являться корпус буксы представленный на Фиг. 1-4, 6.

Корпус буксы колесной пары двухосной тележки грузового вагона. Корпус выполнен посредством стальной отливки из конструкционной нелегированной стали 15Л К20 (либо 20Л) по ГОСТ 977-88 и показателем твердости 120 HB. Корпус содержит ступенчатое цилиндрическое отверстие 1 в центре, в котором располагается подшипниковый узел колесной пары. В верхней части корпуса выполнены приливы 2 с прямоугольными опорными поверхностями 3, предназначенными для установки на них боковой рамы тележки. Приливы 2 объединены между собой двумя продольными ребрами жесткости 9, отлитыми на цилиндрической стенке корпуса буксы и расположенными ниже опорных поверхностей 3. На передней торцевой поверхности 8 корпуса выполнены четыре проушины 6 с глухими резьбовыми отверстиями 7, предназначенные для установки и фиксации крепительной и смотровой крышек буксового узла посредством болтов. На наружной поверхности цилиндрической стенки корпуса, слева и справа относительно вертикальной оси симметрии 11 корпуса, отлито по две площадки 12, на вертикальной торцевой поверхности 13 каждой из которых расположены один поперечный 5 и один продольный 4 ограничитель перемещений буксового проема боковой рамы. Вертикальные торцевые поверхности 13 площадок 12 параллельны продольной вертикальной плоскости корпуса буксы. Минимальное расстояние «С» между вертикальной торцевой поверхностью 13 и наружной поверхностью цилиндрической стенки корпуса буксы составляет 10 мм. Минимальный радиус сопряжения площадок 12 с наружной цилиндрической поверхностью корпуса буксы составляет 10 мм, а максимальный равен 20 мм.

Продольные ограничители 4 имеют прямоугольную форму, образованную параллельными противоположными стенками 4.1, 4.2 и 4.4, 4.5, расположенными перпендикулярно относительно вертикальной торцевой поверхности 13 площадки 12, и плоской вертикальной торцевой поверхностью 4.3, предназначенной для контакта с боковой рамой в процессе эксплуатации и расположенной параллельно вертикальной торцевой поверхности 13 площадки 12. Поперечные ограничители 5 образованы параллельными верхней 5.5 и нижней 5.4 стенкам, расположенными перпендикулярно относительно вертикальной торцевой поверхности 13 площадки 12, внутренней стенкой 5.1, параллельной внутренней стенке 4.1 продольного ограничителя, и наружной стенкой 5.2 выполненной под уклоном к внутренней стенке 5.1 с увеличением ширины поперечного ограничителя от вертикальной торцевой поверхности 5.3 к площадке 12. Расстояние между внутренними стенками 4.1 и 5.1 продольного 4 и поперечного ограничителей составляет 21 мм. Внутренняя стенка 5.1 поперечного ограничителя 5, предназначена для контакта с боковой рамой в процессе эксплуатации и сопряжена с вертикальной торцевой поверхностью 13 посредством радиуса «R» равного 12 мм. Нижние стенки 4.4 и 5.4 продольных 4 и поперечных 5 ограничителей расположены в одной плоскости выполненной на уровне центра 10 посадочного диаметра «D» под установку подшипникового узла колесной пары. Высота продольных 4 и поперечных 5 ограничителей, равная расстоянию «H» между их нижними стенками 4.4 и 5.4 и верхними стенками 4.5 и 5.5 соответственно, составляет 70 мм.

Каждая пара площадок 12, расположенная по одну сторону корпуса буксы относительно вертикальной оси 11, соединена между собой одним горизонтально расположенным ребром 14, отлитым на цилиндрической стенке корпуса буксы. Ребро 14 своей торцевой поверхностью 15 выступает относительно вертикальной торцевой поверхности 13 площадок 12 на 6 мм и имеет плавные радиусные сопряжения с наружной поверхность цилиндрической стенки корпуса буксы, площадками 12 и продольными ребрами 4.

В настоящее время на заявляемое изобретение разработана конструкторская документация и ведется подготовка к испытаниям опытных образцов.

Похожие патенты RU2839191C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2024
  • Самсонов Александр Васильевич
  • Чуваков Михаил Федорович
  • Баранова Ольга Игоревна
RU2839186C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2021
  • Нечаев Павел Михайлович
  • Власко Андрей Сергеевич
  • Самсонов Александр Васильевич
  • Гореньков Алесь Анатольевич
  • Чуваков Михаил Федорович
  • Баранов Александр Николаевич
RU2769028C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРЕХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2021
  • Власко Андрей Сергеевич
  • Нечаев Павел Михайлович
  • Самсонов Александр Васильевич
  • Гореньков Алесь Анатольевич
  • Чуваков Михаил Федорович
  • Баранов Александр Николаевич
RU2769031C1
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Воронович Виктор Петрович
  • Клитин Николай Алексеевич
RU2292282C1
УЗЕЛ ОПОРЫ БОКОВОЙ РАМЫ НА КОЛЕСНУЮ ПАРУ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2013
  • Карапейчик Игорь Николаевич
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Плоткин Владимир Семенович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Котенко Сергей Павлович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Никитченко Андрей Андреевич
RU2570930C2
Тележка двухосная грузового вагона 2019
  • Клемин Владислав Вячеславович
  • Маненков Александр Владимирович
  • Ставский Андрей Леонидович
  • Шмыгин Алексей Александрович
RU2723696C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Маненков Александр Владимирович
  • Ставский Андрей Леонидович
  • Карпюк Вадим Валентинович
  • Осыка Александр Валериевич
  • Шмыгин Алексей Александрович
RU2770250C1
КОНСТРУКЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ БУКСОВОГО УЗЛА С РАМОЙ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2014
  • Ахмеджанов Равиль Абдрахманович
  • Бельский Александр Олегович
RU2577815C2
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2014
  • Горпинченко Владимир Владимирович
  • Калетин Сергей Владимирович
  • Киреев Максим Аркадьевич
  • Лындин Иван Сергеевич
RU2562468C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 839 191 C1

Реферат патента 2025 года КОРПУС БУКСЫ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к конструкции буксового узла тележки грузового железнодорожного вагона. Корпус буксы тележки грузового вагона представляет собой стальную отливку и имеет ступенчатое цилиндрическое отверстие в центре для размещения подшипникового узла колесной пары. Корпус имеет приливы с опорными поверхностями под установку боковой рамы, объединенные между собой продольными ребрами жесткости. Корпус имеет упорные ограничители продольных и поперечных перемещений буксового проема боковой рамы. Корпус имеет расположенные на передней торцевой поверхности проушины с резьбовыми отверстиями, предназначенные для крепления крепительной и смотровой крышек. Каждая пара продольного и поперечного ограничителей имеет общее основание в виде площадки, отлитой на наружной поверхности цилиндрической стенки корпуса буксы. Нижняя плоскость ограничителей расположена не ниже центра посадочного диаметра под установку подшипникового узла колесной пары. Ограничители выполнены высотой от 60 до 80 мм. Радиус сопряжения поверхности внутренней стенки поперечного ограничителя с основанием выполнен в диапазоне от 11 до 13 мм. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 839 191 C1

1. Корпус буксы тележки грузового вагона, представляющий собой стальную отливку, имеющую ступенчатое цилиндрическое отверстие в центре для размещения подшипникового узла колесной пары, приливы с опорными поверхностями под установку боковой рамы, объединенные между собой продольными ребрами жесткости, упорные ограничители продольных и поперечных перемещений буксового проема боковой рамы, проушины с резьбовыми отверстиями, расположенные на передней торцевой поверхности и предназначенные для фиксации крепительной и смотровой крышек, отличающийся тем, что каждая пара продольного и поперечного ограничителей имеет общее основание в виде площадки, отлитой на наружной поверхности цилиндрической стенки корпуса буксы, при этом нижняя плоскость ограничителей расположена не ниже центра посадочного диаметра под установку подшипникового узла колесной пары, ограничители выполнены высотой от 60 мм до 80 мм, а радиус сопряжения поверхности внутренней стенки поперечного ограничителя с основанием выполнен в диапазоне от 11 мм до 13 мм.

2. Корпус буксы тележки грузового вагона по п. 1, отличающийся тем, что расстояние от вертикальной торцевой поверхности основания, на которой расположены ограничители, до наружной поверхности нижней части цилиндрической стенки корпуса буксы составляет от 8 мм до 12 мм.

3. Корпус буксы тележки грузового вагона по п. 1, отличающийся тем, что расстояние между продольным и поперечным ограничителями, расположенными на общем основании, составляет от 21 мм до 25 мм.

4. Корпус буксы тележки грузового вагона по п. 1, отличающийся тем, что сопряжения основания с наружной поверхностью корпуса буксы выполнены по радиусу и составляют от 8 мм до 20 мм.

5. Корпус буксы тележки грузового вагона по п. 1, отличающийся тем, что основания, расположенные по одну сторону корпуса буксы относительно вертикальной оси, соединены между собой горизонтальным ребром, выполненным на цилиндрической стенке корпуса буксы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2839191C1

УЗЕЛ ОПОРЫ БОКОВОЙ РАМЫ НА КОЛЕСНУЮ ПАРУ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2013
  • Карапейчик Игорь Николаевич
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Плоткин Владимир Семенович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Котенко Сергей Павлович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Никитченко Андрей Андреевич
RU2570930C2
Дисковая электростатическая машина 1930
  • Виленкин Л.Я.
SU26373A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЕТОК, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ГАЗОВОГО ПОТОКА 0
SU195727A1
АВТОМАТ ДЛЯ ОБРЕЗКИ И ФОРМОВКИ ВЫВОДОВ НОЖЕК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ 0
SU197009A1
WO 2016099876 A1, 23.06.2016.

RU 2 839 191 C1

Авторы

Нечаев Павел Михайлович

Самсонов Александр Васильевич

Гореньков Алесь Анатольевич

Трошин Александр Сергеевич

Даты

2025-04-28Публикация

2024-09-05Подача