Изобретение относится к оборудованию железнодорожного транспорта, в частности, пассажирских вагонов, и может быть использовано в качестве устройств фиксации и запирания привода (засова) задвижных дверей пассажирских вагонов.
Известен (RU, патент 170293, опубл. 19.04.2017) механизм двустворчатой раздвижной двери, содержащий несущую направляющую и установленные на ней каретки для горизонтального перемещения створок в продольной плоскости двери, а также устройства фиксации кареток на несущей направляющей в открытом и закрытом положениях створок, причем каждая каретка содержит корпус с закрепленными на нем роликами и установленными роликами на несущей направляющей с возможностью перемещения вдоль нее, а каждое устройство фиксации каретки состоит из двух частей, первая из которых расположена на корпусе каретки, а вторая установлена на несущей направляющей с возможностью монтажной регулировки положения фиксации каретки. При этом механизм дополнительно снабжен шкиво-ременной передачей, соединенной с каретками с возможностью обеспечения синхронного разнонаправленного перемещения створок, устройства фиксации выполнены с возможностью упругой фиксации каретки на несущей направляющей, обе части устройств фиксации каретки в открытом и закрытом положениях створок выполнены в механизме с возможностью быстрого доступа к ним, вторая часть каждого устройства фиксации каретки установлена на наружной поверхности несущей направляющей и смещена в продольной плоскости двери по вертикали относительно корпуса каретки, причем первая часть устройства фиксации каретки в открытом положении створок выполнена в виде детали, которая установлена на корпусе каретки одной из створок и имеет плоскую поверхность со стопорной канавкой, расположенную перпендикулярно продольной плоскости двери и параллельно направлению движения каретки, а вторая часть выполнена в виде стопора с нажимным элементом, подпружиненным к плоской поверхности со стопорной канавкой упомянутой детали с возможностью механического взаимодействия с ними, первая часть устройства фиксации каретки в закрытом положении створок выполнена в виде фланца, закрепленного наверху корпуса каретки одной из створок, а вторая часть выполнена в виде механически связанного с фланцем пневмоцилиндра с возвратной пружиной для удерживания каретки в закрытом положении створок.
Недостатком известного устройства следует признать невозможность его применения для дверей прислонно-сдвижного и типа, а также нежесткое удержание створок в закрытом положении двери.
Известно (ЕР, патент 0649961, опубл.26.04.1995) фиксирующее устройство для створки двери, причем дверь снабжена одним дверным приводом, скользящий рычаг которого с одним ползуном с возможностью сдвига направлен в направляющей планке. В ползуне расположен имеющий возможность качаться вокруг оси нагруженный пружиной балансир, который для фиксирования створки в открытом положении упирается в закрепленный в направляющей планке клиновой элемент. Усилие действующей на балансир пружины может регулироваться.
Устройство требует большого пространства, а тем самым и большой направляющей планки.
Известна (RU, патент 37512, опубл. 27-04.2004) подвеска сдвижной двери, содержащая направляющую с верхней и нижней полками и каретку, корпус которой установлен в направляющей на роликах, сгруппированных парами, и соединен с устройством для крепления двери, причем ролики установлены на осях, которые параллельны друг другу и перпендикулярны продольной плоскости двери, один из роликов пары контактирует с верхней полкой направляющей, а другой ролик контактирует с нижней полкой направляющей, причем на каретке размещены, по меньшей мере, две пары роликов, по меньшей мере, один ролик установлен на поворотном рычаге и подпружинен к верхней полке направляющей, причем один конец поворотного рычага шарнирно соединен с осью, закрепленной на корпусе каретки параллельно оси ролика, между элементом корпуса каретки и свободным концом рычага размещен упругий элемент, установленный с возможностью создания прижимного усилия к верхней полке направляющей, а верхняя полка снабжена двумя канавками, которые разнесены между собой вдоль полки и выполнены с возможностью фиксации подпружиненного ролика в крайних положениях каретки при открытой и закрытой двери.
Данную конструкцию невозможно использовать для прислонно-сдвижной двери, а также для надежного удержания створок в закрытом положении двери.
Известно (RU, патент16935 опуб.27.02.2001) устройство для фиксации створки вагонной двери, содержащее фиксирующий механизм, выполненный в виде поворотного упора, шарнирно установленного в пазухе, выполненной в створке вагонной двери, с возможностью в выдвинутом положении взаимодействовать с дверной коробкой. Устройство дополнительно снабжено предохранительным элементом, выполненным в виде пластинчатой пружины с размерами, обеспечивающими ее размещение в пазухе створки вагонной двери между поворотным упором и нижней стенкой пазухи с обеспечением отсутствия возможности несанкционированного изменения положения поворотного упора.
Недостатком известного устройства следует признать его низкую надежность.
Данное техническое решение принято в качестве ближайшего аналога разработанного технического решения.
Техническая проблема, решаемая с использованием разработанного устройства, состоит в усовершенствовании вагонного оборудования.
Технический результат, достигаемый при реализации разработанного устройства, состоит в повышении надежности фиксации каретки вагонной двери.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанное устройство фиксации продольной каретки прислонно-сдвижной вагонной двери. Устройство содержит кронштейн, в трубе которого неподвижно закреплены линейные подшипники, в проушинах кронштейна неподвижно закреплены цилиндрические направляющие, на оси кронштейна закреплен вращающий ролик, на цилиндрических направляющих закреплен шатун, на котором расположен ролик, при этом шатун установлен с возможностью линейного перемещения вдоль указанных направляющих, на одной из цилиндрических направляющих в углублении шатуна закреплена вилка, при этом вилка установлена с возможностью свободного вращения вокруг указанной цилиндрической направляющей, либо с возможностью перемещения линейно вдоль указанной направляющей совместно с шатуном, между усами вилки с использованием лысок закреплена ходовая гайка.
На фиг. 1 приведен вид разработанного устройства, при этом использованы следующие обозначения: кронштейн 1, в трубе которого неподвижно закреплены линейные подшипники 2, в проушинах кронштейна неподвижно закреплены цилиндрические направляющие 3, на оси кронштейна закреплен вращающий ролик 4, на цилиндрических направляющих 3 закреплен шатун 5, на котором расположен ролик 6, при этом шатун установлен с возможностью линейного перемещения вдоль указанных направляющих, на одной из цилиндрических направляющих 3 в углублении шатуна 5 закреплена вилка 7, при этом вилка установлена с возможностью свободного вращения вокруг указанной цилиндрической направляющей 3, либо с возможностью перемещения линейно вдоль указанной направляющей совместно с шатуном, между усами вилки с использованием лысок закреплена ходовая гайка 8.
В одном из вариантов реализации между лысками и усами вилки присутствуют зазоры, позволяющие гайке самостоятельно принимать необходимое положение в пространстве в рамках зазоров как вдоль направляющей, так и в плоскости, перпендикулярной ей.
На шатуне может быть закреплен демпфер.
В некоторых вариантах реализации шатун установлен с возможностью перемещения вдоль направляющих шатуна, закрепленных на поперечной каретке, действием пружины, расположенной на одной из направляющих.
На шатуне может быть закреплена шпилька, выполненная с возможностью удерживания шатуна фиксатором в открытом положении. Разработанное устройство работает следующим образом.
Поперечные каретки, в которых закреплена круглая продольная направляющая, имеют свои линейные подшипники, которые движутся по круглым поперечным направляющим.
Криволинейная траектория перемещения продольных кареток обеспечивается ведущим роликом, перемещающимся внутри Г-образной направляющей.
В закрытом положении каретка надежно фиксируется закрепленным на шатуне запорным роликом, который, упираясь в стенку Г-образной направляющей, препятствует поперечному перемещению каретки.
Шатун перемещается вдоль направляющих шатуна, закрепленных на продольной каретке, и постоянно стремится вернуть закрытое положение под действием пружины, расположенной на одной из направляющих. На шатуне закреплена шпилька, за которую шатун удерживается фиксатором в открытом положении, и вилка, через которое шатуну передается усилие от ходовой гайки.
Соединение ходовой гайки с вилкой, а ее в свою очередь с шатуном, обеспечивает, во-первых, гайке две степени свободы для возможности самоустановки в плоскости с целью компенсации погрешностей, во-вторых, исключает ее проворот вокруг ходового винта.
Вращение винта вокруг своей оси приводит к линейному перемещению вдоль него гайки. Вместо винтовой передачи может применяться шарико-винтовая (ШВП), профиль резьбы может быть любой.
Фиксатор удерживает шатун за шпильку в открытом положении за счет усилия от пружины кручения и некоторого угла в зоне касания фиксатора и головки шпильки. Шпилька имеет заострение на головке, которое при необходимости позволяет при открытии шатуна взвести фиксатор, отодвинув его от цилиндрического корпуса продольной каретки. Фиксатор освобождает шпильку при нажатии на его нижнюю часть, называемую «лапкой». При закрытии продольной каретки фиксатор лапкой упирается в упор, закрепленный неподвижно, отдельно от продольной каретки и круглой продольной направляющей, поворачивается и освобождает шпильку шатуна.
Открытие происходит в следующей последовательности:
Вращается винт, линейно перемещается гайка, толкая вилкой шатун, запорный ролик доходит до радиуса Г-образной направляющей, продольная каретка начинает движение вдоль Г-образной направляющей, лапка фиксатора постепенно отходит от упора и фиксатор начинает удерживать шпильку шатуна, продольная каретка движется вдоль Г-образной направляющей, пока вращение винта не прекращается.
Закрытие происходит в следующей последовательности:
Вращается винт, линейно перемещается гайка, толкая вилкой шатун, удерживаемый фиксатором в открытом положении, продольная каретка движется вдоль Г-образной направляющей, когда запорный ролик окажется вблизи радиуса Г-образной направляющей, лапка начинает касаться упора и постепенно освобождает шпильку шатуна, после того, как шпилька освободится, шатун перемещается в закрытое положение, запорный ролик упирается в стенку Г-образной направляющей, вращение винта прекращается.
Пружина на направляющей шатуна способствует переходу шатуна в закрытое положение при ручном закрытии продольной каретки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство фиксации привода вагонной двери | 2024 |
|
RU2840952C1 |
Прислонно-сдвижная дверь с электровинтовым приводом | 2022 |
|
RU2780555C1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2022 |
|
RU2792906C1 |
НИЖНЯЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА РАЗДВИЖНЫХ ДВЕРЕЙ | 2008 |
|
RU2424142C2 |
КАБИНА ЛИФТА, РАЗДВИЖНАЯ МНОГОСТВОРЧАТАЯ ДВЕРЬ, ЗАКРЕПЛЕННАЯ НА НЕСУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ КАБИНЫ ЛИФТА, И УЗЕЛ ПОДВЕСКИ СТВОРКИ ДВЕРИ К КАРЕТКЕ | 2004 |
|
RU2276093C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СДВИЖНОЙ ДВЕРИ | 2002 |
|
RU2211295C1 |
РАЗДВИЖНАЯ ИЛИ ПОВОРОТНО-РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ | 2023 |
|
RU2808403C1 |
МЕХАНИЗМ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ | 2016 |
|
RU2630566C1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2020 |
|
RU2765326C1 |
Привод раздвижной двери | 2022 |
|
RU2779669C1 |
Изобретение относится к оборудованию железнодорожного транспорта, в частности пассажирских вагонов, и может быть использовано в качестве устройств фиксации и запирания привода (засова) задвижных дверей пассажирских вагонов. Устройство содержит кронштейн, в трубе которого неподвижно закреплены линейные подшипники, в проушинах кронштейна неподвижно закреплены цилиндрические направляющие. На оси кронштейна закреплен вращающийся ролик. На цилиндрических направляющих закреплен шатун, на котором расположен ролик, при этом шатун установлен с возможностью линейного перемещения вдоль указанных направляющих. На одной из цилиндрических направляющих в углублении шатуна закреплена вилка, при этом вилка установлена с возможностью свободного вращения вокруг указанной цилиндрической направляющей, либо с возможностью перемещения линейно вдоль указанной направляющей совместно с шатуном, между усами вилки с использованием лысок закреплена ходовая гайка. Технический результат, достигаемый при реализации разработанного устройства, состоит в повышении надежности фиксации каретки вагонной двери. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Устройство фиксации каретки вагонной двери, характеризующееся тем, что оно содержит кронштейн, в трубе которого неподвижно закреплены линейные подшипники, в проушинах кронштейна неподвижно закреплены цилиндрические направляющие, на оси кронштейна закреплен вращающийся ролик, на цилиндрических направляющих закреплен шатун, на котором расположен ролик, при этом шатун установлен с возможностью линейного перемещения вдоль указанных направляющих, на одной из цилиндрических направляющих в углублении шатуна закреплена вилка, при этом вилка установлена с возможностью свободного вращения вокруг указанной цилиндрической направляющей, либо с возможностью перемещения линейно вдоль указанной направляющей совместно с шатуном, между усами вилки с использованием лысок закреплена ходовая гайка.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что между лысками и усами присутствуют зазоры, позволяющие гайке самостоятельно принимать необходимое положение в пространстве в рамках зазоров как вдоль направляющей, так и в плоскости, перпендикулярной ей.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на шатуне закреплен демпфер.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шатун установлен с возможностью перемещения вдоль направляющих шатуна, закрепленных на поперечной каретке, действием пружины, расположенной на одной из направляющих.
5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на шатуне закреплены шпилька, выполненная с возможностью удерживания шатуна фиксатором в открытом положении.
КОМПАКТНАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ КАРЕТКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОЙ СТВОРКИ, СМЕЩАЕМОЙ В ПРОДОЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ | 2010 |
|
RU2526006C2 |
Электролизер для получения металлов, например цинка из водных растворов, выполненный в виде вертикальной цилиндрической ванны | 1960 |
|
SU134877A1 |
СПОСОБ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ТОМАТОВ НАТУРАЛЬНЫХ ЦЕЛЫХ | 2007 |
|
RU2346623C1 |
Авторы
Даты
2025-05-30—Публикация
2024-11-25—Подача