(54) ПАРУСНЫЙ ТРИМАРАН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Парусное судно | 1981 |
|
SU1030239A1 |
Устройство для уменьшения крена парусного тримарана | 1982 |
|
SU1123928A1 |
СКОРОСТНОЕ СУДНО | 2010 |
|
RU2436707C1 |
Модульный тримаран | 2021 |
|
RU2771974C1 |
ПЕНТАМАРАН | 1991 |
|
RU2076056C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2145291C1 |
ПОЛИМАРАН | 1992 |
|
RU2053155C1 |
Швартовое устройство разборного катамарана | 1980 |
|
SU1039801A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
СУДНО | 2004 |
|
RU2352492C2 |
1
Изобретение относится к судостроению, в частности к парусным тримаранам спортивно-туристского назначения.
Наиболее близкой к изобретению является конструкция, содержащая корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней балок моста, и парусное вооружение 1.
Однако данная конструкция сложна, так как наряду с поплавками судно необходимо оснащать и швертами, а также устройствами для их опускания и подъема. Сами щверты при этом не обеспечивают достаточно высокой остроты хода, а совокупность поплавков и щвертов вьтзывает повышенное гидродинамическое сопротивление, ограничивая маневренность судна на острых курсах и при поворотах.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повыщение маневренности за счет установки швертов под углом атаки, обеспечивающим нужный дрейф на острых курсах.
Поставленная цель достигается тем, что в парусном тримаране, содержащем корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней
балок моста, и парусное вооружение, поплавки выполнены в виде щвертов с крыльевым профилем и прикреплены к балкам щарнирно, а задняя балка выполнена с талрепом для регулирования ее. длины.
На фиг. 1 изображен парусный тримаран, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид спереди, при крене на курсе бейдевинд; на фиг. 3 то же, вид сверху, и действующие, силы ветра и поплавка-щверта на курсе бейдевинд; на фиг. 4 - устройство для регулировки угла атаки поплавка; на фиг. 5 обводы правого поплавка, общий вид; на фиг. 6 - правый поплавок, разрез по ватерлинии (ВЛ) № 1; на фиг. 7 - обводы пра.вого поплавка, вид спереди.
Тримаран содержит корпус 1, правый 2 и левый 3 поплавки,переднюю 4 и заднюю 5 мостовые балки, парусное вооружение 6. Для регулирования угла атаки использует20 ся талреп (фиг. 4), состоящий из маховика 7, имеющего винты с правой 8 и левой 9 резьбой, упорных трубок 10 и ограничивающих скоб 11. В этом случае поплавки 2 и 3 крепятся щарнирами передней 12 и задней 13 балок.
Поплавок профилируется согласно рекомендуемым для гоночных судов данным. Правый поплавок имеет несимметричный профиль (фиг. 5-7), профиль левого поплавка - зеркально отображенный профиль правого.
Действие тримарана может быть рассмотрено в двух основных случаях - при движении судна под парусами на курсе бейдевинд и на курсе фордевинд.
При курсе бейдевинд схема движущих судно сил указана на фиг. 3, где W - направление ветра, F - аэродинамическая сила, возникающая на парусе, F, - ее продольная составляющая (тяга), - ее поперечная составляющая, вызывающая дрейф судна.
При несимметричном профиле поплавка 2 и установке его под углом атаки ot на нем возникает сила , являющаяся антидрейфовой силой (она противодействует дрейфу). В зависимости от эффективности профиля и величины угла атаки л эта сила Р„ц, может уравновещивать силу дрейфа Рд, быть меньше ее или больще. Соответственно судно идет по курсу без дрейфа, либо с некоторым дрейфом, соответственно в подветренную или наветренную сторону.
Управление дрейфом осуществляется следующим образом.
Когда экипаж откренивает судно (фиг. 2), поплавок 2 погружается в воду, что вызывает возникновение антидрейфовой силы Р„щ. Противоположный поплавок 3 из воды выходит и никакого гидродинамического сопротивления не оказывает. Экипаж получает возможность увеличивать или уменьщать антидрейфовую силу в зависимости от требований и условий гонок или безопасности при плавании. В обычных условиях движения при острых курсах всегда обеспечена эффективная работа поплавка, так как ветер способствует необходимому крену. При повороте оверщтаг (изменении галса) работа обоих поплавков взаимно меняется.
Первоначальная установка поплавка по углу атаки Л подбирается опытным путем в зависимости от условий и задач, рещаемых рулевым в процессе плавания (гонки).
Талреп с маховиком 7 предназначен для установки угла атаки поплавков 2 и 3
(фиг. 4). Антидрейфовая сила может меняться рулевым с помощью талрепа как при настройке судна, так и непосредственно в плавании и в гонке. Работа талрепа заключается в том, что при вращении маховика 7 винты 8 и 9 раздвигают (или сжимают) разрезные части задней балки 5, меняя угол атаки Л. Упорные трубки 10 и ограничивающие скобы 11 осуществляют фиксацию устройства в заданном положении.
На курсе фордевинд судно имеет тенденцию уменьщать крен. В этом случае оба поплавка выходят из воды, что исключает .ненужное в этом случае гидродинамическое сопротивление поплавков.
Работа на курсах галфинд и бакщтаг является промежуточной для рассмотренных случаев.
Применение указанных поплавков-щвертов с крыльевым профилем и устройства талрепа для регулировки угла атаки упрощает общую конструкцию и управление судном, а в конечном итоге может повысить маневренность тримарана, выражающуюся в повыщении скорости на генеральном курсе, сокращении времени поворотов, улучщении лавировочных качеств на острых курсах.
Формула изобретения
Парусный тримаран, содержащий корпус, поплавки, которые соединены между собой и корпусом посредством задней и передней балок моста, и парусное вооружение, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщения маневренности за счет установки щвертов под углом атаки, обеспечивающим регулируемый дрейф на острых курсах, поплавки выполнены в виде швертов с крыльевым профилем и прикреплены к балкам щарнирно, а задняя балка выполнена с талрепом для регулирования ее длины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1983-03-15—Публикация
1981-01-07—Подача