Гидрореактивный судовой движитель Советский патент 1955 года по МПК B63H11/08 

Описание патента на изобретение SU100529A1

Предметом изобретения является гидрореактивный (водометный) движитель для судов малой осадки, предназначенных для плавания в мелководных бассейнах, в основном в малых реках, и выполненный с пропеллерным насосом, расположенным в днище корпуса катера, с всасывающим отверстием, с коническими насадками выше ватероЧинии для выброса воды и с отводными патрубками для изменения направления выброса воды.

Известные движители такого назначения имеют ряд недостатков, важнейшим из которых является малая маневренность, что затрудняет их работу в малых лесосплавных реках среди большого количества плаваюпшх бревен. Попытки устранить эти недостатки включением в конструкцию движителя устройства, которое позволяло бы на ходу судна изменять направление движения выбрасываемой струи воды через отводной патрубок, не дали до сих пор хороших результатов вследствие того, что устройство, распределяющее воду между трубой и патрубком, при попадании в пего вместе с водой взвешенных частиц (галька, песок, щепа и т. п.) переставало функционировать.

В описываемой конструкции гидрореактивного движителя этот недостаток устранен тем, что изменение направления движения воды в трубе и боковом патрубке производится встроенными в них кинематически связанными между собой поворотными заслонками, свободно пропускающими попавшие в воду твердые взвешенные частицы.

Па фиг. 1 представлен продольный разрез катера с встроенным в него гидрореактивным движителем; на фиг. 2 - план катера с движителем; на фиг. 3 - положение регулирую1ЦИХ заслонок при движении катера вперед (передний ход); на фиг. 4- то же при движении катера назад (задний ход); на фиг. 5 - то же при остановке катера (стоп).

Пропеллерный насос /, приводимый в движение двигателем 2, засасывает воду через продолговатую щель в носовой части днища катера. Вода из щели попадает в патрубок 3, имеющий форму усеченного полуцилиндра, ось которого наклонена под небольщим УГЛОМ к горизонту. Полуцилиндр переходит в расширя)ощийся конус (диффузор) 4, присоединенный к корпусу пропеллеряого насоса. Из насоса вода попадает в трубы 5 разветвляющегося трубопровода, переходящие в конце в сужающиеся конические насадки 6 выбрасывающие воду за корму несколько выше ватерлиНии катера. При таком

иапраг;лениИ noroi-ca воды катер движется вперед.

Для получения заднего хода, т. е. д;ш направления движения водяного потока в обратную сторону, к трубам 5 прикреплены отводные патрубки 7, заканчивающиеся коническими насадками . Для направления потока воды прямо по трубе 5 или в патрубок 7 около их стыка вставлены поворотные заслонки 5 и 10, связанные между собой жесткой тягой 11 таким образом, что если заслонка 5 в трубе 5 поставлена по оси трубы и дает свободный проход по трубе 5 водяному потоку, то заслонка 10 в патрубке 7 встает поперек патрубка, закрывая его сечение для прохода воды.

При таком положении заслонок поток воды выбрасывается через насадки (з за корму и передвигается вперед (передний ход - фиг. 3). Если же заслонку 9 поставить поперек сечения трубы 5 перекрыв это сечение для прохода воды, то заслонка 10 повернется в положение, указанное на фиг. 4 и обеспечивающее движение потоку воды в патрубок 7 и в насадку 8. Поток воды устремится через патрубок 7 и его коническую насадку 8 и реакция потока обусловит движение катера назад (захтний ход - фиг. 4).

При установке заслонки 9 под некоторым углом к оси трубы 5, заслонка 10 также встаиет под некотоPBIM углом к оси патрубка 7. Водяной поток разделится и частично пойдет через трубу 5, а частично через патрубок 7. Может быть выбрано такое положение обеих заслонок, при котором реакция воды вперед и назад уравняется и катер остановится (положение «стоп - фиг. 5).

При всех трех указанных положениях заслонок режим работы двигателя 1 и насоса 1 не меняется. Управление заслонками производится секто-ром 1, к которому прикреплен трос 13, протянутый в рубку катера. К сектору 2 прикреплена прзжина 14, которая стрем-ится установить заслонки на положение «передний ход.

Ось поворота заслонки 9 отнесена несколько назад, а, ось поворота заслонки 10 - внеред от центра давления потока воды на площадь заслонок, что также заставляет их стать в положение «передний ход. Таким образом, в случае порчи управления заслонками они автоматически устанавливаются на «передний ход. Это обусловливает также стабильный ход катера вперед.

Для уменьшения гндравлических нотерь и упрощения конструкции, оси насадок 6 переднего хода отклонены от диаметральной нлоскости катера примерно на 5-7°.

Предмет изобретен и я

1. Гидрореактивный судовой движитель с пропеллерным насосом,расположенныг в днище корпуса катера, всасывающим отверстием и выбросом воды через конические насадки выще ватерлинии и с применением отводных патрубков для изменения направления потока выбрасываемой воды, отличающийся тем, что, в целях безотказного пере;вода катера с переднего хода на задний и обратно, движитель оснащен устройством, выполненным в виде вставленных в трубу и отводной патрубок, в месте их стыка, поворотных заслонок, оси KOTOipbix своими кривощипами связаны между собой жесткой тягой так, что при повороте заслонки в основной трубе в положение, параллельное ее оси, заатонка в патрубке автоматически устанавливается в положение, перекрывающее его сечение, направляя течение воды в основную трубу и насадки переднего хода, толкая катер вперед, а при повороте первой заслонки в закрытое положение основной трубы заслоика патрубка автоматически открывается для свободного прохода воды в патрубки заднего хода и толкания катера назад.

2. Форма выполнения гидрореактивного судового движителя по п. 1, отличающаяся тем, что, в целях самоустановки заслонок для хода вперед при потере управления дросселями, оси вращения заслонки основной трубы и заслонки отводного патрубка смещены от их геометрических осей.

3. Форма выполнения гидрореактивного судового движителя по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, is целях уменьшения гидравлических

потерь и уирощеиия конструкции, оси насадок переднего хода отклоне1;ь от диаметральной плоскости катера.

Похожие патенты SU100529A1

название год авторы номер документа
РЕАКТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Мельников Алексей Степанович
RU2094630C1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
  • Ванчиков Николай Александрович
  • Каверя Владимир Иванович
  • Смирнов Александр Сергеевич
SU1111945A1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1988
  • Макаров Владимир Александрович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1738690A1
Прямоточный гидрореактивный судовой двигатель В.В.Филимонова 1990
  • Филимонов Вениамин Викторович
SU1720927A1
Реактивный движитель для судов 1948
  • Василевский Ю.А.
SU76223A1
СУДОВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1970
  • И. И. Ерлыкин, А. Е. Степанов, Б. С. Киселев, Е. Г. Галкин, Г. А. Чебышев Э. И. Привалов
SU263428A1
ВОДОЗАБОРНИК СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 1994
  • Соловьев А.П.
RU2079420C1
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ В.С. ГРИГОРЧУКА 1999
  • Григорчук В.С.
RU2165376C1
ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Елисеев Юрий Сергеевич
  • Эшинский Валентин Валентинович
RU2355600C1
РЕАКТИВНЫЙ ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1994
  • Мельников Алексей Степанович
RU2097265C1

Иллюстрации к изобретению SU 100 529 A1

Реферат патента 1955 года Гидрореактивный судовой движитель

Формула изобретения SU 100 529 A1

Фиг. 2.

Передний ход

Задний хоЗ

Передний Ход

Задний ход

Hofio eHue стоп

SU 100 529 A1

Авторы

Кужма А.П.

Даты

1955-01-01Публикация

1954-03-16Подача