Одним из средств повышения коэффициента мощности потребителей электроэнергии является использование синхронных двигателей в режиме перевозбуждения.
Наличие в работе большого числа неполиостьро загруженных двигателей и дефицитность статических конденсаторов делают использование синхрониых двигателей одновременно JJ качест1 е компенсаторов реактивной мощности наиболее существенным. Недогрузка двигателей вызывается (в осиовном) несоотгзетствием между рабочей нагрззкой и номинальной моищостью двигателей, выбираемой по шкале стандартов, а также неиостоянством технологии производства.
Эффективное использование синхронных двигателей в качестве компенсаторов реактивной лгощности может быть обеспечено только при условин автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя по ТОК}- нагрузки.
Нри работе синхронного двигателя одновременно в режиме компенсатора верхний предел отдаваемой в сеть реактивной мощности должен ограничиваться в основном максимально
допустимым током статора (нагрузки) и максимально допустимым током ротора (возбуждеиия).
Предложенное устройство, осуществляющее автоматическое регулирование возбуждеиия синхронного двигателя по току нагрузки, принадлежит к известному устройств того же назначения, в которых для управления возбуждением возбудителя двигателя используется магнитный усилитель.
Особеиность иредложеггного устройства, обеспечиваюигая новышеиие точности регулировання, состоит в том, что цепи управ-чеиия, питаемые через выпрямитель от трансформатора тока, образованы встречнодействующимн управляющими обмотками магнитного усилителя, выполненного с обратной связью, и одна из этих цепей 1нунтирована нелииейиым активным сопротивлением.
Для ограничеиия тока возбуждения двигате;гя служит вспомогательная управляюи1,ая обмотка магнитного усилителя, вклгочеиная через электрический вентиль на разность между напряжением на обмотке возбуждения двигателя и эталонным стабилизнроваиным напряжеииелт.
На фиг. 1 показана принципиальная схема предложенного устройства для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя; на фиг. 2, 3 и 4 представлены кривые, поясняюш,ие действие устройства.
В устройстве применен магнитный усилитель МУ с обратной связью. Усилитель имеет две обмотки управления / и /Л получающие питание от трансформатора тока ТТ в цепи статора синхронного двигателя СД через селеновые выпрямители ВС-1 и ВС-2. Цепь обмотки управления / шунтнрована нелинейным активным сопротивлением - бареттером Б. Рабочие обмотки I и V/ магнитного усилителя включены через выпрямитель ВС-3 на сопротивление в цепи обмотки возбуждения ОВВ возбудителя В. Обмотка IV представляет собой обмотку обратной связи.
На фиг. 2 приведены кривые зависимости токов управления у в обмотках / и // от тока статора /(,,„ Обмотки / и // действуют встречно и, следовательно, ампервитки управления магнитного усилителя МУ определяются разностью ампервитков обмоток / и //.
На фиг. 3 показана кривая зависимости ампервитков управления магнитного усилителя AW, от тока статора , ; на фиг. 4 - кривая зависимости выходното рабочего тока/ от ампервитков управления AW,, .
Выход регулируюи1его устройства подключен к цепи возбуждения по встречной схеме. При снижении тока статора появляются отрицательные ампервитки управления усилителя (фиг. 3), вследствие чего уменьшается рабочий ток усилителя, что, в свою очередь, вызывает увеличение тока возбуждения и, как следствие, увеличение тока статора.
При увеличении тока статора выше номинального значения /с„,.„„,,, появляются положительные ампервитки управления, что приводит к увеличению выходного тока /,, усилителя. При этом ток возбуждения и, следовательно, ток статора уменьшаются.
Вспомогательная управляюн1ая обмотка 1П магнитного усилителя служит для ограничения тока ротора
в определенных пределах. Она включена через электрический вентиль (селеновый выпрямитель) ВС-4 на разность между нанряжением U „ на обмотке возбуждения 5) и эталонным стабилизированным напряжением У,„, получаемым от стабилизатора папряжения СТ. Когда ток ротора меньше допустимого, U,. СУ,„ , и благодаря вентилю ВС-3 ток через обмотку /// не протекает. При токе ротора больше допустимого О,, „„ , и Б обмотке /// появляется ток, вызывающий увеличение тока усилителя, что, в свою очередь, приводит к снижению тока возбуждения возбудителя.
На фиг. 1 пунктирными линиями показаны цепи включенных в схему устройства - трансформатора напряжения ТН, реле минимального напряжения Я и промежуточного реле П, осун ествляющих форсировку возбуждения.
Предмет изобретения
1.Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя по току нагрузки, поддерживающее машину в режиме компенсатора реактивной мощности и содержащее трансформатор тока, питаюи1ий через выпрямители цепи управления, и магнитный Зсилитель, включенный своей выходной обмоткой в цепь возбуждения возбудителя двигателя, о т л и ч а ю И1, е е с я тем, что, с целью повышения точности регулирования, указанные цепи управления составлены из встречнодействуюн1,их управляюп1их обмоток магнитного усилителя, выполненного с обратной связью, и одна из этих цепей шунтирована нелинейным активным сопротивлением.
2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что для ограничения тока возбуждения двигателя магнитный усилите.чь снабжен вспомогательной управляющей обмоткой, включенной через электрический вентиль на разность между напряжением на обмотке возбуждения двигателя и эталонным стабилизированным напряжением. П тание от сети L 117. l2. Be-Ц i i, ( ст ) I j Питание от оперативной , I tfg/7 u/tu аг н /муляторщj | u IГIj I ерап1и8ноа
i-M
c,
Фиг.З
-My
/7lVy+
Авторы
Даты
1955-01-01—Публикация
1954-03-30—Подача