Изобретение относится к электро машиностроению и может быть исполь зовано в электрических машинах с повышенными требованиями к виброакустическим параметрам. Известны конструкции статоров электрических машин, в которых для виброизоляции сердечника статора . от корпуса используются упругие элементы различных конструктивных исполнений ft 3Недостатками указанных кднструкций статоров является отсутствие возможности изменения величины жесткости упругой связи после монта жа сердечника статора в корпусе, а также малое демпфирование упругих элементов. При изготовлении сердечника статора, корпуса и упругих элементов н избежны технологические отклонения их размеров от идеальных форм, что определяет разброс собственных частот колебаний упругой подвески. Так как в электрических машинах с подшипниками качения имеется широ кий спектр частот вибрационных возбуждающих сил, во многих случаях происходит нежелательное увеличение уровней вибрации подшипниково го происхождения на частотах, близких к собственным частотам колебаний упруго закрепленного сердечника статора. Указанный отрицательный тем больше, чем меньше демпфирование в упругих связях. В то же время упругие элементы, выпол- ненные в виде стальных, пружин из монолитного материала, наряду с ма лым внутренним демпфированием склон ны к волновым резонансам, что снижает эффективность виброизоляции в области действия электромагнитных сил. Наиболее близок к предлагаемому статор электрической машины, в которой упругие элементы подйески выполнены в виде полых стержней, заполняемых жидкостями. Частота собственных колебаний пружинящих стержней регулируется изменением вязкости жидкостей. Использование жидкостей позволяет обеспечить вибродемпфирование в упругих связях, что играет положительную роль на ре зонансных частотах подвешенного ста тора 2. Однако известная конструкция упругой подвески статора нетехнологимна при серийном производстве, связана с необходимостью индивидуального подбора жидкостей, отличающихся по вязкости , и склонна к изменению своих упругих характеристик при различных температурных режимах, что снижает надежность. Цель изобретения - обеспечение возможности доступной регулировки жесткости упругой подвески сердечника статора двигателя после его монтажа в корпусе для отстройки резонансных частот колебаний статора от частот возбуждающих сил, а также увеличение вибродемпфирования упругих связей, что приводит к повышению надежности. Указанная цель достигается тем, что статор электрической машины, содержащий сердечник, закрепленный . в корпусе посредством упругих элементов, снабжен дополнительными упругими элементами, расположенными симметрично по наружной поверхности Корпуса и выполненными в виде пакетов тарельчатых пружин, соединеннйх с сердечником посредством шпильки и нажимной гайки. Регулировка жесткости упругой связи осуществляется подбором пакетов тарельчатых пружин и степенью их сжатия. Выполнение упругих элементов в виде шихтованных пакетов обеспечивает повышенное демпфирование за счет сухого трения между элементами. С целью увеличения демп фирующих свойств упругих элементов для уменьшения амплитуд вибраций на частотах, близких к резонансу подвески, часть тарельчатых пружин может быть выполнен из материалов с повышенным;:вибродемпфированием, например из медномарганцевого сплава. На фиг. 1 схематично изображен статор электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Упругое крепление сердечника статора 1 в корпусе двигателя 2 осуществляется посредством внутренних упругих элементов 3 и внешних упругих элементов 4, выполненных в виде пакетов тарельчатых пружин, изготовленных из стали и вибродемпфирующих сплавов и размещенных в гнезах корпуса по его наружной поверхности. Соединение сердечника 1 с внешними упругими элементами и per:
лирование их жесткости осуществляется посредством шпильки 5 проходящей через отверстие в корпусе, и поджимной гайки 6.
Предлагаемая конструкция статора электрической машины с упругим креплением сердечника в Kopinyce может быть использована для любого типа электрических машин, для которь1х возникает необходимость виброизоля циисердечника от несущих конструкций. .
Дополнительные упругодемпферные элементы используются с целью обеспечения, отстройки низкочастотных резонансов упругозакреппенного серденика от частот возбуждающих подшипниковых сил Электрической машины. Выбор мест расположения регулируемых внешних пружин определяется фор(лащ низкочастотных колебаний сердечника в пространстве как твердого амортизированного тела, а также направлением контроля вибрации. Для каждого конкретного типа машин количество, места расположения и жесткость упругих элементов должны выбираться с учетом форм низкочастотных колебаний сердечника с тем,чтобы, изменяя суммарную жесткость и демпфирующие свойства подвески по осям
измерения, обеспечить уменьшение амплитуды колебаний.
Для статоров с относительно Небольшой осевой длиной сердечника наиболее рационально использование четырех регулируемых пружин, располагаемых диаметрально симметрично по его центральной окружности. Для статоров.с большой осевой дли ной сердечника наиболее ёффективно расположение пружин по его торцовым окружностям, т.е.. количество должно быть увеличено до восьми. |: Предлагаемое изобретение-поз;воляет осуществлять корректировку величины жесткости упругой связи и отстройку резонансов подвески без трудоемких пересборочных операций; а также обеспечивает . уменьшение вибраций подшипникового происхождения в диапазоне резонансных частот подвески путем введения дополнйтель иого демпфирования в упругие связи. Сочетание в- (онструкции возможнос й доступной регулировки величины жесткости упругой связи, эффективного вибродемпфирования и повьоценной ви6роударостойКОСТИ-обеспечивает повышенные эффективность виброизоляции и надежность. Устройство просто по конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор турбогенератора | 1976 |
|
SU637918A1 |
МАГНИТОЭЛАСТИЧНЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ ДЕМПФЕР | 2018 |
|
RU2698595C1 |
СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ КОЧЕТОВА С ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕМПФИРОВАНИЯ | 2016 |
|
RU2627172C1 |
СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ С ПЕРЕМЕННОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕМПФИРОВАНИЯ | 2017 |
|
RU2653420C1 |
СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ | 2017 |
|
RU2653929C1 |
СПОСОБ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ КОЧЕТОВА | 2016 |
|
RU2627042C1 |
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2008 |
|
RU2377706C1 |
Электрическая машина | 1989 |
|
SU1700691A1 |
ВИБРОИЗОЛЯТОР ПРУЖИННЫЙ КОЧЕТОВА | 2015 |
|
RU2597686C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖЕСТКОСТИ ВИБРОЗАЩИТНОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2475658C2 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник, закрепленный в корпусе посредством упругих элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности , он снабжен дополнительными упругими элементами, расположенными симметрично по наружной поверхности корпуса и выполненными в виде-пакетов тарельчатых пружин, соединенных с сердечникам посредством шпйлЬ ки и нажимной гййки. % S эх ;о
Авторы
Даты
1983-03-30—Публикация
1981-08-14—Подача