110 Изобретет1е относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных механизмов в качестве редуктора. Известна планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем входной и выходной валы, центральное Korteco с нарухшыми зубьями, распо.ложенное на входном валу, центральные колеса с внутренними зубьями., два йа которых подвижны и связаны между собой уст ройством, выравниваюпщм нагрузку между ними f 1 3. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является планетарная зубчатая передача, содержащая корпус, размешенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное, на ведущем валу, два центральных колеса с внутренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между собой венцов со , шпоночными пазами на наружной поверхности и взаимодействующие с последними шарнирно установленные рычаги. Оси шарниров закреплены в корпусе в радиальном направлении, а пазами направлены параллельно образующим венцов 2 1 В известных передачах зубчатые копе- зо иа са выполнены прямозубыми, а подшипники валов - ради ьно-опорными. Применение же косозубого зацепления для повышения нагрузочной способности требует переделки подшипниковых узлов для восприятия осевых усилий, что усложняет конструкцию, технологию изготовления и сборки ил ан е тарной пе редачи. Цель изобретения - упрощение конст рукции и увеличение нагрузочной способ ности передачи. Поставленная цель достигается тем, что в планетарной зубчатой передаче, содержащей корпус, размещенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное на ведущем валу, два центральных колеса с внутренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между собой венцов со шпоночными паузами на наружной поверхности и взаимодействующие с последними шарнирно установленные рычаги, зубчатые ко леса выполнены косозубыми, оси шарни,.-. ров рычагов установлены радиально на ведомом валу. Шпоночные пазы наклонены к образующим венцов под углом, выбpaE ным из условия равновесия рычагов и
ных в радиальном направлении.
Зубчатые колеса выполнены косозубыми, а шпоночные пазы - наклонными к образующим венцов 9 и 1О. Углю накло36двух венцов центрального колеса с внутренними зубьями в осевом направлении. На фиг. 1 изображена планетарная зубчатая передача, продольный разрез; на . (}мг, 2 - сечение А-А на фиг. 1, с наклонным пазом на одном из венцов; на фиг. 3 - то же, но с наклонными пазами на обсмх венцах; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1. Планетарная зубчатая передача содержит размещенные в корпусе 1 на подшипниках 2 и 3 ведущий 4 и ведомый 5 валы. На ведущем валу 4 установлено центральное колесо 6 с внешними зубьями, зацепляющееся с сателлитами 7, которые в свою очередь входят в зацепление с двумя центральными колесами с внутренними зубьями. Из них центральное колесо 8 закреплено в корпусе 1, а другое центральное колесо вьшолнено из двух контактирующих между собой венцов 9 и 10, на наружных поверхностях которых выполнены шпоночные пазы, в которые входят рычага 11, шарнирно установленные на 25 ведомом валу 5 на осях 12, ориентированвыбраны из условия равновесия в осе- вом направлении рычагов 11 и венцов 9 и 10. В частном случае при малых углах наклона зубьев паз на венце 10 может бЬ|1ть выполнен прямым (фиг. 2). Передача работает следующим образом. При вращении центрального колеса 6 с наружными зубьями сателлиты 7, обкатывая неподвижное центральное колесо 8 с внутренними зубьями, приводят во вращение венцы 9 и 10, которые через рычаги 11 передают вращение ведомому балу 5, При этом передача вращающего момента осуществляется только через .венец 10(расположенный ближе к осям 12), который воздействует на рычаги 11 в направлении своего вращения, а поспецяме . прижимают венец 9 к противоположным профилям зубьев сателлитов. Тем самым венец 9 является опорным, как и неподвижное центральное колесо 8, Выбором соотношения плеч рычагов 11добиваются отсутствия перекашиваюшего момента в тангенциальной плоскости сателлитов 7. При расположении венцов 9 и 10 в соответствии с фиг. 1 усилия в зацеплениях венцов Ю примерно вдвое превышают усилия в зацеплениях 3101 венцов Э. Посксиьку венцы 9 и 1О вза имодействуют с противоположными профилями зубьев сателлитов, то осевые усилия в аацеплени$1Х направлены навстречу друг другу. Бела углы наклона шпоночных пазов выбраны близкими (с учетом сил трения) к угаам наклона зубьеб р, то осевые усилия с венцов 9 и 10 передаются на рычаги 11 и воспринимаются только ими. Увеличением угда наклона ot шпоночного паза на венде 9 по сравнению венце Ю можно добиться взаимной компенсации осевых составляющих усилий на рычагах 11. Углы наклона шпоночных пазов к образуюшимо1д и cL-j соответственно для венцов 9 и 10 в этом случае можно определить согласно зависимостям: 56 ot o7/ -arct«f -j . {2-)t 5ot6-3f 1-2ft3 ie5dLfe где r - коэффшхиевт трения в зацеплениях и в шпоночных пазах. При сравнителыю малых углах р можно применять прямые шпоночные пазы на венце 1О (см. фиг. 2). В результате наиболее нагруженные подшипники 3 разгружены or осевых усй- лий, что существенно упрощает конструкцию выходного подшипникового узла. Применение косозубого зацепления позводяет повысить нагрузочную способность и улучшить виброакусшческне показатели передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарный редуктор преимущественно для турбозубчатых агрегатов | 1979 |
|
SU954672A1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2307278C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 2018 |
|
RU2731488C1 |
Зубчатая передача | 1990 |
|
SU1838692A3 |
РЕДУКТОР ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2407878C1 |
Планетарная зубчатая передача | 1989 |
|
SU1703887A1 |
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ | 1993 |
|
RU2075673C1 |
Планетарная прецессионая передача | 1988 |
|
SU1753101A1 |
Планетарная зубчатая передача | 1980 |
|
SU950984A1 |
ЗАЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНЫМИ ЗУБЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) И ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2007 |
|
RU2338105C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, размешенные в нем на подшипниках ведущий и ведомый валы, центральное колесо с внешними зубьями, установленное на ведущем валу, два центральных колеса с Н1утренними зубьями, одно из которых выполнено из двух контактирующих между собой венцов со шпоночными пазами на наружной поверхности, и взаимодействую щие с последними шарнирно установленные рычаги, отличающайся тем, чго, с целью упрощения конструкций и увеличения нагрузочной способности передачи, зубчатые колеса выполнены косозубы ми, оси шарниров рычагов установлены радиально на ведоме валу, шпоночные ifeзы наклонены к образующим вейцов под углом,, выбранным из условия равновесия рычагов и двух венцов центрального колеса с внутренними зубьями в осевом на(п правлении. с О СА О)
АА
Авторы
Даты
1983-04-15—Публикация
1981-12-31—Подача