УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ МАСЛЯНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА Советский патент 1955 года по МПК F16C17/04 

Описание патента на изобретение SU101257A1

В существующих конструкциях машин широко применяются центробежные масляные насосы, насаженные на вал машины, например турбины. Кроме того, роторы почти всех машин имеют упорные диски, служащие для передачи осевых усилий на упорный подшипник.

Отличительная особенность описываемого устройства состоит в том, что с целью уменьшения габаритов и повышения надежности работы подшипник и насос объединены в одном конструктивном элементе.

На чертеже изображено устройство в поперечном разрезе и разрез устройства по АА.

Между двумя стенками корпуса 1 машины, например, турбины, помещен рабочий диск 2, который жестко закреплен на валу 3 машины. Боковые поверхности диска 2 служат одновременно и поверхностями скольжения подшипника. Уплотнение насоса обеспечивается непосредственно рабочими поверхностями подшипника. Между диском 2 и корпусом 1 установлены неподвижные или качающиеся колодки 4, жестко прикрепленные к корпусу. Колодки имеют кольцевые дроссельные гребешки 5, примыкающие к периферии диска, и радиальные канавки 6 для распределения масла.

В процессе работы масло поступает через отверстие 7 в устройство. Здесь оно частично протекает в зазоры между гребешками и вращающимся диском и, попадая в канавки 6, распределяется между диском и колодками 4. Отработанное масло вытекает через зазор в уплотнительном пояске 8. Величина давления в пространстве между диском и колодкой определяется соотношением верхнего и нижнего зазоров. Если под действием внешнего осевого усилия диск будет смещен, например, в крайнее правое положение, то давление в канавках справа будет максимальным, а давление слева будет минимальным. В результате на диск будет действовать сила, обратная направлению его перемещения. Величичина этой силы зависит от положения диска: по мере увеличения зазора между правой упорной поверхностью и диском давление справа будет уменьшаться, а слева увеличиваться. Таким образом, диск может самоустанавливаться в такое положение, что вся осевая нагрузка воспринимается гидравлическим давлением, а подшипник работает с чисто жидкостным трением.

Насос-подшипник может выполняться также без гидростатической разгрузки. В этом случае дроссельные гребешки на диске и колодках отсутствуют, вся же остальная конструкция остается такой же.

Похожие патенты SU101257A1

название год авторы номер документа
ОПОРНО-УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Кухарев Игорь Евгеньевич
  • Билык Ярослав Игоревич
RU2568370C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1972
SU338698A1
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2487258C1
КОМПАКТНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2005
  • Анкудинов Анатолий Александрович
  • Богомолов Анатолий Викторович
  • Кириллов Андрей Александрович
  • Лысенко Леонид Васильевич
  • Циммерман Сергей Дмитриевич
RU2300021C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Иванов Н.А.
  • Кузнецов В.А.
  • Черняев И.А.
  • Фадеев С.И.
RU2086792C1
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ В КОНТУРЕ С ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ 2000
  • Герасимов В.С.
  • Михайлов А.Д.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Ремизов М.А.
  • Снетков В.Г.
  • Федоров Г.П.
RU2190127C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОБЪЕДИНЕННОЙ ОПОРОЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО И ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Демкин Николай Борисович
RU2414614C1
Опорно-упорный подшипник скольжения 1973
  • Титов Владимир Семенович
SU796503A1
СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Мельник В.А.
RU2225946C2
НАСОС 2005
  • Богун Валерий Станиславович
  • Войков Станислав Николаевич
RU2288375C1

Иллюстрации к изобретению SU 101 257 A1

Формула изобретения SU 101 257 A1

Упорный подшипник скольжения для масляного центробежного насоса с неподвижными или качающимися колодками, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения надежности работы, подшипник и насос объединены в одном конструктивном элементе так, что боковые поверхности рабочего диска насоса служит одновременно и поверхностями скольжения подшипника, а рабочие поверхности подшипника могут являться также уплотнениями насоса.

SU 101 257 A1

Авторы

Трифонов Е.В.

Цуканов В.Ф.

Даты

1955-11-30Публикация

1953-03-20Подача