В существующих конструкциях машин широко применяются центробежные масляные насосы, насаженные на вал машины, например турбины. Кроме того, роторы почти всех машин имеют упорные диски, служащие для передачи осевых усилий на упорный подшипник.
Отличительная особенность описываемого устройства состоит в том, что с целью уменьшения габаритов и повышения надежности работы подшипник и насос объединены в одном конструктивном элементе.
На чертеже изображено устройство в поперечном разрезе и разрез устройства по АА.
Между двумя стенками корпуса 1 машины, например, турбины, помещен рабочий диск 2, который жестко закреплен на валу 3 машины. Боковые поверхности диска 2 служат одновременно и поверхностями скольжения подшипника. Уплотнение насоса обеспечивается непосредственно рабочими поверхностями подшипника. Между диском 2 и корпусом 1 установлены неподвижные или качающиеся колодки 4, жестко прикрепленные к корпусу. Колодки имеют кольцевые дроссельные гребешки 5, примыкающие к периферии диска, и радиальные канавки 6 для распределения масла.
В процессе работы масло поступает через отверстие 7 в устройство. Здесь оно частично протекает в зазоры между гребешками и вращающимся диском и, попадая в канавки 6, распределяется между диском и колодками 4. Отработанное масло вытекает через зазор в уплотнительном пояске 8. Величина давления в пространстве между диском и колодкой определяется соотношением верхнего и нижнего зазоров. Если под действием внешнего осевого усилия диск будет смещен, например, в крайнее правое положение, то давление в канавках справа будет максимальным, а давление слева будет минимальным. В результате на диск будет действовать сила, обратная направлению его перемещения. Величичина этой силы зависит от положения диска: по мере увеличения зазора между правой упорной поверхностью и диском давление справа будет уменьшаться, а слева увеличиваться. Таким образом, диск может самоустанавливаться в такое положение, что вся осевая нагрузка воспринимается гидравлическим давлением, а подшипник работает с чисто жидкостным трением.
Насос-подшипник может выполняться также без гидростатической разгрузки. В этом случае дроссельные гребешки на диске и колодках отсутствуют, вся же остальная конструкция остается такой же.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНО-УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2014 |
|
RU2568370C1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1972 |
|
SU338698A1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
КОМПАКТНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 2005 |
|
RU2300021C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2086792C1 |
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ В КОНТУРЕ С ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ | 2000 |
|
RU2190127C2 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОБЪЕДИНЕННОЙ ОПОРОЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО И ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2414614C1 |
Опорно-упорный подшипник скольжения | 1973 |
|
SU796503A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТУРБОНАСОСНОГО АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2225946C2 |
НАСОС | 2005 |
|
RU2288375C1 |
Упорный подшипник скольжения для масляного центробежного насоса с неподвижными или качающимися колодками, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения надежности работы, подшипник и насос объединены в одном конструктивном элементе так, что боковые поверхности рабочего диска насоса служит одновременно и поверхностями скольжения подшипника, а рабочие поверхности подшипника могут являться также уплотнениями насоса.
Авторы
Даты
1955-11-30—Публикация
1953-03-20—Подача