Изобретение относится к учебньом техническим средствам и может быть использовано в средних и высших учебных заведениях.
Известен учебный прибор для демонстрации математических преобразоваНИИ, содержащий три расположенных один над другим нрсителя изображения, два. из которых установлены на каретках, а третий - на поворотном диске 1 }.
Однако данный прибор имеет ограниченный диапазон решаемых задач и неудобен в работе.
Цель изобретения - расширение диапазона решаемых задач и повышение удобства в работе.
Поставленная цель достигается тем что учебный прибор для демонстрации математических преобразований, содержащий три расположенных один над другим носителя изображения, два из которых установлены на каретках, а третий - на поворотном диске, имеет установленные на каретках направляющие и расположенную на направляющих плиту с концентричным вырезом, диск установлен в вырезе плиты, а носител изображения выполнены в виде валиков с лентами.
. На фиг.1 пока.зан предлагаемый прибор, общий видf на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - деталировка прибора; на фиг.4-7 - графики решения примеров.
Учебный прибор для демонстрации Математических преобразований содержит три носителя изображения, выполненных в виде валиков 1-3 с лентами. Валики 1 и 2 расположены один над другим и установлены на каретках 4, валик 3 - на поворотном диске 5.
Круглые отверстия 6 и 7 на каретках 4 служат для установки валиков 1 и 2, а ручка 8 - для поворота ведувдего валика 2. Прорези на уголках 9 позволяют удерживать каретки 4 на боковых стенках прибора винтами 10, а винтовая пара - винт 11 и гайка 12 - перемещать каретки 4 вдоль этих стенок.
К третьей боковой стенке прибора привинчивается скоба 13 в тех же отверстиях и теми же винтами, которые предназначены для крепления перемотоного устройства прибора. Резьбовой конец винта 11 входит в отверстие скобы 13 и крепится на ней гайкой. Гайка 12 вставляется в отверстие 14 каретки 4 и йа ее конец надеваются шайба и пружинное кольцо так, чтобы она держалась в этом отверстии и Могла в нем свободно подворачиваться.
На горизонтальной площадке уголка 9 Каждой каретки 4 крепятся на прокладках направляющие 15 с зазорсял между этшли площадками. На направляющих 15 устанавливается плита 16 с коцентричным вырезом 17 и фаской прямоугольного сечения. В плите 16 имеются ручки 18,для ее перемещения по направлкяцйм 15.
В концентричном вырезе 17 плиты 1 установлен диск 5, .удерживающийся на фаске в, плоскости плиты. На диске 5 имеется кадровое окно с вмонтированными в него роликами 19. Ручки 20 служат.для вращения диска 5 в отверстии плиты 16. На диске 5 смонтированы пружинящие кронштейны 21, между которыми вставляются валики 3 прибора, поворачиваемые ручками 22. Штатив 23 П-образной формы служит для насадки на него кронштейна с объектом прибора.
Принцип работы учебного прибора состоит в наложении одной на другую двух или трех лент с изображенными на ник фигурами, проецируемыми на экран. Это достигается сочетанием, независимых перемещений трех проекционных лент над конденсором прибора в двух взаимно перпендикулярных направлениях и вращением одной из них.
Одна лента, перемещаясь между первой парой валиков 1 и 2, проходит в зазор между горизонтальной плсяцадкрй уголка 9 и направляющей 15 первой каретки 4, движется по плоскости стола прибора над его конденсором и спускается под вторую пару валиков. Вторая лента, перемещаясь между второй парой валиков второй каретки, двигается в противоположном направлении, проходит аналогичный путь по первой ленте и спускается над первой парой валиков. Так осуществляется перемещение двух лент в направлении однрй оси координат. Перемещение эти лент в направлении второй оси координат осуществляется перемещением кареток 4 с валиками вдоль боковых стенок прибора с помощью винтовой парывинта 11 и гайки 12. .
Перемещение третьей ленты над первыми Двумя вдоль одной оси координат осуществляется передвижением плиты 1 с вставленным в нее диском 5 с валйк.ами 3 по направляющим 15. Перемещение этой ленты вдоль второй оси координат производится перемоткой ее с одного валика.на ЯРУГОЙ по роликам 1 котоЕяле служат для сближения зЬетьей ленты с первыми ддумя и для.уменьшения трения третьей ленты при ее перемотке.Диск 5 позволяет вращать третью ленту над первыми двумя.Чтобы перемещение плиты 16 не ограничивалось именяцимся в приборе штативом 23, он заменя ется другим.
Проекционная лента используется фрагментарно, т.е. небольшими отрезками, не более чем с пятью кадрами по теме. Это позволяет на уроке быстро находить соответствующие модули на проекционной ленте и продлить срок ее службы. Учебный прибор найдет широкое применение на уроках математики в начальной и средней школе. В младаи классах оно поможет учителю в формировании таких понятий как множест ва и операции с ними, расстояния, действия с отрезками и углами, конгруэнтность, решение .задач . на движе ние и др. В старвюх классах приспособление будет эффективным при исследовании функций с помощью их графиков, графическом решении различных уравнений, неравенств и их систем. Л РИМ ер 1. Решение системы .. . rv (x-2)-6 . уравнений , U . I X Проецируя на экран с одной ленты коордийатную сетку, а с двух других гиперболу и параболу, и располагая их проекции На координатной плоскос ти в соответствии с заданными уравнениями, можно показать графическое решение данной системы уравнений, как показано на фиг.4. Особенно полезным приспособление окажется на уроках геометрии. О поможет учителю демонстрировать пон тие множес тва в гесметрии, иллюстрн ровать пересечение и объединение фи гур, конгруэнтность , свойства и ком позиции :переме14ений, параллельный перенос, центральную и осевую симметрии, повороты и их композиции, ортогональные проектирования и комбинации пространственных фигур. И р и м е 2. Решение задачи. Какова должна, быть высота правильно треугольной призмы, вписанной в шар чтобы ее огбьем был наибольшим Прбедируя на .экран с одной ленты избЙражение шара с сечениями, а с второй ленты - изображение приз№Лг получим модель чертежа данной задаНи, как показано на .фиг.5. Знак + .указывает на совмещение кадров, а .знак на то, какое получится изо ражение на экране. В--преподавании физики прибор может быть использован при прохождении тем, связанных с функциональной зависимостью и имеющих графическую трактовку,.например зависимость перемещения, сксчрости и ускорения от времени, силы тока от напряжения, объема и давления от т лаературм . и др. Особенно результативно будет применение прибора при демонстрации сложения гармонических колеба тельных движений. Он окажет также значительную помощь при формировании понятий и решении задач по ста|тике и динамике,геометрической опти ке и др. Примерз. Задача. На рот( генератора трехфазного тока ся три обмотки, смещенные друг относительно друга на 1/3 окружности. ПО строить на одном чертеже графики токов, возникши в этих обмотках, если скорость вращения ротора tO рад/с, максимальный ток в ой«отках igCutH нагрузка в обмотках одинакова (симметрична) . Для графического решения этой за-г дачи на экране цветньми мелками чертится прямоугольная система коорди Нат -ijjt И с ткаждой из трех лент йроецируется на эту:координатную . плоскость три одинаковые синусоиды: одна проходит через начало координат, вторая сдвинута по фазе на АЩЪ , а Третья - по фазе 2S /з , как показано на фиг.З. Из графика видно (показать измерением ), что сумма трёх линейных токов есть ось абсцисс ot . Действительно, сложив три гармонических колебания с одинаковой амплитудой, имеем. .. : ( ) tQSin(. Таким образом, при симметричйой нагрузке и соединений трех источников звездочкой (фиг.7) нагрузка в i общем проводе равна нулю, Следова- ) тельно, обпщй нулевой провод можно удалить и система будет работать нормально.. Из приведенных примеров видно, что,сочетая статические и динамические проекции трех проекционных лент, предлагаемый прибор не только значительно расширит учебно-наглядНые возможности, но в отличие от существующих аудиовизуальных учебных средств позволит поэтапно показать решение задач с произвольным временем, каждого этапа, на котором учащиеся смогут осуй1ес;твлять самостоятельную познавательную деятельность. Они могут, подобрав соответствующие модули , самостоятельно конструировать учебные фигуры, анализировать существование проецируемых объектов и их свойства и на экране цветными мелКами строить вспомогательные элементы, необХодимье.для этого анализа и решения задач. Предлагаеккй учебный прибор пйзвояит широко применять его в преподавании математики и физики, а также таких прёдметр в как начертательная i айадитич«ская геометрия, черчение, биология, география и др., на уроках которых иногда требуе гся демонстрация взаимного перемещения частей рисунjca или конструирование рисунка из его Частей.
23
10
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1992 |
|
RU2068584C1 |
СПОСОБ ВАРЛАМОВА А.А. ОБУЧЕНИЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ И ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2229165C2 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1992 |
|
RU2065205C1 |
СПОСОБ ДВУХСТОРОННЕЙ ДЕМОНСТРАЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2484540C2 |
Учебное пособие для демонстрации графиков различных функций | 1961 |
|
SU145394A1 |
Учебный прибор по механике | 1984 |
|
SU1208575A1 |
Учебный прибор по математике | 1979 |
|
SU888179A1 |
ОБЪЕМНЫЙ ДИСПЛЕЙ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕХМЕРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ | 2013 |
|
RU2526901C1 |
Учебный прибор по астрономии и географии | 1987 |
|
SU1464199A1 |
Учебный прибор по геометрии | 1988 |
|
SU1559369A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ,, содержащий три расположенных один над другим носителя изображения. JJil.Jf (.й- Т..., /а два из установлены на каретках, а третий - на поворотном диске,- отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач и повышения удобства в , он имеет установленные на каретках направляющие и расположенную на направлярцих плиту с концентричным вырезом, диск установлен в вырезе плиты, а носители изображения выполне-. ны в виде валиков с лентами. (Л to о СХ) сд со
2i
;
П
Zi
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ДИАПРОЕКТОР | 0 |
|
SU222041A1 |
,, |
Авторы
Даты
1983-05-30—Публикация
1981-04-07—Подача