Предлатаемое изобретение относится к наглядным пособиям по математике и предназначено для средних школ, техникумов, педагогических учебных заведений и высших школ.
Пзвестен диапроектор, содержаший две расположенные одна за другой по ходу лучей рамки для диапозитивов, установленные так, что они могут перемещаться е помош,ью зубчато-винтовой передачи.
Для использования в качестве учебного пособия по математике рамки в предлагаемом диапроекторе смонтированы на поворотных дисках.
Предлагаемый диапроектор дает возможность демонстрировать на координатной плоскости основные геометрические преобразования графиков функций: параллельный перенос, осевую и центральную симметрию и вращение графиков в плоскости чертежа н вокруг оси. Он позволяет исследовать многие функции с помощью их графиков, проектируемых на экран; решать графически линейные, квадратные, кубические, иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и системы перечисленных уравнений, а также неравненства первой и второй степеней и системы этих неравенств.
2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - тот же диапроектор для диафильмов.
Диапроектор представляет собой две одинаковые рамки / и 2 для диапозитивов, расположенные одна за другой по ходу лучей и установленные на червячной передаче 3, с помощью которой можно передвигать эти рамки в горизонтальном направлении. При помощи микрометрических винтов 4, соединенных с
рамками / и 2, и гаек 5 перемещают рамки в вертикальном направлении для переноса графиков функций в любое место координатной плоскости. Рамки } и 2 смонтированы на поворотных
дисках 6. Между ними находится кассета 7, в которую вмонтирована фотопленка с сфотографированной на ней системой прямоугольных координат и координатной сеткой или стекло с выгравированной на неА той же систе: 1ой координат. Кассета 7 служит для проектирования на демонстрационный экран системы прямоугольных координат и координатной сетки.
Возможен вариант конструкции диапроектора, в котором отсутствует кассета 7, а системы координат и координатная сетка ианесе 1Ы непосредственно на экран. В этом случае диапроектор устанавливают на строго определенном расстоянии от демонстрационного экраДиапроектор снабжен набором диапозитивов. В рамки / и 2 вставляют диапозитивы с соответствующими графиками, которые фотослоем непосредственно примыкают к кассете 7. Горизонтальное передвижение рамок с помощью червячной передачи 3 дает возможность производить на демоистрационном экране параллельный перекос графиков функций относительно оси ординат или прямых, параллельных этой оси, и осуществлять осевую симметрию. Вертикальное перемещение рамок с помощью гайки 5 и винта 4 позволяет показать на экране параллельный перенос графиков относительно оси абсцисс или прямых, параллельных этой оси. Путем поворота диска 6 можно вращать графики функций. Как известно, графики противоположных функций симметричны относительно оси абсцисс. Для получения на демонстрационном экране графика функции, противоположной данной достаточно график данной функции зеркально отразить отиосительно оси абсцисс, т. е. повернуть плоскость диапозитива в рамках 1 н 2 иа 180° относительно этой оси. Графики взаимно обратных функций симметричны относительно биссектрисы первого и третьего координатных углов. Для получения на экране графика функции обратной данной поворачивают плоскость диапозитива в рамках / и 2 на 180° относительно оси ординат, затем поворачивают диск 6 иа 90°. Равномерное осевое растяжеине или сжатие графиков можно получить при помощи координатных сеток с различными масштабами по осям координат. При исследовании функций с номощью их графиков или графическом решении и (или) исследовании одного уравнения или неравенства используется одна рамка. Графическое решение и (или) исследование систем двух уравнений или неравенств осуществляется одновременным проектированием на демонстрационный экран двух графиков, при этом используют две рамки. Возможен и второй вариант исполнения предлагаемого диапроектора. В этом случае он снабл:ен набором диафильмов, иа которые засияты те же графики. В таком варианте диапроектора отсутствует червячная передача , а демонстрация геометрических преобразований графиков функций производите; путем горизонтального перемещения диафильма, что достигается благодаря перематыванию диафильма с катушки 8 иа катушку 9. Предмет изобретения Диапроектор, содержащий две расположенные одна за другой по ходу лучей рамки для диапозитивов, установленные с возможностью перемещения с помощью зубчато-винтовой передачи, отличающийся тем, что, с целью его использования в качестве учебного пособия по математике для демонстрации геометрических преобразований графиков функций, рамки смоитироваиы на поворотных дисках.
Т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР | 1973 |
|
SU379931A1 |
Учебный прибор для демонстрации математических преобразований | 1981 |
|
SU1020853A1 |
Учебное наглядное пособие по математике | 1950 |
|
SU88175A1 |
Учебное пособие для демонстрации графиков различных функций | 1961 |
|
SU145394A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ | 1968 |
|
SU217083A1 |
Учебно-демонстрационный прибор | 1991 |
|
SU1808137A3 |
Демонстрационный прибор по математике | 1982 |
|
SU1075291A1 |
Способ коррекции распределения времени на представление визуальной обучающей информации | 2017 |
|
RU2644329C1 |
СПОСОБ ПРОЕКЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ | 1991 |
|
RU2016410C1 |
Учебный прибор по математике | 1979 |
|
SU888179A1 |
1-r-QTJ
i2
Фаг
Даты
1968-01-01—Публикация