Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1036581A1

вапа связаны через вычислитепь крутящего момента. Мс (UJ(,V) двигагепя, пртем датчик Частоты вращетш Шд вапа двуггатепя двумя допопнитепьными выходаг ми - через квадратор, а выход бпока деления дополнительно связан с первым входом компараторов, второй вход которых связан с задатчиком эталонного уровня и выход - с управляющим звеном индивидуального гидрораспредепителн, при этом число каналов управления каждой

муфтой свободного хода,, профиль гидрораспределитёля и настройка задатчика эталонного уровня в этом канапе определяются ее принудительным двусторонним заклиниванием на режиме двустороннего силового потока при таких значениях аргумента выходного сигнала My /(ф блока деления, которые соответствуют ее самозаклиненному состоянию на ступенях передачи в тяговом режиме одностороннего силового потока.

Похожие патенты SU1036581A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства 1982
  • Левин Владимир Александрович
SU1044482A1
Гидромеханическая многоконтурнаяпЕРЕдАчА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Левин Владимир Александрович
SU839755A1
Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства с газотурбинным двигателем 1980
  • Левин Владимир Александрович
SU944954A1
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU766912A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Самарин Евгений Григорьевич
  • Зайцев Валерий Алексеевич
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Суслов Александр Александрович
SU598783A1
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU766911A2
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU753686A2
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Богданов Станислав Николаевич
SU667424A1
Гидравлическая система гидромеханической коробки передач 1985
  • Поляк Давид Григорьевич
  • Фисенко Игорь Алексеевич
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU1301733A1
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач 1980
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Середняков Юрий Семенович
  • Иванив Игорь Васильевич
  • Кашицкий Франко Михайлович
  • Галушка Андрей Антонович
  • Панченко Владимир Иванович
  • Влязлов Иван Генрихович
  • Савчук Евгений Павлович
SU1041323A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 036 581 A1

Реферат патента 1983 года Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства

ШДРОМЕХАНИЧЕСЖАЯ МНОПЖОНТУРНАЯ ПЕРЕДАЧА ПРЯМОГО ХОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, соаержашая гидротрансформатор, насосное колесо которого через входной вап передачи И зубчатый редуктор соединено с каждьтм ведущим звеном И -1 параппепьных суммирующих дифференциалов, турбинное колесо через зубчатый редук- .тор соединено с каждым вторым их ведущим звеном, через зубчатый редуктор JC передаточным отношением ipy и муф ТУ свободного хода - с выходным валом передачи, который соединен с каждьГм ведомым звене этих дифферюйаиагюв и /tepea зубчатый редуктор высщей и 4-1-ой основной ступени и муфту свободного хода - с входным валом передачи, причем в одной ю ветвей каждого двухпоточного контура установлена муфта свободнохх хода, а система подпитки и опорожнения гидротрансформатора содержит делитель потока, сообщенный своим входом с иоточтосом давления рабочей жидкости, своим напорным выходом - с рабочей полостью гидротрансформатора, своим Шунтирующим выходом - с гидробаком и кинематически связанный с приводе, система управления которым содержит датчики частоты вращения (JU вала двв, гателя и его нагрузки ф по подаче топлива, выходы которых черЬз блок деления и функциональный преобразователь в управляющей связи соединены с приводом делителя потока, при этом делитель потока и система его управления выполнены с возможностью монотонного регу пирования крутящего мсямента М двпнI гателя на высшей про лежуточной И/и+1 ой ступени по отвощению к остальнвгм ступеням передачи, при этом указанный зубчатый редуктор имеет передаточное отнощение: .1 рги ГУИОХ где 1 y-YfiQ-fi максимальное скоростное (Л передаточное отнощение блокир мого гидротрансформатора, отличающаяся тем, что, с целью создания режима двустороннего си 5 лового потока на всех ступенях передачи без кзменения ее кинематических характеристик при полной нагрузке двигателя &0 CD и улучщении их при его частичной нагрузке, все упомянутые муфты свободного xoi сл да снабжены устройствам для настройки 00 их на принудительное двустороннее заклинивание и на возможность самозаклинивания в направлении прямого хода транозпортного средства, их односторонняя управляющая полость сообщена с упомяну тым источником давления рабочей жидкости через общий четырехливейный двухпозиционш й гидропереключат ль режимов и индивидуальные двухлиыейные двухлеозвдионные пздрораспределители, -а в системе управдания с упомянутым блоком деления упомянутые датчики нагрузки ф двигателя и частоты вращенияfjft его

Формула изобретения SU 1 036 581 A1

f

Изобретение относится к гидромеханическим трансмиссиям преимущественно тяжелых транспортных средств высокой проходимости с газотурбинным двигателем и может быть использовано для непрер & монотонного плавного автоматического регулирования прямого хода средства в рабочем силовом диапазоне, заданнс действующ1: м стандартом. .

Известна гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, насосное колесо которого через входной вап передачи и зубчатый редуктор соединено с каждым первым ведущим звеном М -1 параллельных суммирующих дифференциалов, турбинное колесо через зубчатый редуктор соединено с каждым вторым их ведущим звеном и через зубчатый редуктор с передаточным отношением ipj/-, р одностороннюю муфту свободного хода - с выходным валом передачи, который соединен cvкaждым ведомым звеном этих дифференциалов, причем в одной из ветвей каждого упомянутого двухпоточного контура установлена односторонняя муфта свободного хо да, а система подпитки гидротрансформатора содержит управляемый гидрокпапан его опорожнения, гндравпически сообщенный с гидробаком своим входом через источник давления рабочей жидкооти и своим выходом - через рабочую по пость гидротрансформатора П l

Известна гвдромеханнческая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства, у которой входной вал через одностороннюю муфту свободного хода и блокировочный зубчатый

редуктор высшей основной и + 1-ой ступени с передаточным, от ношением

(1)

ph-fi-рки гкпау ,

где (, - максимальное скоростное передаточное отношение блокируемого гидротрансформатора,

дополнительно соединен с ведомой шестерней зубчатого редуктора предыдущей ос новной ступени с передаточным отношением iprn 1 управляемый гидроклапан опорожнения гидротрансформатора выполнен в виде депитепя потока с напорным выходом, сообщенным с рабочей полостью гидротрансформатора, шунтирующим выходом, сообщенным с гидробаком, и снабжен системой управления, содержащей .. датчики частоты врвшения1 о, вала двигателя и его нагрузки по подаче топлива, выходы которых через блок деления и функциональный преобразователь в управляющей связи соединены с приводом делителя потока, причем по степени относительного наполнения гидротрансформатора делитель потока и система его ynpa&пения выполнены с возможност ю монотонного регулирования крутящего момента Мц двигателя на высшей промежуточной И/и ступени по отношению к остальным ступеням передачи 2.

С целью наибольшего повышения КПД передачи в области наиболее вероятных средних и высоких скоростей средства гидротрансформатор такой передачи может бытсь выполнен некомплексным, а передаточное отношение Ipvi 4-4 блокировочного зубчатого редуктора высшей ,основной Vi + 1-ой ступени в этом случае опредепяется значением r Max vwiM vr o vjTiiM где , 1 - наименьший коэффициен трансформации блокируе мого гииротрансформатора. С цепью увепичения рабочего силового диапазона непрерывного регулирования собственнопередачи до возможности ее попноро совмещения с газотурбинным двига1тепгм (с испопьзоват м стоповой точки двигателя) входной вал такой передачи может быть через зубчатый редуктор замедленной ступени и одностороннюю муфту свободного хода дополнительно сое динен с выходным вапом передачи. Ck346TaHHe ступеней известных передач во всех указанных вариантах создает прерывное Ш1ав;йое монотонное устойчивое автоматическое регупирование кру .тяшего момента о односторонним Hanpai пешшм силового потока от двигателя к движителю средства. По сравнению с одноконтурвой эти передачи обладают повьшенными (по последнему варианту более) силовым и скоростным рабочими дшпвзонами нещ}е1х 1вного регулирования И увеличенной (по последнему варианту неограниченной) прозрачностью, что позволяет в совмещении с газотурбинньм двигателем эффективно (по последнемуварианту - цетгаком) использовать его высокую приспособл{1емость к внешней нагрузке и для тяжелы х транспортных средств высокой проходимости создать . подлинно непрерывную гидромеханическую трансмиссщо.Высшая основная ступень передачи автоматически создается путем щхэграммированиогр опорожнения .гидротрансформатора щз1И одновременной блокировке его через зубчатый редуктор j с одним полюсом зацепления. Поэтому ПО сравнению с известными схемами гид ромеханических многоконтурных передач прямого хода (в том числе - передачей 13). эта переаача I имеет наибольшее зшчение КПД в широком диапазоне статистически наиболее вероятных средних н высокБЖ эксплуатационных скоростей средства: при N«(0,5-1,0) NV«OH выигрыш по КТЗД составляет соответственн 4,3-1,0%, что при равной нагрузке дви гатетш ведет к соответствующему повышению указанных скоростей, а при равных скоростях - к соответствующей эк« номии топлива двигателя. Этот показатель создает наибольшую перспективу использования такой передачи для синтеза ускоренных ступеней прямого хода искомой непрерывной траисмиссии. Передача С23 (как и все остальные известные гидромеханические многоконтурные передачи, включая передачу l3 / содержит обязательно муфты свободного хода, кото{иле на режиме прямого хода настроены на возможность самозаклинивания только в направлении тягового силового ПОТО1Ш от двигателя к движителю средства. Такой односторонний силовой . поток приводит при движении средства в тяговом режиме к самопроизвольному чередованшо периодов автоматического наката, что вызывает дополнительный .. среднестатический выигрыш в средней эксплуатационной скорости средства и расходе топлива двигателем за период эксплуатации. Однако при вождении средства в сложных уствдвиях (в колонне, при пониженной/ видимости, при интенсивном дорожном потоке, при маневрировании в преоелах . ограниченной площади и т.п.) неконтролируемый водщ-елем разрыв силового искажает стабильность приемов раэ гоуа и торможения, связанных с непрерыв ным использованием инерционности и nptiемистости двигателя, что вызывает необходимость в частом включении специального гидрозамедлнтеля такой передачи к тем самым ведет к дополнительному , ог аниченшо фактической скорости средства, связанному с условием безопасности дорожного движения. Система управления передачи 2 программированное опорожнение гидротрансформатора на высшей промежуточной . И/и 4-1-дД ступени осуществляет по аргументу , который существенно тличается от аргумента Mcj / tf, характеризующего естественную прозрачность ; вврегшчк. При частичной нагрузке q,-1 двигателя это искажает закон регупнровашп .передачи по сравнению с остальными ступенями. Целью изобретения является созлание режима двустороннего силоврго потока на ficex ступенях передачи без изменения де квнематических характеристик при полной вагрузке двигателя и улучше шв их при его частичной нагрузке. Поставпенная цель достигается тем, что в передаче все названные муфты свободного хода выполнены с устройством для шстройки йа принудительное двусторовнее закпяннвание и на возможность 10 самозакпишгвания в нап{ювпении прямого хода транспор1;ного средства в тяговом режиме, юс односторонняя управляющая полость сообщена с источником давления рабочей жидкости через общий четырехniJjefiKbtfl двухпозидионный гидроперекгаочатеаь режимов и индивидуальные двухппнейные двухпозинионные гидрораспр депитепи, а в системе управления с блоком целения датчики нагрузки ( двигате JIS и частоты вращения tfa его вала связаны через вычислитель крутящего момента ЛЛ ((Щ ,f)) двигателя, датчик частоты вращения Ша вала двигателя, кроме того, СБОЙКОЙ двумя дополнительными выходами - через квадратор,-а выход бло бгюка деления дополнительно связан с первым входом компараторов, второй вхо которых связан с задатчиком эталонного уровня и выход - с управляющим звеном каждого индивидуального гидрораспредели тепя, причем число каналов управления каждой муфтой свободного хода, профиль пщрораопределителя и настройка задатч№ ка эталонного уровня в этом канале опре еляются ее принудительным двусторонни заклиниванием на режшЗе двустороннего силового потока при таких значениях apvгумента выходного сигналаMQ- /ff д блок . целения, которые соответствуют ее само заклиненному состоянию на ступенях передачи в тяговом режиме одностороннего силового потока. На фиг. 1 приведен пример предлагаемой передачи на пять основных ступеней в кинематическом варианте с замедленной ступенью и наименьшим числом силовых элементов; на фиг. 2 структура общего вычислителя функции Mq-XWc и оператор преобразования сио темы управления передачи; на фиг. 3 - нример вычислителя крутящего момента Д((ц/( ,с|/) двигателя с характеристикой совмещения передачи с одноступенчатым газотурбинным двигагелем; на фиг, 4 регулировочная характеристика этой паредачи; на фиг. 5 - характеристика ее совмещения с одноступенчатым газо турбшшым двигателем (фиг. 3) при вэмеНИНКИ шгрузки С YOI поспеднего; на фиг. 6 - характеристики на высшей промежуточной ступени при гаобой нагрузке l7f О двигазсепя; на фиг. 7 - тягчэво-экономичесжвв характеристики прн попкой нагрузке двигателя (все характеристики относятся к режимам одностороннего и двусторонне го склового потока). 81 . .6 Передача (фиг.1) содержит входной вал 1, гидротрансформатор с насосным 2 и турбинным 3 колесами, общий дифференциальный механизм 4 планетарного типа с внешне-внутренним зацеплением, выходной вал 5 и систему управления 6. Насосное колесо 2 гидротрансформатора через входной вал. 1 передачи, зубчатый редуктор 7 и муфту свободного хода 8 соединено с коронной шестерней 9 дифференциального механизма 4, Турбинное колесо 3 гидротрансформатора через зубчатый редуктор 1О соединено с общей солнечной шестерней 11 этого механизма. Последняя через блокировочный редуктор 12 и муфту свободного хода 13 соединена с входным валом 1 передачи, через муфту свободного хода 14 - с выходным валом 5 передачи и кинемати-чески связана с сателлитами 15. Kopofrная шестерня 16 дифференциального м&ханизма 4 через муфту свободного хода 17 и зубчатый редуктор 18 соединена с входным валом 1 передачи и кинематически связана с сателлитами 1 9, Сателлиты 15 и 19 попарно .выпопне- ны в общем блоке 2О. Несколько таких блоков размещено по окружности водила 21 (на фиг.1 показан только один блок в плоскости разреза по валам 1,5 передачи), которое соединено с выходным валом 5 передачи. Передача снабжена также замедленным зубчатым редуктором 22, который соединен с входным валом 1 и через муфту свободного хода 23 кинематически связан с выходным валом 5 передачи.Муфты свободюго хода 8, 13, 14,17 и 23 могут быть выполнены по одной из известных реверсивкых схем, например по схеме (фиг.1) с парами роликов 24, прижатыми пружинами 25 к вкладышам . 26 между обоймой 27 Vi звездочкой 28 муфты. При подаче давленда рабочей 5кидкости в одностороннюю управляющую полость 29 через канал 30 такую муфту настраивают на возможность самозактьнивания в направлении относительного перемещения звездочки 28, противоположном относитепьвому перемещетоо вклады ша 26. При снятии этого давления муфта под действием пружин 25 между вкпадышами 26 оказывается принудительно двусторонне заклинениой. Система управления 6 передачи (фиг.1) предназначат для программировйнйого опорожнетга некомплексного гидротражэформатора 2-3 на режимах двустороннего и одностороннего силового потока и дистанционного управления муфтами свободнего хода 8, 13, 14, 17, 23 в зависимо1 ти от выбора такого режима водигепем. Эта система содержит сообщённые между собой трубопроводами гядробак 31, источ ник давления рабочей жидкости в виде гидронасоса 32 с предохранительным клапаном 33, охладитель жидаости 34, делитель потока 35 питания гидротрансформатора, сообщенный с ним своим напорным исходом 36 и с гидробаком 31 сЁоим шунтирующим выходом 37, общий четырехлинейный двукпозиционный гндрогюрекгаочатепь режимов 38 передачи, сооб1цеивый своими двумя входами с гидронасосом 32, первый выход 39-непосредственно с односторонней управляющей полостью 29 муфт свободного хода 8, 13 14,17,23 и вторым выхойом 40 - с этой же полостью муфт свободного хода ё,13,14,23 соответственно через индивидуальные двухлинейные двухпозицио ные гидрораспредепитетга 41 - 44, ас односторонней управляющей полостью 29 муфты свободного хода 17 - через два параллельных двухлинейных двуклозидиоии ных гидрораспредепитепя 45 и 46. Схема управления указанными гидравлическими элемевтами {фиг.1) содержит кинематически связанный с валом 1 ne-;;редачи датчик 47 частоты вращения tt/g вала двигателя, кинематически связанный с приводом 48 подачи топлива датчик 49 нагрузки ( двигателя, электрически ев занный с датчиками своими входами об щий вычисгаггель 5О функпии та/Шл , электрически связанные с этим вычислителем: через функциональный преобразователь 51 - привод 52 дёяителя потока 35 , и йетюсредсггвенно своим первым входом компараторы 53-58, второй вход каждого из.которых электрически связан с соответствующим задатчиком 69-64 этапо ного уровня и выход - с электромагнитным приводом соответствующего гидрораспределителя 41-46. К этой схеме относится также диста дионный привод 65 гидропереключателя режимов 38 передачи. Общий вычислитель 50 функции ЛЛ у (фиг. 2) содержит электричеосв связанный своими двумя входами соответ« ствевно с датчиками 47 и 49 вычисл1ь те ль 66 крутящего момента Mcj- две гателя, электрически связанный своими двумя входами с датчиком 47 квадратор 67 и электрически связанный своими двумя входами соответственно с вычислителем 66 и квадратором 67 бткж деления 68, выходы которого электрически связаны соответственно с функциональным преобразователем 51 и компараторами 53-58. Структура вычислителя 66 крутящего момента М q- двигателя jCooTEteTCTByeT виду функции Mq. (tf Ч) скоростных характеристик дл CJ, двигателя, выбранного для совмещения с одной тюредачей. Так, например, для газотурбинного двигателя со скЬростными характеристиками (фиг. 5) ,которые достаточно близко аппроксимируются функцией /W(),(V)--3tv-2a, этот шлчислитель (фиг.З) может бъгть выполнен в виде электрически связанных .соответственно с датчиками 49 и 47 масштабны умножителей 69 и.70, первый вз которых непосредственно и второй через инвертор 71 электрически связаны i с сумматором 72. Последний своим выходом подключен к блоку деления 68 общего вычислителя 5О. Передача функционирует следующим образом. На режиме одностороннегю силового потока водитель с помощью дистанционного привода 65 ставит гидропереключатель режимов 38 в положение о (на фиг.1 влево), открывая его первый выход 39 и закрывая его второй выход 4О. . этом давление рабочей жидкости от .гидронасоса 32 поступает одновременно через каналы 30 в односторонние управляющие полости 29 муфт свободного хода 23, .17,8,14 и 13, отжимает вкладышами 26 левые ролики 24 каждой пари против действия пружин 25 в тем самым настраивает все муфты свободного хода передачи iia возможность их самозаклинв ния прашлми роликами 24 каждой тары между обоймой 27 и звездочкой 28 в направлешш относительного перемещения доследвей, совпадающем с направленвем прямого хода средства. Сателлиты 15 в 19 выполнены с неравилмв диаметрами )5 19 чо отношбвию друг друга в к дваметру) водвла 21, юпример: )2ц 0,4722 Т)9/В2 в 0,2329, а зубчатые редукторы 7,10,12,18,22 с ввравнымв передаточными отношениями, например: 1Д354Я |1 l, -0,4658 4|)7 вО,4О74 71рга . Тем самым гидротрансформатор 2-3 образует в схеме KOHTjrpbi, приведенные в габп, 1.. По .мере разгона системы двигатепь передача свобоаньгй ход (возможность самозакпинивашга - самораскпинивания в сторону прямого хода средства) муфт 23, 8,17,14,13, установленных в назван ных контурах, в сипу показанных неравенртв конструктивных соотношений ко№туров обеспечивает поспедоватепьно авгоматнчестсое переключение контуров без воздействия гидрораспредепигепей 41 -46 В cimy упругости нагруженных звеньев этих контуров такое переключение проиоходит с их парным взаимным перекрытием Тем caN№iM образуется восемь последоватепьных ступеней передачи (замедленная, четыре основных и три промежуточных между основными), на которых указанные муфгы оказываются самозакдиненными (3) либо саморасклинейными (Р) (см. табл. 2).. Непрерывное плавление монотонное регулирование в сочетании ступеней от за медленной до включительно обеспечивает-ся указанными кинематическими И упругими свойствами контуров передачи. Непрерывное плавное монотонное регулирование в сочетании 3-ей, 3/4--Й, и 4-ой ступеней (фиг. В) принудительно создается программированным опорожнением гидротрансформатора 2-3 по заданному закону на 3/4-й ступени, его полным опорожнением на 4-ой ступени и бпо кировкой на этих ступенях через зубчатый редуктор 12. Такое опорожнение осу ществпяется с гюмощью делителя потока 35 по следующей схеме (фиг.2 и 3). Датчики 47 и 49 создают управляющие электрические сигналы с параметром (например, напряжением) в функции соответственно от частоты вращения . вапа двигателя и его нагрузки (у по положению цривода 48 подачи топлива в двигатель. В вычиспитепе 66 эти сигналы преобразу

ются в сигнап, пропорциональный крутящему моменту ((y) двигателя,в квадраторе 67 сигнал датчика 47 преобразуется в сигнал, пропорциональный функции U/. В блоке деления 68 полученные сигналы преобразуются в сигнап, пропорциональный функции О M(j-/U; ji. и в функциональном преобразователе 51 в сигнап, который в заданной функции (и) от этого отношения гюремещает . загюрно регупирующий элемент делителя потока 35 в положение, обеспечивающее опредепенное перекрытие его напорного

наполнения (; гидротрансформатора 2-3 рабочей жидкостью, при котором соответственно монотонно падает коэффициент

момента 7Г его насосного колеса 2; упругие свойства рассматриваемого двузь. поточного контура коэффициент нагрузки | гидротрансформатора 2-3 снижают Менее интенсивно, в результате чего об/sm& коэффициент момента -Jf X н / fi монотонно снижается. Тем самым в заданном лктервапе аргумента О Wg.. в схеме щтнудительно создается прямая

.прозрачность, в силу которой каждому выхода 37 и, Тем самым заданную степень относительного) наполнения (Г 6 /CTfriax гидротрансформатора 2-3 рабочей жидкостью. Делитель потока 35 вместе с тем соответственно открывает свой шунтирующий выход 36, поддерживает постоянство общего проходного сечения обоих выходов 36 и 37 и тем самым обеспечивает неизменность расхода рабочей жидкости в напорной магистрали гидронасоса 32 системы управления 6 передачи. .. Привод 52 делителя потока 35 отрегулирован так, что при любой нагрузке ф двигателя на замедленной, 1-ой, 1/2-й 2-ой, 2/3-й и 3-ей ступенях передачи напорный выход 37 полностью открыт (шунтирующий выход 36 полностью.за/крыт), поэтому ,0; на 3/4-й ступени передачи напорный выход 37 от- i крыт частично в заданной функции x(d) ( шунтирующий выход 36), поэтому 1 (Г О; на 4-ой ступени передачи , . напорный выход 37 полность5о закрыт (шунтирующий выход полностью открыт), поэтому (Т 0. На 3/4-й ступени передачи (фиг. 1) мощность двигателя от входного вапа 1 передачи через самозаклиненную муфту свободного хода 14 на выходной вал 5 передачи передается двумя потоками: по механической ветви тюследовательно через самозаклиненную муфту свободного хода 13 и зубчатый редуктор 12 и по гидравлической ветви последовательно через гидротрансформатор 2-3 и зубчатый редуктор 1О. При этом по мере разгона двигателя при любой его нагрузке ( (фиг. 6) зубчатый редуктор 12 блокирует гидротрансформатор 2-3 и создает постоянное скоростное передаточное отношение передачи ii о t - pii делитель потока 35 обеспечивает монотоннйе сниже ние степени относительного .текущему здачетоо аргумента Q ссют етствует одно значение КЦД1, силового передаточного отношения передачи и 1футящего момента М двигателя, т.е. обеспечивается устойчивая промежуточная 3/4-я ступень передачи. ..« Конструктивньте параметры делитепя потока 35, егю привода 52 и функщюнап ного преобразователя 51 подобны, так, чтобы на этой ступени функция С (О ) степени опорожнения гидротрашформатора обеспечивала менее интенсивный рост КПД передачи V| { О ), чем падение срутящего момента Мс.(б1 ) двигателя. При таком соотношении на 3/4-й ступени удельная сила тяги средства по двигате -пас (4, (Wfy) . остается у& 1вающЬй, т.е. по нащавлению совпадает с . характером ее шмейения на всех осталь шлх ступенях йередачи, в том чиспе смеж ных 3-ей и 4-ой ступенях. Поэтому пере Ьдача в цепом (фиг. 7), несмотря на повышение силового передаточного отношения Т схемы на 3/4-й ступени, сохраняет свойство устойчивого монотонного плавного нвпрерлвного регулирования крутящего момента в функции от скорости .V Iwo, поступательного движения транспортйого средства. Аргумент регулирования О mq,/U; - совпадает с прозрачностью передали, т.е. шлполняегся ycjjoKVse совмещения в смо теме двигателя - передача (фиг.5): Wgt / , Ш5Р. где S av 3 - постоянная входа Ол передачи, выраженна через 1юредаточное отношение входа между двигателем в гидротрансформаторо и активный диаметр D последнего; Хц. и р - соответственно коэф фициенты момента насосного Koneca и нагрузки гидротрансформатора. Поэтому характеристики передачи этой ступени (фиг. 6) от нагрузки ( Vov двигателя не зависят, что по аиапогии с остальными ступенями обуславливает , эквидистантность тяговых характеристик передачи при частичной нагрузке -I- с двигателя и, тем самым, классический закон регулирования в сочетании всех ее ступеней, присущий непрерывным передачам. Надлежащий выбор конструктивных параметров контуров замедленнойj 1-ой, 2-ой, и 3-ей ступеней передачи при этом создает на промежуточных 1/2-й и 2/3-й ее ступенях одинаковые амплитуды КПД передачи. Так, для рассматриваемого примера разбиения указанных ступеней при каноничесзсой координате стоповой точки первой основной ступени vvi -1,0, выполнении конструктивных соотношений по табл. 1, применении гидротрансформатора Г4 530-27.5 по ГОСТ 2022874 и учете механических потерь в погаосах зацепления на уровне 3%, эти амплитуды КПД передачи имеют значение в пределах О,8745 - О,8ООО, т.е. входят в оценочный уровень рабочего силового диапазона регулирования транслортной дискретной гидромеханической трансмиссии по действующему стандарту. Полное опорожнение гидротрансформатора 2-3 на 4-ой ступени передачи практически исключает гидравлические потери, а силовой поток только через один полюс зацепление в зубчатом редукторе 12 сводит на этой ступени до миминимума, и механические потери, что позволяет в широком диапазоне скоростей V средства V (O,5-l,O)-Yyrtgx обеспечить КПД передачи на уров1й У « 0,97 (фиг. 7). Режим однсютороннего силового потока позволяет вести средство автоматическим накатом. Для создания режима двустороннего силового потока водитель с помощью дистанционногю привода 65 ставит гидропереключатель режимов 38 в положение б (на фиг. 1 вправо),, закрывая его первый выход 39 и открывая его второй выход 40. При этом давление рабочей жидкости от гидронасоса 32 поступает на вход тидрораспределителей 44,45,46,41, 43,42, которые имеют две .-фиксированные позшдии. В Позиции Открыт они даредают это давление через каналы 30 в односторонние управляющие полости 29 соответствующих муфт свободного хода 23,17,8,14,13, настраивая их на возможность самозаклиниванвя в направлении прямого хода средства; в позиции Закрыт они это давлешю. снимают, поэтому соответствующая муфта под действием свочх пружин 25 через ролики 24 И вкладыии 26 сжазывается принудител но двусторонве заклиненной между обоймой 27 звездочкой 28. Прогр,л vfMHpoBaHHoe управление позициями эт1;. гидрораспре дел и геле и (фиг. 2) осушествлется соответственно компара.юшми 53-58, Поспедние по разности между стсгнатюм, пропорциональным aprj менту Q соответствующего задат.чика этапошюго уровня 59-64, и выходным сигналом .общего вычиспитепя 50, пропор циовлпьным текущему значению аргуменга О , с учетом своего порога срабатый-;: Ш СОЗД5 ЮТ ДИСКрвТНЫЙ ПЙГЙаП: ,, 1,при Qi -07 о, и,, - ) о при . S о, который с помощью эпектромагнитного пр-Еояа к пружинного возврата перемеща ет соогветсгвугощий гидрораспредепитепь 41-46;: при 0 Ю - в позицию а (на фуи-, 1 нравута); при U 1 - в позицию б ( на ф;гг. 1 певую). Чисяо канапов управпенда каждой муф тс.й свс.оодного хода и профиль индивидуапьнаг-о гвдрораспреаепитедя в таком канале опрецеляюгся комби шцией, которая (соогветсгвует комблнадии (табп. 2) состо Kfeli 1ПС сагч5сааклю)ивания (3) и самораск Ш п-шааш1 (Р) в тяговом режиме одностороннего скпового тока.Поэтому муфты 23,8,14,13, принимающие в схеме на этом режиме два состояния: (3) и (Р пибо,(Р) к (3), утЕравгшются каждая одшш двухгюзидионным гидрораспредепитепем 44,41,43 или 42,а муфта. 17, пркшп-лаюхцая на этом режиме, в схеме три состояния: (Р),, (3) и (Р), поочередно у1гравляетс.я двухпознииониыми Гг дроргаспрецеп51тепямн 45 и 46. Пртмэнение се лекционного компаратора с уровнями срабатывания, который совместно с задатчиками 54 и 55 создает на выходе дискретный сигнал (О при -Q О,. и --Н приа -а-7О. О, о при .-а 7 о, позволяет гидравлическое управление муфтой 17 (аналогично муфтам 23,8,14 13) выпопшггь по одному каналу на одном двухповтщионном г№рорас1феделит&не (ш фиг. 1 этот вариант не показан). Настройка задатчиков 59-64 этапо№ного зфовш обеспечивает при нудите л .ное дйусгороннее заклинивание муфт сво бедного хода 23, 8, 17, 14, 13 при таких значениях аргумента q выходного сигнала блока деления 68 общего вычиолителя 50, которые соответствуют их самозаклиненномусостоянию (3) на ступенях передачи в режиме одностороннего силового потока (табл.2). Управление этими муфтами на режиме двустороннего силового потока осущест&ляется по тому же аргументу регулирования Q , что и программировайное опорожнение гидротрансформатора 2-3 на обоих режимах. Поскольку этот аргумент совпадает с прозрачностью передачи, регутхировочная характеристика последней (фиг.4) от нагрузки двигателя не зависит (переключение муфт на p Htvibi происходит при значениях |J(UE/g), описываемых соответствующей параболой (фиг. i.,. Схема программированного опорожнения гидротрансформатора (фиг. 1) с положением гидропереключателя режимов 38 не связана. Поэтому на обоих режимах она функционирует одинаково. Одинаковой на этих режимах сохраняется и упругость нагруженных звеньев контуров передачи, и плавность регулирования на ее промежуточных ступенях. Указанные особенности обеспечивают полную идентичность всех кинематических характеристик (в том числе .характеристики совмещения с двигателем на фиг. 5 ji тягово-экономических характеристик на фиг. 7) предлагаемой передачи на режимах двустороннего и одностороннего силового потока .и известной передачи 2J. Воспроизведение высоких кинематических показателей передачи в двухстороннем силовом потоке (при сохранении выбора одностороннего силового потока) существенно повышает динамические показател и управляемость транспортного средства (этому же способствует улучшение кинематических характеристик передачи при частичной . нагрузке двигателя).Вместе с тем использование предлагаемого режима двустороннего силового потока заметно снижает общее число циклов заклинивания-расклинивания муфт свободного хода передачи, что увеличивает их долговечность и, тем самым, надежность конструкции передачи.

.15

Гидравлическая ветвь: от турбинного копеся 3 через зубчатый редуктор М5фту свободного хода 11 солнечную шестерню Механическая ветвь

муфту свободного хода зубчатый редуктор муфту свободного хода коронную шестершо

15

сателлиты

16

1036581 Таблица 1

15,19

15

Т а б п и 2 1111: от входного вала 1 черев.

;gj b ----f. r-..

-:,.

фиг

фиг.

Зам. cm.

fly 3,0

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1036581A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Гидромеханическая многоконтурнаяпЕРЕдАчА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Левин Владимир Александрович
SU839755A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для регулирования энергии удара гидравлического молота 1980
  • Карпенко Юрий Александрович
  • Роганов Лев Леонидович
  • Подлесный Сергей Владимирович
SU891198A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 036 581 A1

Авторы

Левин Владимир Александрович

Даты

1983-08-23Публикация

1982-04-22Подача