теля цикла работы двигателя, второй вход которого соединен с первым выходом второго коммутатора импульсов зажигания.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА ЗАМКНУТОГО СОСТОЯНИЯ КОНТАКТОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее формирователь импульсов искрового разряда, подключенный к клемме низкого напряжения прерывателя-распределителя, .выход которого соединен с первым входом первого ключевого элемента, измеритель углов замкнутого состояния контактов распределителя и пусковую кнопку, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений, оно дополнительно снабжено формирователем импульсов свечи зажигания, вход которого- соединен, с соответствующей-свечой зажигания, двумя триггерами, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу формирователя импульсов свечи зажигания, а выход - к первому входу другого триггера, вторым ключевым элементом, первый вход которого соединен с выходом формирователя импульсов искрового разряда, а второй вход - с первым выходом другого триггера, второй выход которого подключен к второму входу первого ключевого элемента, а измеритель углов замкнутого состояния контактов распределителя содержит два коммутатора импульсов зажигания, измерители цикла работы грани кулачка прерывателя, измерителя времени замкнутого состояния контактов распределителя, измеритель цикла работы двигателя, и переключатель, при.чем вход первого.коммутатора импульсов зажигания подключен к выходу первого .ключевого элемента, выходы - к первым входам соответствующих измерителей времени замкнутого состоя§ ния контактов распределителя, вход (О второго коммутатора импульсов зажигания соединен с выходом второго клюс: чевого элемента, первый его выход подключен к первому входу первого измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя, последний выход к вторым входам последнего измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя и последнего измерителя времени замкнутого состояния контак4i тов распределителя, а каждый из осО5 тавшихся выходов подсоединен одноСЛ 4 временно к первому входу одноименного по порядку измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя и к вторым входам предыдущих измерителей цикла работы грани кулачка прерывателя и времени замкнутого состоя- ния контактов распределителя, входы переключателя подключены к нечетным выходам второго коммутатора импульсов зажигания, начиная с третьего, а выход - к второму входу другого триггера и одному из входов измери
1
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к устройствам для испытанияГ и провер ки систем зажигания двигателей внутреннего сгорания, и может буть использовано для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя в процессе диагностирования автомобилей в автотранспортных и авторемонтных предприятиях, на станциях и базах технического обслуживания автомобилей, а также в процессе производства аппаратов систе зажигания на заводах-изготовителях.
Известно:устройство для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителей зажигания двигателей внутреннего сгорания, содержащее привод и измерительный блок, выполненный в виде формирователя импульсов искрового разряда, вход которого подключен к контакту распределителя , а выход - к искровому вращающемуся разряднику, причем формирователь выполнен в виде двух параллельно включенных катушек зажигания, в цепь одной из которых последовательно вклю1 ены дифференцирующее звено, .инвертирующий элемент, моностабильный триггер и коммутатор Г1 J.
Недостатками указанного устройств являются сложность конструкции формирователя импульсов и наличие цепей, снижающих точность измерения.
Наиболее близким по технической сущности к- изобретению является устройство, для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащее формировательимпульсов искрового разряда с дифференцирующим звеном на входе и катушкой зажигания на выходе, во вторичную цепь которой включен искровой вращающийся разрядник, а формирователь выполнен в виде диодного распределитёля разнополярных импульсов, подключенного к входам одновибратора, один из выходов которого через
резистивно-емкостную цепь соединен с одним из своих входов, а другой - с входом ключевого элемента, в цепь которого включена катушка зажигания. При замыкании и размыкании контактов распределителя зажигания, кулачо которого и разрядник синхронно- вращаются -с помощью привода, на кольцевой отсчетной шкале вращающегося разрядника наблюдаются искровые метки, число которых равно удвоенному числу граней кулачка распределителя. При этом углы между первой и второй и между второй и третьей метками для каждой грани кулачка соответствуют углам замкнутого и разомкнутого состояний контактов распределителя. Как видно, измерителем углов замкнутого состояния контактов распределителя зажигания в этом устройстве является искровой вращающийся разрядник С 2J.
Недостатком этого устройства является недостаточная точность измерений, обусловленная наличием привода и вращающегося разрядника.
Целью изобретения является повышение точности измерений.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутреннего сгорания, содержащее формирователь импульсов искрового разряда , подключенный к клемме низкого напряжения прерывателя-распределителя , выход которого соединен с первым входом первого ключевого элемента, измеритель углов замкнутого состояния контактов распределителя и пусковую кнопку, дополнительно снабжено формирователем импульсов свечи зажигания, вход которого соединен с соответствующей свечой зажигания, двумя триггерами, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу формирователя импульсов свечи зажигания, а выход - к первому входу другого триггера, вторым ключевым элементом, первый вход которого соединен с выходом формирователя импульсов искровогоразряда, а второй вход - с первым выходом другого триг гера, второй выход которого подключен к второму входу первого ключевого элемента, а измеритель углов замкнутого состояния контактов распределителя содержит два коммутатора импульсов зажигания, измерители цикла работы грани кулачка прерывателя, измерители времени замкнутого состояния контактов распределителя, измеритель цикла работы двигатеЛЯ и переключатель, причем вход первого коммутатора импульсов зажигания подключен к выходу первого ключевого элемента, а выходы - к первым входам соответствующих измерителей времени замкнутого состояния контактов распределителя, вход второго коммутатора импульсов зажигания соединенсс выходом второго ключевого эле мента , первый его выход подключен к первому входу первого измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя , последний выход - к вторым вхо дам, последнего измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя и последнего измерителя времени замкнуто ГО состояния контактов распределителя , а каждый из оставшихся выходов подсоединен одновременно к первому входу одноименного по порядку измерителя цикла работы грани кулачка прерывателя и к вторым входам предыдущих измерителей цикла работы грани кулачка прерывателя и времени зам кнутого состояния контактов распределителя, входы пepeключateля подклю чены k нечетным выходам второго коммутатора импульсов зажигания, начина с третьего, а выход - к второму вход другого триггера и одному из входов измерителя цикла работы двигателя, второй вход которого соединен с первым выходом второго коммутатора импульсов зажигания. На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для измерения угла замкну того состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - временная диаграмма напряжений на выходах основных узлов. Устройство для измерения угла зам кнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутрен него сгорания содержит формирователь 74 Iимпульсов искрового разряда, подключенный к -клемме 2 низкого напряжения прерывателя-распределителя, формиН рователь 3 импульсов свечи зажигания, вход Ц которого соединен с соответствующей свечой зажигания, триггеры 5 и 6, вход триггера 5 через пусковую кнопку 7 подключен к выходу формирователя 3 импульсов свечи зажигания, а выход - к одному из входов триггера 6, ключевые элементы 8 и 9 одни входы которых соединены с выходом формирователя 1 импульсов искрового разряда, а вторые - с соответствующими выходами триггера 6, и измеритель 10 углов замкнутого состояния контактов распределителя. Измеритель 10 углов замкнутого состояния контактов распределителя содержит коммутаторы 11 и 12 импульсов зажигания, входы которых подключены к выходам соответственно ключевых элементов 8 и 9, измерители 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя, измерители 1 цикла работы грани кулачка прерывателя. При этом выходы коммутатора IIимпульсов зажигания, число которых равно числу цилиндров проверяемого двигателя, соединены- с одними ИЗ входов соответствующих измерителей .. 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя, первый выход коммутатора 12 импульсов зажигания, число которых превышает на единицу число цилиндров испытуемого двигателя, подключен к одному из входов первого измерителя k цикла работы грани кулачка прерывателя, последний выход - к вторым входам последних измерителей 13 и 14, каждый из оставшихся выходов - к первому входу одноименного по порядку измерителя 1 цикла работы грани кулачка прерывателя и к вторым входам предыдущих измерителей 1 и 13. Устройство содержит также переключатель 15, входы которого соединены с нечетными выходами коммутатора 12 импульсов зажигания, и измеритель1б цикла работы двигателя, один вход которого подключен к выходу переключателя 15 и второму входу триггера 6, а второй вход - к первому выходу коммутатора 12 импульсов зажигания. Устройство для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внут- , реннего сгорания работает следующим образом. Устройство подключается к низковольтной клемме 2 прерывателя-распре делителя и входу k свечи зажигания соответствующего цилиндра (как прави ло, первого), а переключатель 15 устанавливается в положение, соответ ствующее числу цилиндров испытуемого двигателя (например, в положение для -цилиндрового двигателя подключаются четыре измерителя 13 и пят измерителей 1)., На входы формирователей 1 и 3 непрерывно поступают при работающем двигателе импульсы, где они усиливаются, ограничиваются по амплитуде и формируются по длительности. Импульсом гашения показания измерителей 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя,измерителей 1 цикла работы грани кулачка прерывателя и измерителя 16 цикла работы двигателя сбрасываются в О, триггеры 5 и 6, а также триггеры , входящие в состав коммутаторов 11 и 12 импульсов зажигания, приводятся в состояние О, ключевые элементы 8 и 9 закрываются, чем предотвращается прохождение через них импульсов с выхода формирователя 1 импульсов искрового разряда. В момент нажатия пусковой кнопки 7 импульс с выхода формирователя 3 импульсов свечи зажигания поступает на вход триггера 5 и перебрасывает его в состояние 1 Образующийся на его выходе сигнал поступает на вход триггера 6 и также перебрасывает его в состояние 1, в резуль тате чего ключевые элементы 8 и 9 открываются. Одновременно с этим импульс положительной полярности с вых да формирователя 1 импульсов искрово го , соответствующий моменту размыкания контактов прерывателя на первой грани кулачка, поступает на второй вход ключевого элемента Э, гд образуется совпадение, на его выходе выделяется сигнал и поступает на вхо коммутатора 12 импульсов зажигания. Последний на своем выходе выдает пер вый сигнал, открывающий одновременно первый измеритель 14 цикла работы грани кулачка прерывателя и измеритель 16 цикла работы двигателя, которые начинают подсчет импульсов времени. 1 7 С приходом от формирователя 1 им- пульсов искрового разряда отрицательного сигнала, соответствующего моменту замыкания контактов прерывателяраспределителя на первой грани кулачка, совпадение образуется на ключевом элементе 8, в результате чего на его выходе выделяется сигнал и поступает на вход коммутатора 11 импульсов зажигания. На выходе последнего появляется первый сигнал который открывает первый измеритель 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя, начинающий подсчет импульсов времени. При появлении с выхода формирователя 1 импульсов искрового разряда второго положительного сигнала, соответствующего моменту размыкания контактов прерывателя-распределителя на второй грани кулачка, он проходит открытый ключевой, элемент 9 и поступает на вход коммутатора 12 импульсов зажигания, который на своем выходе выделяет второй сигнал. Этот сигнал одновременно закрывает первые измерители 13 и И цикла работы грани кулачка прерывателя и времени замкнутого состояния контактов распределителя и открывает второй измеритель И цикла работы грани кулачка прерывателя. В момент появления с выхода формирователя 1 импульсов искрового разряда второго отрицательного импульса, соответствующего моменту замыкания контактов прерывателя-распределителя на второй грани кулачка, он проходит через открытый ключевой элемент 8 и поступает на вход коммутатора 11 импульсов зажигания. В результате этого на его выходе выделяется второй сигнал, по которому открывается второй измеритель 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя . Процесс работы устройства для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания происходит далее аналогично и по другим граням кулачка прерывателя. С появлением с выхода формирователя 1 импульсов искрового разряда сигнала, соответствующего моменту размыкания контактов прерывателя-распределителя снова на первой грани кулачка и соответствующего завершению цикла работы двигателя, равного двум оборотам коленчатого вала, на выходе 7 коммутатора 12 импульсов зажигания выделяется последний сигнал, который закрывает последниеизмерители 14 и 13 цикла работы, грани.кулачка прерывателя и времени замкнутого состояния контактов распределителя. Одновременно этот же сигнал через переключатель 15 поступает на вход измерителя 16 цикла работы двигателя, который при этом останавливается, и на вход триггера 6, переводя его в исходное состояние. Ключев элементы 8 и 9 закрываются и прекращают дальнейшее прохождение через них импульсов с выхода формиров теля 1 импульсов искрового разряда. На этом цикл работы устройства зака чивается. Таким образом, по окончании двух оборотов коленчатого вала двигателя составляющих цикл его работы, в со-г отве1ствии с порядком работы двигателя (для 4-цилиндрового двигателя в последовательности 1-3-+-2) на измерителях 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя фиксируются числа импульсов времени соответствующие времени замкнутого состояния контактов распределителя по каждой грани кулачка прерывателя, на измерителях k цикла работы грани кулачка прерывателя - числа импульсов, соответствующие времени цикла работы каждой грани кулачка прерывателя и характеризующие асинхронизм искрообразования, на измерителе 16 цикла работы двига теля - число импульсов, соответству ющее длительности двух оборотов коленчатого вала двигателя и характер зующее его частоту вращения. Для выражения полученных значений временных интервалов в общепринятых единицах измерения используются зависимости 360° f-14 и,г- f 13 4 угол поворота коленчатого вала двигателя, соответств ющий циклу работы определенной грани кулачка преры вателя, град.; угол поворота коленчатого вала двигателя, соответств ющий времени замкнутого со 7 тояния контактов определенной грани кулачка прерывателя, град.; f - число импульсов времени,.зафиксированное измерителем 16 цикла работы двигателя; число импульсов времени, зафиксирование соответствующим измерителем 1А цикла работы грани кулачка прерывателя; число импульсов времени, зафиксированное соответствующим измерителем 13 времени замкнутого состояния контактов распределителя; частота вращения коленчатого вала двигателя, с л) - частота импульсов генератора импульсов времени, Гц. Вычитая из углов, соответствующих циклам работы грани кулачка прерывателя , углы замкнутого состояния контактов распределителя, определяют углы разомкнутого состояния контактов по каждой грани кулачка прерывателя. Кроме того, производя с помощью предложенного устройства измерения при различной частоте вращения коленчатого вала двигателя, контролируют характеристики автоматов опережения распределителей зажигания. Устройство позволяет за один цикл работы измерять в цифровом виде время замкнутого состояния контактов распределителя по каждой грани кулачка прерывателя, время цикла работы каждой грани кулачка прерывателя и время цикла работы двигателя. По полученным результатам можно определить асинхронизм искрообразования, углы замкнутого и разомкнутого состояний контактов распределителя зажигания и частоту вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. По сравнению с известным предложенное устройство позволяет увеличить точность измерений угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания в 2 раза, а следовательно, с большей точностью поддерживать значение этого параметра в процессе эксплуатации. Это способствует увеличению силы тока в первичной цепи и напряжения во вторичной, улучшает интенсивность искрообразования и процесс сгорания рабочей смеси, в результате чего уменьшается ра(ход топлива на 0,31.
Фг//.
Авторы
Даты
1983-10-07—Публикация
1982-02-11—Подача