Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02P17/00 

Описание патента на изобретение SU945489A1

3 , 9 вала и угла опережения зажигания, элементы совпадения, один вход перво го иэ которых соединен с выходом фор мирователя импульсов зажигания, один вход второго элемента.совпадения со единен с выходом формирователя импульсов частоты вращения, а выход с входом делителя частоты импульсов, выходы которого подключены к входам первого триггера, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которо го подключен к свече зажигания, а выход через пусковую кнопку соединен с входом второго триггера, выход которого подключен к одному из входо третьего триггера, второй вход которого соединен с одним из выходов делителя частоты импульсов, а выходс вторым входом второго элемента совпадения, генератор импульсов времени, выход которого подключен к одному из входов третьего и четверто го элементов совпадения, второй вход третьего элемента совпадения подключен к выходу первого триггера, а выХОД - к входу измерителя частоты вращения коленчатого вала,второй вхо четвертого элемента совпадения подключен к выходу четвертого триггера, один вход которого соединен с выходо формирователя импульсов верхней мерт вой точки, переключатель и блок дели телей частоты, вход которого соедине с выходом четвертого элемента совпадения, а выходы подключены к входам переключателя, выход которого соединен с входом измерителя угла опереже ния зажигания, выход первого триггера подключен к второму входу первого элемента совпадения, выход которого соединен с вторым входом четвертого триггера 2. Устройство позволяет в течение одного цикла работы двигателя фиксировать с помощью измерителя частоты вращения коленчатого вала длительность его двух оборотов, пропорциональную частоте вращения, и с помощью одного измерителя угла опережения зажигания число импульсов времени, пропорциональное среднему по двигателю углу опережения зажигания, и по полученным результатам косвенно судить о среднем по двигателю значении асинхронизма искрообразования. Недостатками известных устройств для определения асинхронизма искрооб разования в двигателях внутреннего сгорания являются недостаточная точность и сравнительно большая трудоемкость измерений вследствие невозможности непосредственного измерения асинхрониэма искрообразования и наличия промежуточных расчетов. Цель изобретения - повышение точности и уменьшение трудоемкости определения асинхронизма искрообразования. Поставленная цель достигается тем, что устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигат лях внутреннего сгорания, содержащее формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого соединен с свечой зажигания, триггеры, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу формирователя импульсов свечи зажигания, а выход - к одному из входов второго триггера, генератор импульсов времени, элементы совпадения, один вход первого из которых соединен с выходом формирователя импульсов зажигания, а одни входы второго, и третьего элементов совпаденияс выходом генератора импульсов времени, измеритель цикла работы двигателя, вход которого подключен к выходу второго элемента совпадения, блок делителей частоты импульсов, вход которого соединен с выходом третьего элемента совпадения, переключатель, входы которого подключены к выходам блока делителей частоты импульсов, и измеритель временных интервалов вход которого соединен с одним из выходов блока делителей частоты импульсов, соответствующим числу цилиндров испытуемого двигателя, дополнительно снабжено десятичным счетчиком импульсов, вход которого подключен к выходу первого элемента совпадения, задающим элементом, входы которого соединены с соответствующими выходами дешифратора десятичного счетчика импульсов, и схемой сравнения, входы которой подключены к выходам задающего элемента, а выход к другому входу второго триггера, выход которого соединен с другими входами всех тре элементов совпадения. J На черт1вже изображена блок-схема устройства для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания. Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего -сгорания содержит формирователь 1 импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме 2 прерывателя-распределителя, формирователь 3 импульсов свечи зажи гания, вход которого соединен с свечой 4 зажигания, триггеры 5 и 6, вхо триггера 5 через пусковую кнопку 7 подключен к выходу формирователя 3 импульсов свечи, зажигания, а выход к одному из входов триггера 6, генератор 8 импульсов времени, элементы 9, 10 и 11 совпадения, один вход элемента 9 совпадения соединен с выходом формирователя 1 импульсов зажи гания, а одни входы элементов 10 и 1 совпадения - с выходом генератора В импульсов времени, измеритель 12 цик ла работы двигателя, вход которого подключен к выходу элемента 10 совпа дения, блок 13 делителей частоты импульсов, вход которого соединен с выходом элемента 11 совпадения, переключатель 14, входы которого подключены к выходам блока 13 делителей частоты импульсов, измеритель 15 временных интервалов, вход которого соединен с одним из выходов блока 13 делителей частоты импульсов, соответ ствующим числу цилиндров испытуемого двигателя. Десятичный счетчик 16 импуЛьсов, вход которого подключен к выходу элемента 9 совпадения, задающий элемент 17,входы которого соединены с соответствующими выходами дешифратора десятичного счетчика 16 импульсов, и схему 18 сравнения, вхо ды которой подключены к выходам зада ющего элемента 17, а выход - к друго му входу триггера 6, выход которого соединен с другими входами элементов 9, 10 и 11 совпадения. Формирователь 1 импульсо зажигания служит для формирования сигналов соответствующих моментам размыкания контактов прерывателя-распределителя и представляет собой двухкаскадный электронный усилитель, на входе первого каскада которого установлен емкостно-реостатный фильтр для устране ния высокочастотной составляющей раз ряда. Формирователь 3 импульсов свечи зажигания предназначен для формирования сигналов, соответствующих разрядному процессу в свече определенного цилиндра двигателя, и выполнен В виде двухкаскадного электронного усилителя, на входе первого каскада которого установлены последовательно сое.диненные гасящее сопротивление и неоновая лампа. Триггеры 5 и 6 служат для запуска устройства и его остановки после окончания цикла измерения, равного двум оборотам коленчатого вала двигателя. Оба триггера вместе позволяют пропускать только один импульс от свечи Ц зажигания независимо от продолжительности нажатия пусковой KHonkH 7. Триггеры выполнены с раздельными входами . Генератор 8 импульсов времени служит источником электрических колебаний повышенной стабильности с частотой 1,923 мГц. Он выполнен в виде последовательно соединенных задающего узла, эмиттерного повторителя, импульсного усилителя и второго эмиттерного повторителя, собранных на транзисторах. Элементы 9-11 совпадения предназначены для сообщения и разобщения соответственно формирователя 1 импульсов зажигания с десятичным счетчиком 16 импульсов и генератора 8 импульсов времени с измерителем 12 цикла работы двигателя и блоком 13 делителей частоты импульсов. Все элементы совпадения управляются триггером 6 и выполнены б виде транзисторных схем совпадения на два входа каждая, выдающих на выходах положительные сигналы при наличии на их входах отрицательных сигналов. Измеритель 12 цикла работы двигателя служит для измерения времени двух оборотов коленчатого вала двигателя, составляющих цикл его работы, и выполнен в виде шестиразряднрго десятичного электронного счетчика импульсов, каждый разряд которого состоит из пересчетного устройства, дешифратора и цифрового индикатора. Блок 13 делителей частоты импульсов предназначен для деления поступающих на его вход числа импульсов генератора 8 импульсов времени на число, соответствующее числу цилиндров двигателя. Он включает пересчетные устройства на 2,,6 и 8. Устройства пересчета на 2, и 8 состоят соответственно из одного, двух и трех последовательно соединенных триггеров со счетными входами. Устройство пересчета на 6 состоит из трех последовательно соединенных триггеров, причем первый и третий триггеры имеют счетный вход, а второ триггер - раздельные входы. Для обес печения пересчета на 6 второй и третий триггеры охвачены обратной связь Соединены триггеры в следующем поряд ке: выход первого триггера соединен с одним из входов второго триггера и счетным входом третьего триггера, а выход третьего триггера соединен с другим входом второго триггера и вь1ходом устройства. Переключатель 1 служит для под ключения измерителя 15 временных интервалов к соответствующему выходу блока 13 делителей частоты импульсов в зависимости от числа цилиндров проверяемого двигателя. Он имеет четыре входа и один выход. Измеритель 15 временных интервалов предназначен для измерения за один цикл работы двигателя средне.го значения промежутка времени между моментами зажигания во всех цилиндрах двигателя, пропорционального среднему по двигателю углу между моментами возникновения импульсов зажигания и его цилиндрах. Он выполнен в виде пятиразрядного десятичного электронного счетчика, каждый разряд которого состоит из пересчетного устройства, дешифратора и цифрового индикатора. Десятичный счетчик 16 импульсов служит для подсчета,числа импульсов, поступающих на его вход с выхода фор мирователя 1 импульсов зажигания. Он выполнен в виде одноразрядного десятичного электронного счетчика, состоящего из пересчетного устройства, дешифратора и цифрового индикатора. Задающий элемент 17 предназначен для предварительного задания числа, соответствующего числу цилиндров про веряемого двигателя. Он выполнен в виде однодивкового переключателя на одиннадцать положений с подвижным контактом, к неподвижным контактам которого присоединены соответствующи выходы дешифратора десятичного счетчика 16 импульсов. Он позволяет зада вать значения чисел от нуля до девят Схема 18 сравнения служит для выдачи на ее выходе сигнала в случае совпадения числа, заданного с помощь задающего элемента 17, с числом, отсчитанным десятичным счетчиком 16 импульсов. Она выполнена в виде делителя напряжений, на выходе которого установлен электронный усилитель. Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания работает следующим образом (на примере 8-ми цилиндрового двигателя). Предварительно подключают устройство к низковольтной клемме 2 прерывателя-распределителя и свече зажига ния цилиндра двигателя (например, первого), в задающем элементе 17 устанавливается число 9 а переключатель 1 устанавливается в положение, соответствующее 8-ми цилиндровому двигателю. После запуска двигателя и подачи питающих устройство напряжений на входы формирователей 1 и 3 импульсов непрерывно поступают при работающем двигателе импульсы, где они усиливаются, ограничиваются по амплитуде и формируются по длительности. Импульсом гашения узлы устройства приводят в исходные состояния, при которых показания измерителя 12 цикла работы двигателя, измерителя 15 временных интервалов и десятичного счетчика 16 импульсов сбрасываются на нули, триггеры 5 и 6, а также триггеры, входящие в состав блока 13 делителей частоты импульсов, приходят в состояние О, элементы совпадения закрываются, импульсы с выходов формирователя 1 импульсов зажигания в генераторе В импульсов времени через них не проходят. При нажатии пусковой кнопки 7 импульс от свечи k зажигания первого ц шиндра, пройдя формирователь 3, поступает на вход триггера 5 и переворачивает его в положение 1. Появляющийся на его выходе сигнал поступает на вход триггера 6 и также переводит его в состояние 1, в результате чего элементы 9 10 и 11 открываются. При этом импульсы с выхода формирователя 1.импульсов зажигания поступают на вход десятичного счетчика 16 импульсов, а импульсы с выхода генератора 8 импульсов времени - на входы измерителя 12 цикла работы двигателя и блока 13 делителей частоты импульсов. Десятичный счетчик 16 импульсов и измеритель 12 цикла работы двигателя начинают подсчет импульсов, поступаюи их на их входы, а блок 13 делителей частоты импульсов производит деление поступающих на его вход импульсов на число 8. Импульсы с выхода блока 13 делителей частоты импульсов через переключатель }Ц поступают на вход измерителя 15 временных интервалов, который начинает их суммировать. Подсчет чисел импульсов измерителем 12 цикла работы двигателя измерителем 15 временных интервалов и де сятичным счетчиком 16 импульсов будет продолжаться до тех пор, пока на вхо последнего не поступит число импульсов, равное заданному числу в задающем элементе 17 (в данном случае числу 9), что соответствует завершению цикла работы двигателя, равного двум оборотам коленчатого вала. В этот момент на выходе схемы 18 сравнения выделяется сигнал, который поступает на вход триггера 6 и возвращает его в исходное состояние. Элементы совпадения закрываются, Мрекращая прохождение через них импульсов с выходов формирователя 1 импульсов зажигания и генератора 8 импульсов времени. На этом цикл измерений заканчивается. Таким образом, по окончании двух оборотов коленчатого вала двигателя, в течение которых происходит один полный цикл его работы, на измерителе 12 цикла работы двигателя фикси руется число импульсов времени, соответствующее длительности двух оборотов коленчатого вала, а на измерителе 15 временных интервалов число импульсов времени, равное част ному от деления числа импульсов времени, поступающих с выхода генератора 8 импульсов времени на вход блока 13 делителей частоты импульсов за время двух оборотов коленчатого вала, на число цилиндров двигателя пропорциональное среднему по двигателю углу между моментами возникнове ния импульсов зажигания во всех цилиндрах двигателя, по которому и делают заключение об асинхронизме искрообразования. Введение в предлагаемое устройств десятичного счетчика импульсов, за-, дающего элемента и схемы сравнения, соединенных соответствующим образом между собой и с другими узлами устройства, а также введение новых связей между вторым триггером и вторым 9 ,10 и третьим элементами совпадения, поз-воляет за один цикл работы двигателя измерять в цифровом виде среднее значение промежутка времени между моментами зажигания во.всех цилиндрах двигателя, пропорциональное среднему по двигателю углу между моментами возникновения импульсов зажигания, и устраняет необходимость проведения вспомогательных расчетов. Это увеличивает точность и уменьшает трудоемкость определения асинхронизма искрообразования, что при внедрении предлагаемого устройства в народное хозяйСТ8О обеспечит получение технико-экономического эффекта. Формула изобретения Устройство ДЛЯ определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания, содержащее формирователь импульсов зажигания, подключенный к- низковольтной клемме прерывателя-распределителя, формирователь импульсов свечи зажигания,вход которого соединен с свечой зажигания, триггеры, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу формирователя импульсов свечи зажигания, а выход - к одному из входов второго триггера, генератор импульсов времени, элементы совпадения, один вход первого из которых соединен с выходом формирователя импульсов зажигания, а одни йходы второго и третьего элементов совпадения, - с выходом генератора импульсов времени, измеритель цикла работы двигателя, вход которого подключен к выходу второго элемента совпадения, блок делителей частоты импульсов, вход которого соединен с выходом третьего элемента совпадения, переключатель, входы которого подключены к выходам блока делителей частоты импульсов, и измеритель временных интервалов, вход которого соединен с одним из выходов блока делителей частоты импульсов, соответствующим числу цилиндров испытуемого двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и уменьшения трудоемкости определения асинхронизма искрообра-зования, оно дополнительно снабжено десятичным счетчиком импульсов, вход которого подклюмен к выходу первого элемента совпадения, задающим элементом, входы которого

соединены с соответствующим выходами дешифраторов десятичного счеТчика импульсов, и схемой сравнения, входы которой подключены к выходам задающего элемента, а выход - к другому входу второго триггера, выход которого соединен с другими входами сех трех элементов совпадения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

№ 789660, кл. F 02 Р 17/00, 25.01.79

2,Авторское свидетельство СССР по заявке № 280«б79/18-21,

кл. F 02 Р 17/00, .07.79.

Похожие патенты SU945489A1

название год авторы номер документа
Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания 1980
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU939808A1
Устройство для проверки систем зажигания двигателей внутреннего сгорания 1982
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1036952A1
Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1318719A1
Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1249188A1
Устройство для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1046547A1
Устройство для определения угла опережения зажигания 1979
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU789660A1
Устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания 1979
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU855247A1
Устройство для контроля бесперебойности искрообразования 1978
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU859667A1
Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания 1987
  • Котылев Константин Александрович
  • Ковалев Владимир Николаевич
SU1498935A1
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Леонов Н.И.
  • Рябченко Л.М.
  • Горкин В.П.
SU1776106A1

Реферат патента 1982 года Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 945 489 A1

SU 945 489 A1

Авторы

Отставнов Алексей Андреевич

Даты

1982-07-23Публикация

1980-12-12Подача