Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02P17/00 

Описание патента на изобретение SU939808A1

НИЗКОВОЛЬТНОЙ клемме прерывателяраспределителя, триггеры, делитель частоты импульсов, измеритель частоты вращения коленчатого вала, коммутатор импульсов зажигания, измеритель угла опережения зажигания, выполненный в виде блока цифровых измерителей, одни входы которых подключены к соответствующим выходам коммутатора импульсов зажигания, а вторые - к выходу формирователя импульсов верхней мертвой точки, элементы совпадения, один вход первого из них соединен с выходом формирователя импульсов зажигания, а выход подключен к коммутатору импульсов Зажигания, один вход второго элемента совпадения соединен с выходом сЬоо мирователя импульсов частоты вращения, а выход с делителем частоты импульсов, подключенным двумя своими вь ходами к измерителю частоты вращения коленчатого вала, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого подключен к свече зажигания а выход через пусковую кнопку соединен с входом первого триггера, выход которого подключен к одному из входов з.торого триггера, второй вход которого соединен с одним из выходов делителя частоты импульсов, а вы ход - с вторыми входами обоих элемен тов совпадения 1,2. Устройство позволяет в пределах одного цикла работы двигателя измерять промежутки времени от моментов зажигания в соответствующих цилиндрах до моментов достижения поршнями этих цилиндров верхних мертвых точек конца такта сжатия, пропорциональные углам опережения зажигания, и время двух оборотов коленчатого вала двига теля, пропорциональное частоте вращения. По полученным значениям определяют углы опережения за :игания в каждом цилиндре многоцилиндрового двигателя и углы между моментами зажигания в отдельных цилиндрах, по ко торым и судят об асинхронизме искрообразования. Однако указанное устройство обла дает недостаточной точностью и сравнительно большой трудоемкостью определения асинхронизма искрообразовани вследствие погрешностей в определени верхних мертвых точек в отдельных цилиндрах двигателя и невозможности непосредственного измерения асинхронизма искрообразования, для определе 93 4 НИИ которого требуются предварительные расчеты. Цель изобретения - повышение точности и уменьшение трудоемкости определения асинхронизма искрообразования . Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего cгopa -lия, содержащем формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя.формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого соединен с соответствующей свечой зажигания, триггеры, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу формирователя импульсов свечи зажигания, а выход к одному из входов второго триггера , элемент совпадения, один вход которо го соединен с выходом второго триггера, а другой вход - с выходом формирователя импульсов зажигания, коммутатор импульсов зажигания, вход которого подключен к выходу элемента совпадения, измеритель цикла работы двигателя, измерители временных интервалов, число которых равно числу цилиндров двигателя, и переключатель, коммутатор импульсов зажигания выполнен с числом выходов, превышающим на единицу число цилиндров двигателя, причем первый его выход соединен с одним из входов первого измерителя временных интервалов, последний выход - с вторым входом последнего измерителя временных интервалов, а каждый из оставшихся выходов - одновременно с первым входом одноименного по порядку измерителя временных интервалов и вторым входом предыдущего измерителя временных интервалов входы переключателя подключены к нечетным выходам коммутатора импульсов зажигания, а выход переключателя - к другому входу второго триггера и одному из входов измерителя цикла работы двигателя, второй вход которого соединен с первым выходом коммутатора импульсов зажигания. На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства. Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего содержит формирователь 1 импу|-сов зажигания, подключенный к низков пьтной клемме 2 прерывателя-распреде.пителя , формирователь 3 импульсов свечи зажигания вход которого соединен с соответствующей свечой Ц зажигания, триггеры 5 и 6, вход триггера 5 через пусковую кнопку 7 подключен к выходу формирователя 3 импульсов свечи зажигания , а выход - к одному из входов триггера 6, элемент 8 совпадения, один вход которого соединен с выхо дом триггера 6, а другой вход - с выходом формирователя 1 импульсов зажигания, коммутатор 9 импульсов зажигания, вход которого подключен к выходу элемента 8 совпадения,измеритель 10 цикла работы двигателя, измерители 11 временных интервалов, число которых равно числу цилиндров проверяемого двигателя, и переключатель 12. Коммутатор 9 импульсов зажигания выполнен с числом выходов, превышающим на единицу число цилиндров испытуемого двигателя, первый его выход соединен с одним из входов первого измерителя 11 временных интервалов, последний выход - с вторым входом последнего измерителя 11 временных интервалов, а каждый из оставшихся выходов - одновременно с первым входом одноименного по порядку измерителя 11 временных интервалов и вторым входом предыдущего измерите:ля 11 временных интервалов, входы переключателя 12 подключены к нечетным выходам коммутатора 9 импульсов зажига ния , а выход - к другому входу триггера 6 и одному из входов измерителя 10 цикла работы двигателя, второй вход которого соединен с первым выходом коммутатора 9 импульсов зажигания. ,

Формирователь 1 импульсов зажигания служит для формирования сигналов соответствующих моментам размыкания контактов прерывателя-распределителя, и представляет собой двухкаскадный электронный усилитель, на входе первого каскада которого установлен емкостно-реостатный фильтр для устранения высокочастотной составляющей разряда.

Формирователь 3 импульсов свечи зажигания предназначен для формирования сигналов, соответствующих разрядному процессу в свече определенного цилиндра двигателя, и выполнен в виде двухкаскадного электронного усилителя, на входе первого каскада которого установлены последовательно соединенные гасящее сопротивление и неоновая лампа.

Триггеры 5 и 6 служат для запуска устройства и его остановки после окончания цикла измерения, равного двум оборотам коленчатого вала двига теля. Оба триггера вместе позволяют пропускать только один импульс от свечи i зажигания независимо от продолжительности нажатия пусковой кнопки 7- Триггеры выполнены с раздельными входами.

Элемент 8 совпадения предназначен для сообщения и разобщения формирователя 1 импульсов зажигания с коммутатором 9 импульсов зажигания. Он управляется триггером 6 и выполнен в виде транзисторной схемы совпадения на два входа, выдающей на выходе положительный сигнал при наличии на ее входах отрицательных сигналов.

Коммутатор 3 импульсов зажигания служит для распределения поступающих на его вход импульсов прерывателяраспределителя по соответствующим входам измерителей 11 временных ингервалов и измерителя 10 цикла работы двигателя. Он имеет один вход и девять выходов (для восьмицилиндрового двигателя) и выполнен в виде двеичного электронного счетчика с дешифратором .

Измеритель 10 цикла работы двигателя предназначен для измерения длительности двух оборотов коленчатого вала двигателя, составляющих цикл его работы, в период которого производится измерение асинхронизма искро образования. Он выполнен в виде шестиразрядного электронного пересчетного устройства и генератора импульсов времени, причем на входе пересчетного устройства установлен элемент сов падения, управляемый триггером с раздельными входами.

Измерители 11 временных интервалов служат для измерения промежутков времени между моментами зажигания в отдельных цилиндрах двигателя, характеризующих периодичность возникновения в них импульсов зажигания Все измерители пятиразрядные и по конструкции аналогичны измерителю 10 цикла работы двигателя.

Переключатель 12 предназначен для соединения входа триггера 6 с соответствующим выходом коммутатора 9 импульсов зажигания в зависимости от числа цилиндров проверяемого двигателя. Устройство для определения асинхрониэма искрообразоаания в двигателях внутреннего сгорания работает следующим образом. Устройство подключается к низковольтной клемме 2 прерывателя-распре делителя и свече зажигания соответ ствующего цилиндра (как правило, пер вого), а переключатель 12 устанавливается в положение, соответствующее числу цилиндров испытуемого двигателя (например в положение для восьмицилиндрового двигателя). После подачи питающих устройство напряжений на входы формирователей 1 и 3 импульсов непрерывно поступают при работающем двигателе импульсы, где они усиливаются, ограничиваются по амплитуде и формируются по дПительности. Импульсом гашения (не показано) показания измерителя 10 цикла работы двигателя и измерителей 11 временных интервалов сбрасываются на нули,триг геры 5 и 6, а также триггеры, входящие 8 состав коммутатора 9 импульсов зажигания,приводятся в состояние О, элемент b совпадения закрывается j и. импульсы с выхода формирователя 1 импульсов зажигания не достигают входа коммутатора 9 импульсов зажигания. При нажатии пусковой кнопки 7 импульс от свечи 4 зажигания, пройдя формирователь 3, поступает на вход триггера 5 и перебрасывает его в состояние 1. Образующийся на его выходе сигнал поступает на вход триггера 6 и также переводит его в состояние 1, в результате чего элемент и совпадения открывается.Одновременно с этим импульс с выхода формирователя 1 импульсов зажигания, пройдя открытый элемент b совпадения поступает на вход коммутатора 9 импульсов зажигания, который на своем выходе выдает первый сигнал, открывающий измеритель 10 циклы работы двигателя и первый измеритель 11 временных интервалов, которые начинают суммировать импульсы с выхода генератора импульсов времени. Следукйций сигнал от формирователя 1 импульсов зажигания, соответствующий моменту зажигания в следующем по порядку работы двигателя цилиндре (в данном случае - в пятом), проходит открытый элемент b совпадения и поступает на вход коммутатора 9 им пульсов зажигания. Последний выдает на своем выходе второй сигнал, который одновременно закрывает первый и открывает второй измерители 11 временных интервалов. При появлении с выхода формирователя 1 импульсов зажигания следующего импульса закрывается аторой и одновременно открывается третий измерители 11 временных интервалов. Описанный процесс работы устройства для определения асинхронизма искрообразования происходит далее аналогично и по другим цилиндрам двига-теля в последовательности, определяемой порядком его работы (для восьмицилиндрового и-образного двигателя в последовательности 1-5-4-2-6 ) В момент прихода от формирователя 1 импульсов зажигания сигнала, соответствующего моменту зажигания снова в первом цилиндр.е двигателя, к завершению цикла работы двигателя, равного двум оборотам коленчатого вала, на выходе коммутатора 9 импульсов зажигания выделяется последний сигнал, который закрывает последний измеритель 11 временных интервалов. Одновременно этот же сигнал через переключатель 12 поступает на вход измерителя 10 цикла работы двигателя, который при этом такие останавливается, и на вход триггера 6. переводя его в исходное состояние. Элемент 8 совпадения закрывается, в результате чего прекращается прохождение через него импульсов с выхода формирователя 1 импульсов зажигания, и цикл измерений заканчивается. Таким образом, по окончании двух оборотов коленчатого вала двигателя, составляющих цикл его работы, измерители 11 временных интервалов зафиксируют в соответствии с порядком работы двигателя числа импульсов, соответствующие промежуткам времени между моментами возникновения импульсов зажигания во eqex цилиндрах, а измеритель 1, цикла работы двигателя зафиксирует число импульсов, соответствующее длительности двух оборотов коленчатого вала двигателя. Выразив полученные значения временных интервалов в градусах угла поворота коленчатого вала и зная нормативное значение периодичности возникновения импулыов зажигания в цилиндрах двигателя ,для восьмицилиндрового двигате ля - , определяют асинхронизм искрообразования. Выполнение в предлагаемом устройстве коммутатора импульсов зажигания с числом выходов, превышающим на единицу число цилиндров испытуемого двигателя, и введение новых связей между коммутатором импульсов зажигания, измерителями временных интервалов, переключателем, вторым триггером и измерителем цикла работы двигателя позволяют.за один цикл работы двигателя измерять в цифровом виде промежутки времени между моментами зажигания в отдельных цилиндрах, непосредственно характеризующие асинхронизм искрообразования, и исключает необходимость фиксации верхних мертвых точек конца такта сжатия Это увеличивает точность и уменьшает трудоемкость определения асинхронизма искрообразования как в целом по двигателю, так и по отдельным его цилиндрам. Более точное определение асинхронизма искрообразования в процессе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания позволяет умен шить расход топлива и загрязнение окружающей среды выбросами токсичных веществ. Формула изобретения Устройство для определения асинх ронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания, содержаще формирователь импульсов зажигания, подключенный к низковольтной клемме прерывателя-распределителя, формирователь импульсов свечи зажигания, вход которого соединен с соответствующей свечой зажигания, триггеры, вход одного из которых через пусковую кнопку подключен к выходу форми рователя импульсов свечи зажигания, а выход - к одному из.входов второг 9 10 триггера, элемент совпадения, один вход которого соединен с выходом второго триггера,а другой вход - с выходом формирователя импульсов зажигания, коммутатор импульсов зажигания, вход которого подключен к выходу элемента совпадения, измеритель цикла работы двигателя, измерители временных интервалов, число которых равно числу цилиндров двигателя, и переключатель, отличающеес я тем, что, с целью повышения точности и уменьшения трудоемкости определения асинхронизма искрообразования, коммутатор импульсов зажигания выполнен с числом выходов,пре вышающим на единицу число цилиндров двигателя, причем первый его выход соединен с одним из входов первого измерителя временных интервалов, последний выход - с вторым входом последнего измерителя временных интервалов, а каждый из оставшихся выходов - одновременно с первым входом одноименного по порядку измерителя временных интервалов и вторым входом предыдущего измерителя временных интервалов, входы переключателя под-, ключены к нечетным выходам коммутатора импульсов зажигания, а выход переключателя - к другому входу второго триггера и одному из входов измерителя цикла работы двигателя, второй вход которого соединен с первым выходом коммутатора импульсов зажигания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Лазарев Л.Л. Современные методы и средства контроля и регулирования систем зажигания двигателей внутреннего сгорания. М., НИИНавтопром, 1977, с. . 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2716700/18-21 , кл. F 02 Р 1//00. 25.01./9.

-о о

Похожие патенты SU939808A1

название год авторы номер документа
Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания 1980
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU945489A1
Устройство для определения угла опережения зажигания 1979
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU789660A1
Устройство для измерения угла замкнутого состояния контактов распределителя зажигания двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1046547A1
Устройство для проверки систем зажигания двигателей внутреннего сгорания 1982
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1036952A1
Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания 1987
  • Котылев Константин Александрович
  • Ковалев Владимир Николаевич
SU1498935A1
Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1249188A1
Устройство для определения угла опережения зажигания в двигателях внутреннего сгорания 1979
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU855247A1
Устройство для проверки системы зажигания двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Отставнов Алексей Андреевич
SU1318719A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 1992
  • Отставнов А.А.
RU2020483C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 1992
  • Отставнов А.А.
RU2029306C1

Иллюстрации к изобретению SU 939 808 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для определения асинхронизма искрообразования в двигателях внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 939 808 A1

SU 939 808 A1

Авторы

Отставнов Алексей Андреевич

Даты

1982-06-30Публикация

1980-12-12Подача