Изобретение относится к машинострое ПИЮ, а именно к смазке и охлаждению трущихся поверхностей машин, в частности акшцевых соединений. 11звестна система ciwasKH шлицевого соединения, содержащая корпус, в полости которого установлены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними 1илицами, 5ыходян1ими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлицев 1. Однако известная система смазки имеет следующие недостатки: больщой вес ввиду недостаточной ее эффективности и малую надежность из-за насыщения системы продуктами износа трущихся поверхностей. Цель изобретения - повышение надежности и снижение веса. Указанная цель достигается тем, что в известной системе смазки щлицевых соеди нений, содержащей Kopiiyc, в полости которого сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренпими щлинами, выходящими в полость, выполненную внутри вала У аслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой болыпе диаметра нпадин шлицев, полость маслосборной кольцевой канавки сообп1ена с полостью корпуса, содержащей воздупию-масляную смесь, посредством сужающегося в сторону выхода в последнюю це1ггрального отверстия,и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра н1лицев сопрягаемого вала. На внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями выполнены углубления, выходящие в маслосборную канавку. Для увеличения циркуляции масла в шлицевом соединении на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные нод углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения. Это усовершенствование позволяет снизить прокачку за счет использования масла, улавливаемого из полостей коробок передач и корпусов с воздушно-масляной смесью, обеспечивая смазку шлицев, устранение продуктов износа и отвод тепла, выделяемого при работе шлицевого соединения. На ,фиг. 1 представлено предлагаемое устройство в собранном виде, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А па фиг. 1. Система смазки и охлаждения Н1лицевых соединений содержит валы 1 и 2, ус гмнои.менные в корнусе 3 и соединенные один с другим щлнца.ми 4. Вал 1 с внутренними шлица.ми имеет шмпральное отверстие 5, являющееся продо.1женнсм щлицевого отверстия, ч радиальные отверстия 6. Отверстия 5 и 6 выходят R нолость 7 корпуса с воздугино-масляной смесью, в которой при р;|)те, присутс масло в виде масляного тумана. Внугр; Btiла 1 за шлицами имеется кольцевая канавка 8, диаметр которой больше диаметра впадин шлицев и диаметра отверстия Б. Центральное отверстие 5 вала 1 имеет норог в виде кольцевого бурта 9, расположенного между радиальными отверстиями 6и торцом вала 1. На поверхности центрального отверстия 5 вал-а 1 выполнены продольные углубления 10. Углубления начинаются в зоне между буртом 9 и радиальными отверстиями 6 в той части центрального отверстия, где его диаметр .меньше наружного диаметра П1лицев 4 сонрягаемого вала, и выходят в кольцевую канавку 8. Углуп.чения расположены между радиальными отверстиями (фи1- 2). На наружной поверхности вала в местах выхода отверстий 6 в по гость 7 корпуса выполнены лыски 11, наклоненные под углом к оси отверстий 6 в сторону, противоположную направлению врап1ения вала 1. Между валами 1 и 2 установлено уплотнение 12. Система работает следующим образо.м. Цри вранхепии ва.юв 1 и 2 в полости 7корпуса воздущно-масляной смесью создается перепад давления между входом в центра„1ьное отверстие 5 и выходом из него через радиальные {TaHieHiuia.ii.mjie) отверстия 6 тем больше, чем выше скорость вращения. Этот перепад величи| ается благодаря лыскам 11, а также увеличением наружного диаметра Ba.ia 1 п месте расположения радиальных отверстий. Перепад давления циркуляцию воздуп но-масляной с.меси по нентралыюму 5 и радналыпям (тангенциальным) отверстиям 6 вала 1, при этом часть масляных частиц под действием центробежн| х сил остается на поверхности отнерстия Б между ко.1ьцепым буртом 9 и nj.unia.m 4. откуда но у171ублениям И) поступает в кол)цевую канавку 8, накапливается там и дальп1е поступает в шлицевое соединение. Утечки масла предотвращаются уп.ютнепием 12 между валами 1 и 2. Излишнее масло выбрасывается центробежными силами через отверстия б в нолость 7 корпуса. Таким образо.м, происход|гг постоянная подача и обновление масла, поступающего в щлицевое соединение валов, без дополните;1ьной его прсжлмки. Выделяемое при работе нелицевою соединения тепло отводится при. помощи масла и непосредственной теплоотдачей в ноздушно-масляную нолость. Изобретение позволяет повыспть надежность работы щлицевого соединения на 23% за счет сокращения отбраковки деталей по выработке шлицев и уменьшить вес системы благодаря уменьн1ению объемов полостей.
11
фиг. 2
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Ведущий мост колесного транспортного средства | 1971 | 
									
  | 
                SU515671A1 | 
| РОТОРНАЯ МАШИНА | 2000 | 
									
  | 
                RU2170835C1 | 
| КОРОБКА ПРИВОДОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 | 
									
  | 
                RU2651004C1 | 
| ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 | 
									
  | 
                RU2487258C1 | 
| Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу | 1979 | 
									
  | 
                SU870848A1 | 
| ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ В УЗЛЕ ПРИВОДА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 | 
									
  | 
                RU2815320C1 | 
| МАСЛОСБОРНАЯ ПРОБКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 | 
									
  | 
                RU2305196C2 | 
| УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 | 
									
  | 
                RU2303148C1 | 
| ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 | 
									
  | 
                RU2436706C2 | 
| ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОГРУЖНОЙ ОДНОВИНТОВОЙ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ | 2008 | 
									
  | 
                RU2375604C1 | 
		
         
         
            1. СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ,  содержащая корпус, в полости которого  размещены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами,  выходящими в полость, выполненную внутри  вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра  впадин шлии.еъ,отличающаяся тем, что, с  целью повышения надежности и снижения  веса, полость маслосборной кольцевой канавки сообщена с полостью корпуса, содержащей воздушно-.масляную смесь, посредством сужающегося в сторону вы.хода в  последнюю центрального отверстия и радиальных отверстий, расположенных в той  части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра шлицев сопрягаемого вала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем,  что на внутренней поверхности вала между  упомянутыми радиальными отверстиями  вып- лнены продольные углубления, выходящие в маслосборную канавку. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся  тем, что на наружной поверхности вала в  местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси  последних в сторону, противоположную направлению вращения вала.  7
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
											
  | 
										SU1A1 | 
| Деформирующе-режущая протяжка | 1984 | 
											
  | 
										SU1215894A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
											
  | 
										SU1A1 | 
Авторы
Даты
1983-11-30—Публикация
1982-03-16—Подача