Система смазки и охлаждения шлицевых соединений Советский патент 1983 года по МПК F16N7/02 

Описание патента на изобретение SU1057742A1

Изобретение относится к машинострое ПИЮ, а именно к смазке и охлаждению трущихся поверхностей машин, в частности акшцевых соединений. 11звестна система ciwasKH шлицевого соединения, содержащая корпус, в полости которого установлены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними 1илицами, 5ыходян1ими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлицев 1. Однако известная система смазки имеет следующие недостатки: больщой вес ввиду недостаточной ее эффективности и малую надежность из-за насыщения системы продуктами износа трущихся поверхностей. Цель изобретения - повышение надежности и снижение веса. Указанная цель достигается тем, что в известной системе смазки щлицевых соеди нений, содержащей Kopiiyc, в полости которого сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренпими щлинами, выходящими в полость, выполненную внутри вала У аслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой болыпе диаметра нпадин шлицев, полость маслосборной кольцевой канавки сообп1ена с полостью корпуса, содержащей воздупию-масляную смесь, посредством сужающегося в сторону выхода в последнюю це1ггрального отверстия,и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра н1лицев сопрягаемого вала. На внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями выполнены углубления, выходящие в маслосборную канавку. Для увеличения циркуляции масла в шлицевом соединении на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные нод углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения. Это усовершенствование позволяет снизить прокачку за счет использования масла, улавливаемого из полостей коробок передач и корпусов с воздушно-масляной смесью, обеспечивая смазку шлицев, устранение продуктов износа и отвод тепла, выделяемого при работе шлицевого соединения. На ,фиг. 1 представлено предлагаемое устройство в собранном виде, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А па фиг. 1. Система смазки и охлаждения Н1лицевых соединений содержит валы 1 и 2, ус гмнои.менные в корнусе 3 и соединенные один с другим щлнца.ми 4. Вал 1 с внутренними шлица.ми имеет шмпральное отверстие 5, являющееся продо.1женнсм щлицевого отверстия, ч радиальные отверстия 6. Отверстия 5 и 6 выходят R нолость 7 корпуса с воздугино-масляной смесью, в которой при р;|)те, присутс масло в виде масляного тумана. Внугр; Btiла 1 за шлицами имеется кольцевая канавка 8, диаметр которой больше диаметра впадин шлицев и диаметра отверстия Б. Центральное отверстие 5 вала 1 имеет норог в виде кольцевого бурта 9, расположенного между радиальными отверстиями 6и торцом вала 1. На поверхности центрального отверстия 5 вал-а 1 выполнены продольные углубления 10. Углубления начинаются в зоне между буртом 9 и радиальными отверстиями 6 в той части центрального отверстия, где его диаметр .меньше наружного диаметра П1лицев 4 сонрягаемого вала, и выходят в кольцевую канавку 8. Углуп.чения расположены между радиальными отверстиями (фи1- 2). На наружной поверхности вала в местах выхода отверстий 6 в по гость 7 корпуса выполнены лыски 11, наклоненные под углом к оси отверстий 6 в сторону, противоположную направлению врап1ения вала 1. Между валами 1 и 2 установлено уплотнение 12. Система работает следующим образо.м. Цри вранхепии ва.юв 1 и 2 в полости 7корпуса воздущно-масляной смесью создается перепад давления между входом в центра„1ьное отверстие 5 и выходом из него через радиальные {TaHieHiuia.ii.mjie) отверстия 6 тем больше, чем выше скорость вращения. Этот перепад величи| ается благодаря лыскам 11, а также увеличением наружного диаметра Ba.ia 1 п месте расположения радиальных отверстий. Перепад давления циркуляцию воздуп но-масляной с.меси по нентралыюму 5 и радналыпям (тангенциальным) отверстиям 6 вала 1, при этом часть масляных частиц под действием центробежн| х сил остается на поверхности отнерстия Б между ко.1ьцепым буртом 9 и nj.unia.m 4. откуда но у171ублениям И) поступает в кол)цевую канавку 8, накапливается там и дальп1е поступает в шлицевое соединение. Утечки масла предотвращаются уп.ютнепием 12 между валами 1 и 2. Излишнее масло выбрасывается центробежными силами через отверстия б в нолость 7 корпуса. Таким образо.м, происход|гг постоянная подача и обновление масла, поступающего в щлицевое соединение валов, без дополните;1ьной его прсжлмки. Выделяемое при работе нелицевою соединения тепло отводится при. помощи масла и непосредственной теплоотдачей в ноздушно-масляную нолость. Изобретение позволяет повыспть надежность работы щлицевого соединения на 23% за счет сокращения отбраковки деталей по выработке шлицев и уменьшить вес системы благодаря уменьн1ению объемов полостей.

11

фиг. 2

Похожие патенты SU1057742A1

название год авторы номер документа
Ведущий мост колесного транспортного средства 1971
  • Александров Евгений Борисович
  • Осипян Айрапет Вартанович
  • Жбанников Сергей Иванович
  • Абрамович Владимир Викторович
  • Кузнецов Борис Константинович
  • Смирнов Алексей Константинович
  • Старков Василий Дмитриевич
  • Коршунов Георгий Валерьевич
  • Будищев Владимир Яковлевич
  • Зайцев Владимир Петрович
  • Харламов Анатолий Федорович
  • Мутовкина Галина Александровна
SU515671A1
РОТОРНАЯ МАШИНА 2000
  • Абросимов В.П.
RU2170835C1
КОРОБКА ПРИВОДОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Лепретр Жан-Батист Этьенн Бернар
RU2651004C1
Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу 1979
  • Рябцев Анатолий Афанасьевич
  • Трусов Михаил Васильевич
  • Шкловский Янкель Мордукович
  • Корольков Юрий Акимович
SU870848A1
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД 2012
  • Фатеев Виктор Антонович
  • Огарко Николай Иванович
  • Бырдин Владимир Петрович
  • Макаренко Сергей Игоревич
RU2487258C1
ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ В УЗЛЕ ПРИВОДА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Хасанов Рафис Зафарович
RU2815320C1
МАСЛОСБОРНАЯ ПРОБКА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Тхемудо Рамон
  • Москарино Гари Пол
  • Браун Мартин Ричард
  • Анстед Дуэйн Говард
  • Фишер Кеннет Ли
  • Сноу Кристофер Ли
RU2305196C2
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ 2009
  • Карпов Владимир Иванович
  • Троицкий Александр Петрович
  • Васильев Валентин Фёдорович
  • Чурбанов Станислав Валентинович
RU2436706C2
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОГРУЖНОЙ ОДНОВИНТОВОЙ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ 2008
  • Павленко Владимир Иванович
  • Гинзбург Матвей Яковлевич
  • Пятов Иван Соломонович
  • Хрунин Сергей Владимирович
RU2375604C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 057 742 A1

Реферат патента 1983 года Система смазки и охлаждения шлицевых соединений

1. СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содержащая корпус, в полости которого размещены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами, выходящими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлии.еъ,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и снижения веса, полость маслосборной кольцевой канавки сообщена с полостью корпуса, содержащей воздушно-.масляную смесь, посредством сужающегося в сторону вы.хода в последнюю центрального отверстия и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра шлицев сопрягаемого вала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями вып- лнены продольные углубления, выходящие в маслосборную канавку. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения вала. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1057742A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Деформирующе-режущая протяжка 1984
  • Кузнецов Анатолий Михайлович
  • Амбросимов Сергей Константинович
  • Кузнецов Владимир Анатольевич
  • Уляхин Юрий Михайлович
SU1215894A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 057 742 A1

Авторы

Михайлов Борис Григорьевич

Афанасьев Анатолий Федорович

Величко Екатерина Яковлевна

Даты

1983-11-30Публикация

1982-03-16Подача