Изобретение относится к машинострое ПИЮ, а именно к смазке и охлаждению трущихся поверхностей машин, в частности акшцевых соединений. 11звестна система ciwasKH шлицевого соединения, содержащая корпус, в полости которого установлены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними 1илицами, 5ыходян1ими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлицев 1. Однако известная система смазки имеет следующие недостатки: больщой вес ввиду недостаточной ее эффективности и малую надежность из-за насыщения системы продуктами износа трущихся поверхностей. Цель изобретения - повышение надежности и снижение веса. Указанная цель достигается тем, что в известной системе смазки щлицевых соеди нений, содержащей Kopiiyc, в полости которого сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренпими щлинами, выходящими в полость, выполненную внутри вала У аслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой болыпе диаметра нпадин шлицев, полость маслосборной кольцевой канавки сообп1ена с полостью корпуса, содержащей воздупию-масляную смесь, посредством сужающегося в сторону выхода в последнюю це1ггрального отверстия,и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра н1лицев сопрягаемого вала. На внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями выполнены углубления, выходящие в маслосборную канавку. Для увеличения циркуляции масла в шлицевом соединении на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные нод углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения. Это усовершенствование позволяет снизить прокачку за счет использования масла, улавливаемого из полостей коробок передач и корпусов с воздушно-масляной смесью, обеспечивая смазку шлицев, устранение продуктов износа и отвод тепла, выделяемого при работе шлицевого соединения. На ,фиг. 1 представлено предлагаемое устройство в собранном виде, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А па фиг. 1. Система смазки и охлаждения Н1лицевых соединений содержит валы 1 и 2, ус гмнои.менные в корнусе 3 и соединенные один с другим щлнца.ми 4. Вал 1 с внутренними шлица.ми имеет шмпральное отверстие 5, являющееся продо.1женнсм щлицевого отверстия, ч радиальные отверстия 6. Отверстия 5 и 6 выходят R нолость 7 корпуса с воздугино-масляной смесью, в которой при р;|)те, присутс масло в виде масляного тумана. Внугр; Btiла 1 за шлицами имеется кольцевая канавка 8, диаметр которой больше диаметра впадин шлицев и диаметра отверстия Б. Центральное отверстие 5 вала 1 имеет норог в виде кольцевого бурта 9, расположенного между радиальными отверстиями 6и торцом вала 1. На поверхности центрального отверстия 5 вал-а 1 выполнены продольные углубления 10. Углубления начинаются в зоне между буртом 9 и радиальными отверстиями 6 в той части центрального отверстия, где его диаметр .меньше наружного диаметра П1лицев 4 сонрягаемого вала, и выходят в кольцевую канавку 8. Углуп.чения расположены между радиальными отверстиями (фи1- 2). На наружной поверхности вала в местах выхода отверстий 6 в по гость 7 корпуса выполнены лыски 11, наклоненные под углом к оси отверстий 6 в сторону, противоположную направлению врап1ения вала 1. Между валами 1 и 2 установлено уплотнение 12. Система работает следующим образо.м. Цри вранхепии ва.юв 1 и 2 в полости 7корпуса воздущно-масляной смесью создается перепад давления между входом в центра„1ьное отверстие 5 и выходом из него через радиальные {TaHieHiuia.ii.mjie) отверстия 6 тем больше, чем выше скорость вращения. Этот перепад величи| ается благодаря лыскам 11, а также увеличением наружного диаметра Ba.ia 1 п месте расположения радиальных отверстий. Перепад давления циркуляцию воздуп но-масляной с.меси по нентралыюму 5 и радналыпям (тангенциальным) отверстиям 6 вала 1, при этом часть масляных частиц под действием центробежн| х сил остается на поверхности отнерстия Б между ко.1ьцепым буртом 9 и nj.unia.m 4. откуда но у171ублениям И) поступает в кол)цевую канавку 8, накапливается там и дальп1е поступает в шлицевое соединение. Утечки масла предотвращаются уп.ютнепием 12 между валами 1 и 2. Излишнее масло выбрасывается центробежными силами через отверстия б в нолость 7 корпуса. Таким образо.м, происход|гг постоянная подача и обновление масла, поступающего в щлицевое соединение валов, без дополните;1ьной его прсжлмки. Выделяемое при работе нелицевою соединения тепло отводится при. помощи масла и непосредственной теплоотдачей в ноздушно-масляную нолость. Изобретение позволяет повыспть надежность работы щлицевого соединения на 23% за счет сокращения отбраковки деталей по выработке шлицев и уменьшить вес системы благодаря уменьн1ению объемов полостей.
11
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ведущий мост колесного транспортного средства | 1971 |
|
SU515671A1 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170835C1 |
КОРОБКА ПРИВОДОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2651004C1 |
Механизм передачи крутящего момента к гидравлическому насосу | 1979 |
|
SU870848A1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ГТД | 2012 |
|
RU2487258C1 |
ШЛИЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ В УЗЛЕ ПРИВОДА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2815320C1 |
МАСЛОСБОРНАЯ ПРОБКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2305196C2 |
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2303148C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 |
|
RU2436706C2 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОГРУЖНОЙ ОДНОВИНТОВОЙ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ | 2008 |
|
RU2375604C1 |
1. СИСТЕМА СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ, содержащая корпус, в полости которого размещены сопрягаемые валы, один из которых выполнен с внутренними шлицами, выходящими в полость, выполненную внутри вала маслосборной кольцевой канавки, наружный диаметр которой больше диаметра впадин шлии.еъ,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и снижения веса, полость маслосборной кольцевой канавки сообщена с полостью корпуса, содержащей воздушно-.масляную смесь, посредством сужающегося в сторону вы.хода в последнюю центрального отверстия и радиальных отверстий, расположенных в той части вала, где диаметр центрального отверстия меньше наружного диаметра шлицев сопрягаемого вала. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности вала между упомянутыми радиальными отверстиями вып- лнены продольные углубления, выходящие в маслосборную канавку. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что на наружной поверхности вала в местах выхода радиальных отверстий выполнены лыски, наклоненные под углом к оси последних в сторону, противоположную направлению вращения вала. 7
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Деформирующе-режущая протяжка | 1984 |
|
SU1215894A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1983-11-30—Публикация
1982-03-16—Подача