Фиг./
Изобретение относится к беэраэбор-НОЙ диагностике машин и механизмов путем выявления типичных колебаний или последствий колебаний различных частей машин и механизмов, может быть применено, в частнос±и, при 5 виброакустической диагностике двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания,заклю чающийся в том, что измеряют общий 10 виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, причем общий вибродкустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источни- 15 ку.сигнала исследуемого процесса, по результату судят о состоянии двигателя. 1 .
Полученный таким способом сигнал содержит высокий уровень помех от 20 сигнала шума фона, что снижает точность и эффективность диагностироваНИЯ.
Известен также способ диагностирования, заключающийся в том, что 25 измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала иссле- . дуемого процесса и шума фона, причем общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее ЗО близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума , фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судях о состоянии двигателя 12.35
При осуществлении указанного спо- ; соба в качестве сигнала шума фона ринимают некоторый постоянный, заанный опорный сигйал.Такое выполнеие способа повышает его эффектна- 40 ность, однако в связи с тем, что сигнал шума фона меняется по мере наработки ресурса двигателя, эффективность способа недостаточна.
Известны способы диагностирования,45 заключающиеся в том, что измеряют
общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее Q близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя 3. цг
При осуществлении указанного спооба в качестве сигнала шума фона ринимается сигнал, зарегистрирован- ый в заданном промежутке времени о начала исследуемого процесса. По- 60 ученный сигнал задерживается по ремени и затем вычиагается из общего. Недостаточная эффективность ,такого спосойа связана с тем, что шум она меняется во времени, в том чис- д
ле может меняться во время осуществления исследуемого процесса.
Известны способы диагностирования заключающиеся в том,.что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий иэ сигнала исследуемого процесса и щума фона, общий сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя 4.
При осуществлении известного способа в качестве сигнала шума фона регистрируется сигнал, полученный при работе эталонного двигателяили при работе двигателя, находящегося в исходном состоянии, сигнал записывается, а затем при диагностике двигателя вычитается из общего сигнала. Недостаточная эффективность известного способа связана с тем, что сигнал шума фона меняется в процессе длительной эксплуатации двигателя, что вносит искажение в получаемый результат.
Цель изобретения - повышение эффективности диагностирования.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу диагностирования двигателя внутреннего сгорания, заключающемуся в том, что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона,- общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого, процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя,. измер.ение сигнала шума фона проводят одновременно с измерением общего виброакустическед-о сигнала, причем измерения ведут в точке двигателя, в которой отношение сигнала исследуемого процесса к сигналу шума фона равно или меньше единицы .
На фиг. 1 изображена возможная блок-схема устройства для измерения виброакустических сигналов, например, двигателя внутрениого сгорания на фиг. 2 - .диаграммы сигналов, по ясняющие работу устройства по предлагаемому способу: « - основной виброакустический сигнал; 5 - сигнал шума фона; в - результат вычитания двух сигналов; на фиг, 3 - блок-схема устройства для диагностирования нескольких процессов; на фиг, 4 то же, для диагностирования с выделением определенных частотных участков ,
Устройство для измерения вибро акустических сигналов, нaпpи 4ep днигателя внутреннего сгорания, содержит исследуемый объект (двигатель внутреннего сгорания) 1, вибропреобразователи 2 и 3, дифференциальный усилитель 4 и регистратор 5.
Устройство работает следующим об разом.
Сигналы шума фона и основной виброакустический сигнал с вибропреобразователей 2 и 3 поступают на входы дифференциального усилителя 4. Схема дифференциального усилителя 4 выполнена таким образом, что он выполняет функции нормализатора сигналов , масштабирующего усилителя, с его помощью производится также вычитание аналоговых сигналов. Результат вычитания с выхода усилителя 4 поступает на регистратор 5. с вибропреобразователя 2 поступает основной сигнал о соударении в сопряжении поршень - гильза, С вибропреобразователя 3 поступает сигнал шума фона. .Измерения производят на двигателе fl-240 при помощи вибропреобразователей Д14, дифференциального усилителя Я40-1102 (1У13) и осциллографа С1-74. Отношение сигнал -.шум увличивается в 1,7 раза.
Устройство для диагностирования нескольких процессов (фиг. 3) содержит исследуемый объект 1, коммутатор 6 сигналов, дифференциальный усилитель 4, регистратор 5.
Блок-схема устройства для диагнотирования с выделением определенных частотных участков (фиг. 4) содержи исследуемый объект 1, блок 7 фильтров, дифференциальный усилитель 4 и регистратор 5. Причем для повышения точности выделения и измерения виброакустических сигналов применены полосовые фильтры.
Применение предлагаемого способа повышает точность диагностирования, позволяет выделять слабые сигналы при сильном шуме фона. Кроме того, имеется возможность автоматизироват процесс подавления шума и снизить трудоемкость диагностирования.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что измеряют ойций виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, измерение .сигнала шума фона проводят одновременно с измерением общего виброакустического сигнала, причем измерения ведут в точке двигателя, в которой отношение сигнала исследуе мого процесса к сигналу шума фона (Л равно или меньше единицы.
Фиг. 2
(puf.3
(pui.if
Авторы
Даты
1984-01-30—Публикация
1982-11-03—Подача