Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам маломерных судов. Известно рулевое устройство судна, содержащее подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом (1). Однако известное рулевое устройство характеризуется тем, что в случае выхода из строя основного электродвигателя для возможности работы аварийным приводом необходимо разобщить соединительную муфту этого электродвигателя, а затем вхолостую прокручивать червячный вал основного привода, что чисто затруднительно, особенно, если аварийный привод ручной. А применение ручного аварийного привода предпочтительней, так как в случае выхода из. строя судовой электростанции имеется возможность управления судном. Недостатком устройства, снижающим в значительной степени его надежность, является тот факт, что в случае заклинки руля, на котором установлен червячный сектор, все рулевое устройство выходит из строя т.е. в случае выхода из строя руля с румпелем отсоединяется тяга, связывающая рули, и судно управляется одним рулем, а в случае выхода из строя приводного баллера (наиболее вероятны изгиб баллера и его заклинка) оба руля выходят из строя. Недостатком также является то, что после ремонта электродвигателя основного привода нужно прицентровывать электродвигатель к червячному валу. Кроме того, наличие двух червячных валов увеличивает габариты редуктора, непосредственное соединение червячных валов с приводными двигателями требует увеличения габаритов все го устройства, что часто неприемлемо для судов малого водоизмещения. Цель изобретения - повышение надежности рулевого устройства, упрощение и удобство его обслуживания в части отключения и подключения основного привода, уменьщение габаритов рулевого устройстваг в частности редуктора. Поставленная цель достигается тем, что в рулевом устройстве судна, содержащем подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный щтуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом, червячный вал редуктора снабжен двумя соосными звездочками, одна из которых выполнена со втулкой, закреплена на этом валу и соединена гибкой связью с аварийным приводом, а другая свободно насажена на втулку первой и соединена гибкой связью с силовым приводом системы управления. причем эта звездочка выполнена с отверстием, которое сопряжено с подпружиненны г.. пальцем первой звездочки, а вал червячно-СО сектора редуктора снабжен румпелем шарнирно соединенным тягой с дополнительным двуплечим румпелем, который соосно на подщипнике скольжения установлен на основной румпель, жестко, соединенный с соответствующим баллером; и соединенный пальцем с одним из плеч дополнительного двуплечего румпеля, причем другое плечо этого румпеля тягой прикреплено к румпелю баллера другого борта судна. На фиг. I изображено предлагаемое рулевое устройство в плане; на фиг. 2 - узел Г на фиг. I, соединение ручной аварийной мащины и силового привода с червячным редуктором; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1. Рулевое устройство судна состоит из силового электропривода 1, червячного редуктора 2, аварийной ручной мащины 3, соединенных между собой гибкими связями 4 и 5. Червячный редуктор 2 имеет румпель 6, насаженный на вал червячного сектора, который жесткой тягой 7 соединен с плечом двуплечего румпеля 8, установленного в подшипники 9 скольжения, которые закреплены с помощью втулки iO на румпеле 11 пра вого борта, который жестко с помощью щпонки 12 соединен с баллером руля правого борта 13. Румпеля 8 и U соединены с помощью конического пальца 4. Второе плечо двуплечего рычага 8 щарнирно соединено жесткой тягой 15 с румпелем 16 левого борта, который шпонкой жестко соединен с баллером и рулем левого борта. Гибкая связь 4 соединяет аварийную рулевую ручную машину 3 со звездочкой 17, которая жестко соединена с червячным валом 18 редуктора 2. Силовой электропривод I соединен гибкой связью 5 со звездочкой 19, которая установлена в подшипники 20 скольжения, закрепленные на звездочке 17. Звездочки 17 и 19 соединены между собой пальцем 21 с пружиной 22. Во время нормальной работы предлагаемого рулевого устройства сигнал от рулевого через силовой электропривод 1 передает вращение звездочке 19 и через палец 21 звездочке 17, которая жестко соединена с червячным валом редуктора 2 и через румпель 6 передает движение тягой 7 румпелю 8. Через палец 14 движение передает сЯ румпелю 11, который тягой 15 передает движение румпелю 16. Румпеля 1 1 и 16 вращают баллера с перьями рулей. В аварийном случае при выходе из строя электропривода управление рулями произ водится с помощью ручной аварийной мадайны 3, которую через г ибкую связь 4, и вращение передается звездочке 17. Палец 21 выводится из отверстия в звездочке .19 и она не вращается, а следовательно, отключается электропривод 1.
Для рулевых устройств характерной аварией является заклинка баллера руля (при ударе ц грунт или плавающий предмет и изгибе «аллера). В случае заклинки руля левого борта тяга 15 отсоединяется от румпеля 16 и судно управляется одним праым рулем.
В случае заклйнкя правого руля Mf {возможности управления Левым рулем палец 14 выбивается из отверстия румпеля 8 и П. Румель И остается неподвижным на заклиненном баллере 13, а движение переу1ается через румпель 8, тягу 15 румпелю 16.
Таким образом, применение изобретения позволит значительно повысить надежность рулевого устройства, упростить обслуживание и повысить его удобство, уменьшить габаритные размеры рулевых устройств, что особеино важио для малых судов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевое устройство судна | 1988 |
|
SU1564044A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА | 1998 |
|
RU2130856C1 |
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347713C2 |
СУДОВАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА | 1967 |
|
SU206336A1 |
Рулевое устройство плавсредства | 1981 |
|
SU1009901A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
РУЛЕВОЙ ПРИВОД | 1930 |
|
SU30564A1 |
Рулевое устройство судна | 1990 |
|
SU1751052A1 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534500C1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, содержащее подвесные рули с бортовыми баллерами, силовой привод системы управления, червячный редуктор с сектором, кинематически связанный штуртросовой, цепной и валиковой проводками с аварийным приводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, упрощения и удобства обслуживания, уменьщения габаригтов устройства, червячный вал редуктора снабжен двумя соосными звездочками, одна из которых выполнена со втулкой, закреп-, лена на этом валу и соединена гибкой связьйК с аварийным приводом, а другая свободно насажена на втулку первой и соединена гибкой связью с силовым приводом системы управления, прнчем эта звездочка выполнена с отверстием, которое сопряжено с подпружиненным пальцем первой звездочки, а вал червячного сектора редуктора снабжен румпелем, щарнирно соединенным тягой с дополнительным двуплечим румпеле, который соосно на подшипнике скольжения установлен на основной румпель, жестко соединенный с соответствующим баллером и соединенный пальцем с одним нз плеч дополнительного двуплечего румпеля, причем другое плечо этого румпеля тягой прикреплено к румпелю баллера другого борта судна.:
I | |||
Шмаков М | |||
Г | |||
Судовые устройства | |||
М., «Транспорт, 1977, рис | |||
Железобетонный фасонный камень для кладки стен | 1920 |
|
SU45A1 |
Авторы
Даты
1984-02-28—Публикация
1983-01-04—Подача