Фиг. 1
Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна.
Целью изобретения является уменьшение установочной мощности рулевой машины и снижение эксплуатационных расходов.
На фиг. 1 схематично показан двуплечий румпель руля с приводом от гидравлической рулевой машины и пружинного толкателя, связанного дополнительным рычагом на румпеле; на фиг. 2 - то же, с двумя толкателями, соединенными с концами плеч румпеля; на фиг. 3 - то же, соединенными с румпелем через подпружиненные ползуны; на фиг. 4 - румпель, но пружины толкателя совмещены с пружинами ползунов; на фиг. 5 - секторный румпель с дополнительным рычагом на ступице и подпружиненным толкателем.
Рулевое устройство судна содержит рулевую машину с гидроцилиндрами 1, кинематически связанными штоками 2 с румпелем 3 через подпружиненные ползуны 4. На ступице румпеля 3 закреплен рычаг 5, кинематически связанный со штоком 6 толкателя, корпус 7 которого закреплен на оси 8 на корпусе судна и содержит пружину 9, поджимающую шток 6 в сторону рычага 5 румпеля. Толкатели могут быть установлены соос- но с плечами румпеля 3 и соединены шар- нирно с его концами (фиг. 2). При этом конструкция толкателей не меняется. Толкате- Ш могут быть соединены с румпелем 3 через ползуны 4, при этом как показано на правом плече румпеля (фиг. 3), могут быть сохранены обе пружины - и толкателя и ползуна румпеля, или, как показано на левом плече, пружина ползуна румпеля может быть совмещена с пружиной 9 толкателя, и тогда ползун 4 при нейтральном положении руля поджат к оси баллера силой пружины 9 толкателя.
При установке толкателей соосно с плечами румпеля 3 пружина 9 может быть расположена не на толкателе, а на румпеле, г с. совмещена с пружиной ползуна 4 (фиг 4). При этом пружина размещена не по концам румпеля для поджатая ползунов 4 к оси баллера, а со стороны оси для поджатия ползунов к концам румпеля. Конструкция подпружиненного толкателя, соединенного с дополнительным рычагом на ступице румпеля, является универсальным средством, пригодным как для рычажных, так и других типов румпелей, например секторных (фиг. 5) При этом дополнительный рычаг 5 может быть установлен как на ступице сектора 10, так и непосредственно на оси баллера руля и не зависит от типа привода 11 - червячного, зубчатого или тросового.
0
0
5
0
5
0
5
0
5
Устройство работает следующим образом.
Для перекладки руля на борт силовой привод воздействует через шток 2 на румпель 3, поворачивая его на требуемый угол вокруг оси баллера. На этот угол поворачивается рычаг 5, на который действует сила Рт со стороны подпружиненного штока б толкателя. Пока руль и рычаг 5 находятся в среднем положении, сила Рт направлена вдоль оси рычага и ее момент относительно оси баллера равен нулю. При повороте рычага вместе с румпелем на угол перекладки руля в результате роста плеча действия силы Рт на баллере появляется дополнительный крутящий момент. С ростом угла перекладки руля этот момент растет, так как растет плечо рычага 5 даже с учетом уменьшения силы Рт пружины 9 при ее распрямлении на длину А. При возвращении руля в исходное положение рычаг 5 сжимает пружину 9 толкателя, запасая ее потенциальную энергию. Этот запас энергии создается за счет воздействия набегающего на руль потока, т. е. без затрат энергии привода.
Аналогично работают все схемы рулевых устройств с подпружиненными толкателями, показанные на фиг. 1-5.
Формула изобретения
. Рулевое устройство судна, содержащее руль с баллером и рычажным румпелем, рулевую машину, кинематически связанную с рычажным румпелем посредством штоков через подпружиненные ползуны, установленные на плечах рычажного румпеля с возможностью их перемещения вдоль этих плеч, отличающееся тем, что, с целью уменьшения установочной мощности рулевой машины и снижения эксплуатационных расходов, оно снабжено подпружиненным толкателем со штоком, причем корпус толкателя шарнирно закреплен на корпусе судна, а его шток шарнирно связан с румпелем.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено установленным на ступице румпеля дополнительным рычагом, причем упомянутый шток толкателя шарнирно связан с дополнительным рычагом румпеля.
3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено вторым подпружиненным толкателем со штоком, причем шток каждого из толкателей шарнирно связан с соответствующим плечом румпеля.
4.Устройство по п. 3, отличающееся тем, что шток каждого из толкателей шарнирно связан с ползуном соответствующего плеча румпеля.
5.Устройство по п. 4, отличающееся тем, что ползуны румпеля подпружинены со стороны оси баллера.
ФигЬ
т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевое устройство судна | 1990 |
|
SU1751052A1 |
Рулевое устройство | 1979 |
|
SU783130A1 |
Рулевое устройство судна | 1980 |
|
SU927642A1 |
Судовая рулевая машина | 1979 |
|
SU839861A1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
Гидравлический привод судовойРулЕВОй МАшиНы | 1979 |
|
SU839862A1 |
Рулевое устройство судна | 1982 |
|
SU1041414A1 |
Судовая рулевая машина | 1979 |
|
SU839860A1 |
Силовой гидравлический привод | 1979 |
|
SU895809A1 |
Гидравлический привод судовой рулевой машины | 1980 |
|
SU910493A1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к передачам между рулевой машиной и рулем судна. Цель изобретения - уменьшение установочной мощности рулевой машины и снижение эксплуатационных расходов. Для этого на ступице румпеля 3 закреплен рычаг 5, связанный со штоком 6 толкателя, корпус 7 которого закреплен шарнирно на корпусе судна с возможностью поворота в обе стороны от среднего положения при перекладке руля на оба борта с помощью рулевой машины. При перекладке руля на борт используется потенциальная энергия сжатой пружины 9 толкателя, а при возвращении руля в исходное положение эта энергия вновь запасается за счет набегающего на руль потока воды. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Составитель Е Игнатьев
Ре т.а кто р Ю СередаТехред И ВересКорректоре Шевкун
Заказ 1132Тираж 361Подписное
ВНИИПИ POL дарственною комитета по изобретениям и открытиям при ГК.НТ СССР
113035 Аосква Ж-35 Ра шская наб, д 4/5 I рои-,но и пи MHO in idTt 1ьскии комбинат «Патент г Ужгород ул Гагарина 101
Фа г. 5
Авторское свидетельство СССР № 761368, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1990-05-15—Публикация
1988-06-20—Подача