Устройство для измерения моментов трения скольжения и радиальных усилий в силовых цилиндрических шарнирах Советский патент 1984 года по МПК G01L1/04 

Описание патента на изобретение SU1078252A1

00

ю

ел ю

Изобретение относится к измерению сил и моментов, в частности к силоизмерительной технике для регистрации моментов трения скольжения и произвольно направленных радиальных усилий, преимущественно в силовых цилиндрических шарнирах, и может быть использовано для исследований режимов работы тяжело нагруженных подшипников скольжения сцепных механизмов транспортных машин..

Известен датчик для измерения усилий натяжения цилиндрических шарниров пластинчато-втулочной цепи, выполненный в виде полого вала, на наружной поверхности которого наклеены рабочие тензодатчики сопротивления, а на внутренней - компенсационные, причем наружная поверх-, ность вала выполнена бочкообразной со снятой лыской Cl.

Недостатком этого датчика является невозможность измерения вращающейся радиальной нагрузки.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для измерения моментов трения скольжения и радиальных усилий в силовых цилиндрических шарнирах, содержащее аксиально расположенные три втулки, выполненные с коническими центрирующими торцами, контактирующие с подвижным и неподвижньши звеньями шарнира и соединенные болтовым соединением с датчиком деформаций, выполненным в виде шпильки с гайками и полусферическими шайбами, размещенными в фигурных стаканах, закрепленных на крайних втулках, причем в местах соместного центрирования крайние втулки связаны друг с другом и со шпилькой соединительными шпонками, а среняя втулка снабжена фиксатором положения .

Недостаткомизвестного устройства является невысокая точность измерения за счет невозможности раздельного измерения радиальных нагрузок в неподвижных звеньях шарнира.

Цель изобретения - повышение точности за счет раздельного измерения радиальных, нагрузок в неподвиж,ных звеньях шарнира.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для измерения моментов трения скольжения и радиальных усилийв силовых цилиндрически шарнирах, содержащее аксиально расположенные три втулки, выполненные с коническими центрирующими торцами, контактирующие с подвижнь9 и неподвижными звеньями шарнира и соединенные болтовым соединением датчиком деформаций, выполненным в виде шпильки с тайками и полусферическими шайбами, размещенными в фигурных стаканах, закрепленных на крайних втулках, причем в местах совместного центрирования крайние втулки связаны друг с другом и со шпилькой соединительными шпонками, а средняя втулка снабжена фиксатором положения, введена пара дополнительных полусферических шайб, каждая из которых закреплена на торцах средней втулки, а шпилька выполнена составной в виде двух втулок, торец каждой из которых соединен с соответствующим фигурным стаканом с помощью шлицевого вкладыша, а между собой втулки соединены через игольчатый подшипник.

На чертеже изображено предлагаемое устройство, общий вид.

Устройство содержит три полые соосные аксиальные измерительные втулки: крайние 1 и 2 и среднюю 3, которая размещена в подвижном звене шарнира 4, жестко закреплена в нем резьбовым .соеди.нением 5.и состоит из двух фланцев б и 7, в гнездах которых установлены полусферические .опорные шайбы 8 и 9 и подушки 10 и 11, с помощью которых втулки 12 и 13 закреплены на торцах втулки 3. Коническая поверхность фланцев б и 7 втулки 3 соединена с втулками 1 и 2 с помощью шпонок 14 и 15, которые установлены в звеньях 16 и 17 шарнира цапфы 18 на игольчатых подшипниках 19 и 20 и служат их внутренними обоймами. Втулки 1 и 2 центрируются по фланцам б и 7 торцов, образуемых выступами этих фланцев и впадинами втулок 1 и 2. В осевом направлении втулки 1 и 2 закреплены расположенными в их полости пустотелыми втулками 12 и 13 при помощи болтов 21 и 22, опирающихся на торец поверхности шлицевых вкладышей 23 и 24, которые сопрягаются по шлицевой поверхности между собой и упираются своими торцами в наружные центрирующие полусферические шайбы 25 и 26. Торец каждой из втулок 12 и 13 соединен шлицами соответственно с фигурными стаканами 27 и 28, имеющими в средней части поверхность с меньшим диаметром А и В, представляющую собой упругий элемент, торцы которых связаны с фрикционными элементами 29 и 30 втулок 31 и 32 подшипника скольжения шарнира.

На цилиндрической поверхности фигурных стаканов 27 и 28 для защиты от повреждения тензодатчиков установлены защитные кожухи 33 и 34, поэтому упругий элемент фигурных стаканов 27 к 2В связан при помощи шлицевЪго вкладыша 23 и 24 своей внутренней поверхностью с соответствующей поверхностью втулок 12 и 13 и сопряжем с ними по наружной. Осевая фиксация устройства в шарнире 4 обеспечивается шайбами 35 и 36, закрепленными в цапфе 18 болтами 37. Фигурные стаканы 27 и 28 имеют крыш ки 38 и 39 соответственно, накоторы установлены разъединители токовыводов -40 и 41. Втулки 12 и 13 в средней части имеют ь:.. йку О , на которой .расположены датчики деформаций, например тензометры 42 и 43 для измерения радиальных усилий Й и Qg, действующих на шарнир. Токовыводы осуществляют через полую часть втулок 12 и 13 и осевое сверление в болтах 21 к 22. В фигурных стаканах 27 и 28 (в шейках) установлены датчики 44 и 45 деформаций для измерения величины момента трения скольже ния в шарнире между наружными обоймами игольчатых подшипников 19 и 20 и опорными вкладышами неподвижных частей шарнира. Токовывод тензодатч ков 44 и 45 осуществляют путем прис единения их к разъему 40 и 41. Межд собой опорные головки втулок 12 и 1 соединены в полости втулки 3 с помощью игольчатого подшипника 46, обеспечивающего реактивную связь втулок и кинематическую независимос их упругих элементов. Устройство устанавливается, например, в седельно-сцепном механизме тягача вместо рабочих пальцев, контактирующих с втулками 31 и 3,2 шарнира. Между серьгой и проушиной становится упорная шайба 47. Устройство работает следующим об разом. Внешняя радиальная нагрузка 8д через подвижное звено шарнира 4 и втулку 3 передается коническими торцами ее фланцев 6 и 7 на крайние втулки 1 и 2 в виде сил нормаль ного давления N и )., г составляющие которых 5,, и 3 и соотввгственно SP ... и Sg. , каждое из которых растягч1вает втулки 12 и 13 в пределах величины упругих деформаций: а. йч-р , А а Ъ где А- радиальная нагрузка через подвижное звено; Rjji ( R - радиальная нагрузка в шар ширах. Выражения 5 и З, определяют следующим образом. Из статического равновесия концевых фланцев б и 7 втулки 3 еледует, что реакции R и ) от прило женной нагрузки Од, вследствие погрешности изготовления, различной величины износа поверхностей трени имеющихся перекосов инеровностей дороги при движении механизма, отК.шочаются друг от друга и R Rfc Тогда,COS04- N s;no6; R, N. cosoC N sinoC. DOb. ткуда о COSOi-+ SinoC CoScC + fSinot Из равновесия втулок 12 и 13 ожно получить 5 N S;nc -fN COSot- N ; S, ,-not-fN COsd- Nj,; S.N(sinoC-fco3oO) S N(sinot- cosd|-. . Введя обозначениеК (sino -fcosot|-f , получаем° So, где К - коэффициент пропорциональности (константа), зависящий от значения коэффициентов трения по крническим поверхностям сопряжения втулок 12 и 13 с фланцами 6 и 7 втулки 3 и коэффициентов трения д в игольчатых подшипниках 19 и 20 и от угла d- скоса конических фланцев. При проведении практических измерений величину к определяют экспериментальным путем,в процессе тарировки каждого регистрируемого параметра устройства. Таким образом, величина радиальной нагрузки в каждом подшипнике fig и Rfc измеряется по величине осевой деформации втулок 12 и 13 под действием усилия 3., и 5, , например, с помощью тензодатчиков 42 и 43. Нагрузка RO, и R в каждом шарнире через опорные втулки уравновешивается опорными реакция: 1и R, и R. За счет сил трения между наружными обоймами подшипников 19 (20) и фрикционными элементами 29 и 30 в шарнирах появляются моменты трения, определяемые выражениями: ««c-f -р f Г ъ сТс1ц - наружный диаметр наружных обойм игольчатых под|ашпников, равный диаметру рабочих пальцев шарнира; fj - коэффициент трения скольжения между наружными обоймами игольчатых подшипников и вкладышами шарнира. Очевидно, что игольчатые подшипи 19 и 20 введены для уменьшения яния сил трения в опоре на точть измерения, так как коэффицивнт трения подшипников f значительно меньше коэффициента трения по вкладышам.

При работе рулевого устройства Аягача подвижное звено 4 (серьга) вращается и через закрепленную в нем втулку 3, шпонки 14 и 15 вращает втулки 1 и 2, которые поворачивают втулки 12 и 13, вргицающие через шлицевые вкладыши 23 и 24 фигурные стаканы 27 и 28, фрикционные .элементы 29 и 30 подшипников скольжения. Упругая часть фигурных стаканов 27 и 28 имеет уменьшение диаметра в средней части, на которой наклеены тензодатчики 44 и 45, и нагружается соответственно крутящими моментами M «HTP; М.тсИТР.Величину этих моментов измеряют по деформации кручения упругой части фигурных стаканов 27 и 28 с помощью тензодатчиков 44 и 45.

В процессе эксплуатации транспортных машин в подшипниках скольжения шарнирного сочленения происходит изменение по величине реакций в опорах вследствие перекосов сосг тавных частей рамы при движении по неровностям дороги, неравномерной эагрузки механизма, наличия раэличныз по величине зазоров между, поверхностями трения верхнего и нижнего сопряжений, поэтому .необходимо знать величину изменения нагрузочных -араметров в каждом шарнире. Дл

этой цели введены дополнительные конст||уктивные элементы - измерительные втулки 12 и 13, работающие на растяжение и соединенные со средней втулкой 3 при помощи дополнительных полусферических шайб 8 и 9, расположенных и закрепленных на фланцах 6 и 7 втулки 3, причем фланцы 6 и 7 имеют полусферические подушки 10 и 11.

0 Подобная установка измерительных втулок 12 и 13 обеспечивает раэшельное измерение радиальных нагрузок в шарнирах подшипников скольжения сцепных устройств механизмов в

5 производственных условиях, что позволяет своевременно предупредить выход из строя дорогостоящих деталей и исключить случаи аварийных ситуаций.

Таким образом, данная конструкция обеспечивает повышение точности из, мерений за счет исключения влияния силового воздействия радиальных усилий, возникающих из-за перекоса измерительного устройства в процессе его установки на машину в исследуемый узел, и надежности, поскольку упругие элементы, регистрирующие момент трения скольжения, выполнены в виде упругих цилиндров, способству0 ющих повьааению чувствительности за счет возможности установки одновременно нескольких групп параллельно включенных тензометров.

38 27

41

Похожие патенты SU1078252A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения моментов трения скольжения и радиальных усилий в силовых цилиндрических шарнирах 1983
  • Степанов Евгений Аркадьевич
SU1108339A2
Устройство для измерения моментов тренияСКОльжЕНия и РАдиАльНыХ уСилий B СилОВыХцилиНдРичЕСКиХ шАРНиРАХ 1979
  • Ковалевский Сергей Васильевич
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Безкровный Григорий Михайлович
SU838432A1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2017
  • Булат Павел Викторович
  • Бесчастных Владимир Николаевич
  • Минин Олег Петрович
  • Булат Михаил Павлович
RU2651961C1
РЕЗИНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР СО ВСТАВКАМИ 2010
  • Андряков Евгений Иванович
RU2442917C2
ПОГРУЖНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Гобеджишвили Теймурас Багратович
  • Черемисинов Евгений Модестович
RU2522374C2
Соединительный шпиндель 1985
  • Федоров Николай Николаевич
SU1375366A1
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2000
  • Винник Н.И.
  • Свиридов Л.Т.
  • Поляков Н.В.
  • Аксенов А.А.
  • Мильцын А.Н.
RU2222724C2
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
Устройство для вырезания в смятой обсадной колонне вогнутых участков стенки 2023
  • Абдуллин Наиль Мулахметович
RU2810117C1
Опора скольжения жидкостного трения 1988
  • Марцинкявичюс Андреюс-Генрикас Юозович
SU1672027A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 078 252 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для измерения моментов трения скольжения и радиальных усилий в силовых цилиндрических шарнирах

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ И РАДИАЛЬНЫХ УСИЛИЙ в силовых ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ШАРНИРАХ, содержащее аксиально расположенные три втулки, выполненные с коническими центрирующими торцами, контактирующие с подвижным и неподвижными звеньями шарниру и соединенные болтовым соединением с датчиком )ормаций, выполненным в виде шпильки с гайками и полусферическими шайбами, размещенными в фигурных стаканах, закрепленных на крайних втулках, причем в местах совместного центрирования крайние втулки связаны друг с другом и со шпилькой соединительными шпонками, а средняя втулка снабжена фиксатором положения, отличающееся тем, что, с целью повьшения точности за счет раздельного измерения радиальных нагрузок в неподвижных звеньях шарнира, в него введена .пара дополнительных полусферических шайб, каждая из которых зар S креплена на торцах средней втулки, а ишилька выполнена составной в (Л виде двух втулок, торец каждой из которых соединен с соответствующим фигурным стаканом с помощью шлицевого вклсщыша, а между собой втулки соединены через игольчатый подшипник.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1078252A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
ДАТЧИК ДЛЯ ИЗЛ\ЕРЕИИЯ УСИЛИЙ 0
  • Л. И. Эппель, В. А. Пономаренко, Г. А. Загорский С. В. Шалатонин
SU198735A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для измерения моментов тренияСКОльжЕНия и РАдиАльНыХ уСилий B СилОВыХцилиНдРичЕСКиХ шАРНиРАХ 1979
  • Ковалевский Сергей Васильевич
  • Степанов Евгений Аркадьевич
  • Безкровный Григорий Михайлович
SU838432A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 078 252 A1

Авторы

Ковалевский Сергей Васильевич

Степанов Евгений Аркадьевич

Михин Николай Матвеевич

Даты

1984-03-07Публикация

1983-04-04Подача