Изобретение относится к автотрак торному машиностроению, а именно к элементам трансмиссий. Известно переключающее устройство, описанное в составе коробки передач, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступидах, установленные на валу по обе стороны от шлидевого участка с возможностью свободного вращения, и подвижную в осевом направлении муфт с внутренними шлидами, связанную с механизмом переключения передач посредством охватывающего ее ведущего элемента Щ . Однако это устройство характеризуется увеличенными осевыми габаритами. Этот недостаток обусловлен, в частности, тем, что длина шлицевого участка вала по меньшей мере вдвое превьш1ает длину, которую долж ны бы иметь шлицы по условиям прочности. В дайной конструкции это необходимо, так как иначе нельзя обе печить возможность установки механизма в нейтральное положение (т.е в такое, при котором ни одна из шес терен не связана с валом. Наиболее близким к предлагаемому является переключающее устройство, описанное в составе синхронизатора коробки передач, содержащее вал со шлидевым участком, шестерни со шлица уш на ступидах,установленные на вал 1 по обе стороны от шлицевого участка с возможностью свободного шлидевого вр щения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями связанные с механизмом переключения передач посредством ведущего элемен та, охватывающего обе муфты z . Однако это устройство также характеризуется увеличенными осевыми габаритами, обусловленными, в частности, необходимостью выбора длины шлицевого участками вала не из усло ВИЯ прочности, а конструктивно для обеспечения возможности нейтральног положения устройства. Поэтому шлиде вой участок вала должен иметь длину ;равную по крайней мере суммарной длине обеих шлицевых муфт. Цель изобретения - уменьшение ме таллоемкости путем сокращения осевых габаритов переключающего устройства. Поставленная цель достигается те что в переютючающем устройстве короб- ццей ки передач транспортного средства, содержащем вал со шлицевым участком, шестерни со шлидами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его щлицевого участка с возможностью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая проточка с диаметром, превышающим диаметр вала и ступиц шестерен по шлицам, причем муфты установлень с возможностью сопряжения по -цилиндрическим проточкам друг с другом, а суммарная длин- проточек обеих муфт превьщ1ает длину шлицевого участка вала. На фиг.1 изображено переключающее устройство в нейтральном положении, продольное сечение;на фиг.2то же, в положении, соответствующем включенной передаче. Переключающее устройство содержит вал со шлицевым участком 2, свободно установленные на валу по обе стороны от его шлицев шестерни 3 и 4 со пшицами 5 и 6 на ступицах, две муфты 7 и 8 с шлицами 9 и 10 на внутранних поверхностях и управляюшлй элемент I1, связанный с механизмом переключения передач (не показан). Управляюндай элемент 11 охватывает муфты 7 и 8, ограничивая их относительное осевое смещение. На внутренних поверхностях муфт 7 и 8 выполнень цилиндрические проточки 12 и 13, диаметр D которых несколько превыщает диаметр D шлицевых выступов вала . Муфты 7 и 8 расположены так, что гладкие участки 12 и 13 цилиндрических проточек смыкаются друг с другом. Суммарная длина ( обоих этих участков несколько большг кпины L щлицевого участка вала. На шестернях 3 и 4 на одном уровне с щлидами 5 и 6 закреплены направляющие штифты 14 и 15. Переключающее устройство работает следующим образом. В нейтральном положении (фиг.l) все детали расположены симметрично относительно плоскости А-А, разделяюпополам щлицевой участок 2 вала 1. Шлицы 9 муфты 7 находятся в зацегэтении со шлицами 5 шестерни 3, а шлицы 10 муфты 8 - со шлицами 6 шестерни 4. Каждая из шестерен с соответствующей ей муфтой свободно вращается иа валу I.
Для соединения вала 1 с шестерне 3 при включении передачи муфты 7 и 8 с помощью управляющего элемента II перемещают вправо (фиг.2). При этом шлицы 9 муфты 7 вступают в зацепление с шлицами 2 вала 1, соеди няя вал 1 с шестерней 3. Муфта 3 пр этом тоже перемещается вправо и ее шлицы 10 выходят из зацепления с шлицами 6 шестерни 4. Штифт 15 входит при этом в одну из впадин шлицев 10, исключая возможность проворота муфты 8 относительно шестерни 4, что необходимо для беспрепятст венного перемещения муфты 8 влево при последующем выключении передачи
Для соединения вала 1 с шестерней 4 муфты 7 и 8 перемещают в крайнее левое положение
Благодаря выполнению на муфтах со шлицами проточек, больших по диаметру, чем диаметр шлицевого участка вала,и установке муфт таким образом, что проточки смыкаются друг
с другом,а их суммарная длина превьш1ает длину шлицевого участка вала, позволяет при использовании изобретения уменьшить длину упомянутого участка до минимума, допускаемого по
условиям прочности, что в свою очередь дает возможность уменьшить осевые габариты переключающего устройства и всей коробки передач в целом. Например, металлоемкость пятиступенчатой коробки передач для автомобилей грузоподъемностью 6-8 т снижается на 3,7 кг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта включения | 1977 |
|
SU742646A1 |
Соединение соосных валов | 1982 |
|
SU1177568A1 |
ШЛИЦЕВОЕ ПРЯМОБОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА И ВТУЛКИ | 1972 |
|
SU414443A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С ВИНТОВЫМ ПРИВОДОМ | 2021 |
|
RU2825250C2 |
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2272945C2 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С КУЛАЧКОВОЙ МУФТОЙ | 2021 |
|
RU2825249C2 |
Синхронизатор коробки передач | 2019 |
|
RU2729873C1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его шлицевого участка с возможностью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, отличающее ся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости путем сокращения осевых габаритов, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая npo«i точка с диаметром, превышающим диаметр вала к ступиц шестерен по шлис 9 цам, причем муфты установлены с возможностью сопряжения по цилиндричесW ким проточкам друг с другом, а суммарная длина проточек обеих муфт превышает длину шлицевого участка вала.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Реверсивный редуктор транспортного средства | 1971 |
|
SU511449A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство А.П.Курлаева для очистки зернового вороха | 1984 |
|
SU1259978A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-04-15—Публикация
1982-01-14—Подача