Переключающее устройство коробки передач транспортного средства Советский патент 1984 года по МПК F16D23/02 F16D23/14 

Описание патента на изобретение SU1086250A1

Изобретение относится к автотрак торному машиностроению, а именно к элементам трансмиссий. Известно переключающее устройство, описанное в составе коробки передач, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступидах, установленные на валу по обе стороны от шлидевого участка с возможностью свободного вращения, и подвижную в осевом направлении муфт с внутренними шлидами, связанную с механизмом переключения передач посредством охватывающего ее ведущего элемента Щ . Однако это устройство характеризуется увеличенными осевыми габаритами. Этот недостаток обусловлен, в частности, тем, что длина шлицевого участка вала по меньшей мере вдвое превьш1ает длину, которую долж ны бы иметь шлицы по условиям прочности. В дайной конструкции это необходимо, так как иначе нельзя обе печить возможность установки механизма в нейтральное положение (т.е в такое, при котором ни одна из шес терен не связана с валом. Наиболее близким к предлагаемому является переключающее устройство, описанное в составе синхронизатора коробки передач, содержащее вал со шлидевым участком, шестерни со шлица уш на ступидах,установленные на вал 1 по обе стороны от шлицевого участка с возможностью свободного шлидевого вр щения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями связанные с механизмом переключения передач посредством ведущего элемен та, охватывающего обе муфты z . Однако это устройство также характеризуется увеличенными осевыми габаритами, обусловленными, в частности, необходимостью выбора длины шлицевого участками вала не из усло ВИЯ прочности, а конструктивно для обеспечения возможности нейтральног положения устройства. Поэтому шлиде вой участок вала должен иметь длину ;равную по крайней мере суммарной длине обеих шлицевых муфт. Цель изобретения - уменьшение ме таллоемкости путем сокращения осевых габаритов переключающего устройства. Поставленная цель достигается те что в переютючающем устройстве короб- ццей ки передач транспортного средства, содержащем вал со шлицевым участком, шестерни со шлидами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его щлицевого участка с возможностью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая проточка с диаметром, превышающим диаметр вала и ступиц шестерен по шлицам, причем муфты установлень с возможностью сопряжения по -цилиндрическим проточкам друг с другом, а суммарная длин- проточек обеих муфт превьщ1ает длину шлицевого участка вала. На фиг.1 изображено переключающее устройство в нейтральном положении, продольное сечение;на фиг.2то же, в положении, соответствующем включенной передаче. Переключающее устройство содержит вал со шлицевым участком 2, свободно установленные на валу по обе стороны от его шлицев шестерни 3 и 4 со пшицами 5 и 6 на ступицах, две муфты 7 и 8 с шлицами 9 и 10 на внутранних поверхностях и управляюшлй элемент I1, связанный с механизмом переключения передач (не показан). Управляюндай элемент 11 охватывает муфты 7 и 8, ограничивая их относительное осевое смещение. На внутренних поверхностях муфт 7 и 8 выполнень цилиндрические проточки 12 и 13, диаметр D которых несколько превыщает диаметр D шлицевых выступов вала . Муфты 7 и 8 расположены так, что гладкие участки 12 и 13 цилиндрических проточек смыкаются друг с другом. Суммарная длина ( обоих этих участков несколько большг кпины L щлицевого участка вала. На шестернях 3 и 4 на одном уровне с щлидами 5 и 6 закреплены направляющие штифты 14 и 15. Переключающее устройство работает следующим образом. В нейтральном положении (фиг.l) все детали расположены симметрично относительно плоскости А-А, разделяюпополам щлицевой участок 2 вала 1. Шлицы 9 муфты 7 находятся в зацегэтении со шлицами 5 шестерни 3, а шлицы 10 муфты 8 - со шлицами 6 шестерни 4. Каждая из шестерен с соответствующей ей муфтой свободно вращается иа валу I.

Для соединения вала 1 с шестерне 3 при включении передачи муфты 7 и 8 с помощью управляющего элемента II перемещают вправо (фиг.2). При этом шлицы 9 муфты 7 вступают в зацепление с шлицами 2 вала 1, соеди няя вал 1 с шестерней 3. Муфта 3 пр этом тоже перемещается вправо и ее шлицы 10 выходят из зацепления с шлицами 6 шестерни 4. Штифт 15 входит при этом в одну из впадин шлицев 10, исключая возможность проворота муфты 8 относительно шестерни 4, что необходимо для беспрепятст венного перемещения муфты 8 влево при последующем выключении передачи

Для соединения вала 1 с шестерней 4 муфты 7 и 8 перемещают в крайнее левое положение

Благодаря выполнению на муфтах со шлицами проточек, больших по диаметру, чем диаметр шлицевого участка вала,и установке муфт таким образом, что проточки смыкаются друг

с другом,а их суммарная длина превьш1ает длину шлицевого участка вала, позволяет при использовании изобретения уменьшить длину упомянутого участка до минимума, допускаемого по

условиям прочности, что в свою очередь дает возможность уменьшить осевые габариты переключающего устройства и всей коробки передач в целом. Например, металлоемкость пятиступенчатой коробки передач для автомобилей грузоподъемностью 6-8 т снижается на 3,7 кг.

Похожие патенты SU1086250A1

название год авторы номер документа
Муфта включения 1977
  • Стильбанс Зелик Израйлевич
SU742646A1
Соединение соосных валов 1982
  • Даровских Виктор Васильевич
SU1177568A1
ШЛИЦЕВОЕ ПРЯМОБОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА И ВТУЛКИ 1972
  • Брете
SU414443A1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С ВИНТОВЫМ ПРИВОДОМ 2021
  • Петров Александр Павлович
RU2825250C2
СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2004
  • Федотов Владимир Ильич
  • Евтеев Иван Андреевич
  • Сазонов Михаил Александрович
RU2272945C2
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
СИНХРОНИЗАТОР 2015
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2602642C1
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки 1984
  • Зеленов Валериан Васильевич
  • Иванин Владимир Яковлевич
  • Индейкин Борис Федорович
SU1157288A1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С КУЛАЧКОВОЙ МУФТОЙ 2021
  • Петров Александр Павлович
RU2825249C2
Синхронизатор коробки передач 2019
  • Круташов Анатолий Васильевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2729873C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 086 250 A1

Реферат патента 1984 года Переключающее устройство коробки передач транспортного средства

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его шлицевого участка с возможностью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, отличающее ся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости путем сокращения осевых габаритов, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая npo«i точка с диаметром, превышающим диаметр вала к ступиц шестерен по шлис 9 цам, причем муфты установлены с возможностью сопряжения по цилиндричесW ким проточкам друг с другом, а суммарная длина проточек обеих муфт превышает длину шлицевого участка вала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1086250A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Реверсивный редуктор транспортного средства 1971
  • Лебедев Анатолий Александрович
SU511449A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство А.П.Курлаева для очистки зернового вороха 1984
  • Курлаев Александр Петрович
SU1259978A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 086 250 A1

Авторы

Чернышев Георгий Дмитриевич

Зеленов Валериан Васильевич

Индейкин Борис Федорович

Пигасов Виталий Иванович

Даты

1984-04-15Публикация

1982-01-14Подача