Аэронарты Советский патент 1984 года по МПК B62B13/14 B62D57/04 

Описание патента на изобретение SU1087399A1

8 1 Ф1Аг. л Изобретение относится к транспорту, в частности к средствам передвижения в зимних условиях, например саням, нартам, аэросаням и т.д. Известны аэронарты, содержащие две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендикулярно продольной оси лыж 1. Однако указанный тип тормозов не обеспечивает достаточного эффективного действия в условиях глубокого рыхлого снежного покрова, а также снежного покрова с различного рода препятствиями (куски льда, камни, пни и т.д.), при наезде на которые отмечаются случаи зацепа пластин тормозного устройства за них и выхода их из строя. Цель изобретения - повышение маневренности и надежности аэронарт. Указанная цель достигается тем, что в аэронартах, содержащих две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой шарнирно на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендиклярно продольной оси лыж, нижние кромки пластин развернуты относительно верхней на угол 15-30° к внешней стороне лыж. На фиг. 1 показаны аэронарты с аоворотно-тормозным устройством, общий вид; на фиг. 2 - тормозные пластины, установленные на задних концах лыж, в рабочем I справа) и нерабочем состоянии (на левой лыже); на фиг. 3 - схема работы тормозной пластины при повороте. Аэронарты состоят из двух лыж 1, связанных жесткой рамой (экипажной частью) 2, на которых расположены двигатель 3 с воздушным винтом 4, бак 5 для горючего и поворотно-тормозное устройство, состоящее из рычагов 6 управления, передающих тяг 7, рабочих тормозных пластин 8. Тормозные пластины 8 закреплены на лыжах 1 посредством шарнира 9 и привопятся в рабочее положение рычагами 6 посредством тяг 7. Верхняя кромка пластины 8 перпендикулярна продольной оси лыжи, а нижняя развернута относительно верхней на угол в пределах 15-30°. Угол разворота нижней кромки тормозной пластины определился в процессе ходовых испытаний опытного образца аэронарт. При угле разворота нижней кромки меньше 15° снижается эффективность отбрасывания мелких препятствий и выдавливания пластины наверх при наезде на крупные препятствия, а также уменьш ается реактивный момент за счет отбрасывания снега при поворотах. При углах выше 30° снижается эффективность торможения, так как уменьшается сцепляемость рабочей части пластины с настом. На фиг. 3 показано возникновение реактивного момента, способствующего развороту при притормаживании одной пластиной. При одновременном подтягивании рычагов 6 управления пластины 8 поворотно-тормозного устройства поворачиваются вокруг горизонтальной оси шарнира 9 и опускаются в снег. При этом за счет возникновения силы сопротивления на поверхности пластины происходит торможение аэронарт. Чем глубже гормозные пластины внедряются в снежный наст, тем эффективнее происходит торможение. При погружении в сйег одной пластины, например правой, левая остается поднятой, создается тормозная сила р (фиг. 3) на правой лыже, которая в паре с силой, возпикающей от тяги винта F, образует вращающий момент, направленный по часовой стрелке, если смотреть сверху, и происходит поворот направо. Однако при двухлыжной схеме аэронарт, когда длина лыж довольно велика, а расстояние между ними относительно мало, вращающий момент от указанной пары сил небольшой из-за малого плеча, в результате чего нарты входят в поворот с большим радиусом. Это и наблюдается у аэронарт со скребковыми или лопаточными тормозами плосковогнутого профиля. При подтормаживании пластиной с развернутой нижней кромкой возникает дополнительная боковая сила Рг, которая хотя и небольшая, но действует на большом плече Сг от центра тяжести аэронарт и создает дополнительный вращающий момент, направленный в ту же сторону, что и первый. При этом значительно возрастает эффективпый вращающий момент, и аэронарты входят в поворот с меньшим радиусом, т.е. повышаются маневренные качества нарт. Таким образом, применение в качестве рабочего органа поворотно-тормозного устройства с развернутой пластиной значительно повышает эксплуатационные характеристики аэропарт с двухлыжной схемой, а именно повышаются маневреннь е качества, улучшается проходимость по местнсти с имеющимися препятствиями, повышается надежность работы устройства за счет снижения возможности поломки тормозов при наезде на препятствия. Применение предложенного тормоза позволяет перейти на двухлыжную схему аэропарт, более простую конструктивно, которая будет обладать такими же маневренными свойствами, как и трехлыжпая, но с меньшими габаритами и массой и, как следствие, повышенной грузоподъемностью.

(5-30

Похожие патенты SU1087399A1

название год авторы номер документа
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС ЭКРАНОПЛАНА-АМФИБИИ С ПОДДУВОМ 2016
  • Колганов Вячеслав Васильевич
RU2644498C1
ВОДНЫЕ ЛЫЖИ (ВАРИАНТЫ) 2018
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2683119C1
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (АТС) 2020
  • Мамонтов Василий Георгиевич
  • Годунов Иван Дмитриевич
  • Мамонтов Александр Михайлович
  • Мамонтов Павел Олегович
RU2750941C1
САМОХОДНАЯ АМФИБИЙНАЯ ПЛАТФОРМА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2007
  • Мамонтов Василий Георгиевич
  • Красюк Сергей Васильевич
RU2345916C1
НАДУВНЫЕ САНИ 2018
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2686299C1
Система контроля положения лыжи для движения двухколесного транспортного средства по снегу 2018
  • Желонин Леонид Александрович
RU2738397C2
СКОРОСТНОЙ СНЕГОХОД НА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ОБЪЕМНОЙ ПРОТИВОУДАРНОЙ РЕССОРЕ-ЛЫЖЕ 1996
  • Яковлев Ю.А.
RU2121938C1
АЭРОСАНИ 2020
  • Голубенко Вадим Михайлович
RU2730765C1
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ 1997
  • Тюхтиенко В.И.
  • Талов А.А.
RU2141425C1
Снегоочиститель 1981
  • Бурштейн Роман Соломонович
  • Михайлюк Владимир Пилипович
SU1010178A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 087 399 A1

Реферат патента 1984 года Аэронарты

АЭРОНАРТЫ, содержащие две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой шарнирно на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендикулярно продольной оси лыж, отличающиеся тем, что, с целью повышения их маневренности и надежности, нижние кромки пластин развернуты относительно верхней на угол 15-30° к внешней стороне лыж.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1087399A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Евстюшин Н
И
Развитие аэросанного транспорта в СССР
М., изд-во АН СССР, 1959, с
Прибор для измерения угла наклона 1921
  • Бризон Г.Д.
SU253A1
Приспособление для записи звуковых явлений на светочувствительной поверхности 1919
  • Ежов И.Ф.
SU101A1

SU 1 087 399 A1

Авторы

Романенко Петр Иванович

Романенко Олег Петрович

Чумаков Эдуард Леонидович

Даты

1984-04-23Публикация

1982-01-25Подача