Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов в различных механизмах.
Известен механизм, содержащий смонтированную на валу обойму, расположенный между ними заклинивающий элемент в виде диска, охватывающего вала, контактирующего посредством выполненных на этих элементах выступов, размещенных в гнезде, контактные поверхности заклинивающего элемента с валом и обоймой смещены один относительно другого вдоль оси механизма I.
Такая муфта обладает недостаточной надежностью, так как вал выполнен составным, а механизм имеет несколько мест соединения обоймы и заклинивающих элементов, износ которых ухудщает процесс заклийивания.
Целью изобретения является повыщение надежности путем уменьшения влияния износа контактных поверхностей на процесс заклинивания.
Поставленная цель достигается тем, что обгонный механизм, содержащий смонтированную на валу обойму, расположенный между ними заклинивающий элемент в виде диска, охватывающего вал и контактирующего с обоймой посредством выполненных на этих элементах выступов, размещенных 3 гнезде, контактные поверхности заклинивающего элемента с валом и обоймой смещены одна относительной другой вдоль оси механизма, снабжен двумя пружинами, одна из которых расположена концентрично валу, другая - тангенциально между обоймой и заклинивающим элементом, а контактные поверхности выступа и гнезда выполнены наклонными к оси механизма.
На фиг. 1 показана муфта, осевой разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - заклинивающий элемент; на фиг. 5 - муфта, осевой разрез (второй вариант); на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 5 ; на фиг. 7 - муфта, осевой разрез (третий вариант).
Предлагаемый механизм содержит вал 1, на котором расположена обойма 2 чашеобразной формы. Между валом 1 и цилиндрической частью 3 обоймы 2 размещен заклинивающий элемент 4 в виде диска с центральным коническим отверстием 5, в котором свободно размещен вал 1. На торце диска выполнено гнездо 6, а на обращенной к нему поверхности обоймы - выступ 7, вхЪдящий
в гнездо 6. Контактные поверхности 8 гнезда 6 и выступа 7 наклонены к оси механизма под углом о(. Между заклинивающим элементом 3 и цилиндрическом частью 3 обоймы 2 размещена пружина 9, усилие которой направлено тангенциально. На валу 1 находится пружина 9, прижимающая в осевом направлении заклинивающий элемент 3 к обойме 2.
Центральное отверстие 5 диска может быть выполнено в виде двойного усеченного конуса с общим меньщим основанием и одинаковым углом конуса в пределах .
Центральное отверстие 5 диска может быть выполнено тороидальным, цилиндрическим.
Количество заклинивающих элементов 3 может быть более одного.
Гнездо 6 и выступ 7 могут быть выполнены на цилиндрических поверхностях заклинивающего элемента 3 и обоймы 2. Контактная поверхность выступа 8 может быть плоской или выпуклой.
Путем выбора размеров углов ос и, расстояния R и длины конуса b можно обеспечить заданный коэффициент надежности работы механизма.
Согласно второму варианту выполнения обгонного механизма заклинивающий элемент 10 имеет рычаг 11, расположенный вдоль оси вала 12 и контактирующий с выступом 13 обоймы 14, выполненной тоже в виде вала, расположенного соосно валу 12. Пружина 15 расположена между рычагом 11 заклинивающего элемента и вторым валом.
Согласно третьему варианту выполнения обгонного механизма вал выполнен в виде втулки 16, внутри которой размещен диск 17 заклинивающего элемента.
Механизм работает следующим образом.
При вращении вала 1 по часовой стрелке за счет осевого усилия, возникающего на контактных поверхностях 8, поверхность центрального отверстия 5 диска прижимается к валу в местах, расположенных диаметрально противоположно и смещенных к противоположным торцам диска, и механизм заклинивается.
При вращении вала 1 против часовой стрелки осевое усилие на контактных поверхностях 8 исчезает, и механизм расклинивается.
Такое выполнение обгонного механизма позволяет упростить конструкцию и повысить надежность. Вид /( fc .J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2353835C2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
РЕВЕРСИВНАЯ ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2353836C2 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1199674A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1998 |
|
RU2151928C1 |
ПРИВОД РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 1989 |
|
SU1748544A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2008 |
|
RU2381394C9 |
Механическая передача | 1983 |
|
SU1146499A1 |
Муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1772450A1 |
Обгонный механизм, содержащий смонтированную на валу обойму, расположенный между ними заклинивающий элемент в виде диска, охватывающего вал и контактирующего с обоймой посредством выполненных на этих элементах выступов, размещенных в гнезде, контактные поверхности заклинивающего элемента с валом и обоймой смещены одна относительно другой вдоль оси механизма, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности путем уменьщения влияния износа контактных поверхностей на процесс заклинивания, он снабжен двумя пружинами, одна из которых расположена концентрично валу, другая - тангенциально между обоймой и заклинивающим элементом а контактные поверхности выступа и гнезда выполнены наклонными к оси механизма. 00 vj СО
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шарнирное сцепление валов | 1933 |
|
SU35508A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-04-23—Публикация
1976-01-15—Подача