Муфта свободного хода Советский патент 1992 года по МПК F16D41/06 

Описание патента на изобретение SU1772450A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов.

Известна однодисковая муфта сцепления (фрикционное сцепление) нормально замкнутого центральной пружиной типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем крутильных колебаний и промежуточный (нажимной) фрикционные диски, механизм управления работой муфты в виде рычагов, нажимной втулки и выжимного подшипника.

Известна однодисковая муфта сцепления нормально замкнутого с помощью периферийных пружин типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем крутильных колебаний и нажимной фрикционные диски, механизм управления работой муфты в виде рычёжной системы, нажимной втулки, шарнирно соединенной с ведомым валом с возможностью осевого перемещения, и нажимного подшипника.

Известна муфта свободного хода, содержащая концентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с возможностью ограниченного перемещения управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизмом его перемещения инерционного типа.

Недостатками этой конструкции муфты свободного хода являются узкие функциональные возможности, невозможность использования ее в трансмиссиях преимущественно транспортных средств в качестве муфты сцепления, обеспечивающей кратковременное разъединение ведущего и ведомого валов оператором, а также низкая надежность работы управляющего устройства.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством возможности использования в качестве муфты сцепления транспортного средства.

Это достигается тем, что муфта свободного хода содержит концентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых

пазов, расположенных двумя параллельными рядами, обойму, выполненную с двумя оппозитно расположенными указанным рядам кольцевыми дорожками, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов, при этом звездочка выполнена составной из дух концентрично расположен0 ных элементов, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний, а установленное на торце звездочки с воз- можностыо ограниченного перемещения в

5 плоскости, параллельной звездочке, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со стороны основных роликов торцовой поверхности звездочки двуплечих рычагов, под0 пружиненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки. Механизм перемещения рыча5 гов выполнен в виде установленной на оси звездочки с возможностью осевого перемещения нажимной втулки с закрепленными на ней выжимным подшипником и подпружиненной относительно звездочки в на0 правлениинажимнойвтулки

дополнительной втулки с наружной конической поверхностью, вершина которой рас- , положена со стороны звездочки, при этом плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контак5 тируют с конической поверхностью дополнительной втулки, а их точки контакта смещены относительно плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага и ось муфты в сторону, противоположную расположению от0 носительно этой же плоскости основных роликов в расклиненном положении.

На фиг.1 представлена муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг 1; на фиг.З - сечение Б-Б

5 на фиг.1; на фиг.4 - муфта свободного хода по фиг.1 частично, когда она снабжена вилкой, взаимодействующей с двуплечими рычагами; на фиг.5 - вид по стрелке В на фиг.4 без корпуса; на фиг.б - муфта свободного

0 хода - продольный разрез (частично), когда механизм управления выполнен в виде вилки с тормозным диском; на фиг.7 - вид по стрелке Г на фиг.б без корпуса.

Муфга свободного хода содержит веду5 щую обойму 1, жестко закрепленную на ведущем валу 2 и выполненную с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими через посредство дополнительных и основных заклинивающих тел качения в виде роликов 5 и б с клиновыми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в составной из двух концентрично расположенных элементов звездочке 9, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний 10.

К торцу звездочки 9 со стороны основных тел качения 6 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11 с возможностью взаимодействия плечами, направленными к периферии звездочки, с основными телами качения 6, а плечами, направленными к оси звездочки 9, с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения.

Двуплечие рычаги 11 подпружинены относительно звездочки 9 в направлении заклинивания основных роликов 6, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, пружинами 14 (растяжения по фиг.З, 7 или сжатия по фиг.5, 9). Между звездочкой 9 и дополнительной втулкой 12с конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки (конусом), установлена пружина сжатия 15 (цилиндрическая, коническая, диафрагмен- ная). Нажимная втулка 13 с закрепленным на ней выжимным подшипником 16 шарнирно соединена с ведомым валом 17, жестко скрепленным со звездочкой 9, с возможностью осевого перемещения.

Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 18 (фиг.4, 5), шарнирно присоединенной к звездочке 9 с возможностью взаимодействия с основными роликами 6 и плечами рычагов 11, направленными к периферии звездочки посредством, например, пазов 19.

Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 20 (фиг.6, 7), жестко соединенной с тормозным диском 21, шарнирно закрепленным на ведомом валу 17 с возможностью озаимодействия с тормозной колодкой 22, прикрепленной, например, к штоку гидроцилиндра 23. закрепленного в корпусе 24.

Формула изобретения

Муфта свободного хода, преимущественно, для транспортных средств, содержащая концентрично установленные зиездоч- ку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с возможностью ограниченного перемещения в плоскости, параллельной

звездочке, управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизм его перемещения, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что. с целью повышения надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством использования в качестве муфты сцепления транспортного средства, группы пазов на звездочке расположены

двумя параллельными рядами, обойма выполнена с двумя оппозитно расположенными указанным рядам кольцевыми дорожками, звездочка выполнена составной из двух концентрично расположенных

элементов, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со стороны основных роликов торцовой поверхности звездочки двуплечих рычагов, подпружиненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с последними кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, а механизм перемещения рычагов выполнен в виде установленной на оси звездочки с возможностью осевого перемещения

нажимной втулки с закрепленным на ней выжимным подшипником и подпружиненной относительно звездочки в направлении нажимной дополнительной втулки с наружной конической поверхностью,

вершина которой расположена со стороны звездочки, плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контактируют с упомянутой конической поверхностью дополнительной втулкой, а их точки контакта смещены

относительно плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага . и ось муфты в сторону, противоположную р асположению относительно этой же плоскости основных роликов в расклиненном положении.

/ Л

Ј 55 3 Q KS

«о о -

Г

W

s «

г

N

1 11

Г

ч

«

I

h

у

фиг. 6

д 1 if 6 8 20 20 №

Фиг. 7

Похожие патенты SU1772450A1

название год авторы номер документа
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 1990
  • Зысманов Л.Г.
RU2011053C1
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1992
  • Зысманов Лев Гаврилович
  • Малыгин Алексей Гаврилович
RU2086823C1
Муфта сцепления 1990
  • Наумова Виктория Георгиевна
  • Зысманов Лев Гаврилович
  • Макаров Эдуард Сергеевич
SU1788361A1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
Механизм сцепления 1980
  • Вальбе Михаил Пименович
  • Игнаткин Владимир Иванович
  • Корниенко Владимир Иванович
  • Фомишина Галина Ивановна
SU985507A1
Коробка передач 1983
  • Диричев Сергей Серафимович
SU1191656A1
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Федоров Б.М.
  • Федоров Г.Б.
RU2235229C1
МУФТА-ТОРМОЗ 1987
  • Зысманов Л.Г.
  • Наумова В.Г.
  • Дубенский Г.Г.
  • Момотков Е.А.
RU2032118C1
Механизм для передачи крутящего момента в двух направлениях с разной скоростью 1981
  • Евдокименко Владимир Васильевич
  • Рудник Григорий Иванович
SU1008531A1
Муфта свободного хода 1985
  • Бояринцев Михаил Петрович
SU1317200A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 772 450 A1

Реферат патента 1992 года Муфта свободного хода

Использование: преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разьединения ведущего и ведомого валов. Сущность изобретения: муфта свободного хода содержит ведущую обойму. 1, жестко закрепленную на ведущем валу 1 и выполненную с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими посредством дополнительных и основных заклинивающих роликов 5 и 6 с клиновыми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в звездочке 9. Последняя выполнена составной из двух концентрично расположенных элементов, кинематически связанных гасителем 10 крутильных колебаний в окружном направлении. Со стороны основных тел качения 6 к торцу звездочки 9 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11с возможностью взаимодействия одними плечами с телами качения 6. а другими с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения. Между звездочкой 9 и рычагами 11 установлены пружины 14, а между звездочкой 9 и конической втулкой 12 - пружина 15. На нажимной втулке 13 закреплен выжимной подшипник 16, а втулка 13 шарнирно соединена с ведомым валом с возможностью осевого перемещения. Рычаги 11 могут воздействовать с вилкой посредством пазов. Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки, соединенной с тормозным диском с возможностью взаимодействия последнего с тормозной колодкой штока гмдроцилинд- ра, закрепленного в корпусе. 7 ил. Ч XJ ю ел о

Формула изобретения SU 1 772 450 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1772450A1

Муфта свободного хода 1985
  • Бояринцев Михаил Петрович
SU1317200A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 772 450 A1

Авторы

Зысманов Лев Гаврилович

Даты

1992-10-30Публикация

1990-12-17Подача