Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого валов.
Известна однодисковая муфта сцепления (фрикционное сцепление) нормально замкнутого центральной пружиной типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем крутильных колебаний и промежуточный (нажимной) фрикционные диски, механизм управления работой муфты в виде рычагов, нажимной втулки и выжимного подшипника.
Известна однодисковая муфта сцепления нормально замкнутого с помощью периферийных пружин типа, включающая корпус, ведущий, ведомый с гасителем крутильных колебаний и нажимной фрикционные диски, механизм управления работой муфты в виде рычёжной системы, нажимной втулки, шарнирно соединенной с ведомым валом с возможностью осевого перемещения, и нажимного подшипника.
Известна муфта свободного хода, содержащая концентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с возможностью ограниченного перемещения управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизмом его перемещения инерционного типа.
Недостатками этой конструкции муфты свободного хода являются узкие функциональные возможности, невозможность использования ее в трансмиссиях преимущественно транспортных средств в качестве муфты сцепления, обеспечивающей кратковременное разъединение ведущего и ведомого валов оператором, а также низкая надежность работы управляющего устройства.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством возможности использования в качестве муфты сцепления транспортного средства.
Это достигается тем, что муфта свободного хода содержит концентрично установленные звездочку с двумя группами противоположно направленных клиновых
пазов, расположенных двумя параллельными рядами, обойму, выполненную с двумя оппозитно расположенными указанным рядам кольцевыми дорожками, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов, при этом звездочка выполнена составной из дух концентрично расположен0 ных элементов, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний, а установленное на торце звездочки с воз- можностыо ограниченного перемещения в
5 плоскости, параллельной звездочке, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со стороны основных роликов торцовой поверхности звездочки двуплечих рычагов, под0 пружиненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки. Механизм перемещения рыча5 гов выполнен в виде установленной на оси звездочки с возможностью осевого перемещения нажимной втулки с закрепленными на ней выжимным подшипником и подпружиненной относительно звездочки в на0 правлениинажимнойвтулки
дополнительной втулки с наружной конической поверхностью, вершина которой рас- , положена со стороны звездочки, при этом плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контак5 тируют с конической поверхностью дополнительной втулки, а их точки контакта смещены относительно плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага и ось муфты в сторону, противоположную расположению от0 носительно этой же плоскости основных роликов в расклиненном положении.
На фиг.1 представлена муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг 1; на фиг.З - сечение Б-Б
5 на фиг.1; на фиг.4 - муфта свободного хода по фиг.1 частично, когда она снабжена вилкой, взаимодействующей с двуплечими рычагами; на фиг.5 - вид по стрелке В на фиг.4 без корпуса; на фиг.б - муфта свободного
0 хода - продольный разрез (частично), когда механизм управления выполнен в виде вилки с тормозным диском; на фиг.7 - вид по стрелке Г на фиг.б без корпуса.
Муфга свободного хода содержит веду5 щую обойму 1, жестко закрепленную на ведущем валу 2 и выполненную с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими через посредство дополнительных и основных заклинивающих тел качения в виде роликов 5 и б с клиновыми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в составной из двух концентрично расположенных элементов звездочке 9, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний 10.
К торцу звездочки 9 со стороны основных тел качения 6 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11 с возможностью взаимодействия плечами, направленными к периферии звездочки, с основными телами качения 6, а плечами, направленными к оси звездочки 9, с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения.
Двуплечие рычаги 11 подпружинены относительно звездочки 9 в направлении заклинивания основных роликов 6, с которыми кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, пружинами 14 (растяжения по фиг.З, 7 или сжатия по фиг.5, 9). Между звездочкой 9 и дополнительной втулкой 12с конической поверхностью, вершина которой расположена со стороны звездочки (конусом), установлена пружина сжатия 15 (цилиндрическая, коническая, диафрагмен- ная). Нажимная втулка 13 с закрепленным на ней выжимным подшипником 16 шарнирно соединена с ведомым валом 17, жестко скрепленным со звездочкой 9, с возможностью осевого перемещения.
Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 18 (фиг.4, 5), шарнирно присоединенной к звездочке 9 с возможностью взаимодействия с основными роликами 6 и плечами рычагов 11, направленными к периферии звездочки посредством, например, пазов 19.
Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки 20 (фиг.6, 7), жестко соединенной с тормозным диском 21, шарнирно закрепленным на ведомом валу 17 с возможностью озаимодействия с тормозной колодкой 22, прикрепленной, например, к штоку гидроцилиндра 23. закрепленного в корпусе 24.
Формула изобретения
Муфта свободного хода, преимущественно, для транспортных средств, содержащая концентрично установленные зиездоч- ку с двумя группами противоположно направленных клиновых пазов, обойму, расположенные между ними в соответствующих клиновых пазах основные и дополнительные заклинивающие тела качения в виде роликов и установленное на торце звездочки с возможностью ограниченного перемещения в плоскости, параллельной
звездочке, управляющее устройство, кинематически связанное с основными роликами и механизм его перемещения, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что. с целью повышения надежности и долговечности путем увеличения нагрузочной способности при расширении функциональных возможностей посредством использования в качестве муфты сцепления транспортного средства, группы пазов на звездочке расположены
двумя параллельными рядами, обойма выполнена с двумя оппозитно расположенными указанным рядам кольцевыми дорожками, звездочка выполнена составной из двух концентрично расположенных
элементов, кинематически связанных между собой в окружном направлении посредством гасителя крутильных колебаний, управляющее устройство выполнено в виде шарнирно закрепленных на расположенной со стороны основных роликов торцовой поверхности звездочки двуплечих рычагов, подпружиненных относительно звездочки в направлении заклинивания основных роликов, с последними кинематически связаны плечи рычагов, направленные к периферии звездочки, а механизм перемещения рычагов выполнен в виде установленной на оси звездочки с возможностью осевого перемещения
нажимной втулки с закрепленным на ней выжимным подшипником и подпружиненной относительно звездочки в направлении нажимной дополнительной втулки с наружной конической поверхностью,
вершина которой расположена со стороны звездочки, плечи рычагов, направленные к оси звездочки, контактируют с упомянутой конической поверхностью дополнительной втулкой, а их точки контакта смещены
относительно плоскости, проходящей через ось поворота соответствующего рычага . и ось муфты в сторону, противоположную р асположению относительно этой же плоскости основных роликов в расклиненном положении.
/ Л
Ј 55 3 Q KS
«о о -
Г
W
s «
г
N
1 11
Г
ч
«
I
h
у
фиг. 6
д 1 if 6 8 20 20 №
Фиг. 7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1990 |
|
RU2011053C1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2086823C1 |
Муфта сцепления | 1990 |
|
SU1788361A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Механизм сцепления | 1980 |
|
SU985507A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2235229C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
Механизм для передачи крутящего момента в двух направлениях с разной скоростью | 1981 |
|
SU1008531A1 |
Муфта свободного хода | 1985 |
|
SU1317200A1 |
Использование: преимущественно в трансмиссиях транспортных средств в качестве муфты сцепления для передачи крутящего момента и кратковременного разьединения ведущего и ведомого валов. Сущность изобретения: муфта свободного хода содержит ведущую обойму. 1, жестко закрепленную на ведущем валу 1 и выполненную с двумя параллельными кольцевыми дорожками 3 и 4, взаимодействующими посредством дополнительных и основных заклинивающих роликов 5 и 6 с клиновыми пазами 7 и 8 противоположного направления, выполненными двумя параллельными рядами в звездочке 9. Последняя выполнена составной из двух концентрично расположенных элементов, кинематически связанных гасителем 10 крутильных колебаний в окружном направлении. Со стороны основных тел качения 6 к торцу звездочки 9 шарнирно прикреплены двуплечие рычаги 11с возможностью взаимодействия одними плечами с телами качения 6. а другими с дополнительной втулкой 12 с наружной конической поверхностью, шарнирно закрепленной на нажимной втулке 13, установленной на оси звездочки 9 с возможностью осевого перемещения. Между звездочкой 9 и рычагами 11 установлены пружины 14, а между звездочкой 9 и конической втулкой 12 - пружина 15. На нажимной втулке 13 закреплен выжимной подшипник 16, а втулка 13 шарнирно соединена с ведомым валом с возможностью осевого перемещения. Рычаги 11 могут воздействовать с вилкой посредством пазов. Управляющее устройство может быть выполнено в виде вилки, соединенной с тормозным диском с возможностью взаимодействия последнего с тормозной колодкой штока гмдроцилинд- ра, закрепленного в корпусе. 7 ил. Ч XJ ю ел о
Муфта свободного хода | 1985 |
|
SU1317200A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-12-17—Подача