Автотрансформатор Советский патент 1984 года по МПК H01F30/02 H01F29/06 

Описание патента на изобретение SU1088078A1

1 Изобретение относится к электротехнике, в частности к индукционным устройствам для регулирования напря:женин. Известен автотрансформатор для регулирования напряжения без разрыва цепи, содержащий замкнутый магнитопровод, на которьй равномерно виток к витку намотан изолированный провод, образующий обмотку. С части обмотки изоляция удалена для образования контактной дорожки, по которой перемещается токосъемна я щетка. Щетка имеет форму прямоугольного параллелепипеда l . Размер (толщина) щетки в направлении ее перемещения по контактной дорожке выбирается из условия исключения замыкания щеткой более двух смежных проводников, т.е. ее толщина практически .должна быть менее двух диаметров проводов обмотки Однако если щетка выбрана большей толщины, то существует вероятность перемыкания более двух провод НИКОВ, что вызывает большой циркулирующий ток в короткозамкнутом кон туре и, как следствие, недопустимый нагрев замкнутых витков. В автотрансформаторах относитель но небольшой мощности (на токи 2-8 А с напряжением 250 В), обмотки которых выполняются проводом 0,4- 1,0 мм щетка должна быть по толщине менее 2 мм, что снижает надежность автотрансформатора по причине недостато ной ее механической прочности, так как с целью ограничения циркулирующего тока в короткозамкнутом контур щетка изготавливается из малопрочных электроугольных или электрографитовых материалов с большим контак ньи сопротивлением. Другим недостатком щеточного кон такта является необходимость .механи ческой обработки контактной дорожки с высоким классом точности и чистот что достигается только шлифовкой с последующим гальваническим покрытием, так как неровности дорожки приводят не только к быстрому износу щетки, но и ее поломке из-за заедания в процессе перемещения. Наиболее близким по.технической сущности к изобретению является авт трансформатор, содержащий магнитопровод с обмоткой, имеющей контактную дорожку и токосъемный ролик, ус 78 тановленный на оси поводок, соединенный с приводом 2 . В указанном автотрансформаторе-jpoлик имеет форму цилиндра, который при регулировании напряжения перекатьгаается по контактной дорожке из одного положения в другое. Такая конструкция нечувствительна к неровностям на контактной дорожке и весьма износоустойчива. Непостатком известного автотрансФорматора с токосъемным роликом является повьпиенный нагрев в зоне перемещения ролика из-за того, что трудно осуществить надежный тепловой контакт вращающегося ролика с теплоотводящего/радиатора. В процессе работы ролики нагреваются до температур, превышающих температуру обмовки на 20 С и более. Хотя такие температуры для материала роликов допустимы, однако часть тепла передается находящимся с ними в электрическом и тепловом контакте виткам обмотки, класс нагревостойкости которых ниже. В результате теплообмена; температура витков обмотки, контактирующих с роликом, значительно выше средней температуры всей обмотки, что в конечном итоге определяет ресурс всего изделия. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и снижение материалоемкости автотрансформатора путем снижения нагрева ролика и находящихся с ним в контакте витков обмотки. Эта цель достигается тем, что в автотрансформаторе, содержащем магнитопровод с обмоткой, имекнцей контактную дорожку, токосъемный; ролйк установленный на оси, и поводок, сое,диненный с приводом, ось выполнена из материала с высокой электрои теплопроводностью, преимущественно из меди и жестко соединена с роликом, поводок выполнен в виде пружинящей скобы с охлазвдающими полками с окном и углублением, в котором расположейа ось с возможностью вращения, а в окне размещен токосъемный ролик. На фиг. 1 изображен автотрансформатор, общий вид; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - принципиальная электрическая схема устройства. Автотрансформатор состоит из тор идального сердечника 1, на который намотана обмотка 2. Провода обмотки 2 на площадке 3 (на фиг. 3 огранкчена пунктирной линией) частично зачищены от изоляции, образуя контактную дорожку. По контактной дорожке 3 перемещается токосъемнь ролик 4. Ролик соединен неподвижно с осью 5 и вместе с нею вращается в углублении поводка 6. Последний име ет охлаждающие полки 7. Поводок слу жит одновременно для отвода тепла, и в качестве пружины, обеспечивающей прижатие ролика к контактной дорожке с требуемым усилием. Поводо закреплен на рукоятке 8, свободно вращающейся на неподвижной оси 9. Возможно также изготовление поводка, из двух деталей - радиатора и пр жинящей скобы. . Концы обмоток 10 и 11 подсоединяются к сети переменного тока, а концы 12 -и 13 - к нагрузке. Концы 9-11 соединены непосредственно с o6MoVKoA, конец 13 - через цепочку контактный ролик - поводок. Перемещение контактного ролика по контакт ной дорожке приводит к изменению АА 784 количества витков со вторичной сторо- ны и, следовательно, к изменению напряжения. Неподвижное (без зазора) соединение ролика с собственной осью обеспечивает надежный электрический и тепловой контакт между ними. Такое соединение снижает потери энергии на участке цепи ролик-ось и повыша ет эффективность передачи тепла с ролика на ось. Удлиненная металлическая ось 5 имеет эффективный электрический и тепловой контакт с металлическим поводком 6. Увеличенная поверхность поводка способствует рассеиванию тепла, образукядегося в ролике. Снижение нагрева ролика приводит к снижению нагрева контактирующих с ним витков и способствует увеличению нагрузочной способности и сн йсенйю материалоемкости автотрансформатора. Предлагаемое техническое решение обеспечивает снижение нагрева короткозамкнутого витка на 6-7%, что увеличивает ресурс автотрансформатора примерно в 1,5 раза. о Ожижаемый экономический эффект при объеме выпуска 320 тыс. штук в год более 100 тыс. руб. ид В

Фиг, 2

Фаг.

Похожие патенты SU1088078A1

название год авторы номер документа
Автотрансформатор 1983
  • Винтюк Леонид Иванович
  • Красильников Владимир Николаевич
  • Курбатов Геннадий Сергеевич
  • Нестеренко Анатолий Владимирович
  • Бычков Василий Васильевич
  • Цветкова Раиса Степановна
  • Зеленский Иван Афанасьевич
SU1134972A1
Устройство регулирования напряжения 1984
  • Андросов Николай Федорович
SU1228154A1
Устройство регулирования напряжения 1981
  • Андросов Николай Федорович
  • Винтюк Леонид Иванович
SU1105948A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ 1990
  • Ногач Николай Николаевич[Ua]
RU2028017C1
Регулировочный трансформатор 1982
  • Богданов Валерий Михайлович
  • Паршин Дмитрий Николаевич
  • Кияткин Николай Евдокимович
  • Колбасов Александр Федорович
SU1246149A1
Трансформатор 1979
  • Коляда Алексей Васильевич
SU853680A1
ГИБРИДНЫЙ ГЕНЕРАТОР ФУНКЦИЙ 1972
  • Л. С. Гринберг И. Л. Гринберг
SU323781A1
ЭЛЕКТРОДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ЛИНЕЙНУЮ ТЯГОВУЮ СИЛУ 2007
  • Кель Игорь Александрович
RU2374742C2
Устройство регулирования напряжения автотрансформатора (его варианты) 1982
  • Винтюк Леонид Иванович
  • Калиш Владимир Семенович
  • Красильников Владимир Николаевич
  • Курбатов Геннадий Сергеевич
SU1083243A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ РЕЛЕ 2009
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Семашко Николай Александрович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
RU2400857C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 088 078 A1

Реферат патента 1984 года Автотрансформатор

АВТОТРАНСФОРМАТОР, содержащий магнитопровод с обмоткой, имеющей контактную дорожку и токосъемньй ролик, установленный на ог:и, поводок, соединенный с приводом, отличающийся тем, что, с целью повьшения нагрузочной способности и снижения материалоемкости автотрансформатора, ось выполнена из материала с высокой электрои теплопроводностью, преимущественно из меди, и жестко соединена с роликом, поводок выполнен в виде пружинящей скобы с охлаждающими полками с окном и углублением, в котором расположена ось с возможностью вращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1088078A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
336-148, 1966
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ получения кривых конических сечений 1949
  • Курицкий А.Л.
SU80261A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 088 078 A1

Авторы

Винтюк Леонид Иванович

Красильников Владимир Николаевич

Курбатов Геннадий Сергеевич

Даты

1984-04-23Публикация

1980-10-08Подача