Изобретение относится к магаиност ррению, в частности к дисковым тормозам. По основному авт.св. № 669124 известен дисковый тормоз с механиче КИМ приводом для использования в тормозных системах транспортных средств, преимущественно мотоциклов Известный тормоз содержит установлен ный на ступице колеса тормозной диск, зажимаемьй расположенными в корпусе подвижной и неподвижной колодками с фрикционньми накладками. Толкатель, перемещающий подвижную колодку, выполнен в виде рейки, входящей в зацепление с шестерней, уста новленной с возможностью вращения на расположенном в корпусе приводном валу. Кулачковая муфта, установленная на приводном валу на винтовых шлицах и связанная с корпусом посредством ленточной пружины, взаимодействует с шестерней при повороте рычага, жестко закрепленного на валу и связанного тросом с рычагом привода тормоза, установленным на руле При отводе подвижной колодки от тормозного диска толкатель каждьй раз возвращается в исходное положени и по мере износа фрикционных накладок зазор между тормозным диском и накладками постепенно увеличивается, вследствие чего увеличивается и величина свободного хода рычага приво да тормоза, превышая в конце концов .допустимые пределы. Компенсация износа фрикционных накладок в таком тормозе может быть обеспечена лишь путем ручной регулировки, которая является операцией трудоемкой и требует высокой квалификации оператора Цель изобретения - обеспечение ав томатической компенсации износа фрик ционных накладок. Поставленная цель достигается тем, что дисковый тормоз с механичес ким приводом содержит элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя, вьтолненный в виде втулки, фрикционно установленной на толкателе между корпусом и шестерней На фиг. 1 изображен предлагаемый дисковый тормоз, общий вид в разрезе на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (элемент стопорения шестерни привода показан введенным в зацепление с зубом шестерни). На ступице 1 колеса, например мо тоцикла, установлен тормозной диск 2, по обе стороны которого в гнездах корпуса 3 расположены подвижная 4 и неподвижная 5 колодки с фрикционными накладками 6. К корпусу 3 примыкает коробка 7, в которой установлен приводной вал 8 со свободно посаженной шестерней 9, входящей в зацепление с рейкой 10, выполненной на толкателе 11, конец которого контактирует с подвижной колодкой 4. На торце шестерни 9 ыполнены зубья 12, предназначенные для взаимодействия с зубьями 13 кулачковой муфты 14, посаженной на винтовых шлицевых канавках, выполненных на приводном валу 8. Ленточная пружина 15, охватывающая кулачковую муфту 14 и свободным концом закрепленная в прорези коробки 7, предотвращает самопроизвольное сцепление муфты 14 с шестерней 9. На сво бодном конце вала 8 жестко закреплен рычаг 16, связанный тросом с рычагом привода тормоза, установленным на руле (не показан) . Пружина 17 кручения, закрепленная одним концом в коробке 7, а другим концом на головке рычага 16, обеспечивает автоматический возврат рычага 16 в исходное положение после ослабления троса рьмагом привода тормоза. На толкателе 11 между шестерней 9 и стенкой 18 корпуса установлена втулка 19, фрикционно связанная с толкателем посредством резинового кольца 20. Устройство работает следующим образом. Усилие руки, приложенное к рычагу на руле, с помощью троса передается на рычаг 16, который поворачивает вал 8 и перемещает вниз по винтовым шлицам муфту 14, удерживаемую от вращения пружиной 15. Муфта входит в зацепление с торцовыми зубьями шестерни 9 и приводит ее во вращение. При этом перемещается связанньй с шестерней посредством зубчатой рейки 10 толкатель 11, который давит на подвижную колодку 4, воздействуя на тормозной диск 2. Одновременно происходит смещение корпуса 3, подвижно связанного с опорой (не показана), в направлении, противоположном движению толкателя, В результате такого смещения корпус 3 . оказывает давление на неподвижную колодку 5, воздействуя на тормозной диск 2 со второй стороны.
В процессе торможения фрикционные накладки 6 изнашиваются и в соответствии со степенью их износа увеличивается величина хода толкателя 11, прижимающего подвижную колодку 4 к тормозному диску. При этом втулка 19, перемещению которой препятствует стенка 18 корпуса, сдвигается по толкателю на величину износа накладо
При снятии усилия с рычага привода тормоза рычаг 16 под воздействием пружины 17 возвращается в исходное положение, в результате чего вал 8 и жестко связанная с ним через кулачковую муфту шестерня 9 начнут вращаться в обратном направлении, отводя толкатель и связанную с ним через пружину 21 подвижную колодку 4 от томозного диска 2.
Во время обратного хода толкателя перемещающаяся вместе с ним втулка
19 войдет в зацепление с зубом шестени 9, как это показано на фиг. 2, в результате чего вращение шес.терни и связанной с ней муфты 14 прекращается и муфта 14, перемещаясь вверх по винтовьтм шлицам вследствие продолжающегося вращения вала 8, выйдет из зацепления с щестерней 9.
Величина обратного хода толкателя 11 вне зависимости от степени износа фрикционных накладок всегда равна зазору между венцомшестерни 9 и обращенным к ней торцом втулки 19. Величина же этого зазора задается в соответствии с той величиной зазора между тормозным диском и фрикционным накладками, которая признается оптимальной.
Использование изобретения позволяет обеспечить автоматичекую компенсацию износа фрикционных накладок.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ | 1999 |
|
RU2156386C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ | 2004 |
|
RU2282072C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА С КУЛАЧКОМ РАЗЪЕДИНЕНИЯ МУФТЫ | 2009 |
|
RU2517638C2 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2019 |
|
RU2780499C2 |
Дисковый тормоз с механическим приводом | 1977 |
|
SU669124A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА С МУФТОЙ С ШАРИКОВЫМИ ФИКСАТОРАМИ | 2009 |
|
RU2517570C2 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2021 |
|
RU2780637C2 |
ВАЛКОВАЯ ДРОБИЛКА "ВИКМАКС-1" | 1991 |
|
RU2023506C1 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2506469C2 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2021 |
|
RU2780361C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ по авт.св. № 669124, отличаю щи и ся тем, что, с цель,ю обеспечения автоматической компенсации износа фрикционных накладок, он содержит элемент стопорения шестерни привода при обратном ходе толкателя, вьтолненный в виде втулки, фрикционно установленной на толкателе между корпусом и шестерней. (Л 4 4
S S19
fO
//
Фи.2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Дисковый тормоз с механическим приводом | 1977 |
|
SU669124A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-06-30—Публикация
1980-03-04—Подача