Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам.
Уровень техники
Известен дисковый тормоз транспортного средства подвижного состава железных дорог [RU 2390449C2], который состоит из корпуса, тормозного цилиндра со встроенным авторегулятором зазора, рычагов клещевого механизма, тяг, башмаков, пластинчатых пружин, фрикционных накладок и тормозного диска.
Недостатками данного устройства являются:
- сложная конструкция с большим количеством пружин и шарниров скольжения, не защищенных от воздействия пыли, грязи и влаги;
- низкая надежность в связи с изменением параметров пружин в процессе эксплуатации;
- отсутствие ручной регулировки зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является зажимное устройство дискового тормоза железнодорожного транспортного средства [RU 108384U1] состоящий из корпуса, тормозного цилиндра, авторегулятора зазора, Н-образных рычагов клещевого механизма, тяг клещевого параллелограммного механизма и тормозных колодок.
Недостатками данного устройства являются:
- недостаточная точность работы авторегулятора зазора вследствие самопроизвольного вращения винта авторегулятора зазора под действием сил инерции после воздействия толкателя или самопроизвольного вращения винта авторегулятора зазора совместно с толкателем, при обратном ходе толкателя;
- отсутствие регулировки зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.
Раскрытие сущности изобретения
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение точности работы авторегулятора зазора и регулировка зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.
Поставленная задача решается за счет того, что в конструкции тормозного блока дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащего корпус в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, согласно новому техническому решению, винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой.
Описание чертежей
Сущность группы изобретений поясняется фигурами:
фиг. 1, фиг. 2 - тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства;
фиг. 3, фиг. 4 - авторегулятор зазора.
Осуществление изобретения
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства содержит: корпус 1, тормозной цилиндр 2, поршень 3, шток 4 с роликом 5, поводок 6 эксцентрикового вала, рычаги 7 с тормозными колодками 8, кулачок 9 установленный на рычаге 10, промежуточный рычаг 11, трос 12 и авторегулятор зазора 13.
Авторегулятор зазора 13 содержит: винт 14 с зубчатым венцом 15, гайку 16, водило 17 с подпружиненной собачкой 18, подпружиненную собачку 19, возвратную пружину 20, головку 21 жестко соединенную с гайкой 16, подпружиненные шарики 22 и упор 23. Резьба винта 14 и гайки 16 выполнена самотормозящей. Зубчатый венец 15, подпружиненная собачка 18 и подпружиненная собачка 19 образуют храповой механизм с двумя собачками.
Концы троса 12 шарнирно соединены с промежуточным рычагом 11 с одной стороны и водилом 17, с другой.
Принцип работы тормозного блока дискового тормоза железнодорожного транспортного средства заключается в следующем: при подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 2 поршень 3 со штоком 4 и роликом 5 перемещает поводок 6 эксцентрикового вала, сводит последовательно рычаги 7 и прижимает тормозные колодки 8 к тормозному диску. При снятии давления в тормозном цилиндре 2, встроенная в него пружина возвращает тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства в исходное состояние.
Авторегулятор зазора 13, при подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 2, в случае, когда зазор между тормозной колодкой и тормозным диском не превышает установленной в процессе монтажа или обслуживания величины, за счет использования винта 14 и гайки 16 с самотормозящей резьбой, работает как жесткая тяга. При износе тормозных колодок 6 зазор между ними и тормозным диском увеличивается, соответственно увеличивается свободный ход рычагов 7, поводка 6 эксцентрикового вала и штока 4 с роликом 5. Свободный ход штока 4 будет увеличиваться до тех пор, когда шток 4 с роликом 5 переместит кулачок 9 установленный на рычаге 10 и промежуточный рычаг 11 вытянет конец троса 12, другой конец которого, преодолевая усилие возвратной пружины 20, повернет водило 17 с подпружиненной собачкой 18, подпружиненная собачка 18 выйдет из зацепления с упором 23 и переместится вдоль зубьев зубчатого венца 15, подпружиненная собачка 19 удерживает зубчатый венец 15 и винт 14 от вращения. Авторегулятор зазора 13 находится во взведенном состоянии. После снятия давления в тормозном цилиндре 2 водило 17 с подпружиненной собачкой 18, под действием возвратной пружины 20, возвращается в исходное положение, подпружиненная собачка 19 перемещается вдоль зубьев зубчатого венца 15, а подпружиненная собачка 18 входит в зацепление с зубчатым венцом 15, приводит во вращение зубчатый венец 15 и винт 14, подпружиненные шарики 22 удерживают гайку 16 от вращения совместно с винтом 14, в результате чего авторегулятор зазора 13 увеличит свою длину, разведет закрепленные на нем концы рычагов 7, противоположные концы рычагов 7 с тормозными колодками 8 сойдутся, зазор между тормозными колодками 8 и тормозным диском уменьшится. В исходном положении подпружиненная собачка 18 зафиксирована неподвижно упором 23.
Регулировка зазора между тормозными колодками 8 и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания производится вращением головки 21 авторегулятора зазора 13. При вращении головки 21, с усилием, превышающим усилие подпружиненных шариков 22, происходит вращение гайки 16, винт 14 с зубчатым венцом 15 удерживается от вращения подпружиненной собачкой 18, зафиксированной неподвижно упором 23 и подпружиненной собачкой 19, в результате чего авторегулятор зазора 13 изменит свою длину, изменится положение рычагов 7 и, соответственно, зазор между тормозными колодками 8 и тормозным диском.
Предложенная конструкция, позволяет повысить точность работы авторегулятора зазора и регулировать зазор между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2019 |
|
RU2780499C2 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2021 |
|
RU2780637C2 |
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2556824C1 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2021 |
|
RU2780500C2 |
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства | 2018 |
|
RU2724200C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2537008C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2008 |
|
RU2390449C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ | 2012 |
|
RU2505442C1 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2017 |
|
RU2680029C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2650337C1 |
Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, в котором винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой. Технический результат - повышение точности работы авторегулятора зазора и регулировка зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания. 4 ил.
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, отличающийся тем, что винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой.
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2556824C1 |
Дисковый тормоз | 1980 |
|
SU870797A2 |
Дисковый тормоз | 1987 |
|
SU1548552A1 |
Авторы
Даты
2022-09-21—Публикация
2021-02-25—Подача