Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства Российский патент 2022 года по МПК B61H5/00 F16D65/92 F16D63/00 

Описание патента на изобретение RU2780361C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам.

Уровень техники

Известен дисковый тормоз транспортного средства подвижного состава железных дорог [RU 2390449C2], который состоит из корпуса, тормозного цилиндра со встроенным авторегулятором зазора, рычагов клещевого механизма, тяг, башмаков, пластинчатых пружин, фрикционных накладок и тормозного диска.

Недостатками данного устройства являются:

- сложная конструкция с большим количеством пружин и шарниров скольжения, не защищенных от воздействия пыли, грязи и влаги;

- низкая надежность в связи с изменением параметров пружин в процессе эксплуатации;

- отсутствие ручной регулировки зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является зажимное устройство дискового тормоза железнодорожного транспортного средства [RU 108384U1] состоящий из корпуса, тормозного цилиндра, авторегулятора зазора, Н-образных рычагов клещевого механизма, тяг клещевого параллелограммного механизма и тормозных колодок.

Недостатками данного устройства являются:

- недостаточная точность работы авторегулятора зазора вследствие самопроизвольного вращения винта авторегулятора зазора под действием сил инерции после воздействия толкателя или самопроизвольного вращения винта авторегулятора зазора совместно с толкателем, при обратном ходе толкателя;

- отсутствие регулировки зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.

Раскрытие сущности изобретения

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение точности работы авторегулятора зазора и регулировка зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.

Поставленная задача решается за счет того, что в конструкции тормозного блока дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащего корпус в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, согласно новому техническому решению, винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой.

Описание чертежей

Сущность группы изобретений поясняется фигурами:

фиг. 1, фиг. 2 - тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства;

фиг. 3, фиг. 4 - авторегулятор зазора.

Осуществление изобретения

Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства содержит: корпус 1, тормозной цилиндр 2, поршень 3, шток 4 с роликом 5, поводок 6 эксцентрикового вала, рычаги 7 с тормозными колодками 8, кулачок 9 установленный на рычаге 10, промежуточный рычаг 11, трос 12 и авторегулятор зазора 13.

Авторегулятор зазора 13 содержит: винт 14 с зубчатым венцом 15, гайку 16, водило 17 с подпружиненной собачкой 18, подпружиненную собачку 19, возвратную пружину 20, головку 21 жестко соединенную с гайкой 16, подпружиненные шарики 22 и упор 23. Резьба винта 14 и гайки 16 выполнена самотормозящей. Зубчатый венец 15, подпружиненная собачка 18 и подпружиненная собачка 19 образуют храповой механизм с двумя собачками.

Концы троса 12 шарнирно соединены с промежуточным рычагом 11 с одной стороны и водилом 17, с другой.

Принцип работы тормозного блока дискового тормоза железнодорожного транспортного средства заключается в следующем: при подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 2 поршень 3 со штоком 4 и роликом 5 перемещает поводок 6 эксцентрикового вала, сводит последовательно рычаги 7 и прижимает тормозные колодки 8 к тормозному диску. При снятии давления в тормозном цилиндре 2, встроенная в него пружина возвращает тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства в исходное состояние.

Авторегулятор зазора 13, при подаче сжатого воздуха в тормозной цилиндр 2, в случае, когда зазор между тормозной колодкой и тормозным диском не превышает установленной в процессе монтажа или обслуживания величины, за счет использования винта 14 и гайки 16 с самотормозящей резьбой, работает как жесткая тяга. При износе тормозных колодок 6 зазор между ними и тормозным диском увеличивается, соответственно увеличивается свободный ход рычагов 7, поводка 6 эксцентрикового вала и штока 4 с роликом 5. Свободный ход штока 4 будет увеличиваться до тех пор, когда шток 4 с роликом 5 переместит кулачок 9 установленный на рычаге 10 и промежуточный рычаг 11 вытянет конец троса 12, другой конец которого, преодолевая усилие возвратной пружины 20, повернет водило 17 с подпружиненной собачкой 18, подпружиненная собачка 18 выйдет из зацепления с упором 23 и переместится вдоль зубьев зубчатого венца 15, подпружиненная собачка 19 удерживает зубчатый венец 15 и винт 14 от вращения. Авторегулятор зазора 13 находится во взведенном состоянии. После снятия давления в тормозном цилиндре 2 водило 17 с подпружиненной собачкой 18, под действием возвратной пружины 20, возвращается в исходное положение, подпружиненная собачка 19 перемещается вдоль зубьев зубчатого венца 15, а подпружиненная собачка 18 входит в зацепление с зубчатым венцом 15, приводит во вращение зубчатый венец 15 и винт 14, подпружиненные шарики 22 удерживают гайку 16 от вращения совместно с винтом 14, в результате чего авторегулятор зазора 13 увеличит свою длину, разведет закрепленные на нем концы рычагов 7, противоположные концы рычагов 7 с тормозными колодками 8 сойдутся, зазор между тормозными колодками 8 и тормозным диском уменьшится. В исходном положении подпружиненная собачка 18 зафиксирована неподвижно упором 23.

Регулировка зазора между тормозными колодками 8 и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания производится вращением головки 21 авторегулятора зазора 13. При вращении головки 21, с усилием, превышающим усилие подпружиненных шариков 22, происходит вращение гайки 16, винт 14 с зубчатым венцом 15 удерживается от вращения подпружиненной собачкой 18, зафиксированной неподвижно упором 23 и подпружиненной собачкой 19, в результате чего авторегулятор зазора 13 изменит свою длину, изменится положение рычагов 7 и, соответственно, зазор между тормозными колодками 8 и тормозным диском.

Предложенная конструкция, позволяет повысить точность работы авторегулятора зазора и регулировать зазор между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания.

Похожие патенты RU2780361C2

название год авторы номер документа
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2019
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780499C2
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2021
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780637C2
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2556824C1
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2021
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2780500C2
Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства 2018
  • Ананьев Андрей Михайлович
  • Антонов Денис Михайлович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Зотов Олег Викторович
  • Косарев Павел Иванович
  • Курочкин Александр Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Охотников Виктор Григорьевич
RU2724200C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Авдеев Александр Владимирович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2537008C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2008
  • Батенков Владимир Александрович
  • Авдеев Александр Владимирович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Косарев Павел Иванович
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2390449C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2012
  • Кириков Александр Константинович
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Трепачева Татьяна Владиславовна
RU2505442C1
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2017
  • Гущин Павел Александрович
  • Ковин Дмитрий Владимирович
  • Петров Антон Олегович
  • Подлесников Ярослав Дмитриевич
RU2680029C1
ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Власов Павел Валерьевич
  • Мошков Алексей Александрович
  • Ананьев Андрей Михайлович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
  • Косарев Павел Иванович
  • Зотов Олег Викторович
  • Тихонов Антон Валерьевич
RU2605663C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 780 361 C2

Реферат патента 2022 года Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к тормозному оборудованию железнодорожных транспортных средств, в частности к дисковым тормозам. Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, в котором винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой. Технический результат - повышение точности работы авторегулятора зазора и регулировка зазора между тормозными колодками и тормозным диском в процессе монтажа или обслуживания. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 780 361 C2

Тормозной блок дискового тормоза железнодорожного транспортного средства, содержащий корпус, в котором давление сжатого воздуха, воздействуя на поршень тормозного цилиндра, через авторегулятор зазора и рычаги передается на тормозные колодки, причем авторегулятор содержит зубчатый венец с двумя подпружиненными собачками, винт зубчатого венца, гайку, при вращении которой винт зубчатого венца удерживается от вращения собачками, изменяя длину авторегулятора и зазор между тормозными колодками и тормозным диском, отличающийся тем, что винт зубчатого венца и гайка авторегулятора выполнены с самотормозящейся резьбой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2780361C2

ТОРМОЗНОЙ БЛОК ДИСКОВОГО ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Батенков Владимир Александрович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Мошков Алексей Александрович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2556824C1
Дисковый тормоз 1980
  • Юденко Вячеслав Яковлевич
  • Стреблеченко Геннадий Иванович
  • Брыков Александр Сергеевич
  • Свичинский Николай Андреевич
  • Шаров Михаил Александрович
  • Шевчук Владимир Петрович
SU870797A2
Дисковый тормоз 1987
  • Сугробов Михаил Иванович
  • Нестеренко Владимир Николаевич
  • Васильев Валерий Павлович
SU1548552A1

RU 2 780 361 C2

Авторы

Антонов Денис Михайлович

Батенков Владимир Александрович

Власов Павел Валерьевич

Косарев Павел Иванович

Макаров Алексей Иванович

Тихонов Антон Валерьевич

Даты

2022-09-21Публикация

2021-02-25Подача