Изобретение относится к нефтегазодобыванмдей промышленности, а именЯо к якорным устройствам используемым при испытании нефтяных и газовых скважин. Известен якорь, содержащий корпус с радиальньми каналами и фиксаторами подпружиненнвлй патрубок, выполненный в виде дифференциального псчршня недостаткс1М устройст-ва относится необходимость сбрасывания с поверхности груза для перевода якоря из транспортного положения в рабочее Известен также якорь, включающий корпус с выступом, жестко связанный с ним корпус с плашками, установленный с возмсяцностью взаимодействия с выступом корпуса фонарь, связанный с фонарем патрубок с окнами под плаш ку и взаимодействующие с втулкой пальцы, размещенные в пазах корпуса L2. Однако известный якорь недостаточ но Надежен, так как в случае испытания скважины в комплексе с геофизическими исследованиями установка якоря должна проводиться при спущенных на каротажном кабеле внутри устройства геофизических приборах и загерметизированном устье. При этсм для установки якоря необходимо совершить одновременно вращение и осевое перемещение труб, что требует установки на устье специального оборудования. Цель изобретения - повышение надежности при испытании скважин с герметизированным устьем. Поставленная цель достигается тем, что в якоре, включающем корпус с выступом, жестко связанный с корпу сом конус с плашками, установленный с возможностью взаимодействия с выступом корпуса фонарь/ связанный с фо нарем патрубок с окнами под плашки и взаимодействующие с втулкой пальцы, размещенные в пазах корпуса, фонарь и патрубок телескопически связаны ле вой резьбой, а на взаимодействующих поверхностях корпуса и фонаря выполнены соответственно пазы и выступы. При этом, выступы фонаря и пазы корпуса имеют наклонные скосы. На фиг. 1 показан общий вид якоря в процессе спуска в скважинуj на фиг. 2 - развертка фигурного паза корпуса. Чкорь состоит из корпуса 1 с конусом 2, на котором установлены плаш ки 3. На корпусе 1 выполнен замкнуты фигурный паз 4, в котором установлен пгшец 5, закрепленный во втулке 6, концентрично расположенной на корпусе 1, что образует замковь1й механизм На корпусе установлен фрикционный фонарь 7, связанный с патрубком В левой резьбой 9, который имеет окна для размещения плашек 3 и в котором размещена втулка 6. В верхней части фонаря 7 имеются выступы 10, а на выступе корпуса в месте взаимодействия с фонарем-пазы 11, в которые при спуске входя выступы фонаря. Фигурный паз 4 корпуса 1 имеет нижний ft и верхний Г наклонные скосы и удлиненную прорезь I . Якорь работает следующим образом. ,В процессе спуска якорь находится в транспортнсял положении, при зтом плашки 3 чуть смещены вверх, но спрятаны в окнах патрубка 8, препятствующего их смещению вверх. Патрубок 8 связан с фонарем 7, который упирается в г-оловку корпуса 1. Поворот труб в процессе спуска не выводит якорь из транспортного положения, так как корпус 1 связан с фонарем 7 и через плашки 3 с патрубком 8. По достижении заданной глубины для перевода якоря в рабочее положение его смещают вверх на несколько сантиметров, при этом фонарь 7 смещается вниз относительно корпуса 1, и выступы 10 и пазы 11 выходят из зацепления, затем вращают трубы вправо. При этом фонарь 7 смещается вниз относительно корпуса 1 и патрубка 8, образуя зазор между ними. Величина этого зазора регламентирует максимальный выход плашек 3. Дальнейшее управление якорем проводится только с перемещениями труб, при этс, когда палец 5 находится в положенииt, якорь свободно перемещается вниз, а при последовательных перемесаениях якоря сначала вверх, а затем вниз палец 5 попадает в длинный паз ,патрубок: 8 смещается вверх относительно корпуса 1 и выдвигает плашки 3 до зацепления со стенками скважины. Для перестановки якоря проводится натяжка инструмента, при этом плашки вькодят из зацепления со стенками скважины, после чего плашки 3, удерживаемые фонарем 7 на месте, полностью втягиваются, а палец 5 выходит из длинной прорези В фигурного паза, затем попадает в следующий наклонный скос паза и устанавливается в следующем промежуточном положении. Якорь при этом свободно идет вверх. При движении вниз палец переходит в следующее транспортное положение, что позволяет переставить его на нижний объект. Последующая установка производится сначала натяжкой, а затем посадкой инструмента. Для исключения самопроизвольного перехода якоря из транспортного положения в рабочее на пазах корпуса и выступах фонаря выполнены наклонные скосы, компенсирующие незначительный случайный поворот якоря в скважине, что повышает надежность работы.
в
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕРМОСТОЙКИЙ ПАКЕР | 2002 |
|
RU2267003C2 |
ЯКОРЬ | 2007 |
|
RU2361059C1 |
Устройство для перекрытия скважины | 1986 |
|
SU1350333A1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ПАКЕР | 2002 |
|
RU2294427C2 |
Якорь | 1985 |
|
SU1361317A1 |
Якорь для скважин | 1982 |
|
SU1105605A1 |
ТЕРМОСТОЙКИЙ ПАКЕР | 2010 |
|
RU2482263C2 |
ПАКЕРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2029065C1 |
ЯКОРЬ СКВАЖИННЫЙ | 2020 |
|
RU2743120C1 |
Универсальный пакер | 1989 |
|
SU1789660A1 |
JM
,г
5 б
wm
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Якорь | 1980 |
|
SU911009A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Сухоносов Г.Д | |||
Испытание необсаженных скважии | |||
М., Недра, 1978, 4с.60-62 (прототип) |
Авторы
Даты
1984-07-15—Публикация
1983-05-23—Подача