Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть применено при секционном креплении скважин обсадными колоннами. Известен способ отсоединения бурильных труб от секции обсадной колонны, предусматривающий расчет уси лия на крюке от действия собственн го веса; бурильных труб в скважине, плавное перемещение труб вниз для уменьшения усилия на крюке до расчетной величины с целью разгрузки левого резьбового соединения, контроль разгрузки по индикатору веса, размыкание ротора и поворот бурильных труб толчками вправо с подсчетом числа оборотов, проверку факта страгивания резьбы по величине холостого Хода обратного врамения ротора, отвинчивание резьбы при одновременном приподнимании бурильных труб до полного вывода резьбы из зацепленця . Определение расчетным путем собственного веса бурильных труб, т.е усилия на крюке от их массы вызывает большие затруднения. Нестабильность плотности жидкости в трубах и затруб ном пространстве, сложность учета потерь на трение, частичная разгрузка колонны на стенки в искривленных скважинах и другие причины не позволяют выполнять расчет с надлежащей точностьк, причем величина ошибки для глубоких и искривленных скважин может быть очень значительной. Для более точной оценки собствен ного веса в сложных скважинах практикуют спуск бурильных труб до глубины установки разъединителя с записью соответствуквдих показателей индикатора веса. Наиболее близким к изобретению является способ отсоединения бурильных труб от секции обсадной колонны влевом резьбовом Ьоединении. включающий осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соеди нения, контроль разгрузки по индикатору веса и последующее отвинчива ние 2. Недостатком известного способа при подвешивании секции на цементном камне является действие на ее верхнюю часть осевых, а при потере устой чивости бурильных труб и радисшьных усилий, что может привести к снижению качества крепления скважины. Обычно, достаточно разгрузить буриль ные трубы на 3-5 т. Однако в сложных скважинах из-за неточностей в Расчетах и контроле веса бурильных труб для гарантии развинчивания нагрузка на упорный подшипник может достигать 10-15 т. Под действием такой нагрузки возможна потеря продольной .устойчивости головы сек дии обсадной колонны, а также разрушение неокрепшего цементного камня в затрубном пространстве, увод в сторону головы секции и, как следствие, затруднение при последующей стыковке. Цель изобретения - повышение надежности отсоединения за счет упоощения контроля разгрузки левого резьбового соединения. Указанная цель достигается тем, что согласно способу отсоединения бурильных труб от секций обсадной колонны в левом резьбовом соединении, включающему осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соединения, контроль разгрузки по индикатору веса и последующее отсоединение, контроль разгрузки, по индикатору веса осуществляют по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб. На фиг.1 и 2 показаны устройства, с помощью которых осуществляется способ/ на фиг.З - устройство в момент разгрузки левого резьбового соединения; на фиг.4 - график изменения показателей индикатора веса при перемещении вниз бурильных труб. Пример 1. Устройство ( фиг. состоит из левого резьбового переводника, корпус которого закреплен на обсадной трубе 6, а ниппель 1 расположен на несущем стволе 2, закрепленном на бурильных трубах 3. Между ниппелем и несущим стволом имеется скользящее соединение 4. Величина свободного осевого хода несущего ствола 2 относительно ниппеля 1 принимается не менее 3-4 кратной длины резьбового ниппеля. Такая величина осевого хода обеспечивает четкий и безошибочный контроль полной разгрузки левой резьбы от осевых УСИЛИЙ. Пример 2. УСТРОЙСТВО (фиг.2) состоит из несущего ствола, выполненного разъемами 1 и 2, в разъеме которого расположено соединение в виде корпуса 3 с размещенными в нем кулачковыми полумуфтами 4, закрепленными на обеих частях несущего ствола с возможностью осевого перемещения. КОРПУС левого оезьбового.переводника 5 соединен с обсадной колонной б, ниппель 7 закреплен на нижней части несущего ствола 1, а верхняя часть 2 соединена с бурильными трубами. Такая конструкция несущего ствола обеспечивает независимое вращение его частей относительно друг друга, а при осевом перемещении позволяет передать через муфтовое соединение крутящий момент для отвинчивания ниппеля. Длину перемещения кулачков в зацеплении (. принимают не менее 3-4 кратной длины левого резьбового переводника. Для плавного и беспрепятственного ввода кулачков в зацепление послед ние выполнены с двумя гранями, одна из которых параллельна оси устройства, а другая выполнена по винтовой линии. Выполнение несущего ство ла разъемным позволяет, при необходимости, вращать бурильные трубы :вниз и ввести кулачки в зацепление. Способ отсоединения бурильных труб с использованием предлагаемых устройств осуществляют следующим образом. Бурильные трубы плавно перемещают вниз с контролем по индикатору веса за плавностью изменения на крю ке без учета количественных показателей индикатора. Определяют полную разгрузку в левом резьбовом соединении по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб. Осуществляют разишкание р тора и развинчивание левой резьбы. Для наглядного представления о работе устройства при осуществлении способа рассмотрим график ( фнг. изменения показаний индикатора веса при перемещении бурильных труб вниз В начальный момент на крюк действует сила Q от массы секции обсадочной колонны Q, и бурильных труб G.- (точка а на графике/ ОТI / Л / .По мере перемещения бурильный труб нагрузка на крюке уменьшается за счет подвешивания секции на цементный камень, ( линия а-Ъ). В точке , бурильные трубы освободятся от массы секции, а индикатор веса будет показывать только усилие от массы бурильных труб. При дальнейшем перемещении показания индикатора веса изменяться не будут. Участок Ъ-с на диаграмме соответствует величине свободногб осевого хода несущего ствола, равного 8 (фиг. 1 и 2). В точке с выступ несущего ствола упрется в нип- . пель (фиг, 2) , а кулачки муфты (фиг. З) полностью войдут в зацепление, и начнется разгрузка бурильных труб на голову секции, это соответствует линии с-Ы f чего допускать нельзя. На практике, после момента остановки стрелки индикатора следует перемещать бурильные трубы только на величину Е-«(, 5-2) Ь , где Ъ долина левой резьбы соединения. Использование предложенного способа позволяет исключить затраты, связанные с необходимостью дополнительного спуска бурильных труб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подвески секций обсадных колонн | 1984 |
|
SU1314022A1 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2361063C1 |
Разъединитель эксплуатационной колонны | 2023 |
|
RU2807169C1 |
Устройство для спуска секций обсадных колонн | 1978 |
|
SU713985A1 |
Клиновая подвеска потайной колонны обсадных труб | 1989 |
|
SU1654553A1 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ "РОНС" | 2008 |
|
RU2370624C1 |
Устройство для спуска секций обсадных колонн | 1979 |
|
SU976030A2 |
Устройство для спуска и подвески нижней секции обсадной колонны | 1986 |
|
SU1442643A1 |
УСТРОЙСТВО ПОДВЕСКИ И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ОТ ТРАНСПОРТНОЙ КОЛОННЫ | 2021 |
|
RU2766980C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ И ГЕРМЕТИЗАЦИИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ | 2004 |
|
RU2266391C1 |
СПОСОБ ОТСОЕДИНЕНИЯ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ ОТ СЕКЦИИ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В ЛЕВОМ РЕЗЬБОВОМ СОЕДИНЕНИИ, включающий .осевое перемещение бурильных труб для разгрузки резьбового соединения,, контроль разгрузки по индикатору веса и последунзщее отсоединение, отличающийся тем, что, с целью повьвиения надежности отсоединения за счет упрощения контроля оазгоузки левого оезьЛлвого соединения, контроль разгрузки по индикатору веса осуществляется по стабилизации веса на крюке при непрерывном движении бурильных труб. (Л ю оо со О)
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Булатов А.И | |||
Справочник по креплению неЛтяных и газовых скважин, М., Недра, 1977, с.120 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гончаров А.Н | |||
Испытание резьбового разгруженного разединителя | |||
РНТС .Бурение, 1980, № 7 (прототип). |
Авторы
Даты
1984-07-15—Публикация
1982-07-21—Подача