Двигатель внутреннего сгорания с жидкостным и воздушным охлаждением Советский патент 1984 года по МПК F01P9/04 

Описание патента на изобретение SU1113578A1

1 Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для воздушного и жидкостного охлаждения поршневых двигателей вну реннего сгорания, например дизелей. Известен двигатель внутреннего сгорания (две) с устройством для во душного охлаждения цилиндра и головки, в котором полость охлаждения в верхней части цилиндра образована кольцевой канавкой по его наружной поверхности и наружным буртом голов ки, охватывающим верхнюю ч-асть цилиндра. Нижний кьнец полости вьтолней открытым для входа в нее охлаждающего воздуха СП. IОднако зффективность полости в отношении отвода тепла от верхней части цилиндра недостаточна, так как при прямоугольной форме поперечного сечения кольцевой канавки нево можно путем увеличения глубины канавки уменьшить толщину стенки цилиндра до минимального значения, определяемого прочностью стенки, и, тем самым, снизить температуру на нагреваемой поверхности цилиндра до уровня, при котором сохраняются нормальные условия смазки пары цилиндр-поршневое кольцо, не вызывая при этом повьшгенных деформаций верх ней зоны цилиндра, приводящих к задирам и заклиниванию поршня, Кроме того, мала площадь охлаждаемой поверхности также снижает эффективность кольцевой полости. Известен также ДВС с жидкостным и воздушным охлаждением, содержащий по меньшей мере один оребренный цилиндр, во внутренней попости которо го установлен поршень с компрессион ными и маслосъемныМ кольцами, голов ку цилиндра с буртом и полость охлаж дения верхней части цилиндра, сооб. щенную при помощи каналов для подво.да и отвода охлаждающей жидкос,ти с системой смазки двигателя С2. В известном двигателе цилиндр им ет повышенную теплонапряженность стенок в зоне верхнего компрессионного кольца и, кроме того, усложнена технология выполнения полости охлаж дения в отливке цилиндра Цель изобретения - повьш1ение эффективности охлаждения верхней цилиндра. Поставленная цель достигается те что в ДВС с жидкостным и воздушным 8I охлаждением, содержащем по меньшей мере один оребренный цилиндр, во внутренней полости которого установлен поршень с компрессионными и маслосъемным кольцами, головку цилиндра с буртом и полость охлаждения верхней части цилиндра, сообщенную при помощи каналов для подвода и отвода охлаждающей жидкости с системой смазки двигателя полость охлаждения верхней части цилиндра выполнена в виде ряда кольцевых канавок переменной глубины, основания которых расположены по вогнутой в сторону зеркала цилиндра поверхности, канавка с максимальной глубиной расположена в зоне верхнего компрессионного кольца при положении поршня в верхней мертвой точке. (ВМТ), перемычки между канавками снабжены проточками для распределения охлаждающей жидкости, а бурт головки охватьтает полость охлажденияи снабжен отверстиями для подвода и отвода охлаждающей жидкости, расположенными на уровне канавки с максимальной глубиной, Каналы для подвода и отвода охлаждагацей ядадкости расположены в стенке цилиндра параллельно его оси на стороне, противоположной направлению потока охлаждающего воздуха , На фиг. 1 представлен поршневый двигатель внутреннего сгорания с жидкостным и воздушным охлаждением, вертикальный поперечный разрез, на фиг, 2 - сечение А-А на фиг, 1; на фиг, 3 - сечение Б-Б на 4мг. 1, на фиг, 4 - полость охлаждения, разрез (стрелка4 1И показано напраншение потока охлаждающей жидкости). Двигатель содержит оребренный цилиндр 1, головку 2 цилиндра с днищем 3, охлаждаюпшми каналами 4 в днище 3 и наружным буртом 5, охватывающим верхнюю часть цилиндра 1. Полость охлаждения выполнена в виде ряда кольцевых канавок 6 переменной глубины, основания которых расположены по вогнутой в сторону зеркала цилиндра поверхности 7, причем канавка 8 с максимальной глубиной расположена в зоне верхнего компрессионного кольца 9 при положении поршня 10 в ВМТ. Кольцевые канавки 6 с буртом 5 образуют замкнутую полость о ажде3ния. В бурте 5 выполнены радиальные отверстия 11 и 12 для подвода и отвода охлаждающей жидкости на уровне канавки 8 с максимальной глубиной. Перемычки 13 между канавками снабже ны проточками 14 и 15, служащими для выравнивания местных гидравлических сопротивлений на входе жидко ти в канавки между перемычками и на ее выходе из этих канавок. , Подводящее отверстие 11 сообщено с напорной магистралью 16 системы 4Смазки двигателя через первый соеди интельный канал 17 в бурте 5 и подводящий канал 18 в стенке цилиндра а также через напорный канал 19 в стенке картера 20. Отводящее отверс тие 12 сообщено с полостью 21 карте ра 20 через второй соединительный канал 22 в бурте 5, охлаждающие каналы 4 в днище 3, третий соединител ньй канал 23 в бурте 5, отходящий канал 24 в стенке цили1щра 1 и слив ной канал в стенке картера 20. Каналы 17 и 18, а также каналы 22 к 22 к отводящий канал 24 параллельны оси цилиндра 1 и расположены в стенке цилиндра на стороне, противоположной входу потока охлаждающего воздуха. При работе наружная поверхность цилиндра 1 охлаждается потоком возд ха, подаваемого, например, вентилятором. Жидкость, в частности масло, отбирается из напорной магистрали 16 системы смазки двигателя с помощью канала 19 в стенке картера 20 и поступает в канал 18 в стенке цилин ра t, а из него в соединительный ка нал 17 и через отверстие 11 в бурте 5 головки 2 охлаждающая жидкость по дается в кольцевую полость охлаждения, образованную канавками 6 переменной глубины на наружной- поверхности цилиндра 1. Жидкость распределяется по канавкам 6 с помощью проточки 14 в перемычках 13. Б каждой канавке масло движется двумя частичными потоками, омывающими стенку цилиндра в поперечном, по от 84 ношению к оси цилиндра направлении. Затем зти частичные потоки вновь соединяются с помощью проточки 15 в перемычках 13, по отверстию 12 и соединительному каналу 22 масло поступает в охлаждающие каналы 4 в днище головки 2, а из них че,рез канап 23 в бурте 5 головки 2 и канал 24 в стенке цилиндра 1 - в сливной канал в картере 20 двигателя. Таким образом, двигатель согласно изобретению обладает следукицими преимуществами. Высокая эффективность локального жидкостного охлаждения и радиальная жесткость верхней части цилиндра обеспечиваются тем, что вогнутость кольцевой полости в сторону зеркала цилиндра позволяет уменьшать толщину стенки цилиндра в наиболее ответственной зоне верхнего компрессионного кольца при положении поршня в ВМТ до минимального значения, определяемого прочностью стенки и, тем самым, снизить температуру на нагретой поверхности цилиндра до уровня, при котором сохраняются нормальные условия смазки пары кольцо-цилиндр, не вызывая при этом значительных деформаций верхней части цилиндра. Кольцевые канавки переменной глубины выполняются механической обработкой с малым luaroM, в результате чего площадь охлаждаемой повёрхност верхней зоны цилиндра резко увеличивается, а перемычки между канавками также позволяют повысить скорость движения потока охлаждающего, масла в кольцевой полости и создать турбулентный режим течения, обеспечивающий высокий коэффициент теплоотдачи от стенки цилиндра. Так как подводящий и отводящий каналы для охлаждающей жидкости расположены рядом друг с другом на стороне, противоположной направлению потока охлаждающего воздуха, имеющей более высокую температуру, снижается теплонапряженность г.илиндра.

Фиг,1

Похожие патенты SU1113578A1

название год авторы номер документа
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Бухалов Григорий Владимирович
RU2111371C1
Блок цилиндров поршневого двигателя 1977
  • Исаев Евгений Васильевич
  • Взоров Борис Аркадьевич
  • Кораблев Валерий Викторович
  • Ройфберг Зусь Маркович
  • Антонов Павел Андреевич
  • Израильский Владимир Яковлевич
  • Гриднев Вячеслав Викторович
  • Иванов Петр Ефимович
  • Воробьев Иван Яковлевич
  • Голубович Михаил Михайлович
  • Шафаревич Александр Степанович
  • Рубинштейн Шолом Яковлевич
  • Муханько Алексей Васильевич
  • Фонштейн Николай Александрович
  • Никонов Евгений Васильевич
  • Дробышевский Чеслав Брониславович
  • Слободич Геннадий Никитович
SU699219A2
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 2009
  • Сажнов Александр Викторович
RU2430244C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания (варианты) 2016
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2616686C1
Газопоршневой двигатель электроагрегата 2023
  • Черемушкин Андрей Николаевич
  • Романычев Дмитрий Васильевич
  • Лимонов Александр Константинович
RU2802562C1
Цилиндропоршневой узел насоса 1986
  • Душко Олег Викторович
  • Пындак Виктор Иванович
  • Савельев Василий Афанасьевич
SU1388582A1
Составной поршень для двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Кривошеев Игорь Александрович
  • Хисаев Инис Абзалович
SU1255730A1
Головка цилиндров 1981
  • Исаев Евгений Васильевич
  • Взоров Борис Аркадьевич
  • Адамович Анатолий Всеволодович
  • Яковишин Александр Ефимович
  • Брайнман Феликс Абрамович
  • Коваль Иван Андреевич
  • Еременко Борис Степанович
  • Ганзюк Борис Михайлович
SU954588A1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания (варианты) 2015
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2613478C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 113 578 A1

Реферат патента 1984 года Двигатель внутреннего сгорания с жидкостным и воздушным охлаждением

1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ И ВОЗДУШНЫМ ОХЛАДЦЕНИЕМ, содержащий по меньшей мере один оребренный цилиндр, во внутренней полости которого установлен пор1вень с компрессионньми и маслосъемным кольцами, головку цилиндра с буртом и полость охлаждения верхней части цилиндра, сообщенную при помощи каналов для подвода и отвода охлаждающей жидкости с системой смазки двигателя, отличающийс я тем, что, с целью повьтения эффективности охлаждения, полость охлаждения верхней части циливдра выполнена в виде ряда кольцевых канавок переменной глубины, основания которых расположены по вогнутой в сторону зеркала цилиндра поверхности, канавка с максимальной глубиной расположена в зоне верхнего компрессионного кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, перемычки между канавками снабжены проточками для распределения охлаждакицей жидкости, а бурт головки охватывает полость охлаждения и снабжен S отверстиями для подвода и отвода охлаждающей жидкости, расположенны(О ми на уровне канавки с максимальной глубиной. с 2. Двигатель по п.1, о т ли чающийся тем, что каналы для подвода и отвода охлаждающей жидкости расположены в стеике цилиндра параллельно его оси на стороне, противоположной направления потока со охлаждающего воздуха. 01 00

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1113578A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ регистрации импульсного инфракрасного излучения на галогенсеребряных материалах 1985
  • Горлин Геннадий Борисович
  • Парицкий Лев Георгиевич
  • Тиснек Татьяна Владимировна
SU1278793A1
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка 1922
  • Тарасов К.Ф.
SU46A1
Приспособление к комнатным печам для постепенного сгорания топлива 1925
  • Галахов П.Г.
SU1963A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
1971
SU426057A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 113 578 A1

Авторы

Исаев Евгений Васильевич

Пустовалов Игорь Викторович

Донченко Анатолий Степанович

Яковишин Александр Ефимович

Адамович Анатолий Всеволодович

Мацеренко Иван Прокопьевич

Меньшенин Геннадий Григорьевич

Столбов Михаил Сергеевич

Горбунов Вячеслав Петрович

Воропаев Виктор Викторович

Даты

1984-09-15Публикация

1982-12-10Подача