1 . . Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока, например, в автоматизированном электроприводе постоянного тока. Известен электропривод постоянного toKa, содержащий двигатель, делитель напряжения и резистор, образующие с якорной обмоткой двигателя мостовую схему, в измерительную диагональ которой включены тиристоры, причем база одного транзистора подключена к делителю, база и коллектор 1другого транзистора Соединены между собой через второй резистор, а их эмиттеры связаны и третий резистор подключены к выводу источника питания СП. . Однако достаточная точность регулирования частоты врап1ения двигателя этого устройства обеспечивается лиш при незначительном изменении момент нагрузки и на холостом ходу. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является элек тропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора через делитель напряжени средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через втор резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с эмиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом источника питания, база второго транзистора соединена с эмиттером третьего транзистора, базаколлекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-эмиттерный переход регулирующего транзистора шунтирован пятым резистором. Устройство обеспечивает регулирование частоты вращения двигателя после отпирания регулирующего транзистора. Для отпирания регулирующего транзистора без специ- альных запускающих устройств, необ9ходимо, чтобы транзисторы усилителя были германиевые, у которых ток утечки коллектора достаточно велик. Этот ток утечки служит током базы регулирующего транзистора. При подключении источника питания ток утечки -коллектора усиливающего транзистора приводит к отпиранию регулирующего транзистора и к запуску двигателя С23. Однако ток утечки коллектора у германиевых транзисторов имеет большой температурный коэффициент, его значение удваивается при каждом повьш1ении температуры на , Это ухудшает стабильность регулирования. |Кроме того, все мостовые схемы регулирования имеют характерные недостатки: при запуске устройства необходимо, чтобы регулирующий транзистор имел большой коэффициент усиле,ния, но при стабилизации частоты вращения электродвигателя большой коэффйциент усиления приводит к возбуждению схемы регулирования. Целью изобретения является побышение надежности электропривода. Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, подключенные к источнику питания , отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора через делитель напряжения, средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с эмиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом ичтосника питания, база второго транзистора соединена с эмиттером третьего транзистора, база-коллекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-эмиттерный переход регулирующего транзистора, шунтирован пятым резистором, дополнительно введены шестой резистор и четвертьй транзистор, при этом положительньй вывод источника питания через шестой резистор
311
соединен с коллектором второго транзистора и базой четвертого транзистора, коллектор которого подключен к коллектору первого транзистора, а эмиттер 7 к коллектору регулирующего транзистора.
На чертеже приведена схема электропривода постояннрго тока.
Электропривод постоянного тока содержит последовательно соединенные двигатель.1 постоянного тока, резистор 2 и регулирующий транзистор 3, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора 3 через делитель 4 напряжения, средняя точка которого соединена с базой транзистора 5 и через резистор 6 с коллектором транзистора 7 эмиттер которого соединен с эмитте,ром транзистора 5 и через резистор 8 с отрицательным вьшодом источника питания, база транзистора 7 соединена с эмиттером транзистора 9, база-коллекторный переход которого шунтирован резистором 10, общая точка соединения двигателя 1 и резистора 2 соединена с коллектором транзистора 9, база регулирующего транзистора 3 соединена с коллектором транзистора 5, а база-эмиттерный переход регулирующего транзистора 3 шунтирован резистором 11. Положительный вывод источника питания через резистор 12 соединён с коллектором транзистора 7 и базой транзистора 13, коллектор которого подключен к коллектору транзистора 5, а эмиттер - к коллектору регулирующего транзистора 3.
894
Устройство работает следующим образом.
При подключении источника питания его положительный потенциал через резистор 12 прикладывается к базе транзистора 13, а отрицательный потенциал через двигатель 1 и резистор 2 к его эмиттеру. Транзистор 13 открывается и минус источника питания прикладывается к базе регулирующего транзистора 3, который открывается и двигатель 1 набирает обороты.
Открывается транзистор 7 и запирается транзистор 13.
После запуска электродвигателя происходит регулирование частоты вращения двигателя 1 в пределах статической ошибки системы регулирования.
Изменение момента нагрузки на ваг лу двигателя 1 приводит к соответствующему изменению напряжения между точками о иfe, т.е. к изменению базового тока транзистора.5. Это в свою очередь вызывает уменьшение (увеличение) напряжения на резисторе, 8, открывающее (закрывающее) транзистор 7, который через резистор 8 дополнительно закрывает, (открывает) транзистор 5, управляемьй в режиме стабилизации регулирующим транзистором 3.
Таким образом, в режиме пуска регулирующий транзистор 3 управляется транзистором 13, а в режиме стабилизации - транзистором ,5. Это обеспечивает стабильность частоты вращения при заданном пусковом токе, что повьпиает надежность работы электропривода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод постоянного тока | 1990 |
|
SU1714781A2 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1372572A1 |
Электропривод постоянного тока | 1990 |
|
SU1786632A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2081502C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2057390C1 |
Электропривод | 1983 |
|
SU1181103A1 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1328917A1 |
Искробезопасная система электропитания | 1990 |
|
SU1815726A1 |
Электропривод постоянного тока | 1985 |
|
SU1354378A1 |
Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока | 1990 |
|
SU1786631A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирунзщего транзистора через делитель напряжения, средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с змиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом источника питания, база второго транзистора соединена с зммитером третьего транзистора, база-коллекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-змиттерный переход регулирующего транзистора шунтирован пятым резистором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введены шестой резистор и четвертый транзистор, при этом положительный вывод источника питания через щестой резистор соединен с коллектором второго транзистора и базой четвертого транзистора, коллектор которого подключен к коллектору первого транзистора, а змит- тер - к коллектору регулирующего транзистора. сл эо со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока | 1981 |
|
SU964801A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-09-23—Публикация
1983-07-27—Подача