Изобретение относится к многоступенчатым раздаточным корюбкам для транспортных средств.
Известна многоступенчатая раздаточная коробка для транспортного средства, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем воздушными шестернями, снабженный соединительным зуб.чатым венцом параллельный ему труб1чатый промежуточный вал, конец которого выведен, за стенку корпуса, и две опирающиеся на подшипники ведомые шестерни, находящиеся в зацеплении с ведущими шестернями и снабже ные coeдинитeJта ными зубчатьми венцами, расположенными с разных сторон от соединительного зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один из которых размещен внутри трубчатого, промежуточного вала, и переключакицую муфту с зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительньВ4и зубчатыми венцами flT.
t.
Недостатком указанной конструкции
раздаточной коробки является сложность управления раздаточной коробкой, обусловленная наличием двух переключающих муфт, что существенно усложняет работу водителя и увеличивает трудоемкость изготовления коробки.
- . Целью изобретения является упрощение управления блокировкой дифференциала и переключением ступеней путем использования для этого одной переключающей муфты. .
Указанная цель достигается тем. Что Б многоступенчатой рдздаточуой коробке для транспортного средства, содержащей установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями, снабженный соеди штельньм зубчатым венцом, параллельный ему трубчатый промежутоный вал, конец которого введен за стенку корпуса, и две опирающиеся на ПОДШИПНИК ведомые шестерни, находящиеся в.зацеплении с ведущими шестер нями и снабженные соединительными зубчатьыИ венцами, расположенными с разных сторон от соединительного
зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один из которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительными зубчатыми венцами, опорный зубчатый.венец переключающей муфты закреплен на указанном выходном валу между соединительными зубчатыми венцами трубчатого вала и одной из ведомых шестерен, а каретка переключающей муфты вьтолнена с внутренней кольцевой проточкой, ширина которой Iравна по меньшей мере ширине зубчатого венца переключающей муфты.
На фиг.. 1 показана кинематическая схема предлагаемой раздаточной коробки; на фиг. 2 - положение переключакмдей каретки при включенной высшей передаче в раздаточной коробке без ограничения дифференциального эффекта межосевого дифференциала; на фиг. 3 - положение переключающей каретки при включенной высшей передаче в раздаточной коробке и заблокированном межосевом дифференциале; на фиг. 4 - положение переключающей каретки, соответствующее нейтрали в раздаточной коробке; на фиг. 5 - положение переключающей каретки при включенной низшей передаче в раздаточной коробке без ограничения дифференциального эффекте межосевого дифференциала; на фиг. 6 - положение переключающей каретки при включенной низшей передаче и заблокированном межосевом дифференциале. I ,
В корпусе 1 расположен приводимый от двигателя (не показан) через коробку передач (не показана) ведущий вал 2, установленный на двух подшипниках 3 и 4 с жестко закрепленными на нем ведущими шестернями 5 и 6. На параллельном ему трубчатом валу 7, установлевном на двух подшипниках 8 и 9, правый конец 10 которого выведен за стенку корпуса, свободно установлена ведомая шестерня 11, снабженная зубчатым венцом 12, зубчатый венец 13 закреплен неподвижно на противоположном конце трубчатого вала 7. На кон-це 10 трубчатого вала установлен дифференциал 1A, внутри которого, а также внутри трубчатого вала 7 проходит вал 15 привода переднего моста и от которого отходит вал привода задних мостов 16. В дифференциале на валу 15 закреплена центральная шестерня 17, а на валу 16 - шестерня 18 Шестерни 17 и 18 зацеплены с установ ленными на водиле 19 сателлитами 20, Водило 19 жестко закреплено на конце 10 трубчатого вала. На валу 15 свободно установлена шестерня. 21, имеющая зубчатый венец 22, а зубчатый ве нец 23, жестко закрепленный на валу 15, установлен между зубчатым венцом 13 трубчатого вала 7 и зубчатым венгдом 22, Каретка 24 переключающей муф ты 25 выполнена с внутренней кольцевой проточкой 26 и установлена с воз можностью осевого перемещения на зуб чатых венцах 12, 13, 22 и 23 переклю чающей муфты 25. Каретка 24 может быть установлена в любое из пяти фик сированных положений. Раздаточная коробка работает еледующим образом. При движении автомобиля в нормаль ных условиях используют высшую пере,дачу в раздаточной коробке, Положение каретки 24 для указанного режима движения автомобиля показано на фиг,2 Вращающий момент от двигателя передается через ведущий вал 2, шестерни 6 и 11 и зубчатый венец 12 на зубчатый венец 27, каретку 24, зубчатый венец 28, зубчатый венец 13 трубчатого вала, водило 19 дифференциала, сателлиты 20, а далее часть момента через шестерню 18 и вал 16 передается на заднюю тележку, другая часть момента через шестерню 17 и вал 15 передается на передний мост. При этом зубья 28 каретки 24 не входят в зацепление с зубчатым венцом 23 вала 15, и нет ограничения дифферен1щальному эффекту. При необходимости движения автомобиля на высшей передаче с заблокированным дифференциалом каретки 24 передвигают в положение, изображен1ное на , 3.В этом положении каретка 24 блокирует зубчатые венцы 12, 13 и 23, и дифференциальный эффект невозможен. Для получения нейтрали в раздаточной коробке каретку 24 перемещают в положение, изображенное на фиг,4, В этом положении ведомые шестерни вращаются свободно и нет передачи крутящего момента на ведущие мосты. При движении автомобиля в тяжелых условиях включают понижающую передачу в раздаточной Kopto6Ke. Положение каретки 24 для указанного режима движения показано на фиг. 5. Вращающий момент от двигателя передается через ведущий вал 2, шестерни 5, 21 и зубчатый венец 22 на зубчатый венец 28, каретку 24, зубчатый венец 27, зубчатый венец 13 трубчатого вала, далее момент передается на дифференциал, который распределяет его по ведущим мостам, при этом зубчатый венец 23 совмещен с проточкой 26 каретки 24 и нет ограничения дифференциальному эффекту. При необходимости блокировки дифференциала на низшей передаче каретку 24 передвигают в положение, показанное на фиг. 6, В этом положении каретка блокирует зубчатые венцы 22, 23 и 13 и дифференциальный эффект невозможен. Таким образом, выполнение на каретке 24 переключающей муфты 25 кольцевой проточки 26, ширина которой по меньшей мере равна ширине зубчатого венца 23, размещение зубчатого венца 23, закрепленного на валу 15, между зубчатым венцЭм 22 шестерни 21 и зубчатым венцом 13 трубчатого вала, позволяет иметь одну переключающую муфту, что значительно облегчает управление раздаточной коробкой, оборудованной межосевым дифференциалом, и снижает трудоемкость изготовления указанной коробки. Предложенное техническое решение позволяет упростить конструкцию раздаточной коробки и механизма управления ею, исключить применение элект- ропневматического привода механизма блокировки, обладающего недостаточной надежностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2093374C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2171187C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПЕРЕДНИМ И ЗАДНИМ ВЕДУЩИМИ МОСТАМИ | 2012 |
|
RU2486071C1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ВОСЬМИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС | 2022 |
|
RU2823178C2 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС | 2023 |
|
RU2803226C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ С ПРИВОДОМ ВСЕХ КОЛЕС | 2012 |
|
RU2493023C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями, снабженный соединительным зубча:тым венцом, параллельный ему трубчатый промежуточный вал, конец которого выведен за стенку корпуса, и две опирающиеся на подшипники шестерни, находящиеся в зацеплении с ведущими шестернями и снабженные соединительными зубчатыми венцами, расположенными с разны5( сторон от соединительного зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один из которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительными зубчатыми венцами, отличающая ся тем .что, с целью упрощения управлекия блокировкой дифференциала и переключением ступеней путем использования для этого одной переключающей муфты, опорный зубчатьй венец последней (Л закреплен на указанном выходном валу между соединительными зубчатыми венцами трубчатого вала и одной из ведомых шестерен, а каретка переключающей муфты выполнена с внутренней кольцевой проточкой, ширина которой равна по меньше мере ширине зубчатого венца переключающей муфты.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3306043/П ,кл.В 60 К 17/34, 1981. |
Авторы
Даты
1984-11-15—Публикация
1983-07-01—Подача